Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии

911

Реформирование отрасли

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в сфере государственного регулирования экономики является вопрос реформирования естественномонопольных структур. Ключевой задачей является привлечение потенциальных инвесторов и создание конкурентного рынка в тех сферах экономики, где эти структуры преобладают (жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт, морские порты и аэропорты, газоснабжение). В некоторых отраслях реформирование уже началось: наиболее активно оно проходит в сфере электроэнергетики, где создано достаточно много частных генерирующих и сбытовых компаний. Влияние изменений в этой сфере электроэнергетики уже проявилось во всех отраслях экономики и всех регионах страны, обострив тем самым проблему социально-экономических последствий реформирования естественных монополий.

Рынки электрической энергии (мощности): оптовый и розничный, имеют собственную субъектно-объектную структуру. К настоящему моменту там сложились принципиально разные методы регулирования.

Все конечные потребители электрической энергии (мощности), кроме 40 потребителей, вышедших на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) России, приобретают ее на розничных рынках. В результате появления конкуренции, возможно, значительно улучшится положение именно конечных потребителей (населения и промышленных пользователей), поскольку в итоге именно они непосредственно ощущают результаты конкуренции – изменение своих издержек. То, в каком направлении будут меняться издержки, в сторону увеличения или снижения, в значительной степени повлияет на эффективность и конкурентоспособность экономики. Именно по этой причине успешность осуществляемых преобразований следует оценивать по эффектам, отмеченным на розничных рынках электроэнергии (мощности).

Таблица 1. Реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) по состоянию на 01.01.2010 г. (по материалам [11])

Участники рынка Количество
Поставщики электрической энергии и мощности 54
Поставщики электрической энергии и мощности – владельцы генерирующего оборудования 54
Покупатели электрической энергии и мощности:
Энергосбытовые компании (ЭСК) 109
Крупные потребители 40
Гарантирующие поставщики 128
Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции 1
Инфраструктурные организации 5

Основные цели, задачи, принципы и направления проведения реформы российской электроэнергетики были сформулированы в [3]. В отношении формирования розничных рынков электроэнергии и принципов продажи электроэнергии конечным потребителям данное постановление предусматривает следующее:

• демонополизацию и развитие конкуренции в сфере производства и сбыта;

• стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

• создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

• создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

• формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции;

• поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

• создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях.

Были сформированы три основных направления проведения реформы электроэнергетики России:

• изменение регулирования электроэнергетики;
• формирование конкурентного рынка электроэнергии;
• реструктуризация электроэнергетики (рис. 1).

Подготовку розничных рынков электроэнергии к переходной модели функционирования предполагается провести в несколько этапов.

Этап 1. Основная деятельность – создание устойчивых и прозрачных в финансовом отношении региональных энергоснабжающих организаций. После реформирования и передачи соответствующей деятельности в ведение региональных сетевых компаний практически всем акционерным обществам, работающим в сфере энергетики и электрификации, был присвоен статус гарантирующих поставщиков (ГП).

Этап 2. Определены требования к сбытовым компаниям, появились так называемые независимые сбытовые компании, поставляющие электроэнергию не только по фиксированным ценам, но и по договорным ценам потребителям, которые соблюдают требования по минимальному объему потребления и располагают необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии.

Потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, должен быть обеспечен равный доступ к распределительным сетям [5]. Кроме того, в целях защиты конечного потребителя закреплена методология расчета розничной цены электроэнергии, реализуемой гарантирующими поставщиками, которая определяется как сумма оптовой цены, затрат по оплате услуг за передачу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки [3].

Поскольку электрическая энергия является практически полностью однородным и стандартизованным продуктом, то наиболее чувствительными для конечного потребителя являются проблема абсолютного уровня фактических цен на энергию и проблема их постоянного существенного роста. При этом надо заметить, что среди всех элементов цены на электроэнергию наибольшее влияние на ее рост оказывает сетевая составляющая, то есть стоимость услуг по передаче электрической энергии (рис. 2).

На цену электроэнергии для конечных потребителей влияет ряд существующих на сегодняшний день проблем функционирования распределительного сетевого комплекса. В их числе:

• зависимость от сетевой составляющей цены (основная причина роста – сетевой тариф);
• неэффективное формирование инвестиционных программ сетевых организаций;
• завышение операционных расходов сетевых организаций;
• недостаточный уровень качества электросетевых услуг;
• недостатки методики формирования долгосрочных тарифов на передачу электрической энергии;
• разрозненность муниципальных и региональных распределительных сетей.

В качестве основного направления решения указанных выше проблем, как правило, предлагается осуществить изменения в следующих областях:

• система RAB-регулирования1;
• установление тарифов на передачу электрической энергии;
• формирование и управление территориальными сетевыми организациями.

Впрочем, анализ проблем электросетевого хозяйства не рассматривается в данной статье и в дальнейшем может стать объектом отдельного самостоятельного исследования автора. Поэтому вернемся к проблематике формирования розничных рынков электрической энергии.

В целях более детального регламентирования розничных рынков были утверждены правила функционирования розничных рынков электрической энергии, действующие в переходный период реформирования электроэнергетики [6].

Рассмотрим более подробно модель розничного рынка электроэнергии (РРЭ) переходного периода, которая используется сейчас в рознице. Одним из ее важных элементов стал институт ГП. В самом общем смысле ГП – это ЭСК, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем. Другими словами, она должна функционировать примерно как компания, работающая по принципу публичного присоединения.

Институт ГП был задуман для достижения следующих целей:

• надежное энергоснабжение так называемых спящих потребителей;
• свод баланса внутри периметра при невозможности установления коммерческого учета для всех потребителей;
• гарантия платежей в пользу генерирующих и сетевых компаний (например, на покрытие дефицитов денежных средств в случае возникновения возможных кассовых разрывов).

Предполагалось, что, в отличие от других участников РРЭ, интересы ГП не вступают в явное противоречие со следующими положениями:

• ориентированность на 100%-ную собираемость платежей с потребителей;
• достижение сбалансированности правил оптового и розничного рынков;
• отсутствие явной заинтересованности в росте цен: выше цены – сложнее собирать платежи, возможна потеря потребителей.

Объективно, следует констатировать, что, несмотря на различные нарекания, начиная с 2006 года институт ГП более-менее сумел обеспечить надежность электроснабжения потребителей и стабильность платежей поставщикам в сложных условиях нормативных и кассовых разрывов. Однако, безусловно, надо признать, что выявлены существенные проблемы, связанные с функционированием переходной модели РРЭ (табл. 2).

Таблица 2. Проблемы переходной модели оптового рынка электроэнергии и мощности / розничного рынка электроэнергии

Недостаточная прозрачность оптового рынка В целях продвижения реформы РАО ЕЭС стимулировало всех участников рынка к выходу на оптовый рынок. При этом требования к ним изначально были сформулированы очень расплывчато. Многочисленность и неоднородный состав субъектов рынка делает работу ОРЭМ непрозрачной и порождает возможность неплатежей
Отсутствие конкуренции на оптовом рынке между генераторами Существует 100%-ная оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов. В секторе регулируемых договоров устанавливаются предельные тарифы на поставляемую/покупаемую электроэнергию. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров, при этом участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Зачастую цены слабо зависят от объемов поставки
Отсутствие системы гарантирования платежей на оптовом и розничном рынках Среди субъектов ОРЭМ присутствуют компании, не имеющие стабильного финансового положения
Отсутствие реальной конкуренции на розничном рынке Отсутствует основание для возникновения конкуренции. Конкуренция только за сбытовую надбавку (2–4% конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на получение статуса ГП. Практически отсутствуют механизмы заключения для розничных потребителей долгосрочных договоров на оптовом рынке, договоров для конкретного потребителя и пр.
Слабая мотивация ГП для снижения издержек В стране около 300 ГП, только 128 из них – субъекты ОРЭМ, остальные – ГП второго уровня. Отсутствие у ГП и ЭСК, взаимодействующих с конечными потребителями (особенно с населением), находящимися в зоне «регулируемых цен», отсутствует мотивация к оптимизации затрат
Низкая или даже отрицательная рентабельность ГП Слабые стимулы для инвестирования в бизнес и улучшение качества обслуживания клиентов

По мнению некоторых авторов, особенностями переходной модели предопределены базовые недостатки, сформировавшиеся в результате реформирования. Можно выделить ряд таких недостатков, неблагоприятно влияющих на текущую ситуацию, сложившуюся на розничных рынках электроэнергии [12]:

• недостаточный уровень конкуренции;

• соперничество лишь за крупных потребителей, которые могут принести максимальную прибыль;2

• возможность существования компаний, пытающихся перераспределить в свою пользу долю рынка или воспрепятствовать порядку такого перераспределения в обход законодательства;

• сложности в отношениях между энергосбытовыми компаниями разных уровней;

• участие гарантирующих поставщиков в скрытом перекрестном субсидировании между потребителями разных типов;

• формирующаяся тенденция заключения прямых договоров сетевыми организациями на оплату услуг конечными потребителями;

• прочие проблемы взаимоотношений сетей и ЭСК разных уровней.3

Итак, переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в период реформирования, впрочем, она не является эффективной для дальнейшего развития рыночных отношений в этом секторе.4

Ориентиры реформирования оптового и розничного рынков электроэнергии устанавливаются исходя из следующих заявленных целей:

• предоставление каждому потребителю права и возможности выбирать поставщика в условиях конкуренции;

• формирование и поддержание качественно нового уровня финансовой дисциплины на оптовом и розничных рынках;

• стимулирование генерирующих компаний, энергосбытовых компаний и конечных потребителей к заключению долгосрочных договоров как в розничном, так и в оптовом секторах рынка;

• легализация перекрестного субсидирования и введение социальной нормы потребления для населения;

• эволюционный путь продвижения к заявленным целям.

В рамках действующего нормативно-правового поля достичь указанных целей крайне проблематично, если не сказать больше. Следовательно, необходимо изменение законодательной базы, вероятно, путем принятия нового законопроекта, формирующего условия для целевых рынков электроэнергии.

Целевая модель рынков

Общие принципы организации эволюционной целевой модели можно укрупненно представить так, как показано в табл. 3. Одним из ключевых вопросов, который призвана решить целевая модель рынка, является вопрос о создании возможности простого перехода потребителя от одной ЭСК к другой в рамках единой группы точек поставки (ГТП). Для формирования полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность приобретения электроэнергии в рамках единой ГТП гарантирующими поставщиками, несколькими ЭСК и потребителями. В связи с этим предполагается следующее:

• территория охвата единой ГТП является зоной деятельности гарантирующего поставщика – субъекта ОРЭМ;

• в границах ГТП гарантирующие поставщики обслуживают потребителей – несколько ЭСК – субъектов ОРЭМ, ЭСК – субъектов РРЭ, покупающих электроэнергию у гарантирующих поставщиков;

• ЭСК – субъект ОРЭМ может обслуживать потребителей в разных субъектах РФ, приобретая электроэнергию на ОРЭМ с использованием различных механизмов (рынок на сутки вперед (РСВ), конкурентный отбор мощности, долгосрочные договоры).

Таблица 3. Принципы организации эволюционной целевой модели оптового рынка электроэнергии и розничного рынка электроэнергии (по материалам [16])

Конкуренция Свободный переход потребителей оптового и розничного рынков между поставщиками электроэнергии (мощности).

Единая ГТП гарантирующих поставщиков, позволяющая работать на ОРЭМ без установки автоматизированной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ).

Обязательное требование об участии в саморегулируемой организации (СРО) для ГП и ЭСК, работающих на РРЭ
Гарантирующие поставщики ГП – публичная компания, «поставщик последней надежды» и инфраструктурная организация, отвечающая за свод баланса внутри ГТП гарантирующих поставщиков.

Проведение процедуры выбора ГП на конкурсной основе в случае дефолта. ГП – регулируется через правила ценообразования на розничном рынке, и для него устанавливается предельный уровень цены и сбытовая надбавка с обеспечением нормальной доходности
Энергосбытовые компании ЭСК – полностью нерегулируемые. ЭСК предлагает потребителям любые цены и формирует свободное ценовое меню
Электросетевые компании Потребители оплачивают услуги ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК», территориальной сетевой организации в зависимости от того, к чьим сетям присоединены.

Выпадающие доходы распределительных сетевых компаний компенсируются путем «приобретения их потерь» гарантирующими поставщиками на оптовом рынке
Коммерческий учет Обязательное наличие почасового коммерческого учета у потребителей с поэтапным переходом к интеллектуальному учету электрической энергии
Необходимые условия Перекрестное субсидирование включено в тарифы всех сетевых компаний до момента, пока не будет принято решение о ликвидации перекрестного субсидирования. Установлена социальная норма потребления для населения. Ужесточение требований к субъектам рынков электроэнергии в части финансовой дисциплины (ограничение как норма).

Возможность предоставления бюджетных гарантий организациям бюджетной сферы и определенным социальным слоям населения для компенсации их расходов в случае существенного роста цен на электроэнергию

Минимальные условия для перехода потребителей от одного поставщика на РРЭ к другому должны учитывать следующие факты:

• наличие интервального учета;
• отсутствие задолженности перед текущим поставщиком;
• возможность перехода между поставщиками 1 раз в квартал.

В целевой модели (рис. 3) за потребителями также сохраняется право выхода на ОРЭМ (непосредственно либо через ЭСК) путем регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в отношении финансовых гарантий, коммерческого учета на оптовом рынке (АСКУЭ) и пр.

Роль ГП в целевой модели рынков рассматривается через призму выполняемых им функций (табл. 4). Многообразие и доступность механизмов конкуренции в целевой модели рынков должна быть обеспечена нормами закона. Одним из важных положений последнего должно быть то, что в отношении таких субъектов рынка, как ГП и ЭСК (ЭСО), действуют следующие положения:

• ГП, выступая в роли «поставщика последней надежды», осуществляет ценообразование таким образом, что задает естественный верхний предел цен для ЭСК (ЭСО);

• ЭСК (ЭСО) варьирует рыночные цены, разрабатывает свободные ценовые меню для конечных потребителей, при этом конкуренция возникает также за счет набора дополнительных услуг и пр.

Процесс ценообразования в соответствии с целевой моделью рынков имеет свои особенности для ЭСК и для ГП. Ценообразование для ЭСК в отсутствие регулирования имеет следующие преимущества:

• возможность предложить любое ценовое меню для любой группы потребителей;

• отсутствие регулирования предложений ЭСК, естественные ограничители – цена ГП и конкуренция;

• максимальное увеличение диапазона ценового меню в условиях растущей конкуренции (дифференциация по всем возможным параметрам: одноставочные/двуставочные/зонные, напряжение, категория надежности, интервал/интеграл, число часов использования мощности, категории/группы потребителей, наличие в классификаторе ОК-ВЭД и т. д.).

Ценообразование для ГП в условиях частичного регулирования – особенности ценообразования указаны в табл. 5.

Таблица 5. Особенности процессов ценообразования в целевой модели рынков для гарантирующих поставщиков в условиях частичного регулирования

Параметр Описание
Цена покупки электроэнергии 1-й вариант: коммерческий оператор ОРЭМ публикует статистику свободных цен.

2-й вариант: устанавливается предельная максимальная цена на ОРЭМ по энергии и по мощности
Тариф на услуги по передаче электроэнергии Тариф, утвержденный РСТ субъекта РФ
Сбытовая надбавка ГП 1-й вариант: утверждается предельный максимальный уровень сбытовой надбавки по группам потребителей в процентах от конечной цены или цены покупки электроэнергии.

2-й вариант: антимонопольная служба отслеживает злоупотребления по ценовой политике со стороны гарантирующего поставщика на основе бенчмаркинга

Другими важными моментами для целевой модели рынков являются:

• роль СРО: повышение значения саморегулирования и сорегулирования на розничных рынках электроэнергии;5

• взаимоотношения с сетевыми организациями: предполагается, что каждая ЭСК или ГП должна заботиться о том, чтобы в точке их поставки был договор с сетевой организацией; сетевые компании компенсируют ГП потери по единой ГТП;

• социальная норма для населения: до 2014 года гражданам гарантируется электроснабжение по регулируемым ценам в рамках социальной нормы; как и другие категории потребителей, граждане могут менять поставщика при условии установки соответствующих приборов учета и отсутствии задолженности перед ГП; при потреблении сверх социальной нормы можно ограничивать граждан-неплательщиков наравне со всеми остальными (технологическую возможность даст интеллектуальный учет);

• интеллектуальный учет: важно установить не просто приборы учета, а такое оборудование, которое позволяет передавать данные, дистанционно вводить ограничение, трансформировать данные для печати платежек, одновременно уведомлять потребителей о необходимости оплатить услуги, получать предоплату.

Таблица 4. Функции гарантирующего поставщика (по материалам [16])

Инфраструктурная функция Cведение баланса по единой объединенной ГТП по границе ГП. Формирование и передача данных от других ЭСК – субъектов ОРЭМ, работающих в рамках единой ГТП гарантирующих поставщиков, но не имеющих АСКУЭ, коммерческому оператору ОРЭМ.

Регистрация договоров ЭСК с потребителями: ЭСК – субъект ОРЭМ по единой ГТП направляет ГП информацию о заключенных договорах с каждым потребителем в целях обеспечения возможности определения обязательств ЭСК на ОРЭМ в рамках данной ГТП.

Ведение базы данных потребителей по договорам энергоснабжения, а также по данным для договоров на передачу в границах единой ГТП. Получение ГП инфраструктурной надбавки за ведение данной деятельности
Функция регулирования сбыта Снабжение «спящих» потребителей до тех пор, пока они не выберут поставщика электроэнергии.

«Подхват потребителей»: ГП не имеет права отказаться заключать договора энергоснабжения с потребителем, «потерявшим» ЭСК.

Формирование цен и дифференцированных сбытовых надбавок по установленным правилам

Переход к целевой модели рынков должен происходить плавно и поэтапно (табл. 6). Совершенно ясно, что при построении целевой модели розничных рынков необходимо учесть недостатки ситуации в розничном секторе в настоящее время. В литературе обсуждается перечень требований к модели розничных рынков, делающей розницу по-настоящему конкурентной:

• существование равновеликих ЭСК, имеющих полную свободу действий для привлечения клиентов на определенной территории;

• соответствие ЭСК всем общепринятым критериям платежеспособности и финансовой устойчивости;

• недискриминационный характер отношений лицензированных ЭСК с производителями при заключении прямых договоров как на розничном, так и на оптовом рынке;

• наличие ценовой и неценовой конкуренции между ЭСК при предоставлении услуг;

• наличие не только возможности, но и заинтересованности (экономической выгоды или улучшения качества обслуживания) потребителя (клиента) в том, чтобы поменять поставщика.

Таблица 6. Процесс поэтапного перехода к целевой модели оптового и розничного рынков электроэнергии

Этап Мероприятие
1. Сохранение предельных уровней регулирования (2010–2012) Введение дифференцированной сбытовой надбавки.

Введение новых требований по финансовой устойчивости к субъектам ОРЭМ (система предоплат и финансовых гарантий).

Введение бюджетных гарантий для бюджетных организаций и госпредприятий на розничном рынке; для потребителей – гарантии в объеме аварийной брони; регламентация отключений.

Легализация перекрестного субсидирования (2011–2012)
2. Отмена предельных уровней регулирования (полноценная работа целевой модели розничного рынка) (2012–2014) Создание конкуренции за потребителя на оптовом рынке между поставщиками.

Изменение модели ценообразования на розничном рынке:

— полностью свободное ценообразование для ЭСК;

— предельный уровень сбытовой надбавки с учетом справедливой нормы прибыли для ГП.

Установление баланса электроэнергии (мощности) региона по границам ГТП, функция «поставщика последней надежды» для ГП

По нашему мнению, наиболее сложным представляется обеспечение первого из вышеперечисленных требований даже в нескольких зонах локальной конкуренции. Общим недостатком этих принципов является то, что они не связаны с конкретными подходами к решению существующих проблем во взаимоотношениях сбытовых и распределительных сетевых компаний, непосредственно заинтересованных в устранении лишнего посредника между ними и потребителями услуг. По нашему мнению, необходимо предложить полноценную модель, учитывающую изложенную проблему. Кроме того, модель должна предлагать подход, обеспечивающий снижение рисков неплатежей розничных потребителей.

Сегодня ЭСК фактически принимает на себя риски и обязательства, связанные с оплатой сетевых услуг, и поэтому должна доминировать в отношениях с сетями. Тем не менее действующая конструкция не создает никаких стимулов для распределительных сетевых компаний искать компромиссные решения совместно со сбытовыми компаниями в том, что касается оплаты услуг с учетом неплатежей в рознице.

По мнению некоторых специалистов, целесообразно оставить функцию закупки сбытовым компаниям, а сетевым компаниям передать предоставление услуг владельцу токоприемников. Подобная схема представляется более устойчивой, нежели действующая.

В связи с этим эксперты предлагают новую (будем называть ее альтернативной) модель функционирования ЭСК, построенную с учетом следующих принципов:6

• требования к коммерческому учету электроэнергии видоизменяются;

• в роли брокера (агента) потребителя выступает сбытовая компания;

• услуга сбыта заключается в поиске подходящего для клиента поставщика электрической энергии;

• каждый потребитель имеет право обратиться в любую действующую сбытовую компанию, при этом та не может отказаться от заключения договора с потребителем;

• в случае заключения договора брокер (агент) от имени потребителя покупает энергию у поставщиков по прямым свободным двусторонним договорам (СДД) или по принципу «рынок на сутки вперед» (РСВ), при этом тип договора (РСВ/СДД) потребитель выбирает самостоятельно с учетом предлагаемого меню;

• конечный потребитель самостоятельно заключает договор с сетевой компанией, без привлечения сбытовой компании;

• для исключения ситуации бездоговорного потребления сетевая организация вправе провести все необходимые мероприятия, чтобы отключить потребителя, не заключившего договора на энергоснабжение.

Кроме проблем в области розничных рынков электроэнергии (мощности), в деятельности ЭСК существуют и другие проблемы, например сочетание волатильности свободных спотовых цен на электроэнергию и необходимости установления стабильных цен в рознице. Сразу оговоримся, что анализ данной проблематики заслуживает самостоятельного исследования. Пока же только отметим, что для нивелирования колебаний расходов ЭСК (в предложенной альтернативной модели – генерирующих компаний) уместно внедрить механизм трансляции оптовых цен на розничные рынки. В этом контексте автор согласен с предложенным А. В. Трачуком методом, базирующимся на принципе страхового фонда [12]:

• прогноз цен на год вперед проводится перед началом каждого отчетного года, цена, определенная таким образом, публикуется;

• генераторы (сбытовые компании) заключают договоры, ориентируясь на определенную в начале отчетного года цену;

• на основании произведенного прогноза рассчитываются взносы либо только для потребителей, либо для всех участников оптового рынка электроэнергии и мощности, которые поступают в специальный фонд для покрытия текущих отклонений от спрогнозированной цены с установленной вероятностью (обычно 95, 97 или 99%);

• после торгов в течение месяца потребители платят по прогнозируемой цене, а генераторы (сбытовые компании) получают оплату по равновесной цене;

• из созданного фонда генераторам выплачивается разница между плановым и фактическим значениями при превышении первого над вторым;

• средства, переплаченные потребителями, возвращаются в фонд;

• при определении взносов на следующий год учитываются текущие остатки средств в фонде.

Данный механизм не сможет в полной мере реализовать свою страхующую функцию лишь в случае резкого изменения цен на ОРЭМ, в этом случае средства фонда будут исчерпаны до конца года. Вероятностью формирования подобной ситуации нельзя пренебрегать, и единственным верным способом снизить такую возможность является приближение к 100% параметра расчета на третьем этапе. Не стоит забывать, что стоимость содержания такой системы на определенном этапе может быть сопоставима с максимальной величиной потенциальных убытков, при этом повышается оценка средних возможных убытков. Вышеуказанные факторы делают систему экономически невыгодной участникам, поэтому определение «доверительного интервала» обусловлено прежде всего решением участников системы, выбирающих между надежностью и стоимостью систем [17]. Сопоставление традиционной целевой и альтернативной моделей РРЭ по некоторым сравниваемым признакам отражено в табл. 7.

Таблица 7. Сопоставление традиционной целевой и альтернативной модели РР Э

Сравниваемый признак Традиционная модель Альтернативная модель
Наличие гарантирующего поставщика электрической энергии Есть Нет
Статус энергосбытовой компании при взаимодействии с потребителем электрической энергии Продавец электрической энергии Совмещение функций брокера и провайдера при организации эффективных взаимодействий потребителя с производителем электроэнергии (генерирующей компанией)
Предлагаемый механизм, компенсирующий потенциально возрастающую волатильность цен на электроэнергию В явном виде механизм не обозначен Механизм страхового фонда

В целом, отдавая должное оригинальности и перспективности изложенной выше модели, предложенной А. В. Трачуком, необходимо признать, что она не лишена некоторых недостатков. Прежде всего, следует указать на то, что построенная на базе данной модели система взаимодействий между участниками рынков с большой вероятностью будет сопряжена с высокими транзакционными издержками. В первую очередь это касается издержек на поиск информации, издержек контрактации, издержек измерения и мониторинга, издержек оппортунистического поведения. Критический анализ изложенной выше альтернативной модели функционирования рынков электроэнергии, возможностей и последствий ее практического использования, безусловно, должен стать предметом дальнейших исследований.

Возвращаясь к анализу перспектив и направлений трансформации переходной модели к целевой модели рынков электроэнергии, следует также упомянуть о наличии некоторых неопределенностей в отношении путей и методов подобной трансформации. Это своего рода ключевые узлы, возникающие при принятии последующих решений в дальнейшем (табл. 8).

Таблица 8. «Развилки» при принятии решений в отношении развития рынков электроэнергии

«Развилка» Альтернативы или возникающие вопросы
Механизмы развития конкуренции Проведение конкурсов на статус ГП (конкурсы как механизм сдерживания роста цен на услуги ГП и механизм для выхода из чрезвычайных ситуаций).

Снижение порога доступа по отдельной ГТП на ОРЭМ (сейчас 750 кВА): разрешение выйти в любой момент в течение года и упрощение (ускорение) процедуры выхода.

Использование механизма единой ГТП.

Обращение к механизму среднеоптовой биржи (ГП перепродает электроэнергию в рознице всем желающим перепродавцам)
Количество ГТП Одна на субъект Российской Федерации.

ГТП каждого из ГП, вышедших на ОРЭМ
Свод баланса по региону и регистрация договоров «ЭСО – потребитель»7 Свод баланса остается у действующих ГП (соответствует существующему порядку, ГП располагают необходимыми ресурсами и опытом).

Свод баланса отбирается у действующих ГП, создается отдельный регистратор (модель некоммерческого партнерства «Совет рынка») – дополнительный субъект рынка (другой вариант собственников: администратор торговой системы + администрация субъекта РФ).

Свод баланса отбирается у действующих ГП и формируется у Сети.

Свод баланса отбирается у действующих ГП, его передают системному оператору ЕЭС
Требования к системам учета для возможности смены поставщика на РРЭ Обязательная система почасового учета с хранением профиля нагрузки (достоинства: увеличение прозрачности отношений на розничном рынке; дополнительный стимул к установке приборов почасового учета [2]; недостаток – стоимость установки для потребителя или ЭСК).

Типовой профиль (достоинство: не требует затрат со стороны потребителя; недостаток: арбитраж является стимулом отказаться от установки приборов почасового учета для тех, кому это невыгодно; вероятность наращивания на розничном рынке небаланса).

Интеллектуальный учет: почасовой учет с передачей данных, предоплата, возможность автоматического отключения)
Саморегулируемые организации Создание СРО обязательно для ГП и ЭСК, работающих с розничными потребителями.

Создание компенсационного фонда для предоставления гарантий потребителям и поставщикам
Работа с населением Привлечение управляющих компаний.

Работа непосредственно с конечными потребителями (гражданами).

Работа с населением по желанию и выбору конечных потребителей (граждан)
Розничная генерация (до 25 МВт) Определение покупателя.
Определение цены на электрическую и тепловую энергию, способа регулирования этой цены.

Обязанность (отсутствие обязанности) ГП покупать эту энергию
Сроки введения целевой модели До конца 2014 года.

До конца 2017 года

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что одним из актуальных вопросов в сфере государственного регулирования экономики является вопрос реформирования естественно-монопольных структур. Ключевой задачей является привлечение потенциальных инвесторов и создание конкурентного рынка в тех сферах экономики, где эти структуры преобладают. Сейчас этот процесс активно проходит в сфере электроэнергетики. В данный момент все конечные потребители электрической энергии (мощности), кроме 40 потребителей, вышедших на общероссийский оптовый рынок электроэнергии и мощности, при