Моногорода: курс на диверсификацию

964


Моногорода: курс на диверсификацию

На вопросы журнала «Эффективное антикризисное управление» отвечает губернатор Липецкой области Олег КОРОЛЕВ

– В перечень моногородов России, сформированный Минрегионом в 2009 году, были включены два города Липецкой области – Липецк и Лебедянь. Что с тех пор изменилось в судьбе этих городов? Получили ли они финансовую поддержку? Можно ли говорить о каких-то уже достигнутых результатах – с точки зрения диверсификации экономики этих городов?

– Идея развития российских моногородов принадлежит нынешнему председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву, который озвучил ее в Послании Федеральному Собранию в конце 2009 года. В декабре того же года Министерство регионального развития России рекомендовало руководству городов, где сосредоточены монопрофильные производства, разработать комплексные планы модернизации. Это был год кризисный, и государство таким образом старалось подстелить соломку, то есть обеспечить экономическую и социальную стабильность моногородов.

В перечень моногородов России, сформированный Минрегионом, были включены два города Липецкой области – Липецк и Лебедянь. Администрация области выступила инициатором и координатором работы по данной проблеме, а администрации городов совместно с бизнес-сообществом наполнили комплексные планы модернизации конкретным содержанием и инвестиционными проектами. Этот вопрос был взят мною под личный контроль.

Честно скажу, уверенности в том, что мы сможем претендовать на господдержку, не было. На тот момент наши предприятия были обеспечены работой, работники стабильно получали зарплату (да и сейчас это так), а появлялись сообщения о городах, где производства останавливались и люди оставались без средств к существованию. Но, хотя наша ситуация являлась относительно стабильной, нам надо было думать о завтрашнем дне. О том, что важно развивать альтернативную экономику, реализовывать проекты, способствующие развитию городов.

Нужно пробовать, решили мы. Тем более что к решению проблемы преодоления монозависимости региональной экономики администрация области приступила уже давно.

Исторически так сложилось, что вся область работает в условиях моноотраслевой структуры экономики, зависимости бюджета от одного крупного налогоплательщика.

Усилия руководства области, направленные на диверсификацию промышленности, позволили снизить зависимость экономики от металлургического производства. Если в 2000 году бюджет области на 60 % формировался за счет поступлений от металлургии, то в 2011 году эта доля снизилась в 2 раза – до 30 %. По сравнению с 2000 годом в отраслях, не относящихся к металлургическому сектору, рост составил 2,2 раза.

Важной отличительной особенностью области – и этим вряд ли может похвастать какой-либо другой регион – является сформированная в течение последних 7 лет трехуровневая структура создания и развития точек экономического роста. Составляющими этой структуры являются: особая экономическая зона федерального уровня промышленно-производственного типа «Липецк», восемь особых экономических зон регионального уровня и новый механизм инвестиционного роста – частные индустриальные парки.

Разработка в 2010 году комплексных инвестиционных планов (КИПов) развития моногородов придала этой работе дополнительный импульс.

Так, общая стоимость инвестиций в модернизацию экономики Липецка, согласно КИПу, составит 30 млрд руб., из которых 25,7 млрд руб. – частные. В рамках диверсификации экономики Липецка реализуются проекты по развитию особой экономической зоны федерального уровня «Липецк» (строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры) и особой экономической зоны регионального уровня технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс», созданной в конце 2011 года (строительство нанотехнологического центра).

В рамках реализации КИПа города Лебедяни идет активное развитие индустриального парка «Кузнецкая слобода», уже разместили свои производства пять компаний, в том числе итальянские и немецкие. Планируются инфраструктурные проекты в соответствии с потребностями новой экономики города: строительство моста через реку Дон, объездной дороги, реконструкция очистных сооружений. В прошедшем году в рамках реализации КИПа Лебедяни уже создано 283 новых рабочих места. Общая стоимость инвестиций составит 5,5 млрд руб., из них 2,6 млрд руб. – частные.

– С какими основными проблемами вы столкнулись, занимаясь проблемами моногородов?

– Занимаясь этим вопросом, мы поняли, что алгоритм работы достаточно сложный, но ведущим направлением решения проблемы моногородов является их диверсификация, которая возможна лишь при условии увеличения объема инвестиционных потоков на их территорию, расширения номенклатуры продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, КИП – это программа комплексного развития, и главной проблемой было – найти оптимальный вариант модернизации моногорода, тот набор экономических инструментов, который индивидуален для каждой территории. Анализируя возможные механизмы, мы остановились на механизме особых экономических зон и индустриальных парков, создавая на этих территориях особый режим предпринимательской деятельности. И сейчас убедились, что выбор был правильным: создание данных институтов пространственной организации экономики в совокупности с уже действующей инфраструктурой обеспечивает ускоренное развитие территории, привлечение инвестиций, стимулирование развития новых технологий, тем самым решая задачу диверсификации экономики моногородов.

При этом и Министерством регионального развития Российской Федерации начиная с 2012 года акценты при отборе КИПов смещены от решения проблемы безработицы, являвшейся актуальной в период кризиса, в сторону поддержки наиболее значимых, имеющих социальный и экономический эффект, проработанных инвестиционных проектов.

– Чья роль в разработке этими городами комплексных планов инновационного развития была определяющей: региона? муниципалитетов? местного бизнеса?

– Безусловно, органы местного самоуправления являются наиболее заинтересованной стороной в реализации программы по диверсификации экономики города.

Муниципальный глава лучше знает свой город, и ему проще определить, в каком направлении еще можно развиваться.

Но федеральные средства получают не муниципалитеты, а субъект Федерации, и все организационные вопросы, координирующая составляющая возлагаются на субъект. Для этого на уровне области были сформированы две рабочие группы, организовавшие работу по подготовке комплексных планов модернизации Липецка и Лебедяни. КИПы были согласованы как на уровне муниципалитетов, так и на региональном уровне, что повышает ответственность городов и региона за взятые обязательства, в том числе по выполнению включенных в КИПы мероприятий, достижению целевых показателей.

Однако, не зная намерений бизнес-сообщества, трудно спрогнозировать дальнейший вектор развития экономики. Поэтому итоговый документ, определяющий модернизацию экономики моногородов, так называемый КИП, я бы смело назвал документом государственно-частного партнерства.



– В комплексных планах инновационного развития и Лебедяни, и Липецка значительное место занимают проекты, связанные с модернизацией объектов ЖКХ. На ваш взгляд, можно ли рассматривать модернизацию ЖКХ как своего рода катализатор развития городов и территорий?

– Внимание развитию жилищно-коммунального хозяйства в планах Липецка и Лебедяни уделено не случайно. Существующие коммунальные сети работают с максимальной нагрузкой и значительным износом, поэтому подсоединение к ним новых производств потребует их глубокой реконструкции, а в отдельных случаях – и строительства новых объектов.

Так, для успешной реализация инвестиционного проекта в городе Лебедяни по организации индустриального парка «Кузнецкая слобода» необходимо провести реконструкцию городских очистных сооружений, а также построить блочную котельную и присоединительные сети. Без этого шага предприятия, заявившие свое желание организовать бизнес на территории индустриального парка, просто не смогут работать чисто по техническим причинам.

На эти работы предусматривается привлечь средства федерального бюджета в размере более 500 млн руб. в рамках линии поддержки проектов модернизации экономики моногородов.

Это позволит не только решить текущие инфраструктурные проблемы, но и последовательно развить экономический потенциал города.

– Разработка комплексных планов инновационного развития – это, по сути, лишь первый шаг к реальному изменению ситуации в городах. Насколько, на ваш взгляд, муниципалитеты сегодня готовы реализовывать эти планы?

– На сегодняшний день уже начата практическая реализация КИПов моногородов.

Так, в Липецке реализуются проекты по модернизации производства стиральных машин и морозно-холодильной техники (ЗАО «Индезит Интернэшнл»). Планируется технологическое обновление производств (ОАО «Липецкхлебмакаронпром»).

Для развития ОЭЗ ФУ ППТ «Липецк» в 2011 году начато строительство транспортных развязок, а также реконструкция и усиление Петровского моста через реку Воронеж.

В Лебедяни на территории индустриального парка «Кузнецкая слобода» уже работают пять компаний по производству комплектующих для «белой техники», сельскохозяйственной и строительной техники, автокомпонентов. Создано около 200 рабочих мест. Также реализуются инвестиционные проекты в социальной сфере.

Построены спортивно-оздоровительный комплекс на посещение 280 человек в день и детский сад на 260 мест.

Работа по модернизации экономики моногородов ведется муниципалитетами в постоянном режиме: ежеквартально организован мониторинг реализации проектов, достижения целевых показателей, вносятся изменения и корректировки в КИПы, идет активная работа по привлечению новых инвесторов.

– Насколько велика (или, наоборот, невелика) заинтересованность бизнеса в реализации этих планов?

– Реализация КИПов моногородов становится привлекательной для бизнеса при наличии двух основных факторов: развитой инфраструктуры и мотивации (заинтересованности) местных органов власти и населения.

Все эти составляющие в нашем регионе имеются. Так, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», область на протяжении семи лет входит в группу лидеров с минимальными рисками инвестирования, в 2011 году заняла третье место среди субъектов Российской Федерации. Регион имеет повышенный инфраструктурный потенциал, а также наименьший социальный риск.

Липецкая область стала одним из шести пилотных регионов по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, созданы все условия для привлечения бизнеса к реализации комплексных инвестиционных планов модернизации Липецка и Лебедяни.

О заинтересованности бизнеса в реализации планов свидетельствует, во-первых, высокая внебюджетная составляющая в структуре финансовых источников КИПов (доля частных инвестиций по плану города Липецка составляет 86 %, по плану города Лебедяни – 47 %). А во-вторых, наличие проработанных инвестиционных проектов.

Например, в плане модернизации Липецка «якорным проектом» является особая экономическая зона регионального уровня технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс», которая позволит сформировать уникальную среду для научных исследований и инновационного предпринимательства.

В КИПе Лебедяни эффективным стимулом для развития бизнеса должно стать развитие индустриального парка «Кузнецкая слобода», где предприятия получат не только готовые площадки с налаженной инфраструктурой для размещения производств, но и возможность получения заказов от крупных предприятий и продвижения своей продукции в другие регионы.

– Комплексный план инновационного развития Липецка предполагал формирование в городе уникальной среды для развития инновационного бизнеса. В какой стадии находится сейчас реализация этих намерений?

– Хочу отметить, что объем произведенной в регионе инновационной продукции ежегодно растет, и в 2011 году он превысил 35 млрд рублей. Это почти 10 % в общем объеме отгруженной продукции.

Проект по развитию инновационного бизнеса на базе ОЭЗ РУ ТВТ «Липецк-Технополюс» отвечает всем требованиям Минэкономразвития: это комплекс объектов недвижимости, который создается для осуществления деятельности в сфере высоких технологий. Он располагается на двух участках общей площадью 44 тысячи квадратных метров (требования Минэкономразвития – не менее 5 тысяч квадратных метров) Ключевыми направлениями специализации ОЭЗ РУ ТВТ являются: энергетика, конструкционные и функциональные материалы, металлургия, химические технологии, биотехнологии, машиностроение. На ее территории исследователи получат возможность доводить инновации до промышленного применения.

Проект планировки одобрен на заседании наблюдательного совета особых экономических зон регионального уровня.

Для скорейшего обеспечения практической деятельности технико-внедренческой зоны «Липецк-Технополюс» планируется рассмотреть вопрос о регистрации участников зоны в качестве резидентов, предоставляя им право до окончания строительства ее инфраструктурной и имущественной базы осуществлять исследовательскую деятельность вне зоны, используя при этом все полагающиеся преференции, за исключением налога на имущество. Аналогичная практика применяется сегодня на федеральном уровне для участников инновационного центра «Сколково».

Для содействия развитию инновационных предприятий на базе Липецкого технического университета уже в текущем году создано представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В апреле текущего года Липецкая область вступила в Ассоциацию инновационных регионов России. В рамках ассоциации представители регионов сотрудничают в сфере развития инноваций и наукоемкого бизнеса, а также взаимодействуют с аналогичными региональными объединениями за рубежом.



– Часто разговоры о диверсификации экономики моногородов упираются в вопрос финансирования. На ваш взгляд, все ли здесь решают деньги?

– Да, безусловно, получение федерального финансирования во многом ускорило бы реализацию задуманных планов. Однако считаю, что ставя цель – обеспечить социально-экономическое развитие этих городов, создать горожанам благоприятные условия для жизни, проблемы необходимо решать вне зависимости от федерального финансирования. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода представляет собой формализованный инструмент управления и, по существу, является ресурсообеспеченным пакетом инвестиционных проектов. Его реализация в максимально возможном объеме – основная задача органов власти.

– Что сегодня в первую очередь необходимо для того, чтобы реформирование экономики моногородов шло активнее и успешнее? Требуются ли какие-либо изменения в законодательстве, принятие дополнительных нормативных актов? Или, может быть, нужны специальные образовательные программы для руководителей муниципалитетов?

– Масштаб и уровень сложности проблем моногородов явно указывают на необходимость разработки федеральной программы развития и дальнейшего функционирования моногородов на 10–15 лет.

Она должна решить три основные задачи: модернизировать действующие предприятия для выпуска конкурентоспособной и востребованной продукции; создать новые предприятия, способные выпускать конкурентоспособный продукт для внутреннего и внешнего рынка; повысить территориальную и профессиональную мобильность населения моногородов для перемещения высвобождающихся трудовых ресурсов.

– Что из опыта, который был получен при работе над планами развития моногородов, можно использовать для решения проблем других территорий, не отнесенных к моногородам?

– Используя данный инструмент, впервые была проведена всесторонняя диагностика «социально-экономической среды», оценен капитал городов, проведен анализ градообразующих предприятий и объемов финансовых потоков экономики, исследован потенциал и выработаны основные пути выхода из сложившейся монопрофильности экономики.

В ходе работ по формированию планов были разработаны следующие критерии отбора перспективных инвестиционных проектов: комплексность и мультипликативный эффект; учет приоритетности; максимальное вовлечение общественности.

Весь этот опыт, безусловно, востребован в ходе работ по комплексному развитию других территорий, в том числе на основе стратегического планирования. И нами он уже реализуется.

В нашей области стратегические планы своего развития до 2020 года имеют не только города и районы, но и все поселения. В 2011 году муниципальные образования приступили к реализации стратегий в новом формате – в рамках ежегодных планов, которые разработаны по принципу КИПов, рекомендованных Министерством экономического развития Российской Федерации для моногородов. Такие планы являются основным инструментом управления территориями в краткосрочном периоде, включающим весь комплекс реализуемых мероприятий, и аккумулируют все источники финансирования, в том числе частные инвестиции.

Примечания:

Благодарим пресс-службу администрации Липецкой области за помощь в подготовке интервью.