Модератор панели Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, задавая тон дискуссии, очертила круг вопросов для обсуждения, центральным из которых стал «кризис культуры и культура кризиса».
Михаил Швыдкой, президент фонда «Академия российского телевидения», специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, начал с развенчания иллюзий: «Мы считали, что Россия – это страна высокой культуры. Это большая ошибка! Россия – страна великой, святой культуры, но не высокой. Шедевры, которыми мы гордимся до сих пор, создавались в экономически неразвитой стране».
«Русская культура была создана для очень узкого круга людей, а события 19 века втянули в орбиту культуры сотни миллионов людей. И культура стала товаром, ее ценностные системы трансформировались, теперь культуру потребляют», – продолжил свою мысль М. Швыдкой.
Он также отметил, что когда речь заходит о кризисе культуры, одновременно стоит говорить и о кризисе публики. «В филармонию ходит 1,5% населения России, в музеи – 3%, в театры 7%. И корень этих проблем находится в начальной школе. Ребенку нужно общаться с живым искусством, а не с его изображением по телевизору или в интернете, потому что только живое общение человека с культурой развивают его, а все остальное просто информирует», – высказал свою точку зрения Михаил Швыдкой.
Александр Архангельский, литературовед, телеведущий, рассказал о трех моделях поддержки культуры: советской, французской и американской. Возможность пойти по американской модели разделила экспертов на два лагеря. Геннадий Хазанов, художественный руководитель и директор Театра эстрады, народный артист России, взяв слово, заявил, что «когда дойдет черед до американской модели развития культуры, в этом момент Россия закончится».
Александр Любимов, генеральный директор телеканала РБК-ТВ, напротив, заметил, что как раз американская модель является единственным путем развития, более того, «мы уже сейчас живем в американской модели: существуют частные музеи, галереи, и они вполне успешны», – подчеркнул он.
А. Любимов также согласился с А. Архангельским по вопросу необходимости «втягивать культуру в производство современности». «Я бы создал государственное агентство «Гергиев» и начал бы экспортировать нашу культуру. России нужно продвигать свою культуру, как бизнес. Такой экономический взгляд на культуру полезен, прежде всего, для нее самой», – сказал в завершение Любимов.
Подводя итоги круглого стола, Татьяна Малева заметила, что вопросы экономики культуры нельзя сводить к бухгалтерии, поскольку затраты в культуру носят характер социальных инвестиций, а понимать их результат сложно, т.к. в экономике культуры нужных для этого инструментов не существует.