Гайдаровский форум: как трансформировать вызовы в источники роста

973

Гайдаровский форум: как трансформировать вызовы в источники роста

Эксперты, представители бизнеса и власти говорили о необходимости искать компромиссы и восстанавливать утраченное доверие

Минувшее десятилетие принесло немало вызовов. Частично они были предсказуемыми, но во многом неожиданными, в том числе по своему охвату: с ними сейчас сталкиваются и развитые, и развивающиеся экономики, страны с разной социальной структурой, разным политическим устройством, и мировая экономика в целом. О том, как справляться с этими вызовами, шла речь на Х Гайдаровском форуме, который прошел с 15 по 17 января 2019 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Его тема была сформулирована так: «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды». В работе Гайдаровского форума в 2019 году приняли участие 13,5 тысячи экспертов, представителей бизнеса и власти.

Комната, в которой погас свет

Вызовы оказались беспрецедентными по масштабу: высокий уровень неопределенности затронул практически все стороны общественной жизни; скорость цифровой трансформации принесла как огромные возможности, так и риски; очевидна необходимость постоянной модернизации инфраструктуры. Глобальные изменения произошли на традиционных рынках, прежде всего энергетическом; обострилась конкуренция, наблюдается рост протекционизма; на первый план вышли экологические проблемы; усилилось социальное неравенство. Эксперты отмечают несправедливость распределения выгод от развития глобальной экономики и расширения международной торговли; диспропорцию между растущим весом развивающихся стран и их участием в определении правил международной торговли.

Аналитики обеспокоены тем, что перечисленные вызовы не только взаимосвязаны, но и создают новые. Об этом говорили на X Гайдаровском форуме, тема которого была обозначена как «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды».

– В определенном тупике находится даже статистика. Все задаются вопросом: как теперь правильно считать валовый внутренний продукт? Может, пора отказаться от этого показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики? Какие изменения нужны в таможенной статистике? в международных расчетах? – заметил на пленарном заседании председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, напомнив, что стратегия России на среднесрочную перспективу сформулирована в указе президента от 7 мая 2018 года, а тактические шаги – в Основных направлениях деятельности правительства, принятых на шестилетний период, а также в утвержденных национальных и федеральных проектах.

Первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов РФ Антон Силуанов подчеркнул, что задачи, поставленные в указе главы государства, пронизывают всю структуру власти, поэтому усилиями только федерального центра их не решить.

– Мы делали анализ – 60 % всех задач находится в компетенции регионов и муниципалитетов. Справятся ли они? Понимаем, что дальше возлагать на регионы дополнительные обязательства невозможно.

Пройден пик, когда долг субъектов РФ и муниципалитетов просто зашкаливал – у регионов не было возможности выполнять свои обязательства, поскольку возникали дополнительные расходные обязательства. Сейчас дополнительные задачи, дополнительное финансовое обеспечение взяла на себя Российская Федерация. И доля участия субъектов РФ минимальная – в среднем 5 %, все остальное берет на себя Федерация. Важно и то, что, когда заключается соглашение с субъектами, мы прописываем не столько финансирование, сколько те цели и задачи, решения которых ждем от регионов – где‑то с помощью средств Федерации, где‑то с помощью своих ресурсов, а где‑то с помощью административно-управленческих ресурсов. Это правильное выстраивание системы целеполагания и администрирования той или иной задачи.

Для информации

Гайдаровский форум – постоянно действующая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем современности. Проводится с 2010 года в память об ученом-экономисте, идеологе российских реформ начала 1990‑х годов Егоре Гайдаре. Ведущее место в дискуссиях форума занимают темы, связанные с положением и стратегической ролью России в мире.

Модераторами форума, организованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара и Фондом Егора Гайдара, выступают чиновники российского правительства, представители региональных органов власти, ведущие отечественные и зарубежные экономисты.

Целями форума являются привлечение ведущих мировых ученых и практиков к совместному обсуждению экономических и политических проблем; поддержание непрерывного экспертного диалога по ключевым политическим и экономическим вопросам; отражение основных трендов и ключевых событий национальной и глобальной экономики и политики; выработка стратегических предложений и рекомендаций по развитию российской экономики.

Дмитрий Медведев добавил, что правительство четко структурирует работу по достижению целей развития, стремится использовать свои традиционные преимущества и трансформировать глобальные вызовы в новые источники роста.

– Даже в странах, которые показывают хороший рост и являются лидерами, в настроениях экономических и монетарных властей, в настроениях бизнеса преобладает крайняя осторожность, – говорит он. – Глава Федеральной резервной системы США сравнивает экономическую политику с действиями человека, вошедшего в комнату, где неожиданно погас свет. С одной стороны, такой уровень неопределенности в мировой и национальных экономиках задан объективно – по сути, это плата за технологический прогресс. С другой – не последнюю роль сыграла политика агрессивного давления, которую взяли на вооружение отдельные страны: от незаконных санкций и торговых переговоров с позиции силы до ареста зарубежных топ-менеджеров и фактического запрета приобретать продукцию определенных фирм.

Общие проблемы или беспрецедентные возможности?

Среди прочих вызовов, с которыми сталкиваются государства, в том числе Россия, Дмитрий Медведев выделил три наиболее значимых. Во-первых, необходимость решения инфраструктурных проблем. В мире не много государств, которые бы не относили развитие инфраструктуры к числу своих приоритетов. Для такой большой страны, как Россия, модернизация инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной, социальной – имеет особое значение с точки зрения равномерного пространственного развития, выравнивания уровня жизни, более эффективного участия в глобальных транспортных и логистических проектах.

– Разработан план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на его реализацию до 2024 года планируем потратить из всех источников, включая внебюджетные, около 6 трлн рублей, то есть порядка 100 млрд долларов. Развитие социальной инфраструктуры предусмотрено и другими национальными проектами. Особый акцент делаем на эффективности использования этих средств и привлечении частных инвестиций, – комментирует глава кабинета министров. – Принципиальным моментом является создание стимулирующей деловой среды. Несмотря на очевидные успехи в этом направлении, нам еще многое предстоит сделать. К примеру, навести порядок в сфере контроля и надзора, ведь количество так называемых обязательных требований, предъявляемых к бизнесу при проверках, необоснованно завышено. Многие из этих требований, сформулированных еще в советские времена, устарели морально и технологически. Если хотим решить задачу экономического рывка, то должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор.

Второй вызов – промышленная революция и развитие цифровых технологий. Все, что связано с «умными вещами», «цифровыми двойниками», беспилотным транспортом, 3D-технологиями в строительстве, производстве, требует совершенно новых подходов к управлению и подготовке кадров. Свободный доступ к информации предполагает другой уровень защиты общественной безопасности и частной жизни. Причем Россия, как и многие страны, выделяет цифровизацию в один из приоритетов национального развития. У нас, полагает премьер-министр, неплохие исходные позиции, но существует серьезный цифровой разрыв в развитии по отраслям и по регионам, поскольку значительная часть бизнеса пока остается пассивным наблюдателем в этой сфере.

Третий вызов касается радикальной трансформации рынка труда. Эксперты говорят о кризисе традиционной занятости и росте безработицы среди специалистов с низкой и средней квалификацией. С другой стороны, платформенные технологии могут помочь тем, кто потерял работу: они предоставляют безграничные возможности для использования труда и обеспечения занятости в разных формах, включая удаленную и неполную занятость, а также самозанятость.

– Проблем действительно много, но решать их надо сообща, последовательно и прагматично. Придется искать разумные компромиссы, постепенно восстанавливая утраченное доверие. Только путь взаимного доверия превращает наши общие проблемы в беспрецедентные общие возможности, – резюмировал Дмитрий Медведев.

Последствия глобализации

Позицию главы кабинета министров поддержали участники дискуссии. Так, заместитель премьер-министра, координатор по экономической и социальной политике Сингапура Тарман Шанмугаратнам заметил: мир стал многополярным, что означает децентрализацию принятия решений, при этом глобальная экономика и финансовые рынки все более взаимосвязаны. Кроме того, национальные политики и глобализация не сочетаются друг с другом, они друг друга подрывают, на национальном уровне ответ на глобализацию очень слабый. Выходом, по мнению спикера, может стать укрепление системы, основанной на децентрализованном подходе.

Почетный председатель Банка Греции, премьер-министр Греческой Республики в 2011–2012 гг. Лукас Пападимос обратил внимание на то, что страны сталкиваются с необходимостью разрешения последствий глобализации и быстрых технологических инноваций, демографических миграций, неопределенностью из‑за проблем торговли, международного политического взаимодействия.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау – о Гайдаровском форуме:

– Нет ни одного существенного элемента экономической политики, который за последние десять лет не обсуждался бы на форуме. Очень важным элементом нынешнего форума было стремление всех уровней и ветвей власти активно взаимодействовать между собой и с экспертным сообществом. По-моему, никогда раньше не удавалось добиться такого взаимодействия.

– Ответ на эти вызовы мне видится в том, чтобы избегать торговых и иных противоречий путем создания общих международных рамок. Считаю важным противодействовать неравенству доходов и эффективно решить проблему миграции, – заявил господин Пападимос.

Министр высшего образования, исследований и инноваций Французской Республики Фредерик Видаль посетовала на нехватку высококомпетентных специалистов, которые могут адаптироваться к меняющемуся миру. К тому же, учитывая стремительное развитие искусственного интеллекта, придется трансформировать всю систему образования.

– На мой взгляд, нужно внедрять проектный метод обучения и переходить к междисциплинарному образованию. Объединение гуманитарных наук и естественнонаучного знания в цифровую эпоху играет особую роль в ответе на глобальные вызовы, – подчеркивает докладчик.

Дмитрий Медведев согласился:

– Сегодня мы наблюдаем дефицит соответствующих компетенций в государственном аппарате, вплоть до муниципалитетов, в отраслевых ведомствах, в правоохранительной системе. По некоторым оценкам, нам нужно переобучить не менее миллиона специалистов, а значит, максимально оперативно разработать соответствующие программы. Тем более что предмет, которому предстоит учить, сам по себе развивается с космической скоростью. Причем этот вызов стоит перед всей системой традиционного образования. Школьники и студенты уже сейчас зачастую разговаривают со своими преподавателями буквально на разных языках. И этот вопрос, конечно, нужно адресовать не школьникам, а их наставникам.

Елена Восканян Фото: Пресс-служба РАНХиГС