Российская «коммуналка»: комфортный бизнес или больная тема?

912

 

 

 

Российская «коммуналка»: комфортный бизнес или больная тема?

По мнению инвесторов, базовые условия для развития ЖКХ в России созданы. Но эти условия нужно совершенствовать

Казалось бы, российское жилищно-коммунальное хозяйство – не та сфера деятельности, которая может вызывать интерес иностранных инвесторов. Однако – вызывает. Ряд зарубежных компаний готовы построить в этой сфере длительный и прибыльный бизнес. Однако для этого придется решить множество локальных вопросов, освоить новые технологии и применить их в такой сложной практике. Об этом говорили участники панельной сессии «ЖКХ России: новые условия для развития государственно-частного партнерства», прошедшей в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне 2015 года.



По словам Валерия Фадеева, генерального директора медиахолдинга «Эксперт», в настоящее время ведется серьезная работа по принятию новых законов, и фактически законодательные условия для развития ЖКХ созданы: отрасль может быть практически идеальной – спрос на услуги гарантирован, за них платят. Однако в деталях все выглядит иначе – проблемы есть, и их необходимо решать.

Растущий рынок

Интересной и прибыльной назвал сферу ЖКХ Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Вопрос инвестиций в ЖКХ как в растущий и привлекательный рынок на Санкт-Петербургском экономическом форуме столь подробно рассматривался впервые.

А. Чибис в качестве одного из примеров успешной работы в сфере ЖКХ привел Водоканал Санкт-Петербурга, внедривший ряд современных технологий и в области производства, и в сфере контроля. Еще один пример касался открытия во Владимирской области котельной, которая полностью сделана из российских материалов, работает на торфяных брикетах, полностью автоматизирована и не требует присутствия человека. В Королеве работает завод по производству теплообменников – и это одно из лучших производств в Европе. А в Саратовской области на основе концессии был построен современный мусорообрабатывающий комплекс. Кроме того, в рамках курса на импортозамещение зарубежные компании все активнее развивают свои производства в России.

– Незадолго до ПМЭФ, на заседании российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды, были подписаны 4 соглашения о сотрудничестве, и сейчас прорабатываются возможности использования новых технологий в реализации проектов, – сказал Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. – Мы ждем инвестиций. Дело в том, что ситуация в ЖКХ меняется; изменение законодательства позволяет говорить о подготовке базы для прихода инвесторов. Например, одна зарубежная компания говорит, что сегодня российское законодательство в сфере концессий благоприятнее для инвесторов, чем в других странах. В частности, если говорить о системах водоотведения и водоснабжения, то сейчас в крупных городах нет проблем с привлечением инвесторов. В малых городах нужна поддержка. И сегодня мы готовим изменения в нормативно-правовую базу, на это есть определенные средства в Фонде содействия реформам ЖКХ. В отношении долгосрочного тарифного регулирования отмечу, что этот закон принят и регламентирует переход всех субъектов Российской Федерации на такие решения. Процесс перехода уже начат: долгосрочными являются 19 процентов тарифных решений в сфере теплоснабжения, 10 процентов – в водоснабжении и 13 процентов – в водоотведении; заключено 428 концессионных соглашений. Мы планируем некоторые изменения: подготовлен законопроект, который еще больше будет защищать наших инвесторов. В частности, при заключении договора концессии появляется третья сторона – субъект РФ. Мы понимаем, что у муниципалитетов нет достаточно юридических кадров и без участия РФ им будет достаточно сложно. Еще одно изменение касается того, что у концессионера появляется возможность регистрировать права собственности после заключения концессионного соглашения. Кроме того, появилась возможность отдать в концессию предприятия с наличием задолженности. И естественно, мы совершенствуем и саму процедуру концессионного соглашения – стараемся сделать ее максимально открытой и публичной. Помимо этого, приняты решения по ужесточению платежной дисциплины.

Пилотные опыты

Ленинградская область является, пожалуй, одной из самых опытных территорий по реализации концессионных проектов. По словам губернатора Александра Дрозденко, эффективный результат концессии зависит от хорошо сформированной команды, которая будет вести концессионный процесс, и для этого необходимо, чтобы субъект участвовал в концессионных соглашениях. По мнению спикера, на базе профильных министерств необходимо организовать некие «курсы ворошиловских стрелков», где профессиональные команды получали бы хорошую настройку, задел для эффективной работы команды. И наконец, полагает Дрозденко, результативная концессия не может быть дешевой, особенно на стадии подготовки и ТЭО. Есть также проблема финансового участия. Когда речь идет о сфере ЖКХ, очевидно, что эта сфера требует модернизации, и только за счет повышения тарифов ее не построить. В данном случае финансовый горизонт – не менее трех лет, и необходимо его расширять. В настоящее время в рамках концессии реализуется совместный с Газпромом проект реконструкции котельной мощностью 200 МВт с обновлением тепловых сетей и установкой тепловых пунктов в Тихвине. Одним из проблемных вопросов в сфере ЖКХ, по мнению Дрозденко, является низкий интерес инвесторов к малым населенным пунктам в рамках концессий. Одним из вариантов решения этой проблемы глава региона считает укрупнение, объединение, однако пока слишком мало времени дано для перехода на концессионную основу. В связи с этим спикер предложил продлить срок еще на два года. В настоящее время в Ленобласти полностью подготовленными концессионными соглашениями считаются котельная в Тихвине, реабилитационный центр в п. Коммунар, также объявлена концессия по строительству объектов фото-, видеофиксации в Ленинградской области.

– Между российским и японским правительствами существует взаимовыгодное сотрудничество в сфере городского развития, – сказал Такуя Курита, заместитель генерального директора Министерства государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. – Наш премьер-министр выдвинул экономическую политику, которая заключается в реформировании экономики, и в частности сферы городской среды. Мы готовы работать с Россией, и я считаю, что это будет способствовать укреплению российских экономических структур, потому что мы можем сочетать японские и российские преимущества в том направлении. Мы создали рабочую группу по вопросам городской среды, чтобы максимально использовать все преимущества. Две основные цели, которые ставит перед собой рабочая группа: совместное обсуждение бизнес-вопросов и выбор ключевых проектов, которые будут способствовать продвижению этих идей. Мы провели совместное заседание, и два правительства пришли к соглашению относительно флагманских проектов. Например, по утилизации отходов: российское правительство продвигает новую тему в этом вопросе, потому что есть много свалок и полигонов и существует необходимость либо в сжигании, либо в переработке отходов. В Японии очень мало земли, поэтому мы десятилетиями занимаемся продвижением новейших систем утилизации отходов, и в этом вопросе мы готовы сотрудничать с российскими компаниями, а именно – строить мусоросжигающие заводы в России. Мы создаем особую группу для подготовки ТЭО, обмена опытом в этой сфере и начала работы в Московском регионе. Конечно, эта работа будет важна и для местного правительства и будет способствовать продвижению систем производства электроэнергии на основе утилизации отходов. Кроме того, мы готовы работать с такими проблемами, как институциональные финансовые барьеры, – эти проблемы могут быть решены через дискуссии в обеих странах, и мы готовы поделиться опытом Японии.

Плоды законов

– Да, действительно, подготовлена законодательная база, которая начинает приносить свои плоды, – отметил Александр Ручьев, президент группы компаний «МОРТОН». – Это, например, дополнения по вопросам передачи имущества и участие субъектов третьей стороной. Это создаст более комфортные условия для успешной реализации схемы концессии в регионах. Однако нас настораживает уровень тарифов на водоотведение, который не дает развиваться отрасли, – есть необходимость в его 30-процентном росте: если, допустим, в Московской области увеличить тариф на 150 рублей, это будет практически незаметно, поскольку в средней стоимости услуг ЖКХ в 6 тысяч рублей услуги водоканалов занимают лишь 450 рублей, а износ сетей в области составляет 60–80 процентов, требуется около 3,5 миллиарда инвестиций для модернизации. Есть еще один выход – софинансирование субъекта. Но, к сожалению, не все субъекты у нас владеют собственными деньгами и готовы софинансировать такие проекты. Кроме того, мы отмечаем ментальное сопротивление муниципалитетов – очень мало глав хотят, чтоб у них появился независимый концессионер, поскольку считают, что такие проекты управляются, прежде всего, руководством муниципалитета.

– Сейчас мы завершаем свою инвестпрограмму в России на более чем 4 миллиарда евро в области электроснабжения, и в России мы один из крупных инвесторов – в частности по теплоснабжению, – сказал Тимо Карттинен, главный исполнительный директор Fortum Corporation. – Мы приветствовали начало реформы в сфере теплоснабжения. Примерно год назад правительство РФ приняло дорожную карту по теплоснабжению, и там есть важные компоненты: прозрачное регулирование, что позволило нам сосредоточиться на энергоэффективных мощностях и сотрудничестве с потребителями, которые могли бы платить только за используемое тепло. Это позитивный опыт, но в дальнейшем необходимо завершить реформу теплоснабжения, и, к сожалению, это область, где все идет не так гладко, как мы хотели бы: есть предложения по некоторым пилотным проектам, и хотя условия понятны, инвестиции в такие проекты долгосрочные и крупные. И все же, надеюсь, дорожная карта будет реализована так, как была предложена изначально.

Нужны мосты

Проблема дороговизны денег для всех стоит очень остро. Как ее решать? Ведь от этого зависит интенсивность развития ЖКХ.

– Мы понимаем, что в нынешних условиях, когда внешние рынки капитала для России закрыты, единственным ресурсом остается внутренний рынок, – отметил Олег Костин, вице-президент АО «Газпромбанк». – Учитывая это, банки предлагают ставки 10–12 процентов годовых, и дешевле банк просто не может дать, являясь транзитным механизмом, передающим деньги с одного рынка на другой. Действительно, в России стоимость денег высока. Пожалуй, это одно из главных условий, почему сегодня банки не так активно работают со сферой ЖКХ, хотя мы понимаем, что экономический потенциал и возможности этого рынка колоссальны. Вторым нюансом, на который я хочу обратить внимание, является краткосрочность пассивов отечественной банковской системы, то есть, банки привлекают очень короткие деньги, при этом проекты ЖКХ, как и проекты ГЧП, – долгосрочные. Сложно представить, чтобы банк, взяв краткосрочные деньги, имел возможность кредитовать проекты сроком 7–9 лет. Сегодня лишь немногие крупные финансовые структуры могут позволить себе заниматься подобными проектами, потому что только они имеют возможность привлекать подобные средства. Например, саратовский проект является практически идеальной концессионной схемой, потому что она позволяет увидеть, как должны двигаться деньги при финансировании проектов ЖКХ: появляется инвестор, потом банки, затем держатели денег – страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, они за счет своих средств рефинансируют банки, деньги снова попадают в банковскую систему, и банки снова начинают работать в поисках нового инвестора. Наша задача – выстроить такой мост. Третий момент – препятствие: очень мало структурированных проектов и хороших команд. Проекты концессионных схем должны быть тщательно продуманы, потому что в России часто бывает, что объект существует физически, но не юридически. Хотя законодательство в целом сформировано. И наконец, нужно снимать муниципальные риски. Хотел бы также отметить, что благодаря принятому весной этого года постановлению №544 впервые инвестиционные проекты отбираются не государственными структурами, а банками, а также возможность рефинансирования Центробанком тех банков, которые выдали кредит.

– В этом году наша компания отмечает 350-ю годовщину основании, – сказал Гонзаг де Пире, генеральный директор по России, Украине и странам СНГ концерна «Сен-Гобен», председатель Ассоциации французских предприятий по развитию энергоэффективности в России. – Несмотря на разные периоды, которые переживала наша компания, мы оптимистично настроены в отношении российского рынка. Люди в России хотели бы жить в новых домах с точки зрения эстетики и комфорта – акустического, температурного, воздушного и осветительного. Таким образом, речь идет о мультикомфортной среде, которую мы пытаемся создать. Российский рынок имеет большой потенциал с точки зрения жилищного строительства. В отношении технологий по тепловому комфорту мы продвигаем проекты энергоэффективности зданий, и, по нашему опыту, такие решения не являются для властей большой нагрузкой, более того, они способствуют инвестициям, развитию региона, созданию рабочих мест и внедрению инноваций. В России мы работаем с другими компаниями, проводим исследования, и результаты мы представляем в качестве текущих и сравниваем с другими странами, в которых аналогичные условия. В качестве рекомендаций мы делаем предложения по энергоэффективности, а также прогнозируем результаты. Мы также выдаем паспорт по энергоэффективности.

Очевидно, что сектор коммунального хозяйства в нашей стране будет преобразован – к этому есть все предпосылки. Да, сформированную базу ЖКХ пока еще трудно назвать перспективной – хозяйство серьезно изношено и неэффективно. Однако его привлекательность для инвесторов заставит по-другому взглянуть на все проблемы. Вероятно, это будет способствовать перевороту в отрасли. Ведь все понимают, что, придя сейчас на этот рынок, дальше можно рассчитывать на получение прибыли.

 

Ирина КРИВОШАПКА