Сбыт и снабжение попали в зону риска: опыт предпринимателя

Евгений Коваленко.
Евгений Коваленко.

Российские компании сегодня сталкиваются со множеством рисков, которые необходимо учитывать и адекватно оценивать. Глобализация экономики, политическая нестабильность, изменение законодательства и конкуренция на рынке – все эти факторы могут повлиять на успешность деятельности предприятий. О рисках, возникающих в таких направлениях, как снабжение и сбыт, рассказал основатель брендов «Verol» и «Veroliki», инвестор, предприниматель Евгений Коваленко.

 

Ситуация остается непредсказуемой

– Я являюсь основателем компании – производителя фотообоев и фресок Verol (г. Тимашевск). Мы начинали с продажи обойного клея, а сейчас выпускаем товары для декора и отделки стен: обычные и фотообои, фрески, картины, интерьерные наклейки. Открыли филиалы в Краснодарском крае, Ростовской области, Крыму, Воронеже, Саратове, Липецке. В 2023 году наш оборот составил 30 миллионов рублей. В компании трудится около 80 человек.

В настоящее время для нас особенно актуальны риски, обусловленные геополитической обстановкой, а именно связанные со снабжением и сбытом.

В направлении снабжения можно выделить следующие проблемы:

• снабжение оборудованием и запасными частями.

В связи с тем, что ранее мы использовали оборудование только от японского производителя Mimaki, столкнулись с невозможностью расширения парка, которое было запланировано, а также с риском выхода из строя текущего оборудования и остановкой производственных процессов.

• снабжение сырьем и расходными материалами.

Поскольку используем сырье от европейских производителей, нас затронуло резкое повышение цен и увеличение сроков поставок, а некоторые материалы и вовсе стали недоступными. Это отразилось на себестоимости конечного продукта и прочих взаимосвязанных процессах.

 

Основными рисками, на которые наиболее сложно оказать прямое влияние, остаются трудности с платежами иностранным поставщикам, в частности китайским.

 

Риски, возникающие в направлении сбыта, связаны с такими проблемами, как инфляция, повышение цен и ключевой ставки. Все это напрямую сказалось на покупательной способности населения, которая не перестает демонстрировать рекорды падения. В сравнении с 2023 годом рост показателей объема рынка в нашей категории товаров практически остановился. В связи с экономической нестабильностью, а порой и непредсказуемостью поведения рынка сложно определять планы продаж даже на ближайшие периоды, а значит, формировать общие планы по развитию компании, расширению штата, увеличению производственных мощностей.

 

Появились новые риски

– Среди рисков, с которыми мы сталкиваемся, можно выделить как старые, так и новые. К старым я бы отнес политическую и экономическую нестабильность, изменение законодательства, инфляцию и волатильность валютного рынка. Эти факторы существовали ранее и продолжают оставаться главными вызовами для всех компаний.

В последнее время появились новые риски. Например, внезапные события мирового масштаба, такие как пандемия COVID-19, принесшая серьезные экономические последствия: сокращение доходов, падение спроса, ограничения в торговле и перемещении людей, и геополитические конфликты – санкции и политические разногласия с другими странами также ведут к уменьшению доходов.

Основными рисками, на которые наиболее сложно оказать прямое влияние, остаются трудности с платежами иностранным поставщикам, в частности китайским. Нарушение четкой работы системы платежей напрямую отразилось на стабильности отгрузок сырья и получении материалов в соответствии с производственным графиком. Возникли проблемы с выводом новых продуктов и получением их в срок, «к сезону».

 

Важно держать руку на пульсе

– Для преодоления обозначенных рисков мы постоянно держим руку на пульсе: следим за политической обстановкой, стараемся анализировать возможные сценарии, что помогает оперативно реагировать на изменения, разбираем стратегии управления, которые позволяют адаптироваться к изменениям в экономической среде. Считаем важным разнообразить рынки сбыта и поставщиков, чтобы снизить зависимость от отдельных регионов или стран.

Диверсификация также является эффективным инструментом для управления рисками. Мы развиваем новые продукты и услуги, расширяем географию своего бизнеса, диверсифицируем доходы путем вложений в другие отрасли.

 

Елена ВОСКАНЯН