Как снизить риски при грузоперевозках?

Павел Филимонов
Павел Филимонов

В настоящее время практически все сферы деятельности подвержены влиянию рисков. Грузовые перевозки – не исключение. О том, какие риски возникают при грузоперевозках по России на китайских сидельных тягачах с полуприцепами-рефрижераторами и как их предотвратить, рассказал начальник автоколонны транспортной компании ГК «Семья» Павел Филимонов.

 

Можно выделить четыре типа рисков, с которыми мы сталкиваемся.

 

1. Технические риски: проблемы с техникой и запчастями

Наши грузовики – это китайские тягачи, которые, несмотря на свою надежность, все же имеют специфические технические особенности и риски, связанные с обслуживанием и ремонтом, такие как:

  • Износ техники. Длительная эксплуатация тягачей приводит к износу, особенно при интенсивной работе на длинных дистанциях и в сложных климатических условиях России.
  • Проблемы с запчастями. Китайская техника требует специфических запчастей, которые не всегда легко найти в России. Иногда запчасти могут задерживаться из‑за логистических проблем или внешнеэкономической обстановки.
  • Отсутствие специалистов по ремонту китайской техники. В регионах могут быть трудности с квалифицированным обслуживанием китайских грузовиков. Это может приводить к простою техники и, как следствие, финансовым потерям.

Однажды у нас произошла поломка двигателя на одном из тягачей в середине рейса. На складе не оказалось нужной детали, а ближайший поставщик сообщил о задержке поставки из Китая на несколько недель. В итоге машина стояла на ремонте больше месяца, что привело к задержкам поставок и финансовым потерям.

2. Экономические риски: колебания цен на топливо и логистика

Стоимость топлива является одной из основных статей расходов для любой транспортной компании, и мы постоянно сталкиваемся с экономическими рисками, связанными с ростом цен на бензин и дизельное топливо:

  • Рост цен на топливо. С каждым годом цена на дизельное топливо в России может повышаться, что приводит к увеличению затрат компании на каждую перевозку.
  • Колебания курса рубля. Поскольку мы ведем внешнеэкономическую деятельность, курсовая нестабильность рубля влияет на наши расходы, особенно при закупке техники и запчастей из‑за границы.

В начале 2024 года стоимость топлива резко возросла, и для нас это стало значительным ударом. Мы были вынуждены пересмотреть тарифы на перевозки, что не всегда приветствовалось клиентами. Некоторые из них временно отказались от наших услуг из‑за увеличения стоимости доставки.

 

3. Логистические риски: задержки и проблемы на дорогах

Логистика в России имеет свои специфические риски, связанные с длинными расстояниями, состоянием дорог и погодными условиями:

  • Плохие дорожные условия. В некоторых регионах страны дороги находятся в неудовлетворительном состоянии, что увеличивает износ техники и риски аварий.
  • Погодные условия. Российская зима с ее сильными морозами и снегопадами создает дополнительные трудности для движения, что может вызывать задержки в поставках.
  • Риски на дороге (аварии, задержки). Непредвиденные обстоятельства на дороге, такие как ДТП, пробки или дорожные работы, могут существенно нарушить график доставки и привести к потерям.

Один из наших водителей зимой попал в сложные погодные условия на Урале, что привело к вынужденной остановке и задержке доставки грузов на несколько дней. Клиент был недоволен, и нам пришлось компенсировать убытки.

 

4. Риски, связанные с кадрами: дефицит квалифицированных водителей

Кадровый вопрос является еще одним важным аспектом для любой транспортной компании:

  • Дефицит водителей. Найти опытных и ответственных водителей в России становится сложнее, особенно когда речь идет о длинных рейсах и работе с рефрижераторами.
  • Выгорание водителей. Водители, работающие на длинных маршрутах, часто сталкиваются с профессиональным выгоранием, что сказывается на их продуктивности и внимательности на до-роге.

У нас был случай, когда один из водителей из‑за переутомления совершил небольшую аварию, что привело к порче груза. Мы не только потеряли деньги, но и репутацию у клиента.

Как мы справляемся с этими рисками? Принимаем различные меры.

 

Технические меры

  • Заключение договоров с проверенными поставщиками запчастей. Мы сотрудничаем с несколькими поставщиками из Китая и России, что позволяет нам минимизировать риски, связанные с дефицитом запчастей.
  • Строгий плановый ремонт и обслуживание. Для минимизации технических рисков у нас внедрена система планового технического обслуживания, что позволяет выявлять проблемы на ранних стадиях.
  • Обучение сотрудников. Мы отправляем наших механиков на обучение для работы с китайской техникой, чтобы они могли быстро и качественно устранять неполадки.

 

Экономические меры

  • Заключение долгосрочных контрактов на поставку топлива. Это позволяет нам зафиксировать цены на топливо и избежать резких колебаний в расходах.
  • Оптимизация маршрутов. Регулярно пересматриваем маршруты, чтобы минимизировать расходы на топливо и время в пути.
  • Работа с валютными рисками. Анализируем курсовые колебания и пытаемся заранее закупать необходимые запчасти и материалы, чтобы минимизировать воздействие изменения курса рубля.

 

Логистические меры

  • Страхование грузов и техники. Все наши грузы и транспорт застрахованы, что позволяет нам компенсировать убытки в случае непредвиденных обстоятельств.
  • Мониторинг дорожной ситуации. Используем системы GPS и мониторинга, чтобы отслеживать дорожную ситуацию в реальном времени и оперативно изменять маршруты при возникновении задержек или аварий.
  • Планирование рейсов с учетом погодных условий. Планируем рейсы так, чтобы избегать сложных участков дорог в зимний период или в неблагоприятные погодные условия.

 

Работа с кадрами

  • Обучение и развитие водителей. Мы инвестируем в обучение наших водителей, чтобы повысить их квалификацию и навыки работы с рефрижераторами.
  • Поддержка водителей. У нас внедрена система сменности, чтобы водители не переутомлялись и могли работать в оптимальных условиях.

 

В нашей компании есть специалист по управлению рисками, который отвечает за анализ рисков – проводит регулярные оценки всех возможных рисков, связанных с деятельностью компании; разрабатывает меры по минимизации рисков – в зависимости от оценок предлагает конкретные шаги для снижения вероятности возникновения тех или иных ситуаций; обучает сотрудников – проводит тренинги и обучающие мероприятия, чтобы каждый был осведомлен о возможных рисках и знал, как действовать в сложных ситуациях.

Самый важный урок, который мы вынесли и готовы его дать в качестве рекомендации другим компаниям, – не экономьте на обучении персонала. Квалифицированные сотрудники – залог стабильной работы компании. Кроме того, тем, кто так же, как мы, работает в сфере перевозок, рекомендуем планировать расходы на топливо – заключение долгосрочных контрактов с поставщиками топлива поможет избежать колебаний цен. Инвестируйте в технологии – системы мониторинга и планирования маршрутов позволят снизить логистические риски и повысить эффективность работы. Работайте с рисками проактивно – регулярный анализ и мониторинг рисков позволяют предотвращать многие проблемы до их возникновения.

 

Изображение: vectorjuice / Freepik
Изображение: vectorjuice / Freepik

 

Подготовила Ольга РОМАНОВА