Антикризисная Россия: перекличка эпох или вызовы времени?

832


Антикризисная Россия: перекличка эпох или вызовы времени?

В течение столетий многие мыслители сравнивали государство с живым организмом, которое в муках рождается, крепнет, живет и умирает либо трансформируется в нечто иное, более качественное и жизнеспособное. Наша страна уже неоднократно переживала такие периоды, когда от выбора вектора развития зависело будущее не только ее, но и всего мира. Таким периодом принято считать, например, конец XVI – начало XVII века, или Смутное время. Это сложная эпоха в истории нашего государства, но исключительно актуальная для нас, живущих в веке XXI.

Аполлинарий Васнецов. Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902.Лихолетье

Иван Грозный умер в марте 1584 г., оставив наследником слабого здоровьем сына Федора. Тот царствовал 14 лет, но правил страной брат его жены Борис Годунов.

В 1591 г. в Угличе погиб сын Грозного от последней, седьмой жены – Дмитрий, и в 1598 г., после смерти Федора и угасания династии Рюриковичей, на российский престол вступает представитель новой династии – костромских бояр Годуновых. Они считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего в начале XIV в. христианство и основавшего Ипатьевский монастырь близ Костромы.

В 1605 г., после смерти царя Бориса Годунова, на престол вступил его сын Федор Годунов. К Москве уже подошли войска Лжедмитрия I. И далее продолжается Смута.

Сначала убили царя Федора Годунова, затем казнили уже венчанного на царство Лжедмитрия I. Престол занял боярин Василий Шуйский, которого, в свою очередь, свергли и сдали полякам, в польском плену он и его семья вскоре погибли. Погиб и очередной претендент на престол – Лжедмитрий II, и дальше, дальше, дальше…

Одни призывали на Русь поляков, другие – шведов, третьи – литовцев. Шла гражданская война, продолжалась Смута и кровопролитие. Чтобы предотвратить гибель государства, собралось народное ополчение, в котором большую роль сыграли войска из Костромского края, возглавил ополчение потомок древних галичских князей Порфирий Ляпунов. Увы, ему было суждено погибнуть, дело его продолжило второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осенью 1612 г. объединенные войска первого и второго ополчений освободили Кремль. С этого момента началось изгнание захватчиков с русских земель.

Тогда в народных ополчениях вместе выступили представители всех сословий и национальностей, и их победа оказалась важной для всех жителей России. Это они сделали первый, но очень важный шаг для восстановления российской государственности.

Зимой 1613 г. выборщики – представители разных сословий, собравшиеся со всех краев, выбирали нового царя. Им стал юный костромской боярин Михаил Романов, дальний родственник первой жены Ивана Грозного – Анастасии Романовны Захарьиной. Имя ее отца стало основой боярской фамилии Романовых, которая в дальнейшем стала царской династией. Для того чтобы объявить Михаилу о великой чести и вручить ему символы власти, в Кострому отправилось Великое земское посольство.

27 марта (по новому стилю) 1613 г. состоялась судьбоносная встреча у стен Ипатьевского монастыря. Это событие стало прологом к возрождению национальной независимости и обретению величия. Преодолев политические, сословные и национальные разногласия, поступившись личными амбициями, жители России объединились вокруг новой династии и тем спасли страну от распада и гибели. И яркий пример — история подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Патриот земли Русской

Василий Верещагин. Смутное время (фрагмент картины)Об Иване Сусанине написано много книг, сложено много легенд и песен. В зависимости от конкретной эпохи менялось и отношение к нему: его представляли то приниженным, лежащим в пыли у подножия престола убогим мужичком, отдавшим свою жизнь за царя, то народным героем – мучеником, борцом против иностранной оккупации, патриотом земли Русской.

Наверное, нет смысла разбираться, какой именно образ больше соответствует истине. На этот вопрос, собственно, и ответить нельзя, так как образ – «продукт» эпохи, создавшей его. Ясно одно: сегодня образ Сусанина опять востребован.

Как показало время, Сусанин спас не монарха, а олицетворение народной воли – правителя, с которым оказались связаны народное чаяние о появлении избавителя от врагов и надежда на завершение смутных времен и возвращение к мирной жизни.

Сегодня стало модно говорить о сильном государстве, о волевом и демократичном лидере, преемственности власти. Исключительно актуальна эта тема на форумах и встречах, которые проводятся на постсоветском пространстве. Интересно, что об ответственности, о задачах и обязанностях правителя – лидера государства задумывались и раньше, анализируя события давнего прошлого.

Сегодня, осознав ошибки, которые были допущены в ХХ веке, мы осуждаем тоталитаризм. В конце XX – начале XXI века для нас стали очевидны и все изъяны формальной демократии. Последняя, с ее внутренними «пустотами», ошибками и соблазнами, способна выродиться в левый и правый тоталитаризм, эти два политических режима связаны друг с другом. Великий русский мыслитель И. А. Ильин писал: «Анархия не лечится каторгой; это варварство. Каторга не оздоравливается анархией: это безумие». Спасителен только третий путь. Какой же? И как найти его?

В конце XX – начале XXI века стало модным говорить, что для России третьим путем, идеальной формой правления может быть монархия. В 1990-е гг. ее начали воспевать и идеализировать. По всей видимости, это было связано с новым «Смутным временем» – название периода четырехсотлетней давности оказалось вполне подходящим для конца XX века. Но почему-то приверженцы монархизма не задумывались о том, какое именно значение вкладывалось в понятие «монархия» и какова ее ответственность перед Богом и народом. Правитель и его ответственность перед страной – эта тема волновала многих российских и зарубежных мыслителей.

Амвросий Медиоланский рассматривал монархию как служение Богу. В истории известны императоры, считавшие себя республиканцами, но остававшиеся монархами, их долг заключался в служении своему государству, родине или народу. К их числу можно отнести Марка Аврелия, Фридриха Великого и Екатерину II.

Представление о русском национальном самосознании можно найти у В. О. Ключевского, который писал, что у Петра I было два главных побуждения: «Неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе отечества, в служении которому и состоит этот долг».

Начиная с эпохи Петра I, упразднившего институт патриаршества, царь был главою церкви, именно он отвечал перед Богом за сохранность России. Понимая это, И. А. Ильин в своем великом труде «О монархии», который он писал 46 лет, четко сформулировал отношение к тому царю, который не заслуживал уважения своего народа. Монархические взгляды не помешали честности Ильина-ученого написать пророческие слова: «Божья кара истребит царя, уклоняющегося от своего долга, царя и весь его род».

Главное – не личные качества правителя, его добродетели как человека и семьянина, а то, как царь отстаивает интересы государства! Именно это остается в памяти поколений. Например, Петр Великий был далеко не святым человеком, и реформы его вызывали глухой протест. Но народ доверял ему и шел за ним. И потомки помнят и чтят его.

Отстаивать интересы государства можно по-разному. Михаил Романов, не отличавшийся здоровьем, тихий, часто плачущий, на первый взгляд, не годился в правители государства, разоренного Смутой, интервенцией, гражданской войной, нуждающегося в лидере-военачальнике. Для выполнения этой миссии скорее подошел бы воин, потомок легендарного Рюрика князь Пожарский или несправедливо забытый освободитель Москвы князь Трубецкой, потомок великого литовского князя Гедимина.

А здесь – слабый здоровьем мальчик, скромного рода, с матерью-монахиней и отцом, находящимся в плену у поляков. Юноша, никак не участвовавший в освобождении России. Судьба сложилась так, что именно Михаил Романов был избран Земским собором. Его благословили на царство в Ипатьевском монастыре 27 марта (по новому стилю) 1613 г., и он воспринял это как свою святую обязанность, свой долг в течение 30 лет своего нелегкого правления.

За это время закончилась Смута, укрепилось экономическое и геополитическое положение страны, тогда же сформировались экономические и политические предпосылки, которые позволили внуку Михаила Романова Петру Великому создать Российскую империю.

Так сложилось, что именно юный Михаил стал воплощением народных надежд и чаяний в разоренной, обескровленной, разграбленной России, символом возрождения страны. Что касается Ивана Сусанина, то в нем стоит видеть не только спасителя правителя, но и собирательный образ тех простых мужиков, которые в самые тяжкие моменты истории не раз спасали страну, представителем тех, кто в судьбоносном 1613 году сделали свой исторический выбор в пользу русского, а не иноземного претендента на престол, изгнали врагов, а в дальнейшем разбили Карла XII, Наполеона и Гитлера!

Думать о будущем

В XXI веке размышления о будущем России заставляют нас вспомнить сложные периоды нашей истории. Для этого есть все основания: в последнее десятилетие ХХ века и первые годы XXI столетия Россия получила серьезный исторический урок. Так случилось, что большинству наших современников, живущих на постсоветском пространстве, пришлось перенести все тяготы этого сложного, мучительного, не всегда понятного процесcа. История творилась на наших глазах: не в учебниках, не в кино, а в реальной жизни каждого человека происходили крутые перемены. Распад СССР был столь стремительным, что многие люди не сразу постигли суть происходящих событий. Однако простым гражданам пришлось столкнуться с огромными трудностями: межнациональными конфликтами, резким падением уровня жизни, расслоением общества, кризисом культуры и нравственности. Некоторые потеряли ориентиры, сломались и разочаровались во всем. Действительно, кризисные явления коснулись всех. Не все процессы оказались позитивными, многое хорошее, что было накоплено предыдущими поколениями, утрачено. Справившись с тревожными тенденциями к национальному изоляционизму, бывшие республики состоялись в новом качестве – как суверенные, независимые государства, вступившие на путь демократизации и экономических реформ, получили признание мирового сообщества.

Вспомним строчку из стихотворения русского поэта Ф. И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Пусть нам выдалось жить в тяжелый, болезненный, противоречивый период развития нашей страны, но чрезвычайно важный и интересный. Появляются и развиваются новые политические и экономические институты, на политической сцене появляются новые актеры, происходят социальные интеракции, происходят политические процессы, которых до сих пор не было, формируется иная политическая культура и идеологические ориентиры.

Сегодня, когда России предстоит справиться с последствиями тяжелейшего финансово-экономического кризиса и ответить на вызовы прогрессирующей глобализации, важно вновь обратиться к героическому прошлому нашей страны.

М. Д. ВАЛОВАЯ