IT в банках: больше возможностей, проще в использовании

530


IT в банках: больше возможностей, проще в использовании

В России формируется новый сегмент клиентов, которые обладают достаточными ресурсами, максимально заинтересованы в новых технологиях и стремятся получать банковский инновационный продукт по новым каналам.

C точки зрения информационных технологий российский банковский сектор ориентирован на решение двух ключевых задач: повышение своей эффективности и клиентопривлекательности. Банки хотят, чтобы все было упорядочено и удобно – и для себя самих внутри, и для тех, кто взаимодействует с ними извне. О том, как российские банки оценивают качество обеспечения информационной безопасности и что ждет рынок банковской информатизации, шла речь на конференции «ИКТ в банках: глобальное обновление», состоявшейся 15 марта 2012 года в Москве.

Клиентоориентированные сервисы на протяжении последних 5–10 лет являются центром всех ИТ-стратегий. По мнению аналитиков CNews Analytics, в 2012 году внимание банков также будет сосредоточено на улучшении клиентского сервиса.

В России формируется новый сегмент клиентов, которые обладают достаточными ресурсами, максимально заинтересованы в новых технологиях и стремятся получать банковский инновационный продукт по новым каналам. Для того чтобы обеспечить их потребности, необходима разработка новых сервисных моделей и новых ИТ-платформ.

Информационные технологии должны учитывать влияние объективных изменений и в глобальном масштабе, и в российском.

Согласно данным опросов, российские и зарубежные банки заинтересованы в дальнейшем развитии интернет-решений. Эксперты полагают, что до 2016 года технологии будут двигаться в сторону упрощения. Тенденция такова: банки не только экономят на персонале и площадях, но и стремятся к минимализму онлайн-проектов. Сайты банков становятся максимально облегченными, удобными и наглядными.

Растет вовлеченность банков в социальные сети, которые становятся важным аспектом бизнеса. С помощью социальных сетей банки находят клиентов и получают обратную связь. Как следствие, растет объем неструктурированной информации, которую нужно перерабатывать. Эта задача, возможно, на сегодняшний момент еще не осознана, но в течение года-двух банки всерьез столкнутся с проблемой работы с неструктурированной информацией.

Обостряется конкуренция банков с телекоммуникационными операторами, розничными сетями, различными другими ритейловыми поставщиками услуг, которые выходят на клиентов.

Сохраняется тенденция проникновения мобильных и планшетных устройств, усиливается спрос на мобильные приложения.

Отдельный вопрос – какова будет востребованность банками «облачных технологий»? Эксперты не дают однозначного ответа на этот вопрос, однако отмечают, что «облака» дают определенный процент экономии и об их использовании задумываются банки top-50.

Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России:

– Бесперебойность и эффективность работы Банка России обеспечиваются с помощью единой информационно-коммуникационной системы, которая предоставляет услуги более 60 тысячам пользователей Банка России и 5 тысячам клиентов – кредитных организаций и организаций госсектора. Она состоит из 440 тысяч технических программных средств, расположенных на всей территории страны, работает в режиме 24 часа 7 дней в неделю. Ежесуточно обрабатывает до 12 млн транзакций на сумму до 12 трлн рублей – это 1 / 6–1 / 7 валового внутреннего продукта России.

Требования к системе достаточно серьезные, потому что ее остановка приведет к сильнейшему экономическому воздействию на страну. Быстрое развитие системы ставит новые информационные задачи, а это, в свою очередь, приводит к увеличению количества серверов, необходимых для обслуживания этих задач. С 2008 по 2012 год количество серверов почти удвоилось, но их уровень эксплуатации, коэффициент полезного действия остается очень низким – по основным серверам, обрабатывающим платежную информацию, КПД был 15–20 %, по вспомогательным серверам – 8–9 %, а по клиентским местам – в районе 1 %.

В прошедшие годы мы централизовали систему обработки платежной информации и к концу этого года перейдем на единый программный комплекс. Число вычислительных центров, обрабатывающих платежную информацию, с 78 сократится до 2. Коэффициент полезного действия поднялся с 17 до 85 %, а самое главное – мы обеспечили новый режим обработки транзакций. Централизация дает реальный выигрыш не только в качестве обслуживания и сервисе, но и в реальных деньгах, которые важны при планировании бюджета ИТ.

В своей работе мы столкнулись с тем, что скорость создания прикладных программных систем начала снижаться. Количество заявок росло, а скорость удовлетворения этих заявок – падала. Проблему решил переход на новую архитектуру автоматизированных систем. В этом году в Банке России путем создания программного обеспечения, встраиваемого в централизованную архитектуру, будет реализован проект прикладного программного комплекса – единой вычислительной платформы, единого хранилища данных.

Следующим шагом станет переход в «облачные» вычисления и создание виртуализированных рабочих мест. В Банке России есть три опытные зоны, в которые внедрены «облачные» вычисления путем создания корпоративного «облака». Результаты обнадеживающие – КПД на персональных рабочих местах вырастает с 5–7 % до 80 %. В этом году будет закончено тестирование, и в 2013 году банк перейдет на развертывание корпоративных «облаков» как стандартного решения в своей информационно-коммуникационной системе.

Банк России в ближайшее время планирует начать работу с социальными сетями. С их помощью можно анализировать информацию в интересах банковского надзора и других задач, которые решает ЦБ в рамках своей деятельности как регулятор.

Сергей Буш, вице-президент корпоративного блока, Банк «Открытие»:

– Бизнесу необходимо, чтобы ИТ работало всегда, везде и быстро. Для этого банку нужны сильные программисты и системные администраторы. Приведу пример. На сегодняшний день Google и Amazon являются мировыми технологическими лидерами, хотя при создании компаний такая задача не ставилась. Они лидируют, потому что они собрали очень сильную собственную команду. Это доказывает, что глобальный проект возможен лишь в том банке, в котором будет собрана звездная команда ИТ.

Устранение сбоев в работе должно отнимать минуты, устранение ошибок в программах – часы, доработка и изменение программ – дни, новые функции и технологии – недели.

В нашем банке обновления компьютерных программ происходят без остановки бизнеса. В нашем банке обновление компьютерных программ происходит каждые 2 недели – почти 3000 обновляемых объектов, около 47 обновлений без остановки бизнеса.

Взаимодействие ИТ и заказчика становится более эффективным. ИТ может очень мощно транслировать как потребности, так и оценивать новые технологии с помощью ключевых пользователей, которые являются членами рабочих групп по всем проектам. Вы никогда не получите первую линию в ИТ столь компетентную, как ключевые пользователи, которые непосредственно эксплуатируют и глубоко понимают суть технологий.

Алексей Катрич, управляющий директор департамента развития ИТ Сбербанка России:

– Клиентами ИТ становятся теперь и клиенты банка, и, хотя мы не общаемся с ними напрямую, мы помогаем бизнесу в реализации важнейших задач. Идет миграция на новые, более современные платформы, и если раньше поток был направлен из-за рубежа в нашу страну, то на сегодняшний день многие уже обработанные в России решения интересны за ее пределами.

Помимо существующей конкуренции между банками, существует вызов со стороны других индустрий. Например, банк предлагает услуги погашения кредита не только через банковские удаленные терминалы обслуживания. Происходит следующее. Клиент приходит в удаленный канал и находится, по сути, уже не в своем банке, а в сетевом портале, который теперь владеет этим клиентом и может управлять формированием его новой, завтрашней продуктовой потребности.

Соседние индустрии (например, Телеком) потенциально могут забирать клиентов – например, предлагать похожие финансовые продукты, и банк должен быть к этому готов. Банку, в свою очередь, нужно через свои каналы создавать собственное пространство в Интернете, чтобы с его помощью можно было заходить в другие индустрии. Необходимо сделать так, чтобы везде, где есть финансовая транзакция, клиент мог действовать через свой банк.

Когда вопрос о технологиях становится ключевым, то речь заходит о конкретных персоналиях. Наши партнеры за рубежом всерьез воспринимают Россию как будущий рынок, они направляют сюда лучших специалистов, и мы с ними успешно работаем. Проблема в том, что для огромного количества задач очень мало специалистов, которые могут помочь в кратчайшие сроки их решить. Идет борьба за таланты, и эта борьба в ближайшие годы будет обостряться.

Андрей Фомичев, заместитель председателя правления, ГК ЦФТ:

– Как правило, выбор программных продуктов для технологической поддержки того или иного направления бизнеса банка полностью возлагается на ИT-специалистов. Они изучают рынок банковского программного обеспечения и выбирают то, что оптимально подходит как по функциональности, так и в части интеграции нового ПО в имеющуюся инфраструктуру банка.

Год назад в каталоге Центра Финансовых Технологий было около 700–800 приложений, на которых построена наша АБС. На текущий момент их стало больше тысячи, и число продолжает прибывать. Заказы от банков также растут. В компании работают 1800 человек, поэтому то, что раньше мы делали за полгода, сейчас делаем за 2 недели. В итоге банки смогут адекватно отвечать на вызовы рынка, предлагать клиентам технологичные, качественные и недорогие финансовые продукты, а значит – эффективно конкурировать.

В условиях усиления конкуренции банки переходят к еженедельному, ежедневному мониторингу рынка и постоянной корректировке бизнес-модели. Они выходят на рынок с лаконичной линейкой стандартных продуктов, сегментированных по клиентской базе. Выигрывает тот, кто может сделать эту линейку максимально широкой. ИТ-разработчик должен быстро разрабатывать и быстро обновлять базу, чтобы помочь банку достичь стратегических целей.

Вторая очень важная составляющая – улучшение клиентского сервиса. Эксклюзивные банковские продукты приносят менее 1 % дохода. Основной доход приносят прорывные продукты. Необходимо концентрироваться на стандартных прорывных продуктах при высокой скорости разработки и высокой скорости внедрения.

Федор Прохоров, руководитель Управления информационных технологий, Ситибанк:

– Рост мобильности сотрудников банков ставит новые задачи в обеспечении информационной безопасности.

Информационная безопасность (ИБ) и удобство мобильных устройств для пользователей – это всегда баланс между крайностями. С одной стороны, интуитивность и простота для пользователя смартфона или планшета, а с другой, безопасность и управляемость, которые требуются для работы с информацией в финансовых организациях.

Похожая ситуация и с хранением данных на мобильных устройствах: либо мы храним данные в смартфоне или планшете и централизованно управляем шифрованием и политиками безопасности, разрешая пользователю делать только работы в тех приложениях, которые ему необходимы для выполнения своих непосредственных обязанностей, либо разрешаем пользователю только удаленный доступ, не сохраняя ничего на клиентском устройстве (что требует качественных каналов передачи данных).

В развитии средств защиты для мобильных устройств можно выделить следующие основные тренды:

– Фокус защиты от вредоносных программ смещается от стандартных ПК к планшетам и смартфонам.

– Требуются новые проактивные технологии для мониторинга и анализа всего парка устройств, а также управления защитой в реальном времени.

– Важно концентрироваться на контроле за ПО и конфигурацией устройств с помощью единых кросс-платформенных продуктов, интегрированных с системами обновления ПО на всех поддерживаемых устройствах.

– Новые технологии потребуют обучения сотрудников ИБ и ИТ, более тесного их взаимодействия.

– Требуются изменения внутренних процедур и процессов, особенно процесса разработки или сертификации нового ПО под различные платформы.




Примечания:

Фотографии предоставлены CNews

Яна ЛИСИЦЫНА