Реформа рынка лизинга: задачи и опасения

952

 

 

 

Реформа рынка лизинга: задачи и опасения

Эксперты обменялись мнениями относительно ожидаемых нововведений на рынке лизинга

До конца текущего года ожидается принятие закона о регулировании лизинговых компаний. Предполагается, что основные преобразования начнутся с 2018 года и будут направлены на улучшение качества риск-менеджмента и операционной среды лизинговых компаний. По оценкам экспертов, введение регулирования, переход на новые стандарты отчетности и единый план счетов могут позитивно отразиться на транспарентности рынка, что повысит доверие инвесторов и улучшит условия привлечения средств для отрасли. Достижение целей реформы с высокой вероятностью окажет позитивное влияние на объемы лизингового рынка и, как следствие, сделает лизинг одним из драйверов экономического роста в 2020‑е годы. Однако эффективность реформы во многом будет зависеть от синхронности нововведений, а также уровня взаимодействия регулятора с лизинговыми компаниями. Об этом говорили на круглом столе «Реформа рынка лизинга: возможности и риски», который состоялся в Москве 20 апреля. Мероприятие организовало рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА).

Ситуацию на лизинговом рынке проанализировал управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Станислав Волков. В частности, он отметил, что ключевым вызовом для лизинговых компаний в ближайшие годы станет введение регулятивного надзора в рамках реформирования отрасли. Главные направления реформы будут связаны с повышением транспарентности рынка и введением требований по контролю рисков лизинговых компаний.

Спикер уточнил: в рамках реформы планируется решить проблему осуществления инкассовых поручений, снизить правовые и кредитные риски лизингодателей. В ближайшие годы основными нововведениями будут: появление СРО, получение компаниями статуса некредитной финансовой организации, создание государственного реестра лизинговых компаний, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО.

– Следующим этапом с 2020 года может стать введение Банком России пруденциальных нормативов для крупных игроков лизингового рынка. Стоит отметить, что с подобными регулятивными новациями ранее столкнулись лизингодатели из Китая, занимающего второе место в мире по объему лизингового рынка по итогам 2016 года, – уточнил эксперт. – Одной из ключевых задач реформы будет повышение диверсификации пассивной базы лизинговых компаний, в том числе за счет интенсивного использования оптового фондирования и секьюритизации активов. Реализация запланированных нормативно-правовых изменений может позволить потребительскому лизингу стать драйвером рынка в 2020‑х годах. Вместе с тем при отсутствии комплексного и согласованного подхода к решению главных проблем отрасли реформа сопряжена с рисками ухудшения операционной деятельности лизингодателей. Однако наше агентство оценивает данные риски как невысокие, так как регулятор поддерживает постоянный диалог с участниками рынка.

В ходе дискуссии стало очевидно, что лизинговое сообщество относится к проводимой реформе с настороженностью. Многие представители данного рынка отметили вероятность рисков для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций, а каждый третий руководитель опасается пруденциального регулирования, несмотря на то, что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности. Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний: например, они не рассматривают как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.

Советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев пожаловался на чисто потребительское отношение сообщества к проводимой реформе:

– Представители компаний нередко заявляют: «Вы нам увеличите расходы на персонал, МСФО, учет, IT, а выгоды никакой нет. Что мы получим взамен?» Складывается впечатление, будто мы торгуемся на базаре. Коллеги, реформа делается не только для вас, но и для других. В том числе для правительства, на субсидиях которого «сидят» многие из вас. Нет ничего удивительного в том, что правительство хочет знать финансовое положение компаний. Это сделано и для ваших кредиторов, которые хотят понимать, с кем имеют дело, – им надоело, что у нас ежегодно, по официальной статистике Налоговой службы, с рынка уходят по 100 лизинговых компаний. Правительство больше не хотело бы иметь прецеденты, связанные с неустойчивым финансовым положением крупнейших лизингодателей. Поэтому сейчас фактически дается карт-бланш, вводится простейшее рамочное регулирование. Посмотрим, как оно будет работать в следующие годы. Если все будет хорошо, удастся избежать негативных прецедентов, а отрасль будет демонстрировать признаки уверенности, устойчивости, возможно, дело этим и ограничится.

СПРАВКА

В ходе опроса около 30% представителей лизингового сообщества затруднились оценить влияние реформы на отдельные сегменты рынка и предпочли воздержаться от голосования по данному вопросу. Из отдавших свой голос подавляющее число респондентов убеждено, что в наиболее выигрышном положении окажутся госучреждения и крупный бизнес.

Председатель правления, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев отметил значимость открытого диалога.

– Лизинговому рынку более 25 лет, и я убежден, что вряд ли найдется компания, не заинтересованная в развитии отрасли. Однако не стоит забывать о потенциальных рисках, существующих на данном рынке, – они волнуют отрасль и компании. Для лизинговых компаний переход на работу по новым правилам будет стоить денег. Когда мы говорим: «Давайте посчитаем, сколько это будет стоить», говорим это не только и не столько потому, что нам это нравится или не нравится, или потому, что хотим остановить реформу. Акционеры и компании должны понимать, какой объем средств будет на это направлен и с чем столкнутся компании, что будет происходить с рентабельностью их деятельности. Возможно, это нужно в том числе для того, чтобы принять решение и спокойно в течение трех-пяти лет уйти с рынка, – говорит Кирилл Царев. – На мой взгляд, дискуссии должны проходить в конструктивной и, самое главное, уважительной манере, в противном случае у компаний пропадет желание давать свои комментарии. Обсудить долгосрочные правила нужно на берегу, чтобы у всех участников процесса появилось понимание, в каком направлении мы движемся и каких целей хотим достичь.

Генеральный директор ООО «МКБ-лизинг» Александр Кожевников признал, что наибольшие опасения вызывают темпы реформирования отрасли:

– Одним из ключевых остается вопрос регулирования. Поскольку любое регулирование стоит денег, расходы, так или иначе, распределятся между лизинговыми компаниями, клиентами, поставщиками, банками. Считаю, нам необходимо сосредоточиться на минимизировании издержек этого процесса, хотя он в любом случае отразится на экономике. К тому же сложно сказать, когда окупятся инвестиции, связанные с регулированием, повышением прозрачности отрасли, возможным снижением рисков для кредиторов.

Председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза поддержал:

– Меня тоже беспокоит некоторая поспешность. Все‑таки, учитывая, что лизинговые договоры, как правило, более пяти лет, неправильно переходить на совершенно новую систему работы лизинговых компаний в течение года-двух и даже трех. Нам кажется, был бы оправдан переход в течение пяти лет. Я представляю здесь бизнес, который пользуется лизингом, и не хотелось бы, чтобы в результате реформы у бизнеса стало меньше возможностей привлекать лизинг.

Заместитель начальника главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Андрей Медведев прокомментировал:

– Режим надзора, который сейчас предполагается в рамках существующей концепции, наиболее либеральный с точки зрения других участников рынка. Ваши переживания, коллеги, мне не вполне понятны. Центральный банк пытается установить прозрачные и понятные для всех правила игры. К слову, на меня начали выходить другие участники финансовых рынков, которые тоже заинтересовались тем, что происходит с реформой лизинга. Они хотят взаимодействовать с лизинговыми компаниями, и им важно понять условия игры, в том числе требования вхождения на рынок, которые будут установлены между лизинговым рынком и Банком России, чтобы взаимодействовать и, возможно, инвестировать в подобные компании.

По мнению заместителя генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг» Максима Калинкина, отрасль пришла к пониманию того, что реформа неизбежна:

– Если мы все вместе сейчас не перестанем метаться и не придем к одному знаменателю, проблема возникнет и у крупных компаний, и у государственных. Объективно мы можем сейчас изменить ситуацию таким образом, что Центробанк введет жесткое регулирование и крупные компании останутся фактически неким продуктом внутри банка. Мы, как менеджеры, уже никому не будем нужны, и отрасли нашей просто не будет, не то, что региональных маленьких компаний. Будут созданы в лучшем случае какие‑нибудь департаменты внутри банков, останется десять компаний у материнских банков, и все закончится. Поэтому голову в песок прятать ни в коем случае нельзя. Надеюсь, подобные круглые столы будут проходить регулярно, и мы все‑таки придем к единой позиции, перестав наконец метаться.

Как показал опрос топ-менеджеров лизинговых компаний, проведенный в рамках круглого стола, большинство руководителей считают, что ключевой задачей рынка лизинга должна стать защита прав лизингодателей. 28% участников опроса полагают, что реформа, прежде всего, должна преследовать цель повышения конкурентоспособности лизинга в сравнении с банковским кредитом. Кроме того, каждый четвертый респондент отмечает проблемы, связанные с привлечением фондирования: по их мнению, приоритетом реформирования рынка должно стать расширение доступа к банковскому кредитованию и иным источникам финансирования.

 

Елена ВОСКАНЯН