
Уже более 20 лет Петербургский международный экономический форум является ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов
Тренды мировой экономики, новые шаги в борьбе с торговыми войнами и преодолении кризиса, а также инновационные и «зеленые» технологии – это и многое другое обсуждалось на Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем 6–8 июня 2019 года. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии президента Российской Федерации. Организатором форума стал Фонд «Росконгресс».
Президент РФ Владимир Путин, журналист, телеведущая Софико Шеварднадзе, премьер-министр Армении Никол Пашинян, председатель Китайской Народной Республики
Си Цзиньпин, президент Болгарии Румен Радев, премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерреш (слева направо) во время пленарного заседания в рамках XXIII Петербургского международного экономического форума. Михаил Метцель/ТАСС
Соблюдаемые договоренности
Ключевым пунктом программы ПМЭФа стало пленарное заседание с участием президента РФ Владимира Путина и глав зарубежных государств. В этом году гостями России стали: Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, президент Болгарии Румен Радев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерреш.
Президент РФ Владимир Путин в ходе пленарного заседания отметил, что существующая модель мировых экономических отношений, к сожалению, все еще находится в кризисе.
– Проблемы накапливаются и множатся последние десятилетия, – сказал В. Путин. – Они серьезнее и масштабнее, чем казалось прежде. После окончания «холодной войны», включения в процесс глобализации новых рынков архитектура мировой экономики кардинально изменилась. Доминирующая модель развития, основанная на западной, так называемой либеральной традиции, условно евроатлантическая, стала претендовать не просто на глобальную, а на универсальную роль. Сегодня перед нами возникают две крайности, два возможных сценария дальнейшего хода событий. Первый – это перерождение универсалистской модели глобализации, превращение ее в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств. И второй сценарий – это фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание. Но это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех.
Президент России видит реальное решение для выработки более устойчивой и справедливой модели развития «в новых договоренностях, которые не только четко прописаны, но и соблюдаются всеми».
Владимир Путин. Метцель Михаил/ фотохост-агентство ТАСС– Не ломать, а наполнить новыми смыслами и содержанием другие международные институты, – полагает глава РФ. – При этом учесть запросы и интересы развивающихся стран, в том числе тех, которые решают вопросы модернизации промышленности, аграрного сектора и социальной сферы. Это и есть равные условия для развития. Предлагаем подумать о создании открытого, доступного банка данных с лучшими практиками и проектами развития. Россия готова разместить на такой информационной платформе свои успешные кейсы в социальной, демографической и экономической сферах и приглашает присоединиться к этой инициативе другие страны и международные организации. В качестве первого шага предлагаем провести демилитаризацию ключевых сфер глобальной экономики и торговли, а именно оградить от торговых и санкционных войн поставки товаров первой необходимости, а также систем для ЖКХ, энергетики, которые позволяют снижать нагрузку на окружающую среду и климат.
В. Путин назвал три фактора, которые имеют основополагающее значение в конкурентоспособности страны: благополучие и достаток человека, возможности для раскрытия его талантов; восприимчивость общества и государства к бурным технологическим изменениям; свобода для предпринимательской инициативы.
– Наша задача в ближайшие годы не только войти в «пятерку» крупнейших экономик мира, нужно выйти и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучия людей, – подчеркнул президент РФ. – Исходя из этого, мы сформировали и национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, увеличению продолжительности жизни, по развитию образования и здравоохранения, сбережению окружающей среды. На решение этих задач направлены национальные проекты, которые мы реализуем. Второе направление – это форсированное технологическое развитие. Наша задача – быть среди первых, кто использует эти технологии, конвертирует их в настоящий прорыв. Так, по оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие дополнительный рост мирового ВВП за счет внедрения искусственного интеллекта составит 1,2 процента ежегодно. Это вдвое превышает то воздействие, которое оказал глобальный рост информационных технологий в начале XXI столетия. Мировой рынок продуктов с использованием искусственного интеллекта к 2024 году вырастет почти в 17 раз и составит порядка полтриллиона долларов. Россия подготовила национальную стратегию развития технологий в области искусственного интеллекта. Она разработана правительством с участием отечественных высокотехнологичных компаний. Указ о запуске такой стратегии будет подписан в ближайшее время. А детальный, пошаговый план действий интегрирован в национальную программу «Цифровая экономика». Россия обладает серьезными кадровыми научными ресурсами, хорошим стартовым заделом для создания самых передовых технологических решений. И это касается не только искусственного интеллекта, но и других групп так называемых сквозных технологий. Предлагаю нашим компаниям с государственным участием, а также ведущим российским частным компаниям стать головными партнерами государства в развитии сквозных научно-технологических направлений. Практическим результатом такого партнерства должны стать выпуск и продвижение прорывных успешных продуктов, услуг как на внутреннем, так и на внешних рынках. Для государства это возможность сформировать мощный суверенный технологический задел, для компаний – шагнуть в новую технологическую эпоху. Скоро будут заключены соответствующие соглашения со «Сбербанком», «Ростехом», «Росатомом», «Российскими железными дорогами», «Ростелекомом». Также в этот масштабный проект включатся ведущие компании топливно-энергетического комплекса – «Газпром», «Роснефть», «Россети», «Транснефть». Поручаю правительству организовать эту работу. Третий фактор – благоприятная деловая среда. Сегодня по ряду сервисов для бизнеса, качеству наиболее востребованных административных процедур мы сравнялись и даже опережаем страны с сильными и давними предпринимательскими традициями. Растет здоровое соперничество между регионами за предпринимателя, инвестиции и проекты. Значительно повысилась эффективность управленческих команд. Серьезным стимулом для таких перемен стал Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Победителями рейтинга 2019 года стали Москва, Татарстан, Тюменская и Калужская области, Санкт-Петербург.
Многоступенчатый «прирост» инвестклимата
– Рейтинг – важное событие, это оценка, которая выставляется бизнесом, особый рейтинг, когда каждый субъект сдает своего рода экзамен, – сказал Виталий Мутко, заместитель председателя правительства Российской Федерации в ходе презентации результатов этого «состязания» между субъектами Федерации.
Как известно, рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин, президент Татарстана Рустам Минниханов и мэр Москвы Сергей Собянин (слева направо). Сергей Бобылев/фотохост-агентство ТАССВпервые национальный рейтинг инвестклимата прошел в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Полномасштабно он состоялся в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах РФ. Спустя год исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
– Конечная цель нашей совместной работы – это улучшение условий ведения бизнеса, создание эффективных институтов, создание условий, снятие ограничений и барьеров, – сказала Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), представившая на ПМЭФе результаты рейтинга. – У нас есть прямая корреляция на протяжении трех лет между результатами рейтинга и объемами инвестиций в субъектах. Динамика улучшения создания условий для предпринимателей в стране и регионах продолжает положительный рост. Темпы не такие высокие, как в прошлом году. В прошлом году по интегральному индексу был прирост 15,8 пункта, в этом году – 7,3 пункта, замедление почти вдвое, но 62 региона стабильно на протяжении трех лет улучшают все свои показатели по 45 конкретным пунктам.
Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов. Сергей Бобылев / фотохост-агентство ТАССОсобенностью этого года, по словам Андрея Шаронова, президента Московской школы управления Сколково, стала небольшая разница в результатах в группе лидеров и новые участники.
Москва поднялась на две позиции и впервые возглавила национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Республика Татарстан продвинулась на одну строчку вверх, а Тюменская область, также сохранившая место в тройке лидеров, опустилась на две позиции. Татарстан ранее трижды возглавлял национальный рейтинг – в 2015, 2016 и 2017 годах. Тюменская область лидировала по итогам 2018 года. Москва постепенно улучшала свои результаты и впервые добралась до высшей строчки рейтинга.
К лидирующей группе снова вплотную приблизилась Калужская область, «отыгравшая» за год сразу 9 позиций. Впервые в «двадцатку» попали Новгородская и Смоленская области, вернулся в топ-20 Башкортостан. Эти регионы заменили выбывших – Хабаровский край, Калининградскую и Свердловскую области.
Средний интегральный индекс рейтинга увеличился на 7,3 балла (+2,9 %), но это вдвое меньше аналогичного показателя 2018 года.
– 69 регионов улучшили интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, – сказала глава АСИ. – 62 региона демонстрируют устойчивый рост три года подряд.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева. Бобылев Сергей/ фотохост-агентство ТАСССветлана Чупшева также представила список регионов с наилучшей динамикой роста в 2019 году. В числе регионов, которые показали наибольшую динамику роста, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Самарская область, Республика Крым, Нижегородская область, Новгородская область, Калужская область, Республика Башкортостан, Белгородская область, Пермский край, Ивановская область, Северная Осетия (Алания).
Кстати, Новгородская область поднялась на 15 пунктов, став лидером по всем показателям рейтинга.
Область использует самые лучшие практики в стране.
– За 2 года нам удалось полностью передать в руки частных владельцев инфраструктуру технопарков и бизнес-инкубаторов, – прокомментировал Андрей Никитин, губернатор Новгородской области.
Якутия повысила такой показатель, как снижение административного давления на бизнес.
– Мы провозгласили политику полной прозрачности и прямой связи с бизнесом, – сказал Александр Николаев, глава Якутии. – Предстоит усилить борьбу с нелегальным бизнесом. Реальных рычагов борьбы с нелегальным бизнесом мы пока не создали. Эта задача стоит на уровне муниципалитетов регионов и на федеральном уровне.
– В Крыму еще достаточно много «узлов», к сожалению, у нас отсутствуют в полном объеме сформированные базы данных по различным направлениям, что зачастую предполагает мое персональное участие в режиме ручного управления, –
рассказал Сергей Аксенов, глава Республики Крым.
Конкуренция между регионами по‑прежнему высокая.
– Чтобы сохранить позицию, нужно было прибавить 4 балла минимум, – добавила С. Чупшева. – Если роста нет, то откат был неизбежен.
Заместитель председателя правительства РФ – руководитель Аппарата правительства РФ Константин Чуйченко (справа). Ковалев Петр/ фотохост-агентство ТАСС
– Татарстан уступил лидеру менее одного балла, – сказал Андрей Шаронов.
Рейтинг рассчитан по 44 показателям – они сводятся в индекс (максимум 400 баллов). Все показатели сгруппированы по четырем направлениям оценки: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства.
Регионы традиционно оцениваются по таким характеристикам, как «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства».
Кстати, на протяжении четырех лет у предпринимателей остаются вопросы к системе контроля и надзора. Они, по словам Светланы Чупшевой, «жалуются на чрезмерную активность Роспотребнадзора и Прокуратуры».
Государство рубит контроль
К системам контроля и надзора есть претензии не только со стороны российского бизнеса. Недаром в мире появился даже термин «регуляторная гильотина», предусматривающий масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Он был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран. И о «регуляторной гильотине» шла речь на одноименной сессии ПМЭФа.
– За последние 30 лет очень многие инициативы по «регуляторной гильотине» были осуществлены в различных странах, – сказал Кристофер Миллер, руководитель программ в Российской Федерации группы Всемирного банка. – Проведение такой реформы привело к повышению ВВП.
– Наша задача – не убить плохое старое, а создать хорошее новое, – заметил Константин Чуйченко, заместитель председателя правительства Российской Федерации – руководитель Аппарата правительства РФ.
– Наша задача в том, чтобы найти «золотую середину» между обеспечением интересов общества в виде соблюдения гарантий, прав и законных интересов граждан и разумностью, оптимальностью, соразмерностью контрольно-надзорной деятельности, чтобы не убить бизнес и обеспечить нормальные условия функционирования не только для бизнеса, но и вообще для всех проверяемых.
В настоящее время подготовлена концепция «регуляторной гильотины».
– Первое – важно понять систему нормативного регулирования, обязательных требований, – рассказал Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата правительства Российской Федерации. – Второе – определить действие обязательного требования во времени, в пространстве. Актуально также определить различные виды конкуренции обязательных требований, которые находятся в актах разной и одинаковой юридической силы. Отдельные статьи будут посвящены руководствам по соблюдению обязательных требований. Помимо этого, надо установить статус разъяснений этих требований, в том числе официальных разъяснений, которые дает сам орган-контролер.
Международное укрепление
Бизнес должен поверить в то, что может вести полноценную деятельность на территории РФ, а для этого должны быть условия, причем не только касающиеся регуляторики. Наряду с умной экономикой в России появилось новое понятие – «умная специализация», которая должна способствовать ускорению развития регионов. Об этом говорили на сессии «Экономика инноваций: возможности «умной специализации регионов».
– Основной смысл в том, чтобы найти для каждого субъекта РФ свою особенность, чтобы максимально раскрыть потенциал территории, – отметил Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. – Умная специализация – это максимальное сочетание всех факторов, которые сложились в регионе и позволяют быть заметно эффективнее в том или ином направлении развития и сделать это конкурентным преимуществом субъекта.
Руководитель государственного энергоуправления Китая Чжан Цзяньхуа, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин и председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин (слева направо). Михаил Метцель/ фотохост-агентство ТАСС
– Региональное развитие становится приоритетной темой развития страны, – считает Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY. – Точки роста в нашей стране – это развитие инфраструктуры, развитие регионов, и недаром Всемирный экономический форум поставил тему умных городов и искусственного интеллекта в управлении агломерациями как одну из наиболее важных и приоритетных.
Развитие внешнеэкономических связей не только в РФ, но и в мировом пространстве в этом году подтвердило и множество соглашений с иностранными инвесторами. Итогами двухдневных встреч Владимира Путина с главами крупнейших государств мира стали миллиардные контракты, которые серьезно укрепят российскую экономику. Речь идет о реализации национальных проектов в области инноваций, медицины, технологий будущего, цифровизации и экологии. Это дает России шанс оказаться в пятерке лидирующих государств мира.
Речь идет о планах по развитию территорий страны, в том числе за счет совместных проектов с иностранными партнерами. Президент РФ уже дал поручение кабинету министров до осени представить проекты по развитию Центральной и Восточной Сибири как связующего звена между Европой и Дальним Востоком. Предполагается, в частности, создание трансконтинентальных маршрутов, строительство газо- и нефтепроводов.
Участники теледебатов «Россия 24» «Инвестиции в будущее России: как сделать национальные проекты привлекательными для инвесторов». Сергей Карпухин / фотохост-агентство ТАСС
В рамках российско-китайской конференции по энергетике на полях форума упоминался, прежде всего, трубопровод «Сила Сибири», создаваемый для транспортировки в Поднебесную голубого топлива.
Кстати, в этом году Китай на форуме представляли более тысячи делегатов. Си Цзиньпин прибыл в Россию в дни празднования семидесятилетия установления дипломатических отношений между Москвой и Пекином.
Только за первый день форума Россия и Китай провели около 20 двусторонних переговоров и подписали почти столько же соглашений в сфере энергетики. Самые амбициозные проекты приобрели вполне реальные очертания. В Тульской области открывается китайский автомобильный завод Great wall. На нем будут производить внедорожники. А в Приморском крае планируется создание совместного агрохолдинга.
В ходе пленарного заседания китайский лидер Си Цзиньпин сказал, что видит в России не только крупнейшего соседа и всеобъемлющего стратегического партнера, но и одного из важнейших и приоритетных партнеров по сотрудничеству во всех областях.
– В духе устойчивого развития наши страны активно сотрудничают в сфере возобновляемых источников энергии, включая природный газ, рассматривают научно-технические инновации, цифровую экономику, электронную торговлю как новые драйверы кооперации, продуктивно взаимодействуют в сфере использования охраны трансграничных ресурсов, а также по вопросам трансграничных заповедников, – отметил Си Цзиньпин.
Он рассказал о договоренности с президентом РФ о сопряжении ОПОП и ЕАЭС, подтвердив тем самым, что инициатива совместной реализации «Один пояс – один путь» (ОПОП – концепция, предложенная в 2013 году председателем КНР Си Цзиньпином для активизации международных многосторонних торгово-инвестиционных проектов с участием как можно большего числа стран и использованием китайского, а также зарубежного капиталов. – ИК) созвучна и с идеей Владимира Путина о «большом Евразийском партнерстве». Эти идеи дополняют друг друга и дают мощный импульс региональной экономической интеграции в интересах всеобщего устойчивого развития. Известно, что в рамках этой инициативы около 130 стран и около 30 международных организаций подписали соглашение.
Создание общих путей, точнее, экономического коридора предложил на полях ПМЭФа и Улзийсайхан Энхтувшин, заместитель премьер-министра Монголии:
– Наша страна предложила заключить договор о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом, – отметил Улзийсайхан Энх-тувшин, – Надеемся, что Россия и другие члены этого союза скоро примут наши предложения. Хотя отсутствие выхода к морю приносит нам определенные трудности, как и расположение между двумя могущественными соседями дает нам неплохие возможности.
В частности, он сказал, что
географическое расположение Монголии позволяет вести речь о реализации программы Экономический коридор «Монголия – Россия – Китай», в рамках которого намечено осуществление 32 проектов, и сейчас ведутся переговоры по созданию сети железных и автомобильных дорог, а также линии электропередачи, которые соединят страны. Эти проекты открыты для инвесторов и финансовых организаций не только собственно участников, но и других стран.
База для инвестиций
Зарубежный бизнес готов инвестировать в Россию, и новый этап для таких вложений – национальные проекты РФ. Об этом говорили участники сессии «Инвестиции в будущее России: как сделать национальные проекты привлекательными для инвесторов».
– Иностранный инвестор охотно вкладывает в нашу инфраструктуру, потому что видит перспективы и прибыль, – сказал Сергей Иванов, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
Алексис Родзянко, президент Американской торговой палаты в России, тоже высказал готовность членов палаты инвестировать в российские проекты с возможностью локализации бизнеса в нашей стране.
(Справа) совладелец ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин. Мальгавко Сергей / фотохост-агентство ТАСС
Хотя иностранные коллеги в то же время отмечают недостаток доверия между государством и бизнесом, слишком сильное давление со стороны надзорных органов, которое усилилось в последнее время.
– Нам нужно создавать новые рынки, чтобы вновь возникло доверие между государством и предпринимателями, – заметил Андрей Кузяев, президент, председатель правления, член совета директоров АО «ЭР-Телеком Холдинг».
– Как сделать национальные проекты эффективными: государство должно давать ровно столько поддержки, чтобы минимизировать свои вложения, но при этом инвесторы получали бы свою минимальную доходность, – предложил в качестве решения Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). – Тогда все будет более контролируемо и правильно.
– Национальные проекты – это достаточно сложная история с точки зрения реализации, – отметил Дмитрий Конов, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг». – Это много отдельных инициатив, проектов, которые должны проходить через определенный фильтр. Нам как инвесторам национального проекта хотелось бы избежать принятия решения сразу на уровне идеи. Любой проект должен проходить этапы, включающие анализ и подготовку.
– Для национальных проектов очень важны три фактора, – сказала Карима Нигматулина,
д.м.н., профессор Российской академии наук, генеральный директор ООО «Ви Холдинг». – Первый фактор – это укомплектованный проект, который готов к инвестициям. Второй – наличие команды, способной для реализации, третий – это масштабные и долгосрочные инвестиции, которые понимают и видят эту перспективу.
Инфраструктурные проекты закладывают базу для привлечения частных инвестиций и экономического развития.
Директор Центра по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных Сколковского института науки и технологий (Сколтех), профессор Максим Федоров. Мальгавко Сергей/ фотохост-агентство ТАСС– Реализация важных инфраструктурных проектов запускает целый цикл других проектов, которые становятся возможными в разных секторах экономики, – рассказал Максим Орешкин, министр экономического развития Российской Федерации, в ходе сессии «Инструменты участия бизнеса в проектах национального развития». – Эффективность нацпроектов зависит от того, какое количество бизнес-проектов затем будет реализовываться на их основе.
По словам М. Орешкина, не бизнес должен участвовать в нацпроектах, а они должны создавать платформы, на которых бизнес сможет реализовывать свои проекты. А государство через ГЧП может создавать некие гранты, посредством которых делается первый взнос.
Дорогая штучка, или доверие к «цифре»
Еще одним значимым национальным проектов является «Цифровая экономика». Практически каждая дискуссия на ПМЭФе касалась этой темы. Иначе и быть не может, ведь цифровизация так или иначе становится основой современной трансформации всех сфер жизни и экономики.
Цифровые технологии повышают эффективность производства.
– Главная задача цифровизации, которую мы осознали и поставили перед собой, это не столько цифра, это экономия времени и ресурсов на разработке продукта, – уверен Владимир Дмитриев, генеральный директор АО «Концерн «Калашников».
Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов и первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин. Мальгавко Сергей/ фотохост-агентство ТАСС– Цифровые технологии открывают возможность для децентрализованного учета и децентрализованных форм управления, поэтому люди все больше доверяют таким электронным управленческим ресурсам, которые основаны на технологиях блокчейна и других технологиях распределенных реестров, – поделился Владимир Потанин, президент, председатель правления ПАО «ГМК «Норильский никель»».
Цифровизация также направлена на повышение эффективности бизнеса и госуправления.
– Городская интеллектуальная транспортная система, которая основана на искусственном интеллекте, больших данных, информационных потоках, – дорогая штучка, миллиарды рублей потрачено на ее создание и функционирование, но она дает 15‑процентное улучшение трафика в городе, – на примере Москвы рассказал столичный мэр Сергей Собянин. – Представим себе, что если мы такую же задачу поставили бы за счет увеличения физической инфраструктуры, например строительства дорог и развязок, то нам потребовалось бы около 300 млрд рублей и нужно было бы перекопать весь город. Интеллектуальная транспортная система по своей эффективности – это самые высокие вложения при самой беспрецедентной эффективности.
Однако даже при всех плюсах в цифровизации есть минусы, хотя, возможно, они не такие серьезные. Боб Мориц, президент международной сети PwC, высказал мнение о неопределенности в занятости в будущем.
– Моей работы может не быть, потому что меня заменит какое‑то технологическое решение, – посетовал Б. Мориц.
Действительно ли искусственный интеллект может одержать победу над человеческим разу-мом? На этот и другие вопросы отвечали участники сессии «В погоне за искусственным интеллектом». Новой нефтью, кислородом, рычагом для создания инновационных индустрий – такими понятиями называют эксперты ИИ.
Как известно, технологии искусственного интеллекта превратились в значимый инструмент мирового развития.
– По самым скромным оценкам, в горизонте до 2030 года вклад в ежегодный прирост ВВП от использования технологий искусственного интеллекта может составить от 1,1 % ежегодного прироста до 2 %, – сказал Максим Акимов, заместитель председателя правительства Российской Федерации. – И это очень сбалансированные оценки для российской экономики, которые соответствуют очень умеренным мировым экспертным оценкам. Если у вас есть доступ к технологиям, вы вполне себе страна, а если нет – то вы страна так себе. И выбор очень простой: тот, кто хочет быть страной, а не страной так себе, работает над этой стратегией и формирует национальную стратегию.
Участники сессии «Как создать новых технологических лидеров? Модель взаимодействия крупного бизнеса и стартапов». Михаил Терещенко/ фотохост-агентство ТАСС
Российское государство и бизнес активно внедряют технологии ИИ.
По словам Акимова, в 2017 году в мире было только 5 стран, которые серьезно инвестировали интеллектуальные и управленческие ресурсы в подготовку национальных стратегий. Сейчас таких стран больше тридцати, Россия в том числе.
Финансовая система, пожалуй, одной из первых доказала состоятельность искусственного интеллекта.
В Сбербанке, например, рассказал Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк», работают более 2000 моделей на основе ИИ и машинного обучения, и это число постоянно растет.
По словам А. Ведяхина, ИИ существенно сократил операции по кредитованию крупных юридических лиц. Обычно такая процедура занимала 2–3 недели.
– Мы запустили процесс на основе искусственного интеллекта, который занимает 7 минут от запроса клиента до денег, включая юридический анализ, – поделился Ведяхин. – У нас нет ни одной модели, которая улучшила бы производительность меньше чем на 30 %.
В промышленности ИИ дает существенный прирост производительности. Как сказал Александр Дюков, председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть», программа «Когнитивный геолог» позволит компании в два раза сократить поисковый этап.
– Это десятки миллиардов рублей, – подчеркнул спикер. – Если, применяя традиционные подходы, у нас на создание модели уходило до 18 месяцев, то сейчас будем получать модели наших месторождений в течение 3–4 месяцев.
Цифровые технологии значительно повышают эффективность транспортных систем.
– Внедрение цифровых технологий коренным образом изменит саму систему коммерческих перевозок, добавит преимущества, связанные с безопасностью, экологией, энергоэффективностью, что в конечном итоге должно трансформироваться в прямую экономику, дающую эффект для конечных пользователей, – рассказал Сергей Яворский, генеральный директор «Вольво Восток».
Однако и здесь предстоит еще сделать немало шагов, чтобы искусственный интеллект был предсказуем. Эксперты говорят о том, что сейчас все еще отсутствуют нормативная база и стандарты использования технологий искусственного интеллекта и больших данных. Кроме того, важно выбрать подход, что регулировать – сам инструмент или конкретную услугу.
Глава АСИ Светлана Чупшева и генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук на подписании соглашения по внедрению Модели повышения инновационной открытости крупных компаний Фото АСИ
– Искусственный интеллект является инструментарием, и нужно регулировать именно их или то, что с помощью этих инструментов делается, а это идеологический выбор, – считает Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково».
Как рассказал М. Акимов, в ближайшее время государство сконцентрируется на шести ключевых областях: матметоды и алгоритмы, аппаратная база, программное обеспечение, работа с доступностью данных, нормативная база и регуляторика. Седьмой областью станут кадры.
– Мы планируем в течение 6 лет только из федерального бюджета привлечь около 90 млрд
рублей, – отметил Максим Акимов.
– Хорошо бы в России внедрить формат, который уже достаточно активно используется во многих зарубежных странах, – это формат совместных лабораторий, совместных центров с компаниями, – полагает Максим Федоров, профессор, директор Центра по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных Сколковского института науки и технологий (Сколтех). – В Сколтехе есть достаточно успешный опыт взаимодействия с «Газпром нефтью».
Искусственный интеллект вышел за рамки локальных проектов. Так, в рамках ПМЭФа подписан меморандум о взаимопонимании между генеральным директором компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» Леонидом Сергеевым и заместителем генерального директора SAP CIS Алексеем Петуниным.
Управляющая компания аэропорта Пулково ВВСС к маю 2020 года внедрит интеллектуальную цифровую систему по управлению предприятием (ERP-систему) с технологией in-Memory и возможностями машинного обучения. Новая система на базе инновационной платформы SAP S / 4HANA позволит аэропорту упорядочить учетно-управленческие процессы и поддержать активный рост бизнеса в условиях постоянных изменений.
– В 2018 году Пулково обслужил 18,1 млн человек и вошел в пятерку самых быстрорастущих аэропортов Европы в своей категории, – сказал генеральный директор ВВСС Леонид Сергеев. – В список стратегических приоритетов ВВСС входят дальнейшее увеличение пассажиропотока, расширение инфраструктуры, маршрутной сети, привлечение в Санкт-Петербург новых авиакомпаний, в том числе низкобюджетных перевозчиков. Решение