Бизнес-образование: готовые модели или собственный опыт
Эксперты обсудили, в чем особенности работы бизнес-школ в «динамично развивающихся обществах»
Несколько лет назад исследователи бизнес-школы из Южной Африки South African scholars from Gordon предложили новый термин – «динамично развивающиеся общества». С тех пор он часто звучит на конференциях стран с переходной экономикой. В том числе на конференциях по бизнес-образованию CEEMAN, бизнес-школ СНГ, БРИКС, Евразийского таможенного союза. Деканы школ бизнеса из стран с «динамично развивающимися обществами» убеждены, что локальные модели менеджмента и особенности ведения бизнеса в данной группе стран очень похожи. Эту интересную тему обсудили на экспертной дискуссии «Бизнес-образование в «динамично развивающихся обществах» («dynamic societies»): идентификация управленческих моделей и возможностей сотрудничества» в рамках Гайдаровского форума-2015.
Не копировать опыт, а делиться собственным
Приветствуя докладчиков, генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), декан Международной школы бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Наталья Евтихиева отметила, что к участию в дискуссии приглашены представители разных стран: России, Казахстана, Словении, Великобритании, Бразилии, Белоруссии, Латвии и Болгарии.
Модератор акцентировала внимание на том, что до сих пор термин «динамично развивающиеся общества» вызывает вопросы, поэтому его решили вынести на экспертное обсуждение в рамках форума.
Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов добавил, что в мире действительно существует некая группа стран, которая не очень хорошо вписывается в традиционную систему классификации.
– В нашем динамичном мире показатели экономического роста меняются слишком быстро, да и в бизнес-среде – сплошная волатильность. Появляются новые страны, которые показывают более высокую динамику развития, чем узкая группа стран БРИКС, и к ним оправданно применить емкий термин «dynamic societies», хотя он пока не является общепризнанным, – отметил докладчик.
По его мнению, бурный процесс изменений, происходящий в динамично развивающихся обществах, необязательно должен быть одновекторным, приводящим от регресса к прогрессу. Он может двигаться в одном направлении, затем в другом, потом вновь изменить вектор. Очевидно, что такие общества характерны для стран с высокой степенью волатильности и адаптации бизнеса к условиям внешней среды.
Эксперт рассказал о том, что периодически представители бизнеса других стран, работающие в России, просят отечественные бизнес-школы подготовить определенную учебную программу, провести консультирование с участием зарубежных менеджеров или экспатов.
– Дело в том, что многие из тех, кто уехал за рубеж, по возвращении на родину признаются, что выпали из понимания деловой среды, не чувствуют пульса бизнеса. Когда к нам обращаются представители бизнеса других стран, мы стараемся им помочь, но всегда возникает вопрос об особенностях и специфике ведения бизнеса в конкретной стране или группе стран, и чувствуется острая потребность в обмене опытом со странами, объединенными термином dynamic societies. Нам необходимо оценить возможности консолидации усилий для совместных исследований, обмена педагогическими кадрами, ведь бизнес нуждается в высококлассных специалистах-практиках. Если мы объединим усилия для исследований в пользу наших стейкхолдеров, бизнеса, думаю, услуги отечественных бизнес-школ будут более ценны и востребованы, – отметил он.
Гостья из Словении – ректор школы менеджмента IEDC-Bled, президент СЕЕМАН Даница Пург согласилась с коллегой, добавив, что у стран с динамично развивающимся обществом есть возможность стать самыми инновационными и передовыми.
– Двадцать лет назад мы во многом копировали опыт других стран, в частности США. А сейчас готовы обмениваться своим собственным, – заверила она. – Словения – достаточно развитая страна. При этом некоторое время назад наша экономика несколько упала, но вскоре вновь начался подъем. Эта волатильность вполне типична для подобных экономик. Еще одна общая черта – наличие активного и развитого интеллектуально молодого поколения, которое открыто ко всему новому, готово дальше учиться и менять мир в лучшую сторону. Именно за такой молодежью – будущее наших обществ.
По словам Даницы Пург, у динамично развивающихся обществ нет закоренелых традиций по управлению бизнесом. Это позволяет применять более инновационные подходы и не бояться перемен.
– Я считаю большим преимуществом отсутствие устаревших традиций, поскольку появляется возможность идти по своему пути, не повторяя чужих ошибок. При этом мы не перестаем учиться у других стран, ведь перед нами стоят общие задачи, и совместными усилиями можно сделать многое. Мы не боимся рисковать, потому что у нас есть поддержка других динамично развивающихся обществ, – сказала эксперт.
Представитель Белоруссии – генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко подчеркнул, что, безусловно, есть плюсы в том, что традиции формируются на глазах очевидцев, есть потенциал для бурного роста, но в то же время велика вероятность повторения ошибок, которые развитые страны уже преодолели. Поэтому в части отсутствия традиций в dynamic societies не все однозначно.
Неординарное мышление и творческий подход
Своим видением динамичных обществ поделился и ректор Международной академии бизнеса в Казахстане, президент КАМАН Асылбек Кожахметов.
– История развития западных обществ схожа с путешествием корабля в океане: несмотря на бури и штормы, вектор направления и техника безопасности при чрезвычайных ситуациях понятны. В то же время dynamic societies я бы сравнил с экстремальным рафтингом по горной реке, который в результате все равно приведет путешественников в известный океан. Однако перед этим им придется бороться со стихией не на жизнь, а на смерть без каких-либо инструкций, – подчеркнул специалист.
Говоря о бизнес-образовании в динамично развивающихся обществах, он отметил, что, хотя в их экономике регулярно происходят изменения, бизнес-школы все равно передают знания слушателям, хотя этот процесс больше похож на починку самолета в процессе его полета.
Также докладчик акцентировал внимание на том, что часть стандартов аккредитации бизнес-школ, которые были разработаны на Западе, не совсем подходят к специфике ведения бизнеса в dynamic societies, к которым в том числе относится Казахстан и часть азиатских государств.
– В скором времени будет разработан новый, азиатский стандарт аккредитации, который, вероятно, будет больше подходить и для специфики Казахстана, – пояснил Асылбек Кожахметов.
По его мнению, основной целью бизнес-образования в динамично развивающихся странах является выход на уровень общемировых стандартов. Более того, он видит необходимость в создании школ для преподавателей в рамках Евразийского экономического союза.
А ректор Рижской международной школы экономики и делового администрирования Ирина Сенникова призвала развивать интеллектуальное предпринимательство, когда бизнес строится на знаниях, а компании работают в инновационной среде. Она также подчеркнула, что из-за постоянных изменений – политических, экономических, социальных – многим бизнес-школам приходится работать в условиях неопределенности.
Кроме того, Ирина Сенникова считает, что студенты, проходящие обучение по бизнес-программам и готовящиеся выйти на рынок, должны быть способны к креативности, инновационному мышлению.
– Сейчас мы работаем с новым поколением студентов, которые постоянно находятся в виртуальной среде, в частности социальных сетях. В реальной жизни их считают замкнутыми, малообщительными, однако это далеко не так. Они легко отзываются на социальные несправедливости, готовы к благородным поступкам, охотно общаются и делятся опытом. Более того, они легко усваивают информацию, неординарно мыслят и могут внести заметный вклад в развитие бизнеса, – считает эксперт.
Многие участники дискуссии говорили о необходимости сотрудничества с динамично развивающимися обществами и использования возможностей обучения.
– В условиях постоянных изменений люди нуждаются не только в разноплановом образовании, но и в творческом, многовекторном, комплексном подходе, – подвела итог обсуждению Даница Пург.
Фото пресс-службы РАНХиГС
Елена ВОСКАНЯН