Как выйти из депрессии: рецепты для регионов
В странах Западной Европы и США вопрос моногородов, а также областей с превалирующим типом производства известен еще с начала XX века. Как и в России, существование целых регионов, зависящих от какой-либо одной отрасли экономики, будь то машиностроение или горнодобывающая промышленность, вызывает у европейцев и американцев немало вопросов. Речь идет в первую очередь о проблемах занятости, оттоке населения, превращении моногородов в депрессивные, дотационные регионы, ухудшении криминогенной обстановки. Однако, в отличие от России, где большую часть подобных проблем еще предстоит решить, Запад уже обладает положительным опытом преобразования и диверсификации экономики регионов, ранее зависимых от какой-то одной отрасли промышленности. Сегодняшний обзор предлагает читателю обратить внимание на отчеты властей о таких преобразованиях, антикризисные предложения западных специалистов, а также тенденции, связанные с моногородами и монорегионами.
Ресурсодобывающие сообщества в Канаде: изучение негативных тенденций
Дэвид Лидбетер (David Leadbeater), профессор кафедры экономики Лорентийского университета в Содбери, Канада, опубликовал на страницах интернет-сайта Института городского и регионального развития, университет Беркли, статью, которая суммирует его исследования тенденций, имевшихся в конце XX – начале XXI века в области экономической и демографической ситуации в канадской глубинке. А именно – в городах с преобладанием добычи природных ресурсов в экономике.
Автор статьи описывает данную ситуацию одним словом – «сокращение» (shrinking). Действительно, согласно собранным Лидбетером статистическим данным, около 2,6 млн человек, или 9% всего канадского населения, проживают на данный момент в регионах, которые с середины 70-х годов постепенно приходят в упадок.
Речь идет о городах, основанных в начале XX века для обеспечения промышленности природными ресурсами – углем, черными и цветными металлами, древесиной и др.
Начиная с 70-х гг. в силу влияния ряда рыночных факторов (изменения экономической конъюнктуры, роста эффективности производства и глобализации) влияние таких регионов на экономику страны неуклонно падает. Это приводит к уменьшению занятости, а следовательно, и к оттоку рабочей силы из ресурсодобывающих регионов. Вследствие этого падает платежеспособность местного населения; предприятия, занятые в сфере услуг, также прекращают свою работу. Все это, по мнению автора, медленно, но верно ведет к экономическому и демографическому кризису в ряде регионов канадской глубинки.
Подробные рассуждения об экономических причинах, вызвавших сокращение экономики целых регионов страны, статистические данные, а также выводы и предложения автора о мерах по реорганизации депрессивных регионов читайте в статье Дэвида Лидбетера, расположенной по адресу:
http://metrostudies.berkeley.edu/pubs/proceedings/Shrinking/12Leadbeater_PA_final.pdf
Борьба с последствиями закрытия угольных шахт: британский опыт
Негативный опыт сокращения рынка локальной ресурсодобычи известен и в Соединенном Королевстве. В 1984 году решением правительства были закрыты десятки угольных шахт по всей стране, добыча породы в которых была признана нерентабельной. Бороться с последовавшими за этим экономическими и демографическими последствиями в регионах, преимущественно ориентированных на добычу угля, государству приходится по сей день.
Закрытие угольных шахт привело к повышенному уровню безработицы, снижению покупательной способности местного населения, ухудшению ситуации в области образования и медицинской помощи, а как следствие – к повышению уровня смертности среди местного населения по сравнению с другими регионами Великобритании.
В сентябре 2009 года Департамент общин и местного самоуправления Великобритании опубликовал отчет о результатах действия программы Coalfields Regeneration, проводимой правительством с целью восстановления экономической и демографической ситуации в депрессивных шахтерских регионах. Отчет сформирован в соответствии с заказом Министерства жилищного строительства Великобритании и направлен на изучение эффективности предпринимаемых в рамках программы мер, подведение промежуточных итогов по реформированию региональных экономик, а также на выявление оставшихся проблем, требующих вмешательства государства.
Правительственная программа Coalfields Regeneration стартовала в 1996 году, и с тех пор финансирование восстановления депрессивных шахтерских регионов происходит за счет средств трех специализированных фондов: фонда Агентства общин (HCA), фонда предприятий каменно-угольных бассейнов (CEF), а также непосредственно фонда программы Coalfields Regeneration Trust (CRT). В рамках этого финансирования правительству удалось создать действенные механизмы по постепенному преобразованию локальной экономики шахтерских регионов и вывода их из кризиса.
Среди конкретных мер в отчете упоминаются следующие действия:
– физическое преобразование территорий, на которых ранее велась добыча угля открытым способом;
– финансирование дополнительных социальных, образовательных и медицинских программ для местного населения;
– строительство жилья для малоимущего населения;
– широкая поддержка местными властями малого и среднего предпринимательства на местах (от создания благоприятных условий для притока инвестиций до прямого финансирования временно убыточных предприятий).
В результате работы программы было преобразовано и возвращено в состояние, пригодное к использованию, более 4000 гектаров земли, построено более 13 тысяч жилых зданий, создано свыше 42500 новых рабочих мест. В рамках программы были созданы центры по профессиональной переподготовке населения, а также новые клиники для обеспечения должного медицинского обслуживания.
Отчет изобилует статистическими данными, детальным разбором насущных проблем населения, решениями экономических и социальных вопросов. Авторы отчета также делятся опытом взаимодействия общегосударственных и местных структур управления при решении задач программы.
Примечательным фактом является поощрение добровольного участия в программе восстановления наиболее активных граждан из числа местного населения. Авторы отмечают, что фактор лояльности и деятельного участия местного населения в проводимых преобразованиях существенно ускоряет процесс вывода региона из кризиса.
Более подробно об успешном опыте по восстановлению депрессивных регионов можно прочесть в самом отчете, размещенном на сайте Департамента общин и местного самоуправления по адресу:
http://www.communities.gov.uk/documents/regeneration/pdf/1728082.pdf
Cardiff Bay: преобразование города-порта
Закрытие угольных шахт ударило не только по регионам, в которых велась непосредственная добыча породы, но также и по специализированным транспортным узлам, обеспечивающим доставку ресурсов потребителю. Одним из таких узлов был крупнейший некогда в Соединенном Королевстве угольный порт Кардиффа, который был экономической основой существования города. Резкое сокращение перевозок каменного угля ударило по экономике градообразующего предприятия, что повлекло за собой превращение Кардиффа в депрессивный регион, нуждающийся в реформировании.
На сайте Национального ревизионного управления опубликован отчет, подготовленный этим управлением и посвященный деятельности строительной корпорации Cardiff Bay Development Corporation, которая была создана в 1987 году для выведения экономики портового города из депрессивного состояния, реформирования его экономической направленности и привлечения внешних инвестиций в его экономику. В отчете подробно рассматриваются предпосылки к основанию корпорации, этапы ее становления, ее деятельность, а также меры по передаче полномочий местным властям в ходе завершения деятельности и ликвидации корпорации в 2001 году.
На момент создания корпорации перед ней были поставлены следующие задачи:
– воссоединение городского центра с береговой линией;
– способствование созданию окружающей среды, приятной для жизни и работы горожан;
– достижение наивысшего качества использования всех принятых инвестиционных решений;
– создание комплекса условий, благоприятных для возникновения возможностей, ожидаемых обществом;
– стимулирование жилищного строительства для обеспечения населения дополнительным жильем;
– превращение Кардиффа в область, признанную центром совершенства и инноваций в сфере городского восстановления.
Для реализации поставленных задач корпорация получила финансирование от правительства Уэльса в размере 500 млн фунтов. Для осуществления задуманного была создана система взаимодействия корпорации и городских властей, заключавшаяся в следующем: инициативы по городскому преобразованию, исходящие от руководства корпорации, проходили через одобрение Национальной ассамблеи Уэльса, распоряжения которой передавались местным комитетам и управлениям на местах. Таким образом была осуществлена мощная поддержка корпорации «сверху», благодаря чему корпорации не пришлось преодолевать возможные бюрократические препоны местных властей в ходе реализации программы.
За все время существования корпорации береговая зона Кардиффа была реконструирована, множество зданий было отремонтировано, были построены новые комплексы, отвечающие различным общественным потребностям. Отчитываясь о результатах деятельности корпорации, авторы отчета указывают на успех программы по выведению города из экономического кризиса: на момент написания отчета в частный сектор экономики города корпорацией были привлечены инвестиции в размере более 1 млн фунтов, было создано более 13 тыс. рабочих мест, компания построила свыше 1,1 млн кв. м нежилых помещений, а также более 3100 жилых зданий для жителей города.
В отчете подробно описаны статьи расходов на городские проекты, конкретные решения корпорации по реорганизации городской инфраструктуры, а также меры по безболезненной передаче управления еще не завершенными проектами местным властям в ходе ликвидации корпорации. Все это можно найти в отчете Национального ревизионного управления, расположенном по адресу:
http://www.wao.gov.uk/assets/englishdocuments/Securing_the_future_of_Cardiff_Bay_agw_2001.pdf
Спасти город, удалив его часть
Мировой финансовый кризис, особо сильно ударивший по автомобильной промышленности в США, поставил ряд городов штата Мичиган, чье население преимущественно занято в сфере автомобилестроения, на грань выживания. Такие «автомобильные города», как Детройт или Флинт, и без того в последние годы пребывавшие в состоянии экономической стагнации, ощутили на себе очередной удар новой волны безработицы, прокатившейся по их жителям.
В статье, опубликованной на страницах New York Times, Дэн Килди (Dan Kildee), казначей графства Генесси, штат Мичиган, предлагает бороться с бюджетным дефицитом депрессивных городов с помощью запланированного сноса целых кварталов, пустующих после массового оттока жителей.
В качестве города-пионера для реализации своей идеи Килди выбрал некогда процветавший город автомобилестроителей Флинт, чье население в лучшие времена превышало цифру в 200 тыс. человек. Теперь же здесь живут чуть более 110 тысяч американцев, треть из которых – в нищете. При этом расходы на поддержание городской инфраструктуры с оттоком людей нисколько не сократились и исчисляются миллионами долларов в год. Чтобы решить проблему бессмысленных бюджетных затрат на содержание пустующих кварталов, Килди предлагает отдавать оставленные строения под снос. Концепция запланированного сноса зданий обрела реальную перспективу вследствие изменения законодательства штата Мичиган, согласно которому за длительную неуплату налогов на недвижимость таковая переходит в собственность графства. Этот нюанс помогает решить вопрос законности сноса бесхозных домов местными властями, которые отныне могут не опасаться претензий нерадивых собственников оставленных строений.
В результате подобной «чистки» Дэн Килди надеется сохранить дополнительные средства в городском бюджете Флинта, которые помогут существовать городу в соответствии с новыми экономическими и демографическими реалиями. Подробнее об инициативе казначея из Мичигана читайте в статье New York Times, размещенной на сайте издательства по адресу:
http://www.nytimes.com/2009/04/22/business/22flint.html
Глеб РУДЕНКО