Растет экономика – растут объемы рынка M&A

833


Растет экономика – растут объемы рынка M&A

На вопросы журнала «Эффективное антикризисное управление» ответил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин

– По оценкам экспертов, объем российского рынка M&A почти достиг докризисных объемов. Что, на ваш взгляд, послужило причиной столь быстрого восстановления таких сделок? Насколько ощутимы на этом рынке ожидания второй волны кризиса?

– Вторая волна кризиса – вечная тема для обсуждения экономистами и политиками. На мой взгляд, европейцы сумеют урегулировать проблемы, связанные с долговыми обязательствами. Сейчас ситуация качественно отличается от ситуации 2008 года. Тогда на рынке отсутствовало доверие и не было понимания глубины бедствия отрасли в целом и, в частности, того или иного банка или компании. Не хватало необходимой информации для оперативной оценки состояния компаний – какие производные бумаги находятся в активах, а также понимания объемов государственной помощи и кому она будет оказана. Ситуация, сложившаяся на рынках сегодня, гораздо понятнее; кроме того, можно говорить о ее локальном характере. В таких странах, как Греция, Испания, Португалия, ситуация непростая, но она решаема. Поэтому вряд ли можно ожидать из ряда вон выходящих проблем, хотя в развитии кризиса всегда есть элемент неожиданности.

В сложившихся условиях рост рынка M&A – вполне закономерное явление. Поскольку экономика растет, то почему бы и рынку M&A не проявлять активность?

– Некоторые эксперты называют среди причин приватизацию государственных объектов, которую можно ожидать в будущем. Вы согласны с этим?

– На данный момент правительством принято стратегическое решение о приватизации государственных объектов, но продажи еще не начались. Полагаю, что сначала необходимо определить способы и варианты приватизации. Так что пока разговоры об этом аспекте преждевременны.

– Говоря о сделках M&A, невозможно обойти вниманием слияние двух основных российских торговых площадок – РТС и ММВБ. Отношение к этой сделке среди участников рынка в целом было неоднозначное: высказывались опасения, что чрезмерно большое внимание уделяется технологическим деталям в ущерб определению стратегии. Каково ваше отношение к тому, как реализуется эта сделка?

– На мой взгляд, технологические детали пока еще проработаны недостаточно. Основной акцент в обсуждении объединения двух площадок делается на вопросы, интересующие в первую очередь акционеров, такие, как адекватная оценка бизнеса и детали сделки. Тогда как для рынка важно создание эффективно функционирующей объединенной площадки с удобными и понятными правилами работы для участников торгов. Но об этом уместно будет говорить тогда, когда появятся ответы на вопросы о том, какое будет программное обеспечение, как будут коммутироваться участники торгов, как физически будет осуществлено объединение площадок РТС и ММВБ, что будет с индексами, какие будут тарифы, какие будут правила торгов, изменятся или нет правила листинга?

Объединение РТС и ММВБ ведет к созданию универсальной эффективной площадки, концентрирующей ликвидность и дающей возможность работы на всех сегментах рынка с наиболее полным набором финансовых инструментов. Такое объединение отвечает мировым тенденциям по объединению и слиянию бирж, но эти возможности должны быть реализованы через создание удобных технологий. А таких технологий пока еще нет. Все это в будущем.

– Какие факторы сегодня, на ваш взгляд, являются определяющими при принятии решений собственниками о слиянии и поглощении?

– Думаю, такие решения принимаются исходя из целей бизнеса. Если возможно купить хороший актив дешево, то, конечно, есть смысл его покупать.

– Рейдерские захваты – это, конечно же, компетенция правоохранительных органов, однако интересно услышать вашу точку зрения: удалось ли снизить количество такого рода проявлений? Как на борьбу с этим явлением может повлиять, например, появление центрального депозитария?

– Создание центрального депозитария – необходимое условие для привлечения иностранных инвесторов на российский финансовый рынок. Иностранных инвесторов пугает раздвоенность в нашем законодательстве, когда при работе с депозитарием права собственности на ценные бумаги подтверждаются регистратором. Центральный депозитарий должен давать окончательное подтверждение прав собственности. Инвесторы спокойны, если есть запись в центральном депозитарии, поскольку это означает, что права собственности подтверждены. Именно поэтому мы считаем создание центрального депозитария необходимым элементом для развития российского финансового рынка.

– Насколько эффективно, на ваш взгляд, сегодня работает закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком?

– Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком вступил в силу с января этого года, а некоторые из его положений – с июля текущего года. Дело в том, что служба получила множество замечаний от участников рынка, связанных с вопросами по применению данного закона, а также по ряду нормативных актов, принимаемых в развитие этого закона. Именно поэтому службой было принято решение дать участникам рынка возможность в период до января следующего года привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона. В настоящее время мы активно работаем над этими вопросами с участниками рынка и видим взаимный интерес с их стороны. Таким образом, решаются многие вопросы по особенностям применения закона, и, кроме того, это дает возможность службе корректировать нормативные акты. Списки инсайдеров уже активно передаются компаниями на биржу. У нас есть данные РТС, что списки переданы уже 1800 организациями.

– Как вы считаете, какие действия, какие дополнительные законы еще необходимы, чтобы сделать российский финансовый рынок полностью прозрачным?

– Повышение прозрачности российского рынка – это одно из важнейших условий по повышению его привлекательности. Службой разработан необходимый комплекс мер, среди которых можно отметить два больших блока первоочередных мероприятий. Первый блок – это меры по совершенствованию раскрытия информации, среди которых такие меры, как раскрытие информации самой компании, так и раскрытие конечных собственников компании. Второй – это приближение условий работы на российском рынке к международным стандартам. Среди таких мер можно отметить упрощение регистрации эмиссий, а также меры по развитию финансовой инфраструктуры.