Системы управления рисками как средство повышения эффективности таможенного контроля
О. А. ШЕВЧУК
|
Абстракт: Рассматриваются пути повышения эффективности таможенного контроля при помощи использования современных форм его организации и обеспечения. Одним из основных направлений коренного изменения приоритетов работы таможенных органов, максимального приближения таможенного законодательства Украины к таможенному законодательству стран ЕС является упрощение таможенного контроля за счет внедрения системы анализа и управления рисками.
Ключевые слова: система управления рисками, таможенный контроль, эффективность контроля
Постановка проблемы
Таможенный контроль, в рамках которого отслеживаются финансовые потоки, обусловленные перемещением товаров и физических лиц через таможенную границу страны, является направлением государственного финансового контроля, которое активно развивается. Проблематикой таможенного контроля занимались такие ученые, как Е. Ю. Барышникова, О. В. Гречкина, И. И. Иванча, И. А. Калашникова, Г. О. Олищук, А. В. Шпилевая, Т. Ю. Юркин и др. Его эффективность рассматривается во многих исследованиях, тем не менее нельзя сказать, что этот вопрос досконально изучен. Для развития государственного финансового контроля, который осуществляется таможенной службой как администратором доходов бюджета, используются как имеющиеся организационные резервы, так и новые формы организации и обеспечения финансового контроля. К последним можно отнести использование системы анализа и управления рисками, внедрение электронного декларирования и единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности. Актуальным направлением развития государственного финансового контроля является совершенствование таможенного администрирования.
Совершенствование системы таможенного контроля
Всемирная таможенная организация считает таможенный контроль показателем успешного развития таможенной службы. Для результативности ее деятельности необходимо современное законодательство, новейшие информационные технологии, передовые технологии оформления, развитая инфраструктура и высококвалифицированные кадры.
Повышение роли таможни в обеспечении фискальных задач и пополнении доходов государственного бюджета требует не только совершенствования контрольных процедур и повышения качества организации таможенного контроля, но и обустройства таможенных границ, содействия развитию торговли, установления партнерских взаимоотношений с бизнесом, неуклонного соблюдения действующих законов и нормативных актов, унификации тарифов и таможенного законодательства, взаимодействия с другими государственными органами на национальном и международном уровнях [6]. Система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) направлена на обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер, которые государство применяет для защиты жизни и здоровья населения, окружающей среды, животного и растительного мира, а также в целях защиты государственных экономических интересов. Сами методы таможенного регулирования также позволяют стимулировать развитие торгового сотрудничества государства и влиять на развитие его экономики [16].
Современное представление о контролируемой среде сбора бюджетных доходов в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает обеспечение прозрачности в отношениях между таможенными органами и декларантами, упрощение и ускорение таможенных процедур в целях содействия внешней торговле. Таможенное законодательство базируется на положениях Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, международных договоров в рамках ВТО и Всемирной таможенной организации.
Таможенный контроль является одним из ключевых институтов таможенного права. Значение таможенного контроля обусловлено его направленностью на защиту основной конституционной ценности – прав и свобод человека, а также непосредственной связью с проблемами национальной безопасности [18]. Таможенный контроль является одним из важнейших мероприятий, осуществляемых таможенными органами. Последние интегрированы в комплексную многоуровневую систему государственного финансового контроля, реализуют функции администрирования налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета, валютного контроля, внутреннего контроля расходов бюджетных средств. Дальнейшее развитие финансового контроля в рамках таможенных правоотношений нацелено на обеспечение экономического процветания и благосостояния общества [6].
Однако в экономической и юридической литературе сущность таможенного контроля, его место и роль в таможенном деле, а также его составляющие толкуются по-разному. Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения национального, в том числе таможенного, законодательства и международных договоров государства, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы [11]. По мнению И. И. Иванчи [6], финансовый контроль за поступлениями таможенных платежей является относительно самостоятельным по отношению к другим видам финансового контроля и имеет определенные особенности. Сфера его применения относительно узкая: если объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях материального производства и сферы услуг, в различных звеньях финансовой системы, то объектом контроля за поступлением таможенных платежей являются комплекс налоговых и неналоговых отношений, их экономическая и правовая основа. При этом специфика таможенного дела порождает многообразие интегративных связей между участниками таможенных отношений и требует развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры для обеспечения максимально полного и своевременного поступления доходов в государственный бюджет.
Действующее российское законодательство наделяет таможенный контроль функцией исключительно предупредительного, профилактического характера. Если при осуществлении таможенного контроля в действиях участника внешнеэкономической деятельности усматриваются признаки, указывающие на состав административного правонарушения за нарушение таможенного законодательства, используются другие положения таможенного законодательства. Принимаемые меры административного воздействия направлены на обеспечение соблюдения процессуального законодательства. В результате меры административного принуждения наделяются другими функциями, изменяется их применение, что имеет определенные юридические последствия. То есть они переходят совсем в другую категорию мер административно-правового принуждения – в меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях [7].
На наш взгляд, таможенный контроль не только обеспечивает выполнение требований к регулированию внешнеэкономической деятельности, но и защищает экономические интересы государства в этой области. Инфраструктуру государственного финансового контроля в таможенной системе обеспечивают правовые механизмы, заложенные в таможенном, налоговом, бюджетном и валютном законодательстве.
Основу деятельности таможенных органов, осуществляющих финансовый контроль, составляют следующие принципы:
• общие принципы контроля (законность, объективность, независимость, гласность, ответственность);
• организационные принципы деятельности контрольных органов (эффективность, результативность, экономичность, системность, централизация),
• специфические принципы осуществления государственного финансового контроля таможенными органами, прежде всего управление рисками, выборочность объектов контроля, стандартизация, координация и взаимодействие контролирующих органов.
Системная практическая реализация данных принципов будет обеспечивать развитие контроля за движением финансовых потоков, возникающих в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности и обусловленных перемещением товаров и физических лиц через таможенную границу, прежде всего в связи с выполнением обязательств перед бюджетом [5].
В Генеральном приложении к Киотской конвенции, основному документу, содержащему требования к методам и процедурам таможенного контроля, а также к их применению, сформулированы руководящие принципы, которые должны использовать национальные таможенные службы:
• стандартизация и упрощение процедуры таможенного оформления;
• совершенствование технологий проведения таможенного контроля;
• максимальное использование информационных технологий; установление отношений партнерства между таможенной службой и торговым сообществом.
Предложен и механизм реализации принципов:
• максимальное использование автоматизированных систем;
• применение предварительно полученной информации для осуществления программы выборочного контроля; использование электронных средств передачи информации, публичное представление таможенных требований, законов, правил и положений всем заинтересованным лицам;
• организация прозрачной системы рассмотрения заявлений по вопросам работы таможенной службы.
Специфика финансового контроля в таможенной сфере порождает многообразие интеграционных связей и требует развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры, предназначенной для создания целевых механизмов, обслуживающих контрольный процесс. Органы таможенной службы опираются на таможенное, налоговое, бюджетное и валютное законодательство, используют современные технологии, инструменты, формы, методы таможенного контроля, рычаги, инновации, организационные условия для обеспечения максимально полного и своевременного поступления доходов в бюджет. Следовательно, модель инфраструктурного обеспечения государственного финансового контроля, осуществляемого таможенными органами, должна быть структурирована в виде целевых блоков – аналитического, методического и организационного – и явиться основой для разработки алгоритмов предметных направлений контрольных мероприятий [5].
Наиболее востребованными являются такие направления организации государственного финансового контроля, осуществляемого таможенной службой при выполнении функции администратора доходов бюджета, как контроль таможенной стоимости, управление рисками, таможенный контроль после выпуска товаров.
Контроль таможенной стоимости в технологической схеме таможенного контроля товаров занимает центральное место. Правильное определение таможенной стоимости и ее принятие является точкой отсчета, после которой осуществляются другие виды контроля: валютный, таможенных платежей, статистический, досмотр товаров. Занижение таможенной стоимости является одним из самых значимых правонарушений с точки зрения обеспечения финансовой безопасности государства.
Действующее законодательство стран СНГ устанавливает сроки проведения таможенного контроля после выпуска товаров: Таможенный кодекс РФ – 1 год, Таможенный кодекс Беларуси – 3 года, таможенные кодексы Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Украины не определяют конкретного срока [4].
В настоящее время особое значение приобретает вопрос осуществления властных полномочий таможенных органов в рамках контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности: объекты авторского права; объекты смежных (с авторскими) прав; объекты прав на средства индивидуализации юридических лиц, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, знаки обслуживания.
Традиционно таможенный контроль за такими товарами преследует несколько целей, в том числе:
• обеспечение поступления в государственный бюджет сумм пошлин, налогов (стоимость прав за пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при определении таможенной стоимости товаров);
• недопущение приостановления процессов создания объектов интеллектуальной собственности на территории страны и их вовлечение в хозяйственный оборот, профилактика подрыва легального производства товаров, предотвращение угрозы безопасности потребителей, подрыва авторитета государства и, следовательно, снижения инвестиционной привлекательности страны.
• защита интересов правообладателей.
Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны с физической подделкой (вместо одного товара, заявленного на упаковке, предлагается другой продукт), несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом продукции, несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый параллельный импорт) [14, 18].
На практике из 10 форм таможенного контроля, предусмотренного Таможенным кодексом РФ, широкое применение получили только проверка документов, таможенный досмотр и таможенная ревизия. Другим формам контроля должностные лица таможенных органов не уделяют должного внимания, поэтому их удельный вес в правоприменительной практике крайне незначителен. Практика применения всех форм таможенного контроля и создание базы аналитических данных на ее основе – необходимые условия эффективного использования всего арсенала административно-предупредительных мер по борьбе с нарушениями таможенных правил. Следовательно, данная категория мер воздействия в неполной мере будет отвечать своему целевому назначению – профилактике правонарушений [7].
Таможенным кодексом РФ, вступившим в силу 1 января 2004 года, и подзаконными актами впервые предусмотрена таможенная ревизия как форма таможенного контроля. Данное нововведение свидетельствует о смещении приоритетов таможенного контроля – от проверки товаров и транспортных средств при их таможенном оформлении к проверке соответствующих документов и сведений после выпуска таких товаров и транспортных средств (последующему таможенному контролю).
Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, другой информацией. Ревизии рассматриваются как действенная форма последующего финансового контроля, позволяющая выявить недостатки предварительного и текущего контроля.
Таким образом расширяется сфера таможенного контроля: теперь проверка товаров и транспортных средств при их таможенном оформлении дополнена проверкой достоверности соответствующих документов и сведений (их полноты, истинного характера, правомерности получения) после выпуска таких товаров даже при отсутствии оснований считать, что их обращение осуществляется с нарушением установленного таможенным законодательством порядка.
Если сравнить таможенную ревизию с проверкой финансово-хозяйственной деятельности, то существенным отличием является масштаб проверочных мероприятий. После таможенной ревизии не переходят к контролю за правильностью ведения финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта, а проверяют соблюдение норм таможенного законодательства при перевозке товаров через таможенную границу (например, факт выпуска товаров, достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и других документах).
Методом проверки является сопоставление сведений, полученных при таможенном оформлении, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной у проверяемого лица [8, c. 457]. В таком случае возможна формальная проверка правовых документов, проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, проведение аналитических процедур, арифметические проверки расчетов и т. п. [3].
Во время таможенной ревизии таможенные органы могут знакомиться с любой производственной, коммерческой, банковской информацией декларантов и иных лиц, досматривать помещения, проводить инвентаризацию товаров, изымать их и накладывать на них арест. Комплексный характер таможенной ревизии заключается в том, что при ее проведении можно использовать и другие формы таможенного контроля (документальный контроль, осмотр помещений, таможенный досмотр, проверку наличия идентификационных знаков и т. п.). Таможенную ревизию предлагается рассматривать и как результат трансформации контроля после выпуска товаров, таможенного аудита, внешней проверки, проверки финансово-хозяйственной деятельности, постконтроля [17].
Особенностью таможенного контроля в целом и таможенных ревизий в частности является их проведение исключительно таможенными органами, что позволяет последним осуществлять свою деятельность на основе единого подхода, централизованного управления и соответствия таможенному законодательству. Таким образом, участникам внешнеэкономической деятельности гарантируется, что обременение их обязанностями, связанными с проведением таможенного контроля, не могут осуществлять другие органы государственной власти или лица [3].
Совершенствование структурно-функциональной модели таможенной службы в рамках административной реформы позволило отказаться от весьма затратного сплошного финансового контроля внешнеэкономических операций, в результате чего увеличились скорость таможенного оформления и объемы платежей в бюджет [12].
В 2004 году Таможенный комитет РФ ввел в действие еще один эффективный механизм таможенного контроля – систему управления рисками (СУР) – как приоритетного направления деятельности таможенных органов. Стратегия развития СУР осуществляется согласно универсальному международному принципу в сфере таможенного дела – «минимальному вмешательству», одобренному ВТО и провозглашенному в Концепции развития таможенных органов РФ. Его суть – в соблюдении принципов избирательности и достаточности таможенного контроля путем применения СУР [19]: оценивается вероятность нарушения таможенного законодательства при перемещении каждой товарной партии [12].
Сегодня однозначное толкование таможенного риска отсутствует. Скажем, в Европейском Союзе под таможенным риском понимают вероятность того, что что-то будет препятствовать принятию мер в отношении таможенной работы с товарами как в рамках всего ЕС, так и на национальном уровне [19]. В США таможенный риск (риск высшей степени) трактуется как отправление конкретных грузов или контейнеров, в отношении которых недостаточно информации, при наличии сведений тактической разведки о повышенном риске, связанном с этими грузами и оцененном по методике балльной оценки рисков [20]. В Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации таможенным риском называется вероятность несоблюдения таможенного законодательства [1].
По мнению И. В. Соловьевой [11], используемое в таможенных органах РФ понятие таможенного риска должно быть дополнено такой составляющей риска, как величина потерь, поскольку при анализе ситуации и определении ее как рисковой должностные лица таможенных органов РФ принимают во внимание не только вероятность ее наступления, но и потенциальный экономический или иной ущерб, который возможен при ее возникновении. Следовательно, под таможенным риском предлагается понимать сочетание вероятности нарушения таможенного законодательства и его негативных последствий.
Учитывая вышесказанное, стоит учитывать ряд особенностей таможенного риска:
• наличие негативных последствий;
• стабильный или прогрессирующий характер последствий;
• минимальный порог наступления вероятности нарушения таможенного законодательства;
• изменчивость;
• субъективно-объективную природу оценки.
Таможенный риск, по ее мнению, можно рассматривать как:
• экономическую (финансовую) категорию с учетом финансовых результатов;
• категорию отклонения от цели (ввиду возможного нарушения планируемого хода событий);
• вероятностную категорию (с учетом возможности наступления неблагоприятных событий).
При этом в таможенной деятельности возможно образование рисков нескольких типов:
• рисков нетарифного регулирования;
• рисков таможенно-тарифного регулирования;
• рисков определения недостоверного кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД);
• рисков тарифно-нетарифного регулирования;
• рисков недостоверной классификации товаров согласно кодам ТНВЭД и недостоверного описания товаров [18].
Основу концепции таможенного контроля должна составлять система мер оценки рисков, что позволит создать эффективную систему точечного контроля тех этапов таможенного оформления, где прогнозируется наибольший риск совершения правонарушений, посягающих на экономическую безопасность страны. Принцип избирательности таможенного контроля должен максимально упростить процедуру и сократить время, затрачиваемое на таможенные формальности, для участников внешнеэкономической деятельности [15].
На основе анализа СУР таможни разрабатывают профили рисков, которые являются совокупностью сведений о риске, и определяют конкретные условия их применения, так называемые индикаторы риска. Сегодня в основном используются «рамочные» профили риска, основанные на применении собственной интуиции таможенников или иной оперативной информации при ввозе товаров на таможенную территорию страны или их вывозу оттуда.
Создание индикаторов риска и профилей риска является одной из составляющих управления таможенными рисками. Различают следующие этапы этого процесса:
• классификация первичной информации;
• определение активных индикаторов риска и зон риска с использованием классификационных данных;
• создание профилей риска на базе активных индикаторов риска;
• группирование профилей риска с использованием показателей индикаторов риска [9].
Применение элементов системы анализа и управления рисками, электронного декларирования товаров, создание системы последующего таможенного контроля после выпуска товаров обеспечивают основу для реализации стратегических приоритетов таможенного администрирования, предотвращения и оперативного раскрытия фискальных преступлений и защиты фискальных интересов государства [6].
Для повышения собственной эффективности таможенные органы должны активно внедрять, совершенствовать и активно использовать систему оперативного мониторинга форм таможенного контроля, что позволит разработать действенный механизм влияния на процессы таможенного контроля путем минимизации рисков.
Управление рисками – основной принцип современных методов таможенного контроля. Благодаря ему возможно оптимальное использование ресурсов таможенных органов, без снижения эффективности их работы, и освобождение большинства участников ВЭД от чрезмерного контроля.
Цель управления рисками – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа избирательности и предусматривающей оптимальное распределение ресурсов таможенной службы на важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.
СУР должна поддерживать оптимальный баланс между двумя противоположными, взаимоисключающими задачами: упрощением таможенных процедур, с одной стороны, и обеспечением таможенного контроля – с другой. Чем эффективнее таможенный контроль, тем меньше его влияние на процедуры таможенного оформления и тем больше возможностей для их упрощения и ускорения.
Для организации СУР при основном таможенном оформлении элементы таможенного контроля целесообразно разделить на три основных блока:
• определение кода товара согласно ТНВЭД;
• таможенно-тарифное регулирование ВЭД.
• нетарифное регулирование ВЭД [13].
Интегральным показателем эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей хозяйственного комплекса. Иначе говоря, потенциал и деятельность таможни следует оценивать исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических задач. Поскольку таможня является частью хозяйственного комплекса страны, в стратегическом, тактическом и оперативном плане ее целевые установки и деятельность должны быть определены с учетом интересов социально-экономического развития государства. При этом именно от соответствия первых вторым зависят результаты работы таможни, а значит, и ее эффективность. С учетом целей социально-экономического развития государства можно выделить по крайней мере шесть агрегированных показателей деятельности таможенных органов [2]:
• эффективность таможенной политики;
• эффективность таможенного администрирования;
• эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
• эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
• эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
• эффективность человеческого фактора таможни.
Выводы
Сегодня в контексте активизации действий по реформированию деятельности таможенных органов Украины и достижению качественно нового уровня реализации таможенной политики следует отметить, что смещение акцентов в национальной практике таможенного регулирования находится в плоскости изменений мирового масштаба.
Наиболее значимыми для интеграции Украины в мировое таможенное сотрудничество и выбора направлений ее таможенной политики были 105-я и 106-я сессии совета Всемирной таможенной организации в 2005 году, когда были приняты «Рамочные стандарты безопасности и упрощения международной торговли». Важно подчеркнуть, что указанные стандарты разработаны Стратегической группой высокого уровня Всемирной таможенной организации как практический механизм реализации принятой системы международной торговли, резолюции о мерах глобальной безопасности и упрощения процедур международной торговли (июнь, 2004 года) с учетом появления новых угроз и вызовов [10].
Одним из основных направлений коренного изменения работы таможенных органов с целью максимально приблизить таможенное законодательство Украины к таможенному законодательству соседних стран является упрощение таможенного контроля за счет:
• внедрения системы анализа и управления рисками;
• создания списков «белых» предприятий – участников ВЭД;
• внедрения системы электронного декларирования;
• осуществление таможенного контроля и проверки законности внешнеэкономической операции не в момент непосредственного досмотра, а позже, применение так называемого метода «таможенного аудита».
Список литературы:
1. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: Приказ ГТК от 26.09.2003 г. № 1069 // КонсультантПлюс. URL: http://goo.gl/7rfYT.
2. Барышникова Е. Ю. Факторы эффективности в управлении таможенным делом // Транспортное дело России. 2009. №3. С. 90–92.
3. Голубь А. А. Таможенная ревизия в системе форм таможенного контроля // Вестник АГТУ. 2006. № 5. С. 246–254.
4. Гречкина О. В. Таможенный контроль в системе координат таможенного законодательства Таможенного союза // Вестник Уральск. ин-та экономики, управления и права. 2009. № 4. С. 22–26.
5. Иванча И. И. Развитие государственного финансового контроля в системе таможенных органов: Автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 24 с.
6. Иванча И. И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей // Вестник Томск. гос. ун-та. 2009. № 319. С. 143–144.
7. Калашникова И. А. Таможенный контроль и система управления рисками как наиболее действенные административно-предупредительные меры, применяемые в сфере таможенного дела // Вестник ЮУрГУ. Сер. Право. 2006. № 5. С. 272–273.
8. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. В. П. Шавшиной. СПб.: Питер, 2004. 512 с.
9. Курбанлы У. Разработка механизма регионального распределения профилей риска в процессе управления таможенными рисками // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2010. № 2. С. 128–130.
10. Олищук Г. О. Актуальные проблемы реализации таможенной политики Украины и пути их решения // Стратегические приоритеты. 2007. № 3. С. 90–96.
11. Решение об основах таможенных законодательств государств – участников Содружества независимых государств // Бюллетень международных договоров. 1995. № 9. С. 3.
12. Соловьева И. В. Сущность таможенного риска и его роль в условиях современной концепции таможенного регулирования // Вестник Ростовск. гос. экон. ун-та «РИНХ». 2008. № 26. С. 334–343.
13. Фаррахов А. Т. Управление рисками как важнейший аспект совершенствования таможенного оформления товаров // Экономика и управление. 2007. №2. С. 168–169.
14. Халипов С. В. Таможенное право. М.: Юрайт-Издат, 2007. 442 с.
15. Шавшина В. П. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. Взгляд на желаемое, действительное и возможное // Таможенно-правовая политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 14–15 апреля 2006 года. Саратов: Торсинг, 2006. С. 141–142.
16. Шпилевая А. В. Совершенствование таможенного механизма нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России // Вестник Ростовск. гос. экон. ун-та. 2009. № 27. С. 305–313.
17. Шурупов В. В. Тенденции развития системы проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в 2004 году // Форум: Метод. сб. М., 2003. С. 35–38.
18. Юркин Т. Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6. С. 110–112.
19. Herts D. В., Thomas H. Evaluating the Risks in Acquisition // LRP. 1982. Vol. 15. P. 45–48.
20. Risk Management: Problems and Solutions/Eds. W. H. Beaver, G. Parker. Stanford: Stanford University Press, McCraw-Hill, 1995. 264 р.