Блокчейн: маятник раскрутится в этом году
Бизнес ожидает пика промышленных блокчейн-кейсов
В марте компания IBM представила ежегодный прогноз IBM «5 in 5», где отмечены пять инновационных технологий, которые окажут наибольшее влияние на нашу жизнь в следующие пять лет. В их число вошли: искусственный интеллект, кибербезопасность, квантовые вычисления и, безусловно, блокчейн. О перспективах технологии блокчейн в корпоративном сегменте рассказал ведущий системный архитектор IBM в России и СНГ Владимир Алексеев в рамках VII форума VESTIFINANCE, который прошел в Москве 21–22 мая. Мероприятие организовали «Росконгресс» и «Вести Экономика».
Спикер подчеркнул: хотя в 2017 году технология блокчейн была практически на пике цикла зрелости технологий Gartner (Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2017), в настоящий момент она приближается к «впадине разочарования». Это обусловлено тем, что на данную технологию возлагали большие надежды по решению многих проблем человечества, которые она в принципе не способна решить.
Изначально блокчейном заинтересовались банки и финансовая индустрия в целом: биржи и крупные банки формировали консорциумы, разрабатывали кейсы, связанные с международными платежами, аккредитивами, но еще в прошлом году области применения блокчейна расширились. Сегодня им интересуются ключевые отрасли экономики, включая энергетику, телеком и ритейл. И если еще три года назад запуск пилотного блокчейн-проекта представлялся сложнейшей задачей, которую нужно решать в несколько этапов – найти компетенции, проработать бизнес-сценарий, реализовать концепт на практике, то сейчас кажется – нет ничего проще, чем запустить очередной пилотный проект.
– В настоящее время перед нами другая важная задача – отмасштабировать пилотные проекты. Дело в том, что пилотный проект, как правило, включает в себя ограниченный круг участников, от двух до четырех организаций, например банки и их клиенты, которые между собой проводят какие‑либо платежи. Соответственно, результатом такого пилотного проекта становится продуктивная промышленная транзакция. Но что делать дальше? Как подключать новых участников? Какая будет бизнес-модель, а какая монетизация? Почему нужно развивать этот проект? Возникает огромное количество вопросов, при этом универсального решения не существует, – комментирует Владимир Алексеев. – Мы регулярно проводим исследование среди своих клиентов и по результатам одного из последних выяснили, что более половины рес-пондентов, а опрашивали несколько тысяч человек, отметили, что ожидают пик промышленных блокчейн-кейсов с 2018 по 2020 год. На мой взгляд, вполне реально, что в течение двух лет появится большое количество уже не пилотных, а промышленных кейсов, пусть и работающих в каком‑то ограниченном объеме.
Немаловажно, считает эксперт, что блокчейн является катализатором платформенной экономики. Иллюстрируя этот тезис, он рассказал о кейсе IBM с датским грузоперевозчиком Maersk Line по доставке цветов за границу. Maersk занимает 18–20% объема рынка контейнерных перевозок, а одна перевозка может требовать более 30 подписей от разных организаций и 200 итераций по обмену информацией и сообщениями – словом, речь идет об огромном объеме бумажной работы, стоимость которой составляет 15% от стоимости доставки (300 $ от 2000 $). В данном случае блокчейн является неким дополнением, которое гарантирует надежность, безопасность и доверие к электронному документообороту.
Следующим шагом после проведения пилотного проекта и анализа его результатов стало создание совместного предприятия IBM и Maersk в области глобальной торговли, цель которого заключалась в создании Digital Hub – единой цифровой платформы на базе открытых стандартов, где участники могут взаимодействовать, хранить и управлять данными цепочки поставок в любой момент времени. Текущими и потенциальными участниками блокчейн-сети являются: грузоперевозчики, грузовладельцы, поставщики логистических услуг, порты, операторы грузовых терминалов, таможенные органы и органы пограничного контроля.
Спикер уточнил: данная платформа состоит из cloud-native микросервисов, описывающих бизнес-логику системы в целом. Платформа будет использовать технологию блокчейн HyperLedger Fabric на базе IBM Blockchain Platform. Интеграционный уровень представляет собой набор API (application programming interface – интерфейс программирования приложений), также предполагается разработка специальных средств для интеграции, наиболее широко используемых системами управления перевозками, терминалами и т.д.
Главные текущие задачи – завершить процесс создания совместного предприятия и сформировать бизнес-сеть участников. Прайсинг-модель в настоящий момент находится в разработке, при этом стоимость участия формируется из трех составляющих: интеграции с платформой, участия в заключении консенсуса и поддержке платформы, платы за использование функционала платформы. Предполагается, что не все участники будут принимать участие в консенсусе и поддержке. Преимущества платформы для каждой из сторон будут свои: потребители смогут приобретать товар по более низкой цене; производители будут работать в условиях предсказуемости и смогут управлять запасами; логистика и экспедиторы будут иметь доступ к информации о полной цепочке поставок и т.д.
Еще один актуальный тренд – интеграция блокчейн-платформ друг с другом. Владимир Алексеев уточнил, что прежде такая интеграция не была актуальной задачей: сначала делали пилотные проекты, затем пытались их масштабировать и в этот момент пришли к выводу, что блокчейн не может быть «закрытой черной коробочкой», поэтому важна интеграция с существующими системами в банках, с существующим контуром безопасности, ERP-системами.
– По нашим оценкам, маятник вокруг масштабирования и интеграции раскрутится уже в этом году, – резюмировал докладчик.
Алена Бехметьева. Фото предоставлено организаторами форума Vestifinance