Риски в электроэнергетике: перезагрузка на полпути

1200


Риски в электроэнергетике: перезагрузка на полпути

На конференции «Риск-менеджмент в электроэнергетике» обсуждали, как избежать возможных угроз

Традиционная конференция «Риск-менеджмент в электроэнергетике» прошла в восьмой раз. Ежегодно организаторы мероприятия специально акцентируют внимание на самых главных отраслевых темах, итогах серьезных отраслевых событий и будущих масштабных планах. В этом году тема конференции дополнена нестандартным подзаголовком – «Риски перезагрузки». В стране наступает новая политическая эпоха, в энергетике утверждаются новые рынки и условия их функционирования, в бизнесе создаются новые решения. Прежняя энергетика нуждается в обновлении, а оно, безусловно, будет сопровождаться проблемными ситуациями, или рисками, которые, как известно, проще предупредить, заранее отреагировав на вероятные угрозы.

В этот раз конференция расширила отраслевую географию, открыв для обсуждения новые темы, представив новых участников, в том числе из смежных с энергетикой отраслей. Участники мероприятия рассуждали о том, какие ситуации стали типичными для отрасли, влияние каких им еще предстоит испытать на собственном бизнесе и вынести решения.

Ориентир на клиента

Заместитель начальника отдела перспективного развития электроэнергетики департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей МаксимовКонцепция реформирования розничных рынков электроэнергии находится сейчас в итоговой стадии доформирования. Об этом рассказал заместитель начальника отдела перспективного развития электроэнергетики департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов.

– В последнее время серьезно изменилась структура розничного рынка, – отметил Максимов. – Наша задача – в ближайшее время представить концепцию формирования розничного рынка. Эта работа проводилась как в рамках Минэнерго, так и в широком кругу заинтересованных игроков розничного и оптового рынков. Изменения, которые мы предлагаем, касаются перечня нормативно-правовых актов – в частности, действующего постановления правительства РФ № 877 («О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке», ноябрь 2011 г. – ИК). Мы считаем нужным несколько переориентировать его на потребителя. Изменения также предусматривают совершенствование системы ценообразования. Идет речь и о новых требованиях к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей, а также об усилении прозрачности и понятности правил розничных рынков в отношении формирования цены на электроэнергию.

Кроме того, уточнен порядок смены гарантирующего поставщика, а также детально прописана схема коммерческого учета.

По словам А. Максимова, основное изменение, предлагаемое Минэнерго, заключается в совершенствовании сетевого тарифа за счет обязательного перехода крупных потребителей на двухставочные тарифы и перехода с заявленной на максимальную мощность. Таким образом, полагает представитель Министерства энергетики, будет унифицировано количество используемых мощностей, и крупные потребители перейдут на фактическую и максимальную мощность. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, потребители платили за реальные резервы, предоставляемые сетью, и, во-вторых, чтобы сетевые организации учитывали эти резервы и закладывали их в тариф. В конце концов, это должно стать неким стимулом для отказа потребителей от ненужных мощностей.

Что изменят инициативы отраслевого министерства для участников рынка и появятся ли новые риски? Специалисты справедливо полагают, что не для всех участников рынка как существующие, так и новые риски будут ощутимыми.

– Для сбытовых компаний ничего не поменяется, – считает Максимов. – Перемены коснутся гарантирующих поставщиков. Для оптовой генерации все останется по-прежнему. В рознице появится часть рисков в связи с тем, что мы усилим контроль за покупкой электроэнергии гарантирующими поставщиками у розничной генерации. В части сетевых компаний я не вижу определенных рисков, они полностью регулируемы. В сфере потребителя изменится сетевой платеж, тогда как суммарные деньги для сетевого комплекса – нет.

ФАС предупреждает поправками

Энергетические компании злоупотребляют доминирующим положением. И это тоже является риском для всех участников отрасли. По сведениям Федеральной антимонопольной службы, такие злоупотребления составляют 97 процентов всех нарушений антимонопольного законодательства в сфере тепло- и электроэнергетики.

Если в 2010 году антимонопольные органы рассмотрели 5643 заявления по нарушениям Федерального закона «О защите конкуренции» на рынках электро- и теплоэнергии, то только в первом полугодии 2011 года таких заявлений было уже более 3000.

Об этом рассказала Елена Цышевская, заместитель начальника управления контроля на рынках электрической энергии ФАС России, отметив, какие поправки антимонопольного законодательства могут глобально изменить положение в этой сфере.

– Мы проанализировали период 2010–2011 гг. и констатируем, что количество нарушений антимонопольного законодательства не уменьшается, а увеличивается – компании в большинстве случаев злоупотребляют доминирующим положением, – сообщила Цышевская. – В конце 2011 года был принят третий антимонопольный пакет поправок. В статью 25 Закона об электроэнергетике внесены изменения, согласно которым больше нет понятия «исключительного» положения хозяйствующего субъекта на оптовом рынке электрической энергии, введено понятие «манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии», закреплена необходимость определения критериев существенного изменения цен на электрическую энергию и мощность.

Помимо этого, отметила Цышевская, в третий антимонопольный пакет вводится два новых института – предостережения и предупреждения.

– Предостережение направляется должностному лицу в случае, если оно допустило публичное высказывание, которое может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, – сказала Е. Цышевская. – Предупреждение выносится в любых случаях нарушения хозяйствующих субъектов. Самые распространенные пункты по регионам – это отказ в заключении договора или уклонение от заключения договора, и это касается всех субъектов энергетической отрасли. При наличии нарушения мы всегда сначала выносим предупреждение и выступаем в роли некоего третейского судьи. Но неисполнение предупреждения всегда влечет за собой возбуждение дела по статье, предусматривающей наложение оборотных штрафов.

Елена Цышевская подчеркнула, что, несмотря на то что решения ФАС в 100 процентах случаев обжалуются через суд, по статистике, 84 процента таких судов выигрывает антимонопольная служба.

– Надеюсь, субъекты максимально используют те меры антимонопольного реагирования, которые заложил антимонопольный пакет, и, конечно же, не допустят наложения соответствующих штрафов, предусмотренных КоАП, – подытожила Цышевская.

Нужны прозрачные цены

Наталья Невмержицкая, заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК по развитиюО рисках новых правил функционирования розничных рынков для компаний энергосбытового сектора и всей цепочки формирования стоимости рассказала Наталья Невмержицкая, заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК по развитию. Эксперт указала на недостаточно развитые рыночные отношения в отрасли.

– База капитала для расчета необходимой валовой выручки сетевых организаций завышена, что в сочетании с непрозрачностью инвестиций и отсутствием сравнительного анализа эксплуатационных расходов привело к опережающему росту стоимости услуг по передаче, – подчеркнула Невмержицкая. – А гарантирующие поставщики при действующей системе тарифного регулирования испытывают дефицит средств, учитывая трехпроцентную оборотную сбытовую надбавку.

Как полагает Н. Невмержицкая, в таких условиях проблема повышения качества обслуживания потребителей не может быть решена в полной мере. В сбытовую надбавку не включены расходы на обслуживание кредитов, хотя предусматривается учет резервов по сомнительным долгам или списание безнадежной задолженности потребителей.

В своем выступлении Наталья Невмержицкая затронула и последствия постановления правительства РФ № 877. По словам эксперта, вводимые им меры, в частности изменение порядка оплаты мощности потребителями розничного рынка, могут привести к банкротству значительной части гарантирующих поставщиков вследствие урезания «нетарифных доходов» и роста кассовых разрывов.

Неоднозначными станут последствия введения в действие этого постановления и для потребителей. В соответствии с новыми правилами итоговая цена на электроэнергию с учетом мощности будет зависеть не столько от действий каждого конкретного потребителя, сколько от результатов деятельности всех потребителей гарантирующего поставщика, и эта цена может существенно меняться от месяца к месяцу. Кроме того, формирование одноставочных цен становится максимально непрозрачным, а итоговая цена у различных сбытовых компаний в одном регионе может существенно отличаться.

По мнению Натальи Невмержицкой, ликвидация источника нерегулируемых доходов гарантирующего поставщика в условиях низкого уровня сбытовой надбавки и существенных различий в правилах игры на оптовом и розничных рынках электроэнергии требует серьезного вмешательства рыночного сообщества, федеральных органов исполнительной и законодательной власти. В частности, должны быть ликвидированы диспропорции тарифного регулирования, решена проблема дебиторской задолженности на розничных рынках, созданы стимулы к эффективности в целях минимизации нагрузки на энергосистему и снижения темпов роста тарифов на энергоресурсы.

Наталья Невмержицкая высказала предложения по решению проблем энергосбытового сектора. В частности, необходимо обеспечить прозрачность ценообразования и создать условия для установления стабильных цен в рамках долгосрочных двусторонних договоров как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии.

Энергетика на распутье

Дмитрий Говоров, директор НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии»– Идеология, которая закладывалась на заре реформы, претерпела значительные изменения, – рассказал Дмитрий Говоров, директор НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии». – Сейчас энергетика на распутье. Мы имеем несовершенную систему модели рынка и низкое качество рыночных механизмов, что подталкивает государство к использованию механизмов ручного регулирования. А ведь стоит вспомнить, что в 2008 году, когда началось RAB-регулирование в сетях и тарифы для конечного потребителя стали расти на 30 процентов, потребители задумались, куда же мы придем. Если проанализировать, какие составляющие есть в цене на электроэнергию, то в 47 процентах – это сетевой тариф, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Таким образом, сетевые тарифы представляют проблему. Если говорить про источники роста цен, то основные – это инвестиционные и операционные затраты сетевых компаний. Полагаю, что их надо нормировать, привести к единым показателям по всей стране.

Что касается функционирования рынка электроэнергии, здесь основной проблемой стало отсутствие долгосрочных отношений между потребителями и производителями. При этом данная проблема зависит не только от потребителей и производителей.

Мы предлагаем переход к рынку одного товара и выступаем за соответствующий механизм ценообразования. По розничным рынкам есть серьезные проблемы по монополизации. Надо, чтобы потребитель смог выбрать более эффективную сбытовую компанию. При наличии системы коммерческого учета и подтверждении отсутствия задолженности потребитель должен иметь право уйти к другой сбытовой компании. Важным представляется также и введение социальной нормы потребления в качестве борьбы с перекрестным субсидированием.

Выбор как конституционное право

Сергей Трофименко, генеральный директор Московской энергетической биржиПотребитель должен иметь выбор – это практически его конституционное право, полагают эксперты. Конкуренция как раз и направлена на то, чтобы создать такой выбор. Главное, чтобы она была полноценно построена в условиях и рамках, созданных рынком и предполагающих хотя бы то, чтобы не появились новые проблемы.

– Все сегменты существующего рынка разрознены и нуждаются в оптимизации. В революционном предложении – приступить к новой модели рынка – есть несколько крупных проблем, которые необходимо решить, – сказал Сергей Трофименко, генеральный директор Московской энергетической биржи. – Например, необходимо развитие конкуренции. Переход к прямым договорам при наличии нескольких крупных холдингов, объединяющих генерацию и сбыт, – то есть то, что мы имеем на сегодняшний день, – влечет за собой определенные ценовые риски. Может получиться, что дешевую генерацию распределят между собой крупные потребители, а дорогая достанется тем, кто либо не входит в эти холдинги, либо не успел договориться о цене.

Оптимальный «смежный» баланс

Электроэнергетика не может существовать обособленно – на ее развитие достаточно сильно влияют смежные отрасли, в частности теплоэнергетика. Кроме того, есть аспекты, которые сейчас, возможно, и не являются рисками как таковыми, но могут ими стать в случае запоздалых решений. Например, как разделять затраты между выработкой электро- и теплоэнергии и каким образом выводить из эксплуатации генерацию?

Некоторые решения представил Виктор Семенов, генеральный директор ВНИПИэнергопрома в своем выступлении о рисках в развитии теплофикации в рыночных условиях.

– Мы создаем маневренные ТЭЦ, объединяя одну пиковую станцию и существующую паротурбинную ТЭЦ, – сказал Семенов. – Речь идет не о строительстве отдельных парогазовых блоков, а о надстройке газовых турбин. В результате у нас появится ряд дополнительных режимов работы котельной, пикового энергоисточника, газового источника. И мы сможем обеспечивать наиболее оптимальные электрические режимы при любой тепловой нагрузке. Это позволяет решить проблему вывода старых ТЭЦ, потому что паровые турбины гораздо более надежные, имеют длительный эксплуатационный ресурс и дают регионам возможность обеспечить приемлемую электрическую мощность. Безусловно, здесь есть свои сложности. Во-первых, необходимо увязать итоговые модели энергоисточников с реально существующим планированием – генеральной схемой, градостроительными планами. Во-вторых, в схеме газоснабжения нужны приоритеты – что важнее. В-третьих, необходимо изучить взаимосвязи вопросов по газу, теплу и электричеству.

Инструменты бизнес-анализа

Кирилл Бутаев, менеджер по работе с ключевыми клиентами SAS Россия / СНГПредставители компании SAS Россия / СНГ полагают, что сегодня, как никогда раньше, российский рынок энергетики нуждается в инструментах бизнес-анализа для решения ключевых задач, среди которых прогнозирование спроса на электроэнергию, комплексное управление рисками, процессное управление, обоснование тарифов и другие.

– Операционные риски есть всегда – при выходе из строя оборудования вы всегда можете управлять инцидентами, записывать, что произошло, сколько это стоило, кто виноват, что к этому привело, – рассказал Кирилл Бутаев, менеджер по работе с ключевыми клиентами SAS Россия / СНГ, описывая риски, с которыми пришлось столкнуться компании при проведении бизнес-анализа. – Мы накопили данные и проанализировали мировую статистику всех случаев реализации крупных рисков, в том числе и в энергетических компаниях.

Есть и другие виды рисков. Например, экологические риски не зависят от формы хозяйствования и довольно легко оцениваются. Сейчас это вопрос компетенции соответствующего регулятора, который наложит конкретный денежный штраф на конкретную компанию. Иными словами, этот риск стал более или менее оцениваемым. Стратегические риски, или риски неисполнения стратегии, – это, скорее, тенденция последнего времени, связанная с тем, что компании строят стратегическое управление на достаточно высоком уровне, планируя стратегическое развитие, допустим, до 2020 года. При этом, ставя себе цель увеличения прибыли, компании задаются вопросом: а что нам может помешать? Риски, связанные со стоимостью энергоресурсов, с изменением законодательства и т. д.

Есть еще и финансовые риски, но управлять ими – это, видимо, вопрос будущего. Очень важный шаг на пути к этой цели – это создание полноценных энергетических бирж, при этом потребуется целый механизм специального управления рыночными рисками.

Когда это случится? Кирилл Бутаев считает, что если учесть длительность хода реформы российской электроэнергетики, то четкий срок назвать трудно. Тем не менее уже сейчас на энергетической бирже совершается определенный объем сделок, хотя пока это и не основной объем.

Николай Филипенков, руководитель направления риск-менеджмента SAS Россия / СНГ– Все зависит от того, какие решения будет принимать государство, – подчеркнул Бутаев. – По мнению участников конференции, дело не только в злой воле государства, которое держит отрасль за горло. Речь идет о том, что качество рыночных механизмов оказалось очень невысоким – государство не может пока на него положиться.

– Ситуация в России близка к европейской, когда необходимо создать единую картину, чтобы подобрать методы по предотвращению рисков или управлению ими, – отметил Николай Филипенков, руководитель направления риск-менеджмента SAS Россия / СНГ. – У российских компаний есть определенные преимущества, в частности возможность в рамках единого хранилища консолидировать данные, необходимые для анализа рисков, чтобы получить общую картину по конкретному предприятию.

Сегодня мы предлагаем современное комплексное решение, в основе которого лежит прогрессивная концепция управления всеми видами рисков. Преимущество нашего продукта состоит в том, что такой подход позволяет объединить риск-менеджмент, управление бизнес-процессами компании и контроль за соблюдением требований регуляторов рынка и правовых норм, – подчеркнул Филипенков.

Как посчитать страхование?

О страховании рисков говорят с тех пор, как в России появилось понятие «риски». В энергетике эта тема все еще нова. Как сказал Кирилл Бутаев, в энергетических компаниях страховщики работают почти обособленно, даже если существует департамент управления рисками или специально выделенный отдел.

– Если мы говорим о сбытовых компаниях, то страховщикам здесь мало что можно «откусить», – подчеркнул Бутаев. – Очень хорошо, когда у вас есть большие активы, которые государство обязывает страховать по закону, – тут у страховщиков большое поле деятельности. А что страховать сбытовым компаниям? Кто может правильно посчитать риск ухода потребителя к другой энергосбытовой компании? Как оценить определенный объем плохих долгов? Как раз эти механизмы предстоит создать.

Управление рисками – это гарантия, но после того, как будут сделаны затраты. Зато, по мнению экспертов, вы потратите время и деньги на управление, которое вас спасет от убытков.

Специалисты в сфере управления рисками считают, что эта область универсальна. Понятие «риски» характерно для любых предприятий, отраслей и стран. И если другие государства сумели побороться с такими превратностями бизнеса, как рисковые ситуации, почему бы нам не поучиться у них, взяв лучшие методы и адаптировав их для России?

Ирина КРИВОШАПКА