Стратегии управления присутствием иностранного капитала в банковском секторе Украины в посткризисных условиях

851


Стратегии управления присутствием иностранного капитала в банковском секторе Украины в посткризисных условиях

Абстракт: В статье рассматриваются подходы к регулированию деятельности банков с позиции контроля присутствия иностранного капитала на основе модельних расчетов.

Ключевые слова: банковская система, иностранный капитал, концентрация, моделирование, посткризисные условия, регулирование, стабильность

Участие Украины в общемировых процессах финансовой глобализации и интернационализации банковской деятельности неминуемо связано с вопросом доступа иностранного капитала к украинской банковской системе. В связи с этим рассмотрение вопросов влияния иностранного капитала на деятельность банковской системы и разработка соответствующей стратегии его присутствия приобретают особое значение в посткризисных условиях. Все это обуславливает целесообразность проведения исследований для развития этого вопроса.

Изучением вопросов присутствия иностранного капитала на рынке банковских услуг и его влияния на состояние экономики в целом занимаются многие украинские исследователи: В. Геец, И. Лютый, В. Мищенко, А. Мороз, К. Савлук, О. Сугоняко, Т. Смовженко, О. Другов, И. Сенищ, А. Барановский, С. Юргелевич, О. Савельев, Ю. Линевич, С. Кубив. Вместе с тем данная ситуация постоянно изменяется, что предопределено изменениями в экономической среде, поэтому, на наш взгляд, целесообразно проводить постоянный мониторинг банковской системы для минимизации возможных неблагоприятных последствий.

Регулирование деятельности банков с позиции контроля присутствия иностранного капитала предполагает наличие экономических ориентиров, количественных и качественных показателей, опираясь на которые можно было бы принимать обоснованные управленческие решения. При этом нужно не только решать задачи текущего характера, но и вырабатывать критерии для планирования и прогнозирования экономических процессов. В решении этой задачи может помочь построение экономико-статистических моделей, которые позволяют дать количественную характеристику связи, зависимости и взаимной обусловленности экономических показателей.

На масштабы и темпы развития экономики страны и эффективность функционирования ее банковского сектора в значительной мере влияет уровень концентрации банковского капитала. Для его оценки можно воспользоваться системой коэффициентов и показателей, разработанных мировой экономической наукой для предпринимательских структур, работающих в разных отраслях экономики. Расчет этих коэффициентов базируется на сопоставлении размера фирмы с масштабом рынка, на котором она действует. Чем больше размер фирмы сравнительно с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Уже сам по себе размер фирмы может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий положен в основу определения монопольной ситуации на рынках ряда стран. Для количественной оценки концентрации в банковской системе чаще всего используют индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННІ) [1], для расчета которого определяют долю каждого банка в совокупном объеме ресурсов. Экономическое содержание данного показателя заключается в том, что чем больше значение индекса, тем выше концентрация банков на соответствующем рынке; чем меньше его значение, тем в меньшей степени один или несколько банков господствуют на данном рынке и тем равномернее деление рыночных долей среди всех действующих на рынке банков (1):



где Рі – ресурсы і-го банка; N – общее количество банков; ΣРі – общие ресурсы банковской системы.

Вычислим индекс для банковской системы Украины за 2000–2010 годы относительно объемов собственного капитала украинских банков (табл. 1). Расчет демонстрирует стремительный рост концентрации банков, что свидетельствует о господстве небольшого количества банков на рынке в последние годы, это можно объяснить процессами глобализации, которые характеризуются увеличением присутствия иностранного капитала на отечественном рынке (рис. 1).



На рис. 2 приведен пример распределения доли капитала банков в собственном капитале банковской системы. Банки ранжированы в направлении уменьшения их доли. Видно, что с 2000 года несколько увеличилась доля наибольших банков, но в то же время и уменьшился относительный капитал банков-аутсайдеров, в связи с чем кривые пересекаются. Это объясняет, почему индекс Герфиндаля – Гиршмана мало изменился.



Для детального анализа можно использовать так называемые кривые концентрации, которые определяются путем нанесения на график суммарной доли (1,2,3,…, n) банков. Такие кривые, интегральные по своей природе, позволяют наглядно оценить долю совокупного капитала, который принадлежит разным группам банков. Для построения кривых концентрации были взяты данные распределения капитала Национального банка Украины в 2000–2011 годах, подобные приведенным на рис. 2, и вычислены интегральные данные согласно формуле



где Kn – совокупная доля n банков, ранжированных в направлении уменьшения; Ki – доля капитала і-го банка.

Полученные кривые показаны на рис. 3, где высшая кривая означает большую концентрацию капитала. Стрелкой показано направление изменения по годам от 2000 до 2011 года. Можно констатировать, что концентрация капитала увеличивается со временем, но основные изменения происходят не в группе лидеров (кривые близки друг к другу), а в среднем звене. Для количественной оценки этого явления нужно использовать модельный подход.

Судя по результатам анализа данных, наибольшие изменения в концентрации банковского капитала приходятся приблизительно на участок, который отвечает суммарной доле 24 самых крупных банков. Исходя из этого можно охарактеризовать процесс концентрации банковского капитала Украины совокупностью, относительной долям 24 наибольших банков (CR24). Эти данные отвечают точкам пересечения концентрационных кривых на рис. 3 с вертикальной прямой, проведенной от точки n = 24 на горизонтальной оси. Полученные таким образом данные показаны в табл. 2. На этом графике видно, что за 2000–2011 годы показатель CR24 увеличился с 60,49 до больше чем 74,72 %. Увеличение этого показателя со временем имеет характер, близкий к линейному, поэтому может быть описан линейной моделью. Для вычисления коэффициентов уравнения был использован пакет анализа Excel. Полученные данные приведены в табл. 2.



Подставив данные, получим уравнение прямой для линейной модели, которая описывает зависимость индекса CR24 от времени – совокупной доли капитала двадцати четырех наибольших банков (3):

y = 51,592 + 1,747x. (3)

Уравнение является значимым в целом и имеет значимые коэффициенты. Прогноз на год вперед составляет:

CR24 = 51,592 + 1,747 x 13 = 74,303.

Таким образом, при сохранении тенденций концентрации в украинской банковской системе в 2012 году доля 24 самых крупных банков в совокупном капитале системы составит 74,39 %.

Рассмотрим теперь, в каких пределах этот процесс можно считать позитивным и какими критериями стратегии влияния на его развитие нужно пользоваться. Известно, что избыточная концентрация может привести к монополизации, когда несколько больших банков получат возможность вести бизнес с учетом своих монопольных преимуществ. В результате возможны нежелательные последствия в масштабах всей банковской системы и потери для общества в целом. Одним из таких последствий окажется, например, уменьшение средней прибыльности, хотя прибыль банков-монополистов может расти.

Для решения проблемы концентрации капитала использована математическая модель [4], которая устанавливает наличие связи между показателями присутствия иностранного капитала в Украине и показателем прибыльности и определения меры влияния на результаты деятельности.

Для построения модели осуществляется выбор и анализ всех возможных факторов, которые влияют на зависимую переменную. В качестве экзогенных переменных избраны такие показатели:

• удельный вес банков с частичным иностранным капиталом в общем количестве зарегистрированных банков в Украине Х1, %. Показатель рассчитывается как количество банков с частичным иностранным капиталом, деленное на общее количество банков в Украине и умноженное на 100 %;

• удельный вес капитала иностранных банков в совокупном уставном капитале Х2, %. Рассчитывается соотношением суммы уставных капиталов банков с иностранным капиталом к совокупному уставному капиталу банков Украины;

• удельный вес банков со 100 %-ным иностранным капиталом в общем количестве за-регистрированных банков в Украине Х3, %. Показатель рассчитывается как количество банков со 100 %-ным иностранным капиталом, деленное на общее количество банков в Украине и умноженное на 100 %.

Эндогенной, или входной, переменной является показатель процентной маржи Y, %. Он рассчитывается как разница между процентными ставками по предоставленным кредитам и привлеченным банками депозитам и представляет собой процентное выражение прибыли банков. В данном случае это усредненная прибыль всех банков Украины.

В качестве базы данных для построения модели использована отчетность Национального банка Украины за 2000–2010 годы и расчеты, осуществленные на основе банковской отчетности (табл. 3) [5]. Качественный анализ построенной модели свидетельствует о позитивном влиянии на прибыльность первого показателя и о негативном – последнего.



Регрессионное уравнение многофакторной модели для оценки влияния показателей присутствия иностранного капитала на прибыльность банков Украины в 2001–2008 годах имеет вид: Y = 8,476 + 0,493X1 – 1,650X3. Уравнение является значимым в целом и имеет значимые коэффициенты, которые присутствуют в приведенной зависимости (табл. 4–6).



Результат исследования за весь период (01.01.2001–01.01.2011) приводит к зависимости: Y = 8,180–0,772X3. Уравнение является значимым в целом и имеет значимые коэффициенты. Качественный анализ построенной модели свидетельствует об отсутствии значимого влияния на прибыльность первого показателя (в отличие от предыдущей ситуации для более раннего периода) и о негативном – последнего. По результатам расчетов можно сделать вывод, что в наибольшей степени негативное влияние на прибыльность отечественных банков оказывает присутствие банков со 100 %-ным иностранным капиталом на банковском рынке Украины. Для того чтобы избежать или нивелировать их влияние, следует предложить направления регулирования процесса роста участия иностранных инвесторов в банковской системе Украины (табл. 7).

Таблица 7

Направления регулирования процесса участия иностранных инвесторов в банковской системе Украины

Н. П. ПОГОРЕЛЕНКО

Кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры банковского дела Харьковского института банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины

О. Н. СИДОРЕНКО
bank@khibs.edu.ua
Доцент кафедры банковского дела Харьковского института банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины

С. В. ГАДЕЦКАЯ

Кандидат физ.-мат. наук, доцент, заведующая кафедрой высшей математики Харьковского института банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины

Что делать Что состоится Какие следствия
Запретить процесс купли украинских банков, применяя законодательные рычаги влияния Фактическая изоляция банковской системы Украины, а затем и ее экономики Снижение финансового потенциала страны, ограничение прихода новых специалистов и заграничных разработок в отрасли банковских продуктов и подходов к управлению
Банковская конкуренция не будет существенно усиливаться, что, с одной стороны, сохранит украинские банки от поглощения и банкротства, а с другой – приведет к постепенной монополизации украинского рынка банковских услуг самыми крупными банками (группа лидеров на украинском рынке финансовых услуг уже сформировалась, и разрыв между ее показателями и показателями остальных банков растет) Негативные последствия для процесса улучшения уровня обслуживания населения и экономики, поскольку самые крупные банки не будут иметь достаточных стимулов для этого
Снять все барьеры на пути приобретения иностранными инвесторами отечественных банков и способствовать этому процессу С учетом зарубежного опыта можно сказать, что это приведет к активному приходу иностранных инвесторов в банковскую систему Украины и увеличению их доли в совокупном капитале (до 75–85 %) Привлечение иностранных финансовых ресурсов к кредитованию экономики за счет разницы ставок в Украине и странах происхождения заграничного капитала
Привлечение новых банковских технологий и специалистов из-за границы (хотя и не новейших, и не наилучших); постепенно будет усиливаться экономическая зависимость Украины от интересов зарубежных инвесторов, поскольку последние будут иметь инструменты финансового влияния на работу экономики Будет повышаться уровень риска валютной стабильности, поскольку в случае ухудшения экономической ситуации иностранный капитал может очень быстро перебазироваться в страны с более стабильной экономикой, что повлечет экономическую стагнацию
Постепенное вытеснение, приобретение или присоединение отечественных банков зарубежными Будут финансироваться в большей мере потребительские цели населения или общие проекты
Способствовать увеличению присутствия иностранных инвесторов в банковской системе, но при условии установление предельной границы участия иностранных инвесторов в банковской системе Украины в размере до 50 % от ее капитала. Такой вариант рассматривает Ассоциация украинских банков Это должно, с одной стороны, оживить процессы развития банковской системы, а с другой – лишить иностранных инвесторов существенных рычагов влияния на отечественный финансовый рынок. Однако при применении такого подхода проблемным вопросом является создание соответствующего политико-экономического механизма соблюдения допустимого уровня иностранного капитала. Фактически после достижения соответствующей границы должен быть прекращен любой доступ иностранных инвесторов к банковской системе, то есть приобретение ими акций и паев отечественных банков, дополнительные взносы к капиталу и т. п. Снизится доверие иностранных инвесторов к украинской банковской системе, возможен существенный отток иностранного капитала, что негативно отразится на уровне финансовой стабильности экономики
Притормаживать процесс роста присутствия иностранных инвесторов в украинской банковской системе Для этого следует применять формальные (временное запрещение приобретать акции и паи банковских учреждений) и неформальные барьеры (аргументированный отказ в предоставлении Центральным банком или другим уполномоченным органом разрешений на осуществление операций купли-продажи банков, регистрацию банков с иностранным капиталом и т. п.) на пути иностранных инвесторов При надлежащей дипломатичности и гибкости такая позиция даст возможность успешно сдерживать долю иностранного капитала в отечественной банковской системе, однако она связана с немалыми рисками вроде выдвижения обвинений в «нечестной игре» со стороны иностранных инвесторов и политиков, необходимостью постоянного мониторинга участия заграничных инвесторов в банковской системе и тому подобное. Этот подход также частично лишит банковскую систему позитивных эффектов прихода иностранных инвесторов
Не регулировать процесс увеличения участия иностранных инвесторов в банковской системе Будет увеличиваться доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы Украины, поскольку иностранным банкам нужно искать новые рынки – рынки их собственных стран, где они могли бы получать прибыль, уже перенасыщены, – в то же время увеличивать свое влияние на глобализацию мировой экономики. Однако рост участия иностранных инвесторов будет зависеть от уровня экономической стабильности и развития фондового рынка в стране, что на сегодня фактически является сдерживающим фактором Как и в любом неконтролируемом процессе, последствия непрогнозируемы и будут зависеть от многих факторов, как финансовых, так и экономических, политических, юридических. Ввиду стратегической важности этого процесса для развития банковской системы Украины из-за недостаточного регулирования возникнут дополнительные риски невыполнения начерченных в стратегии развития отечественной банковской системы целей, поскольку в ее работе могут появиться дополнительные элементы финансовой нестабильности и непрогнозируемости

Направленность развития экономики Украины в сторону европейской интеграции уже сейчас требует конкретных мероприятий для соответствующей адаптации банковского сектора в целях предотвращения рисков от евроинтеграционного курса Украины. Следует отметить, что в мировой практике выделяют несколько принципов доступа иностранного капитала в национальные банковские системы [2, 3, 6].

Принцип национального режима. Отсутствие любой дискриминации по сравнению с национальными институциями фактически означает, что при лицензировании банковской деятельности учитывается ее национальная принадлежность, а в процессе деятельности банковского учреждения применяются подобные нормы банковского регулирования и присмотра по отношению к резидентам учреждений. На практике принцип национального режима обычно используется на основании межгосударственных соглашений Всемирной торговой организации и Европейского Союза.

Принцип взаимности. Страна, которая позволяет создание банка с иностранным капиталом на собственной территории, деятельность которого контролируется нерезидентом, по правилам, установленным для создания банков страны, которая принимает, на территории страны происхождения нерезидента.

Принцип консолидированного надзора за деятельностью банков, их структурных подразделений, которые функционируют в транснациональном масштабе, предусматривает общее участие в наблюдательных мероприятиях как со стороны страны, где создается банк с иностранным капиталом, так и со стороны страны происхождения. Данный принцип не распространяется на представительства иностранных банков, так как они не осуществляют банковские операции. Наблюдательные мероприятия реализуются по трем направлениям: платежеспособность, ликвидность и конверсионные операции. Деление функций надзора за платежеспособностью зависит от типа учреждения, которое создается при участии нерезидента. Мониторинг того, насколько иностранный дочерний банк способен отвечать по своим обязательствам, возлагается на обе стороны.

Для определения оптимального в украинских условиях варианта политики управления присутствием в отношении иностранных инвесторов в банковской системе целесообразно сформулировать основные принципы этой политики. С одной стороны, они должны отвечать современным процессам развития банковского дела на мировом уровне, а с другой – обеспечивать достижение целей развития украинской банковской системы и экономики. Следовательно, можно выделить и рассмотреть следующие основные принципы.

Соблюдение правил свободной конкуренции заключается в предоставлении банкам с участием иностранных инвесторов таких же прав, как и банкам, которые контролируются украинскими инвесторами. Речь идет о неприменении дискриминационных мероприятий к иностранным инвесторам и установлении единых правил игры для всех участников рынка банковских услуг. Это отвечает современным соглашениям и договоренностям между Украиной и международными организациями.

Обеспечение финансовой стабильности отвечает основной задаче Национального банка Украины – соблюдению стабильности денежной единицы – и дополняет ее сохранением стабильности на рынке банковских услуг: приход иностранных инвесторов и сам процесс смены владельцев не должны создавать финансовую нестабильность на рынке.

Улучшение уровня удовлетворения потребностей клиентов выражается в продвижении банками с участием иностранных инвесторов новых продуктов и услуг на рынок, что должно повышать уровень удовлетворения потребностей клиентов. Его реализация на данном этапе развития банковской системы Украины регулируется конкуренцией на рынке, то

есть под натиском конкурентов в процессе борьбы за клиента банки вводят в обращение новые инновационные продукты.

Содействие развитию экономики предопределяет снижение уровня ставок на кредитные ресурсы для субъектов хозяйствования и дифференциацию продуктов в этой сфере, что должно содействовать развитию украинской экономики. Для этого есть все объективные основания, поскольку стоимость ресурсной базы стран происхождения иностранного капитала, как правило, ниже, чем в Украине. Результаты анализа кредитных ставок свидетельствуют, что в банках, подконтрольных заграничным инвесторам, они ненамного ниже, чем в банках, которые контролируются украинскими инвесторами.

С учетом изложенного системный подход к регулированию доступа иностранного капитала в банковский сектор Украины должен предусматривать следующие мероприятия:

• поддержку конкурентоспособности банков с национальным капиталом;

• использование позитивных структурных и технологических преимуществ банков с иностранным капиталом для повышения инвестиционного потенциала отечественной банковской системы и ее стимулирующей роли в социально-экономическом развитии страны за счет повышения монетизации экономики;

• привлечение иностранных инвестиций и доведение их до уровня показателей на душу населения, близких к значениям в соседних восточноевропейских странах;

• ускоренное развитие финансовых рынков;

• интенсификацию использования современных банковских технологий и банковского менеджмента;

• оптимизацию институциональной структуры отечественной банковской системы и ее приближение к стандартам стран с развитой экономикой.

Выводы

Анализ процесса концентрации банковского капитала и показателей увеличения присутствия иностранного капитала в Украине позволяет выдвинуть предположение о существенной связи этих процессов. Рассчитанный коэффициент корреляции изменений во времени индекса 24 самых крупных банков и части банков с иностранным капиталом в уставном капитале банковской системы подтверждает наличие такой связи. Модельные расчеты показывают, что стремительный рост прибыли банковской системы вызван процессами глобализации и концентрации и может перейти в некоторый спад в рентабельности.

Подводя итоги, можно отметить, что приход иностранного капитала в банковский сектор Украины является объективным процессом, что характеризуется активной динамикой, которая может усилиться со вступлением в ВТО. В данном контексте основным заданием регулятора является минимизация негативных последствий прихода банков с иностранным капиталом и обеспечение соответствующих условий для усиления финансовой стабильности на основе системного подхода для всех составляющих финансовой системы в их взаимодействии и под воздействием внешних факторов.

Список литературы:

1. Герасименко В. Концентрація банківського капіталу і методи оцінки його рівня // Вісник Національного банку України. 2007. № 4. С. 28–33.

2. Лютий І., Юрчук О. Особливості глобального економічного середовища діяльності банків // Вісник Національного банку України. 2008. № 4. С. 46–51.

3. Моисеев С. Р. Иностранные банки: стратегия проникновения на рынок // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 6. C. 44–51.

4. Нетудихата К. Л. Вплив іноземного капіталу на функціонування банківської системи України // Наукові праці. 2009. Т. 109. Вип. 96. С. 21–25.

5. Основні показники діяльності банків України: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bank.gov.ua.

6. Павлюк К. В., Кажан В. А. Діяльність іноземних комерційних банків в Україні: тенденції та проблеми // Фінанси України. 2010. № 6. С. 143–150.