Стратегии управления присутствием иностранного капитала в банковском секторе Украины в посткризисных условиях
|
Кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры банковского дела Харьковского института банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины
|
||
|
|
||
|
Кандидат физ.-мат. наук, доцент, заведующая кафедрой высшей математики Харьковского института банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины
|
| Что делать | Что состоится | Какие следствия |
| Запретить процесс купли украинских банков, применяя законодательные рычаги влияния | Фактическая изоляция банковской системы Украины, а затем и ее экономики | Снижение финансового потенциала страны, ограничение прихода новых специалистов и заграничных разработок в отрасли банковских продуктов и подходов к управлению |
| Банковская конкуренция не будет существенно усиливаться, что, с одной стороны, сохранит украинские банки от поглощения и банкротства, а с другой – приведет к постепенной монополизации украинского рынка банковских услуг самыми крупными банками (группа лидеров на украинском рынке финансовых услуг уже сформировалась, и разрыв между ее показателями и показателями остальных банков растет) | Негативные последствия для процесса улучшения уровня обслуживания населения и экономики, поскольку самые крупные банки не будут иметь достаточных стимулов для этого | |
| Снять все барьеры на пути приобретения иностранными инвесторами отечественных банков и способствовать этому процессу | С учетом зарубежного опыта можно сказать, что это приведет к активному приходу иностранных инвесторов в банковскую систему Украины и увеличению их доли в совокупном капитале (до 75–85 %) | Привлечение иностранных финансовых ресурсов к кредитованию экономики за счет разницы ставок в Украине и странах происхождения заграничного капитала |
| Привлечение новых банковских технологий и специалистов из-за границы (хотя и не новейших, и не наилучших); постепенно будет усиливаться экономическая зависимость Украины от интересов зарубежных инвесторов, поскольку последние будут иметь инструменты финансового влияния на работу экономики | Будет повышаться уровень риска валютной стабильности, поскольку в случае ухудшения экономической ситуации иностранный капитал может очень быстро перебазироваться в страны с более стабильной экономикой, что повлечет экономическую стагнацию | |
| Постепенное вытеснение, приобретение или присоединение отечественных банков зарубежными | Будут финансироваться в большей мере потребительские цели населения или общие проекты | |
| Способствовать увеличению присутствия иностранных инвесторов в банковской системе, но при условии установление предельной границы участия иностранных инвесторов в банковской системе Украины в размере до 50 % от ее капитала. Такой вариант рассматривает Ассоциация украинских банков | Это должно, с одной стороны, оживить процессы развития банковской системы, а с другой – лишить иностранных инвесторов существенных рычагов влияния на отечественный финансовый рынок. Однако при применении такого подхода проблемным вопросом является создание соответствующего политико-экономического механизма соблюдения допустимого уровня иностранного капитала. Фактически после достижения соответствующей границы должен быть прекращен любой доступ иностранных инвесторов к банковской системе, то есть приобретение ими акций и паев отечественных банков, дополнительные взносы к капиталу и т. п. | Снизится доверие иностранных инвесторов к украинской банковской системе, возможен существенный отток иностранного капитала, что негативно отразится на уровне финансовой стабильности экономики |
| Притормаживать процесс роста присутствия иностранных инвесторов в украинской банковской системе | Для этого следует применять формальные (временное запрещение приобретать акции и паи банковских учреждений) и неформальные барьеры (аргументированный отказ в предоставлении Центральным банком или другим уполномоченным органом разрешений на осуществление операций купли-продажи банков, регистрацию банков с иностранным капиталом и т. п.) на пути иностранных инвесторов | При надлежащей дипломатичности и гибкости такая позиция даст возможность успешно сдерживать долю иностранного капитала в отечественной банковской системе, однако она связана с немалыми рисками вроде выдвижения обвинений в «нечестной игре» со стороны иностранных инвесторов и политиков, необходимостью постоянного мониторинга участия заграничных инвесторов в банковской системе и тому подобное. Этот подход также частично лишит банковскую систему позитивных эффектов прихода иностранных инвесторов |
| Не регулировать процесс увеличения участия иностранных инвесторов в банковской системе | Будет увеличиваться доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы Украины, поскольку иностранным банкам нужно искать новые рынки – рынки их собственных стран, где они могли бы получать прибыль, уже перенасыщены, – в то же время увеличивать свое влияние на глобализацию мировой экономики. Однако рост участия иностранных инвесторов будет зависеть от уровня экономической стабильности и развития фондового рынка в стране, что на сегодня фактически является сдерживающим фактором | Как и в любом неконтролируемом процессе, последствия непрогнозируемы и будут зависеть от многих факторов, как финансовых, так и экономических, политических, юридических. Ввиду стратегической важности этого процесса для развития банковской системы Украины из-за недостаточного регулирования возникнут дополнительные риски невыполнения начерченных в стратегии развития отечественной банковской системы целей, поскольку в ее работе могут появиться дополнительные элементы финансовой нестабильности и непрогнозируемости |
Направленность развития экономики Украины в сторону европейской интеграции уже сейчас требует конкретных мероприятий для соответствующей адаптации банковского сектора в целях предотвращения рисков от евроинтеграционного курса Украины. Следует отметить, что в мировой практике выделяют несколько принципов доступа иностранного капитала в национальные банковские системы [2, 3, 6].
Принцип национального режима. Отсутствие любой дискриминации по сравнению с национальными институциями фактически означает, что при лицензировании банковской деятельности учитывается ее национальная принадлежность, а в процессе деятельности банковского учреждения применяются подобные нормы банковского регулирования и присмотра по отношению к резидентам учреждений. На практике принцип национального режима обычно используется на основании межгосударственных соглашений Всемирной торговой организации и Европейского Союза.
Принцип взаимности. Страна, которая позволяет создание банка с иностранным капиталом на собственной территории, деятельность которого контролируется нерезидентом, по правилам, установленным для создания банков страны, которая принимает, на территории страны происхождения нерезидента.
Принцип консолидированного надзора за деятельностью банков, их структурных подразделений, которые функционируют в транснациональном масштабе, предусматривает общее участие в наблюдательных мероприятиях как со стороны страны, где создается банк с иностранным капиталом, так и со стороны страны происхождения. Данный принцип не распространяется на представительства иностранных банков, так как они не осуществляют банковские операции. Наблюдательные мероприятия реализуются по трем направлениям: платежеспособность, ликвидность и конверсионные операции. Деление функций надзора за платежеспособностью зависит от типа учреждения, которое создается при участии нерезидента. Мониторинг того, насколько иностранный дочерний банк способен отвечать по своим обязательствам, возлагается на обе стороны.
Для определения оптимального в украинских условиях варианта политики управления присутствием в отношении иностранных инвесторов в банковской системе целесообразно сформулировать основные принципы этой политики. С одной стороны, они должны отвечать современным процессам развития банковского дела на мировом уровне, а с другой – обеспечивать достижение целей развития украинской банковской системы и экономики. Следовательно, можно выделить и рассмотреть следующие основные принципы.
Соблюдение правил свободной конкуренции заключается в предоставлении банкам с участием иностранных инвесторов таких же прав, как и банкам, которые контролируются украинскими инвесторами. Речь идет о неприменении дискриминационных мероприятий к иностранным инвесторам и установлении единых правил игры для всех участников рынка банковских услуг. Это отвечает современным соглашениям и договоренностям между Украиной и международными организациями.
Обеспечение финансовой стабильности отвечает основной задаче Национального банка Украины – соблюдению стабильности денежной единицы – и дополняет ее сохранением стабильности на рынке банковских услуг: приход иностранных инвесторов и сам процесс смены владельцев не должны создавать финансовую нестабильность на рынке.
Улучшение уровня удовлетворения потребностей клиентов выражается в продвижении банками с участием иностранных инвесторов новых продуктов и услуг на рынок, что должно повышать уровень удовлетворения потребностей клиентов. Его реализация на данном этапе развития банковской системы Украины регулируется конкуренцией на рынке, то
есть под натиском конкурентов в процессе борьбы за клиента банки вводят в обращение новые инновационные продукты.
Содействие развитию экономики предопределяет снижение уровня ставок на кредитные ресурсы для субъектов хозяйствования и дифференциацию продуктов в этой сфере, что должно содействовать развитию украинской экономики. Для этого есть все объективные основания, поскольку стоимость ресурсной базы стран происхождения иностранного капитала, как правило, ниже, чем в Украине. Результаты анализа кредитных ставок свидетельствуют, что в банках, подконтрольных заграничным инвесторам, они ненамного ниже, чем в банках, которые контролируются украинскими инвесторами.
С учетом изложенного системный подход к регулированию доступа иностранного капитала в банковский сектор Украины должен предусматривать следующие мероприятия:
• поддержку конкурентоспособности банков с национальным капиталом;
• использование позитивных структурных и технологических преимуществ банков с иностранным капиталом для повышения инвестиционного потенциала отечественной банковской системы и ее стимулирующей роли в социально-экономическом развитии страны за счет повышения монетизации экономики;
• привлечение иностранных инвестиций и доведение их до уровня показателей на душу населения, близких к значениям в соседних восточноевропейских странах;
• ускоренное развитие финансовых рынков;
• интенсификацию использования современных банковских технологий и банковского менеджмента;
• оптимизацию институциональной структуры отечественной банковской системы и ее приближение к стандартам стран с развитой экономикой.
Выводы
Анализ процесса концентрации банковского капитала и показателей увеличения присутствия иностранного капитала в Украине позволяет выдвинуть предположение о существенной связи этих процессов. Рассчитанный коэффициент корреляции изменений во времени индекса 24 самых крупных банков и части банков с иностранным капиталом в уставном капитале банковской системы подтверждает наличие такой связи. Модельные расчеты показывают, что стремительный рост прибыли банковской системы вызван процессами глобализации и концентрации и может перейти в некоторый спад в рентабельности.
Подводя итоги, можно отметить, что приход иностранного капитала в банковский сектор Украины является объективным процессом, что характеризуется активной динамикой, которая может усилиться со вступлением в ВТО. В данном контексте основным заданием регулятора является минимизация негативных последствий прихода банков с иностранным капиталом и обеспечение соответствующих условий для усиления финансовой стабильности на основе системного подхода для всех составляющих финансовой системы в их взаимодействии и под воздействием внешних факторов.
Список литературы:
1. Герасименко В. Концентрація банківського капіталу і методи оцінки його рівня // Вісник Національного банку України. 2007. № 4. С. 28–33.
2. Лютий І., Юрчук О. Особливості глобального економічного середовища діяльності банків // Вісник Національного банку України. 2008. № 4. С. 46–51.
3. Моисеев С. Р. Иностранные банки: стратегия проникновения на рынок // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 6. C. 44–51.
4. Нетудихата К. Л. Вплив іноземного капіталу на функціонування банківської системи України // Наукові праці. 2009. Т. 109. Вип. 96. С. 21–25.
5. Основні показники діяльності банків України: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bank.gov.ua.
6. Павлюк К. В., Кажан В. А. Діяльність іноземних комерційних банків в Україні: тенденції та проблеми // Фінанси України. 2010. № 6. С. 143–150.

Н. П. ПОГОРЕЛЕНКО
О. Н. СИДОРЕНКО
С. В. ГАДЕЦКАЯ



































