Деуглеродизация России: предстоит большая работа
На Гайдаровском форуме говорили о глобальном изменении климата, энергосбережении и сокращении выбросов парниковых газов
В рамках Гайдаровского форума-2015 состоялась экспертная дискуссия «Устойчивое развитие: вектор деуглеродизации», в ходе которой эксперты обсудили сценарии деуглеродизации в России.
Амбициозные цели
Руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин отметил, что сегодня не существует хороших оценок возможного экономического ущерба от изменения климата в больших странах, что значительно усложняет переговорный процесс между главами государств о взятии на себя дополнительных обязательств по снижению воздействий на климат.
Для некоторых небольших стран провести эти оценки довольно легко, а преодолеть их довольно проблематично, поскольку в скором времени их просто не станет из-за повышения уровня Мирового океана. Отдельным более крупным странам тоже вполне по силам подсчитать затраты и преодолеть последствия изменения климата, используя программы адаптации. Например, Нидерланды могут позволить себе потратить на подобные оценки 1 млрд евро в год – для них это не такая большая сумма.
Осуществить такие расчеты для России и других крупных стран довольно сложно из-за больших территорий. Эксперт подчеркнул, что для многих стран последствия изменения климата носят драматический характер: распространение болезней, которые были бы менее распространены в другом климате, более быстрый износ дорог, мостов и прочей инфраструктуры.
Интерес участников обсуждения вызвало выступление ведущего научного сотрудника Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС, модератора дискуссии Олега Лугового. Он привел один из технологически возможных сценариев глубокой декарбонизации экономики России, совместимый со сценарием не превышения средней глобальной температуры более чем на 2°С. Этот сценарий разработан в рамках международного проекта DDPP (Deep Decarbonization Pathways Progect), по просьбе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, командами из 15 стран, эмиссия которых покрывает 70% от общей мировой эмиссии. Руководил процессом известный экономист Джефри Сакс. Сценарий глубокой декарбонизации экономики России вместе со сценариями других 14 стран был представлен главам государств на климатическом саммите ООН 23 сентября 2014 года.
Олег Луговой подчеркнул, что цели в построенном для России сценарии довольно амбициозные: снижение средней эмиссии СО2 от сжигания ископаемых видов топлива на человека с нынешних 10 тонн СО2 в год до 1,67 тонны к 2050-му.
Эксперт отметил следующие основные способы глубокой деуглеродизации в нашей стране: применение наилучших доступных технологий для повышения энергоэфективности; активное внедрение возобновляемых источников энергии (например, Международное энергетическое агентство приводит сценарии, в которых до 80% электроэнергии производится из ВИЭ); замещение технологий, при которых применяется уголь, на технологии с использованием электричества и природного газа; электрификация – везде, где это возможно; снижение потерь при передаче тепла и электроэнергии.
Исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков напомнил, что в 1991–2011 годах Россия была мировым лидером по кумулятивному снижению выбросов парниковых газов и в значительной степени компенсировала прирост выбросов в других регионах мира. Так, в 1990–2010 годах выбросы углекислого газа в атмосферу от энергетических предприятий в мире выросли на 45%, а в нашей стране они снизились на 37%. По его мнению, это явилось результатом структурных изменений, вызванных переходом к рыночной экономике. Игорь Башмаков подчеркнул, что финансированию программ энергоэффективности России уделяется крайне мало внимания со стороны правительства. По его словам, в программу повышения энергоэффективности было заложено 15 млрд рублей, из них семь млрд просто «отфутболили» – решили потратить на повышение энергоэффективности проведения чемпионата мира по футболу, остальные деньги перенаправили на другие мероприятия, не связанные с повышением энергоэффективности.
Пути к энергоэффективности
Позицию правительства России по вопросу об ограничении выбросов парниковых газов озвучил врио директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Олег Плужников. Он обратил внимание на то, что в последние годы в России наблюдается тенденция роста выбросов парниковых газов в атмосферу. В связи с этим необходимо сделать акцент на мероприятиях по энергосбережению, которые позволят эффективно использовать энергоресурсы, снизив выбросы газов в атмосферу от энергетических предприятий.
По словам эксперта, на ближайшие годы запланированы важные мероприятия по ограничению выбросов парниковых газов. Серьезную работу предстоит провести Минэкономразвития России: разработать концепцию системы отчетности, мониторинга и верификации выбросов парниковых газов, подготовить методические рекомендации по установлению показателей сокращения объемов выбросов парниковых газов и самих показателей в различных секторах экономики, а также внести изменения в законодательство, обеспечивающие предоставление сведений предприятиям о выбросах парниковых газов. В это же время Минприроды России разработает методику определения объема выбросов предприятиями и добровольной инвентаризации в регионах.
Также Олег Плужников остановился на двух формах углеродного регулирования, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. По его словам, преимущества введения углеродного налога очевидны: относительная простота и прозрачность администрирования, понимание, насколько увеличится налоговая нагрузка на бизнес. Однако неизвестно, насколько в таком случае сократятся выбросы. Второй механизм регулирования – торговля выбросами. В данном случае понятно, насколько сократятся выбросы, но неизвестно, сколько сокращение эмиссии будет стоить для бизнеса и населения. Теоретически такой механизм существенно менее затратный, поскольку проекты будут реализовываться там, где это экономически выгодно. Тем не менее такая схема тоже не идеальна – высоки риски коррупции, поскольку если в рамках углеродного регулирования цена на все ископаемые виды топлива повысится путем налогов, то торговля выбросами подразумевает, что чиновник должен посчитать, сколько СО2 предприятия сжигали и сколько сжигают теперь.
Старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС Джон Лайтнер отдельно отметил, что повышение энергоэффективности придает более устойчивый характер росту экономики России, а затраты от повышения энергоэффективности будут ниже оценок, если учесть дополнительные неэнергетические преимущества от использования современного оборудования и создание дополнительных рабочих мест.
Многие участники дискуссии говорили о том, что в России растет понимание (в частности, со стороны представителей государства) того, что глобальное потепление действительно является проблемой и предстоит значительная работа как в просвещении населения и лиц, принимающих решения относительно угроз изменения климата, так и повышения энергоэффективности и деуглеродизации экономики нашей страны.
Фото пресс-службы РАНХиГС
Елена ВОСКАНЯН