Синтез системного и стоимостного подходов в процессе структурной модернизации предприятий

869


Синтез системного и стоимостного подходов в процессе структурной модернизации предприятий

Абстракт: В статье проанализирована динамика котировок акций в течение пяти лет и определены факторы наибольшего роста капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Рассмотрено понятие структурной модернизации предприятия как одного из инструментов реализации его стратегии. Именно структурная модернизация предприятий является эффективным средством повышения их справедливой стоимости и капитализации в средне- и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: системный подход, стратегия предприятия, структурная модернизация, управление стоимостью

Введение

Большинство российских предприятий еще испытывают серьезные трудности, несмотря на то что первая волна кризиса уже отступила, а вторая – только впереди.

Отрицательные финансово-экономические результаты многих из них связаны не только с эффектами посткризисного периода восстановления мировой экономики в целом и отечественной в частности, но и с проблемами самих предприятий. В такой ситуации особую актуальность приобретают многочисленные исследования, целью которых явилось определение факторов успешности тех или иных компаний: частных фирм, инновационных предприятий, компаний, созданных с нуля.

К примеру, коллектив авторов под руководством А. Ю. Юданова проанализировал несколько десятков быстрорастущих компаний в нескольких отраслях российской промышленности. За короткий промежуток времени эти предприятия показали феноменально быстрый рост, близкий к экспоненциальному закону [8].

Однако что же делать крупнейшим предприятиям отечественной промышленности, давно существующим, занимающим существенные доли соответствующих рынков и так или иначе оказавшимся не готовыми к конкурентной борьбе? Их модернизация актуальна по многим причинам. К числу последних можно отнести существенное влияние этих предприятий на социальную сферу и экономическое развитие страны в целом, а значит, ликвидация данных компаний может повлечь за собой еще больший ущерб, чем затраты государства на стабилизацию финансового состояния предприятий.

Данная статья представляет собой анализ положения двух российских предприятий автомобилестроительной отрасли (ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ») с целью определить факторы, в наибольшей степени влияющие на капитализацию, и инструменты, успешное применение которых могло бы повысить рыночную стоимость самих предприятий.

Два гиганта автомобильной индустрии

Исходя из краткого анализа, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» – лидеры российского рынка легковых и грузовых автомобилей соответственно. Их основные показатели (табл. 1) позволяют отметить большое количество общих черт. Государство в лице государственной корпорации «Ростехнологии» владеет значительными долями в уставных капиталах ОАО «АвтоВАЗ» (18,83 %) [2] и ОАО «КамАЗ» (49,90 %). В настоящее время готовится дополнительная эмиссия акций ОАО «АвтоВАЗ», в результате которой доля государства может увеличиться. Следует отметить, что часть акционерных капиталов рассматриваемых предприятий принадлежит стратегическим зарубежным партнерам. Компания Renault S.A.S владеет 25,0 % уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ». В декабре 2008 года крупнейший в мире производитель грузовых автомобилей компания Daimler AG приобрела 10,0 % акций ОАО «КамАЗ», в июне 2010 года ее пакет акций увеличился до 11,0 %. В интересах немецкой компании 4,0 % акций российского предприятия приобрел Европейский банк реконструкции и развития [3]. Необходимо подчеркнуть, что в деятельности рассматриваемых предприятий роль зарубежных партнеров не ограничивается участием в акционерном капитале: прослеживается их влияние на многие бизнес-процессы ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», а именно передачу технологий, контроль качества, расширение круга поставщиков и развитие партнерства по производству компонентов.

Таблица 1. Краткая характеристика ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (по данным [10, 6] и отчетности компаний)

К. А. ГУСЕВ
Gusev_kirill@mail.ru
Главный специалист Департамента инвестиционных проектов Государственной корпорации «Ростехнологии», аспирант кафедры «Оценка и управление собственностью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Капитализация предприятий

Как показывает анализ динамики котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (рис. 1), они практически коррелируют между собой на протяжении всего рассматриваемого периода. Одновременно наблюдается корреляция котировок акций компаний с динамикой индекса РТС. Рассчитанные коэффициенты корреляции приведены в табл. 2.



Таблица 2. Коэффициенты корреляции еженедельных котировок акций

Показатель ОАО «АвтоВАЗ» ОАО «КамАЗ»
Выручка за 2010 год, млн руб. 137 935,00 73 324,00
Прирост выручки за 2010 год, % 63,85 29,76
Чистая прибыль за 2010 год, млн руб. 2160,00 1815,00
Доля на рынке РФ в 2010 году, %:

легковые автомобили

грузовые автомобили 14–40 т

грузовые автомобили 8–14 т

 

29,00

 

47,00

13,00

Доля инвесторов на 01.01.2011, %:

ГК «Ростехнологии»

стратегический инвестор (компания)

 

18,83

25,00 (Renault S.A.S)

 

49,90

11,00 (Daimler AG) + 4,00 (ЕБРР)

Рыночная капитализация на 15.07.2011, млн руб. 46 122,203 44 102,835
Среднесписочная численность сотрудников, чел. 75 447,00 46 855,00/font>
Место в мировом рейтинге автопроизводителей:

объем продаж

рыночная капитализация

 

40

53

 

50

55

Период Коэффициент корреляции
ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» ОАО «АвтоВАЗ» и индекс РТС ОАО «КамАЗ» и индекс РТС
21.07.2006 — 10.07.2009 0,93 0,87 0,81
17.07.2009 — 15.07.2011 0,42 0,76 0,58
21.07.2006 — 15.07.2011 0,84 0,84 0,77

На протяжении всего рассматриваемого периода акции ОАО «КамАЗ» меньше коррелируют с индексом РТС и в целом приносили бoльшую доходность, чем акции ОАО «АвтоВАЗ» (на рис. 1 график 1 выше двух других). Вместе с тем доходность обыкновенных акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» за пять лет находится на одном и том же уровне – около 90 %.

На рис. 2 показаны два всплеска котировок акций рассматриваемых предприятий с интервалом один год: в сентябре 2009 года акции ОАО «КамАЗ» выросли более чем вдвое (за две недели – на 107 %), в сентябре 2010 года еще более значительный рост показали акции ОАО «АвтоВАЗ» – более чем в 1,5 раза.



Причиной резкого роста акций ОАО «КамАЗ» в сентябре 2009 года (тогда за день капитализация предприятия выросла на 30%) стала информация о возможном приобретении Daimler AG 5% акций предприятия дополнительно к уже имеющимся на тот момент [8]. Сделка была проведена в июне 2010 года. Следует отметить, что за резким ростом акций не последовало такого же резкого падения, и акции ОАО «КамАЗ» до сих пор держатся на том же уровне (+90% к уровню котировок до повышения).

Рост котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» в сентябре 2010 года на 30% за день можно объяснить слухами о предстоящей дополнительной эмиссии акций, однако новостные агентства затруднялись определить причины такого бурного роста [1].

Очевидно, что самые резкие скачки капитализации рассматриваемых предприятий не коррелируют с внутренними изменениями, с модернизацией предприятий и связаны исключительно со спекуляцией и разогревом рынка недобросовестными инвесторами с помощью слухов и непроверенной, в том числе инсайдерской, информации об ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ».

Верные стратегии развития

Отечественные промышленные предприятия оказались не готовы к вызовам рынка, по инерции внутренние проблемы предприятий со временем только нарастали. До сих пор многим отечественным предприятиям, в том числе работающим в машиностроительном секторе, не удалось решить проблему выбора верной стратегии. Тем интереснее накопленный положительный опыт в этом направлении. ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» разработали долгосрочные стратегические программы развития (до 2020 года), на основе которых определяются цели и задачи, требующие решения в ближайшем будущем. В сотрудничестве с международной консалтинговой компанией ОАО «АвтоВАЗ» разработало стратегическую программу развития, в которой рассмотрены ключевые вопросы деятельности компании и описаны направления развития и модернизации основных подсистем предприятия [9]. ОАО «КамАЗ» также принята программа стратегического развития [11], определяющая долгосрочные цели и основные приоритеты деятельности предприятия. Тем не менее даже хорошо проработанная стратегия сама по себе еще не может привести предприятие к успеху, а более важным с точки зрения результата является качество ее реализации и инструменты, используемые для этой цели.

Структурная модернизация – инструмент реализации стратегии

Одним из способов, механизмов реализации разработанной стратегии является структурная модернизация предприятия, которая может быть определена как реструктуризация для приведения его системной структуры в соответствие с требованиями, которые определяются изменяющейся внешней средой [4].

Согласно Г. Б. Клейнеру [5], под системной структурой будем понимать совокупность семи подсистем, к ним относятся ментальная, культурная, институциональная, когнитивная, производственно-технологическая и организационно-управленческая, имитационная и историческая подсистемы. Как правило, изменения на предприятиях затрагивают только одну из подсистем, представляющую собой производственно-технологическую и организационно-управленческую компоненту структуры предприятия.

К примеру, в программе реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» определены принципы и критерии выделения тех или иных бизнес-единиц. Так происходит структурная модернизация производственно-технологической компоненты предприятия. В рамках реализации указанной программы ОАО «АвтоВАЗ» предприятие реализовало ряд дочерних обществ: ОАО «Тевис», ОАО «Электросеть», ОАО «ТЭК» и ЗАО «КБ «Лада-Кредит» и др. [10].

В результате анализа влияния описанных мероприятий по реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» на его рыночную капитализацию можно сделать вывод об отсутствии такой зависимости в краткосрочной перспективе. Вместе с тем по итогам исследования влияния различных фактов, имевших место в прошлом, на рост рыночной капитализации акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (см. рис. 1) было обнаружено, что в краткосрочной перспективе стимулами к максимальному росту капитализации предприятий являются:

• получение предприятием государственной поддержки в той или иной форме (средства федерального бюджета, введение заградительных таможенных пошлин, участие в федеральных программах субсидирования);

• информация об увеличении доли стратегических партнеров и/или государства в уставных капиталах предприятий;

• новостная информация о предприятии, имеющая позитивный характер (как правило, представляющая собой взгляд со стороны).

Таким образом, на показатели капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» в значительной степени влияет информация, которая не относится к внутренним процессам предприятий, хотя последние действительно оказывают воздействие на рыночную стоимость акционерного капитала.

Представляется, что именно структурная модернизация, то есть изменения в каждой из семи подсистем предприятия, является инструментом реализации стратегии предприятия. Для стратегических предприятий российской промышленности – ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» – именно эволюционные внутренние изменения могут стать стимулом к росту их истинной стоимости, что в конечном итоге несомненно отразится и на рыночных котировках их акций в средне- и долгосрочной перспективе.

Выводы

Подводя итог, следует подчеркнуть, что задачи, которые стоят перед российскими предприятиями, требуют скорейшего, адекватного и эффективного решения.

Для решения сложных задач, актуальных на сегодняшний день, менеджменту целесообразно использовать системный подход в целях исследования предприятия, который позволяет составить комплексную оценку деятельности предприятия и проанализировать работу всех подсистем. Анализ и модернизация собственной структуры приобретают особую актуальность для многих российских предприятий, особенно с давней историей, причем последовательные улучшения следует производить не только в производственно-технологической и организационно-управленческой подсистемах, но и в ментальной, культурной, институциональной, когнитивной, имитационной и исторической подсистемах. Одним из критериев для анализа целесообразности таких изменений может служить повышение конечной рыночной стоимости предприятия. Такой подход позволит адаптировать отечественные предприятия к рыночным реалиям, сделать их структуру более гибкой, эффективной и стабильной в условиях внешних воздействий.

Список литературы:

1. Акции «АвтоВАЗа» выросли на 30 процентов за день // Lenta.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/09/23/close/.

2. Годовой отчет ОАО «АвтоВАЗ» за 2010 год // АвтоВАЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lada.ru//wp-content/uploads/images/68/annuals/annual_2010.pdf.

3. Годовой отчет ОАО «КамАЗ» за 2010 год // Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/otchet2010.pdf.

4. Гусев К. А. Структурная модернизация как фактор роста стоимости предприятия // Оценочная деятельность: Аналитический бюллетень СМАО. 2010. № 4. С. 70–72.

5. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.

6. ММВБ. MICEX: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.micex.ru.

7. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач/Под ред. А. Ю. Юданова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. 464 с.

8. Ошибка на 13,5 млрд рублей // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/02/217873.

9. Программа развития компании до 2020 года/«АвтоВАЗ» // Media.lada.ru. Официальный ресурс «АвтоВАЗ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.lada.ru/files/doc/Strategy_2020_russian_version.pdf.

10. Factiva: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.factiva.com.

11. Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus.pdf.