Синтез системного и стоимостного подходов в процессе структурной модернизации предприятий
К. А. ГУСЕВ
|
Показатель | ОАО «АвтоВАЗ» | ОАО «КамАЗ» | |
Выручка за 2010 год, млн руб. | 137 935,00 | 73 324,00 | |
Прирост выручки за 2010 год, % | 63,85 | 29,76 | |
Чистая прибыль за 2010 год, млн руб. | 2160,00 | 1815,00 | |
Доля на рынке РФ в 2010 году, %:
легковые автомобили грузовые автомобили 14–40 т грузовые автомобили 8–14 т |
29,00 – – |
– 47,00 13,00 |
|
Доля инвесторов на 01.01.2011, %:
ГК «Ростехнологии» стратегический инвестор (компания) |
18,83 25,00 (Renault S.A.S) |
49,90 11,00 (Daimler AG) + 4,00 (ЕБРР) |
|
Рыночная капитализация на 15.07.2011, млн руб. | 46 122,203 | 44 102,835 | |
Среднесписочная численность сотрудников, чел. | 75 447,00 | 46 855,00/font> | |
Место в мировом рейтинге автопроизводителей:
объем продаж рыночная капитализация |
40 53 |
50 55 |
Период | Коэффициент корреляции | ||
ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» | ОАО «АвтоВАЗ» и индекс РТС | ОАО «КамАЗ» и индекс РТС | |
21.07.2006 — 10.07.2009 | 0,93 | 0,87 | 0,81 |
17.07.2009 — 15.07.2011 | 0,42 | 0,76 | 0,58 |
21.07.2006 — 15.07.2011 | 0,84 | 0,84 | 0,77 |
На протяжении всего рассматриваемого периода акции ОАО «КамАЗ» меньше коррелируют с индексом РТС и в целом приносили бoльшую доходность, чем акции ОАО «АвтоВАЗ» (на рис. 1 график 1 выше двух других). Вместе с тем доходность обыкновенных акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» за пять лет находится на одном и том же уровне – около 90 %.
На рис. 2 показаны два всплеска котировок акций рассматриваемых предприятий с интервалом один год: в сентябре 2009 года акции ОАО «КамАЗ» выросли более чем вдвое (за две недели – на 107 %), в сентябре 2010 года еще более значительный рост показали акции ОАО «АвтоВАЗ» – более чем в 1,5 раза.
Причиной резкого роста акций ОАО «КамАЗ» в сентябре 2009 года (тогда за день капитализация предприятия выросла на 30%) стала информация о возможном приобретении Daimler AG 5% акций предприятия дополнительно к уже имеющимся на тот момент [8]. Сделка была проведена в июне 2010 года. Следует отметить, что за резким ростом акций не последовало такого же резкого падения, и акции ОАО «КамАЗ» до сих пор держатся на том же уровне (+90% к уровню котировок до повышения).
Рост котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» в сентябре 2010 года на 30% за день можно объяснить слухами о предстоящей дополнительной эмиссии акций, однако новостные агентства затруднялись определить причины такого бурного роста [1].
Очевидно, что самые резкие скачки капитализации рассматриваемых предприятий не коррелируют с внутренними изменениями, с модернизацией предприятий и связаны исключительно со спекуляцией и разогревом рынка недобросовестными инвесторами с помощью слухов и непроверенной, в том числе инсайдерской, информации об ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ».
Верные стратегии развития
Отечественные промышленные предприятия оказались не готовы к вызовам рынка, по инерции внутренние проблемы предприятий со временем только нарастали. До сих пор многим отечественным предприятиям, в том числе работающим в машиностроительном секторе, не удалось решить проблему выбора верной стратегии. Тем интереснее накопленный положительный опыт в этом направлении. ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» разработали долгосрочные стратегические программы развития (до 2020 года), на основе которых определяются цели и задачи, требующие решения в ближайшем будущем. В сотрудничестве с международной консалтинговой компанией ОАО «АвтоВАЗ» разработало стратегическую программу развития, в которой рассмотрены ключевые вопросы деятельности компании и описаны направления развития и модернизации основных подсистем предприятия [9]. ОАО «КамАЗ» также принята программа стратегического развития [11], определяющая долгосрочные цели и основные приоритеты деятельности предприятия. Тем не менее даже хорошо проработанная стратегия сама по себе еще не может привести предприятие к успеху, а более важным с точки зрения результата является качество ее реализации и инструменты, используемые для этой цели.
Структурная модернизация – инструмент реализации стратегии
Одним из способов, механизмов реализации разработанной стратегии является структурная модернизация предприятия, которая может быть определена как реструктуризация для приведения его системной структуры в соответствие с требованиями, которые определяются изменяющейся внешней средой [4].
Согласно Г. Б. Клейнеру [5], под системной структурой будем понимать совокупность семи подсистем, к ним относятся ментальная, культурная, институциональная, когнитивная, производственно-технологическая и организационно-управленческая, имитационная и историческая подсистемы. Как правило, изменения на предприятиях затрагивают только одну из подсистем, представляющую собой производственно-технологическую и организационно-управленческую компоненту структуры предприятия.
К примеру, в программе реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» определены принципы и критерии выделения тех или иных бизнес-единиц. Так происходит структурная модернизация производственно-технологической компоненты предприятия. В рамках реализации указанной программы ОАО «АвтоВАЗ» предприятие реализовало ряд дочерних обществ: ОАО «Тевис», ОАО «Электросеть», ОАО «ТЭК» и ЗАО «КБ «Лада-Кредит» и др. [10].
В результате анализа влияния описанных мероприятий по реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» на его рыночную капитализацию можно сделать вывод об отсутствии такой зависимости в краткосрочной перспективе. Вместе с тем по итогам исследования влияния различных фактов, имевших место в прошлом, на рост рыночной капитализации акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (см. рис. 1) было обнаружено, что в краткосрочной перспективе стимулами к максимальному росту капитализации предприятий являются:
• получение предприятием государственной поддержки в той или иной форме (средства федерального бюджета, введение заградительных таможенных пошлин, участие в федеральных программах субсидирования);
• информация об увеличении доли стратегических партнеров и/или государства в уставных капиталах предприятий;
• новостная информация о предприятии, имеющая позитивный характер (как правило, представляющая собой взгляд со стороны).
Таким образом, на показатели капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» в значительной степени влияет информация, которая не относится к внутренним процессам предприятий, хотя последние действительно оказывают воздействие на рыночную стоимость акционерного капитала.
Представляется, что именно структурная модернизация, то есть изменения в каждой из семи подсистем предприятия, является инструментом реализации стратегии предприятия. Для стратегических предприятий российской промышленности – ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» – именно эволюционные внутренние изменения могут стать стимулом к росту их истинной стоимости, что в конечном итоге несомненно отразится и на рыночных котировках их акций в средне- и долгосрочной перспективе.
Выводы
Подводя итог, следует подчеркнуть, что задачи, которые стоят перед российскими предприятиями, требуют скорейшего, адекватного и эффективного решения.
Для решения сложных задач, актуальных на сегодняшний день, менеджменту целесообразно использовать системный подход в целях исследования предприятия, который позволяет составить комплексную оценку деятельности предприятия и проанализировать работу всех подсистем. Анализ и модернизация собственной структуры приобретают особую актуальность для многих российских предприятий, особенно с давней историей, причем последовательные улучшения следует производить не только в производственно-технологической и организационно-управленческой подсистемах, но и в ментальной, культурной, институциональной, когнитивной, имитационной и исторической подсистемах. Одним из критериев для анализа целесообразности таких изменений может служить повышение конечной рыночной стоимости предприятия. Такой подход позволит адаптировать отечественные предприятия к рыночным реалиям, сделать их структуру более гибкой, эффективной и стабильной в условиях внешних воздействий.
Список литературы:
1. Акции «АвтоВАЗа» выросли на 30 процентов за день // Lenta.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/09/23/close/.
2. Годовой отчет ОАО «АвтоВАЗ» за 2010 год // АвтоВАЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lada.ru//wp-content/uploads/images/68/annuals/annual_2010.pdf.
3. Годовой отчет ОАО «КамАЗ» за 2010 год // Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/otchet2010.pdf.
4. Гусев К. А. Структурная модернизация как фактор роста стоимости предприятия // Оценочная деятельность: Аналитический бюллетень СМАО. 2010. № 4. С. 70–72.
5. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.
6. ММВБ. MICEX: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.micex.ru.
7. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач/Под ред. А. Ю. Юданова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. 464 с.
8. Ошибка на 13,5 млрд рублей // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/02/217873.
9. Программа развития компании до 2020 года/«АвтоВАЗ» // Media.lada.ru. Официальный ресурс «АвтоВАЗ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.lada.ru/files/doc/Strategy_2020_russian_version.pdf.
10. Factiva: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.factiva.com.
11. Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus.pdf.