Необходимо предотвращать банкротства предприятий ЖКХ

889


Необходимо предотвращать банкротства предприятий ЖКХ

В этом убежден первый заместитель генерального директора Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства Владимир Михайлович ТАЛАЛЫКИН.

Владимир Михайлович ТАЛАЛЫКИН– Сфера ЖКХ сегодня находится в достаточно тяжелом состоянии, зачастую – в критическом, что негативно сказывается на развитии городов в целом. Какие сегодня существуют стратегии для изменения этой ситуации, для выхода из кризиса? Ведь рецепты, существующие для обычного бизнеса (поиск новых рынков, вывод новых продуктов, смена ниш), для ЖКХ неприменимы.

– С точки зрения экономики жилищно- коммунальное хозяйство не является чем-то неделимым. ЖКХ – это комплекс подотраслей. Для коммунального и для жилищного секторов будут разные рецепты выздоровления. Коммунальный сектор включает в себя поставку ресурсов для тепло-, водо-, электроснабжения, вывоз твердых бытовых отходов и т. п. И тут говорить о новых услугах, о смене ниш не приходится. Что же касается стратегии развития, то здесь, прежде всего, нужно добиться минимизации износа объектов инфраструктуры, ведь от этого зависит надежность энергоснабжения и качество предоставляемых услуг.

Чтобы привести в нормальное состояние коммунальный сектор, конечно, нужны серьезные финансовые средства. И эти источники можно найти, поскольку оборот коммуналки на сегодня составляет порядка трех триллионов рублей в год. Поэтому, если создать понятные для инвестора правила игры, такие источники, думаю, привлечь можно.

Для этого, во-первых, нужно установить четкие требования. Если тебе разрешили с потребителей взять определенные средства через тарифы, то ты за потраченные средства после окончания отчетного периода должен отчитаться: достиг ли ты тех целей, которые тебе ставили по эффективности, по стоимости, по надежности. Если достиг – хорошо. Если нет – значит, деньги потрачены неэффективно, и их нужно возвращать.

Во-вторых, нужно создать внутреннюю мотивацию: стимулировать организации получать дополнительную прибыль от экономии издержек. Чтобы эта система работала, нужно установить долгосрочный (например, на три года) тариф, который подталкивает к тому, чтобы внутри этого периода поставщик дополнительно сокращал издержки.

В жилищном секторе другая ситуация – это рыночная, конкурентная среда. В результате демонополизации отрасли на этом рынке должно появиться больше игроков. Следовательно, вырастет конкуренция, которая приведет к повышению качества обслуживания населения. У этих игроков помимо стандартного набора работ, выполняемых сегодня по содержанию и ремонту жилья, существует достаточно дополнительных услуг, которыми потребитель может воспользоваться и оплатить их, тем самым принося прибыль этим организациям. Например, это может быть обслуживание приборов учета, домофонов, теленаблюдения, антенн, оптико-волоконной связи, охрана, консьержи и т. д. Здесь все зависит от инициативности управленцев этих организаций и профессиональной квалификации привлекаемых ими специалистов.

– Банкротство предприятий ЖКХ – это в большей степени зло (поскольку разрушает существующую и хоть как-то работающую систему) или благо (поскольку дает импульс для обновления, для перемен)?

– По моему твердому убеждению, банкротство предприятий ЖКХ не может нести в себе ничего позитивного. И причины, по которым сейчас предприятия ЖКХ становятся банкротами, назрели не в один день. Ведь в условиях общего роста цен на потребительском рынке (на продукты питания, транспорт и так далее) вопрос по оплате услуг ЖКХ умышленно сдерживался. Предполагалось, что эту разницу покроют за счет бюджета, но этого не происходило. В бюджете тоже денег не было. Льготы, которые предоставлялись в натуральном виде, также не компенсировались. То есть, по существу, предприятия ЖКХ эти льготы оказывали без какой-либо оплаты. Эта задолженность накапливалась годами, а отрасль недополучала средства. Поэтому говорить, что причиной банкротства является неэффективное управление, не совсем уместно.

Предприятия жилищно-коммунального комплекса обеспечивают жизнедеятельность любого населенного пункта. Нельзя зимой вдруг прекратить подачу тепла и воды, потому что последствия могут быть катастрофическими. Поэтому я считаю, что власть должна делать все, чтобы предотвращать банкротства предприятий ЖКХ.

– На ваш взгляд, может ли модернизация ЖКХ стать катализатором развития городов и территорий? Поскольку в результате будет создаваться инфраструктура, условия для прихода и развития бизнеса?

– Вопрос непростой. Вообще, концепция развития жилищно-коммунального комплекса выстраивается несколько иначе. Модернизация ЖКХ нужна в городах. При этом очень важно понимать, что будет дальше с этими городами: как город будет развиваться, в какой бизнес инвесторы готовы вкладывать деньги. То есть должен быть решен вопрос пространственного развития города. А он, в свою очередь, даст понять, что нужно делать с инфраструктурой, со строительством жилья. Все это должно быть отражено в генплане развития города. На его основе должна выстраиваться перспектива развития городских инженерных систем, генеральная схема теплоснабжения, водоснабжения и т. д. Важность этого момента исключительна. После этого приходит понимание, что необходимо модернизировать, а что нужно строить заново и как дальше развивать.

Эта последовательность действий прописана в нашем законодательстве. Беда в другом: мы сегодня, скажем так, к этому слабовато готовы. По данным Минрегиона, утвержденные генпланы имеются только у небольшой толики городов. Как правило, это крупные города, областные центры. У малых городов и поселений генпланов нет. Этому есть несколько причин. Первая и самая главная проблема – нет кадров. В Совете Федерации РФ даже высказывалось предложение привлекать к разработке генпланов студентов архитектурных факультетов, обучающихся по специальности «градостроительство». Пусть эти генпланы будут несовершенными, но они станут хотя бы основой. Однако эта идея не была реализована.

После того как сформировалось понимание, как в целом будет развиваться город, можно говорить и о развитии инженерной инфраструктуры. Безусловно, без инженерной инфраструктуры развитие города невозможно. Однако говорить о том, что она станет локомотивом, не совсем правильно. По моему мнению, локомотивом являются инвестиции, понимание того, в какую сферу придут инвесторы. А когда в городе возникают новые производства, то следом строится жилье для сотрудников, создается инфраструктура.

– Насколько готовы муниципалитеты проблемных территорий заниматься реформированием ЖКХ? Какие направления реформ наиболее эффективны и перспективны?

– Сегодня в России определено более 350 проблемных территорий, которые объединены в понятие моногорода. Это город-завод или город-предприятие, где работает основная масса населения и от судьбы которого зависит жизнь всего населенного пункта. Это действительно серьезная проблема. Не случайно в Правительстве Российской Федерации создана целая комиссия, которая занимается моногородами.

Задач по работе с такими городами стоит несколько.

Первое – это уход от монозависимости путем развития других производств и направлений деятельности. И второе – это попытка помочь проблемным предприятиям: либо найти для них другой рынок, либо перепрофилировать.

Фонд ЖКХ принимает участие в решении проблем моногородов. Для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и расселения граждан из аварийного жилья Правительством РФ было выделено 5 млрд рублей.

Одно из основных условий, которые должны выполнить эти города, чтобы получить федеральные средства, – трудоустройство людей, попавших под сокращение на монопрофильных предприятиях, в сфере ЖКХ или на ремонтные работы.

Кроме того, чтобы получить деньги, моногорода должны были предпринять шаги по реформированию отрасли. И многие города в этом преуспели. Реформирование ЖКХ предполагает демонополизацию, то есть появление на рынке большого количества организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а это означает появление дополнительных рабочих мест.

Но в монопрофильных образованиях существует еще одна проблема – невысокий уровень подготовки исполнителей, ответственных лиц, которые должны заниматься реализацией этих проектов. Для этих территорий актуален вопрос подготовки управленцев, отраслевиков, которые способны видеть вперед не на один ход, а на несколько шагов вперед.

– В состоянии ли сегодня муниципалитеты разрабатывать и, главное, реализовывать антикризисные стратегии? На чью помощь они могут рассчитывать?

– По сложившемуся опыту работы с моногородами необходимо сказать, что большое значение имеет налаженное взаимодействие властей регионального уровня с администрациями муниципальных образований. На уровне региона, как правило, больше опыта, больше реализованных идей. И если региональные власти целенаправленно работают с монопрофильными городами, в таких субъектах Федерации удается добиться высоких результатов. Но если решение этих важных задач отдано на откуп муниципальному образованию и региональные власти не принимают участия в развитии города, перекладывая ответственность на местную администрацию и законодателей, то при таком подходе, конечно, все усложняется.

В Российской Федерации в настоящее время реализуется множество программ, направленных на развитие территорий. Есть программы развития малого и среднего бизнеса, есть программы по подготовке и переподготовке специалистов и т. д. Работает такой источник финансирования, как бюджетные кредиты, которые могут направляться на развитие инфраструктуры, оздоровление экономической ситуации в городе. Кроме того, сегодня существует и множество других программ: например ФЦП «Жилище», в которой тоже предусмотрены источники модернизации и развития инженерной инфраструктуры городов, адресные субсидии гражданам на строительство жилья и т. д. Поэтому вопрос привлечения средств для развития города во многом зависит от активности муниципального образования и региона.

– Все ли в решении этой проблемы определяется финансированием?

– Не менее важным является профессионализм управления системами коммунальной инфраструктуры, правильная постановка «диагноза», планирование, организация работ, эффективное использование ресурсов и т. д.

Практика работы Фонда ЖКХ показала, что часть управленцев оказалась не готова работать со значительными финансовыми средствами. Низкий уровень проработки проектов, организации работ и контроля приводили к срыву сроков реализации программ, необходимости их корректировок и снижению эффективности использования средств.

Если говорить об антикризисном управлении в жилищно-коммунальном хозяйстве, надо отметить, что серьезные изменения в лучшую сторону (этому есть много примеров) происходят без существенного вливания финансовых средств.

Часто бывает так, что приезжает наемный консультант или эксперт и эффективно решает кажущиеся сложными задачи. Порой сталкиваемся с тем, что люди, управляя, например, системой водоснабжения в городе, имеют весьма искаженное представление о ее функционировании. Наличие квалифицированных кадров и детальное понимание функционирования отрасли очень важны. И потенциал улучшения работы здесь очень большой.

– Есть ли сегодня положительные примеры реформирования ЖКХ, которое привело к развитию городов? В частности, к решению проблемы моногородов?

– Решение проблемы моногородов – это комплексная задача, и нельзя говорить, что только реформирование отрасли способствовало развитию города. Конечно, капитальный ремонт жилья имеет важное значение для облика города и производит эстетическое воздействие на живущих там людей. Недавно я был в Прокопьевске. Там привели в порядок очень много фасадов. Внешний облик шахтерского города изменился в лучшую сторону. Люди в городе видят, что власти работают. Еще можно привести в пример город Набережные Челны. В этом городе развиваются производства, ориентированные на потребности КамАЗа. За счет этого появилась возможность обеспечить работой население, развивать малый бизнес и получать за счет этого дополнительный доход. И если говорить о показателях реформирования ЖКХ, то в городе они одни из самых высоких.

– Какова роль бизнеса в реализации антикризисных стратегий моногородов? Как может быть организовано их взаимодействие с муниципалитетами? Как должны распределяться роли между муниципалитетами и бизнесом?

– Бизнес играет ключевую роль в разрешении кризисных ситуаций. Моногород тем и отличается, что имеет достаточно ограниченные собственные бюджетные возможности. И понятно, что при распределении ролей здесь должен быть соблюден баланс интересов. Интерес бизнеса понятен – освоение новых рынков, получение прибыли и т. д. Интерес города тоже понятен – это поступление налогов, занятость населения, социальные аспекты.

Мы посмотрели огромное количество комплексных инвестиционных планов для моногородов. Многие из них очень серьезно проработаны и уже вызывают большой интерес у инвесторов и кредитных организаций. Вот пример: в Мордовии хотят наладить цветочное производство. Там настолько проработан проект, что сегодня банки конкурируют за право кредитовать этого инвестора. Есть интересные проекты по сельскому хозяйству, по переработке торфа. Большую роль здесь сыграли и губернаторы, и органы местного самоуправления.

– Одна из важнейших тем сегодня – ресурсосбережение. Может ли оно стать тем «паровозом», который вытянет сферу ЖКХ?

– С уверенностью могу сказать, что может. И если мы реализуем эту возможность, то в достаточно короткое время мы сможем перейти на новый качественный уровень предоставления услуг.

Евгения ДУШАНИНА