Мониторинг финансового состояния и платежеспособности как важнейший инструмент диагностики деятельности предприятий ЖКХ

1088

 

 

 

Мониторинг финансового состояния и платежеспособности как важнейший инструмент диагностики деятельности предприятий ЖКХ

С. Е. КОВАН
fyfkbnbr955@post.ru
Кандидат техн. наук, профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Автор научных монографий, учебных пособий и статей по проблемам антикризисного управления. Участвовал в научно-исследовательских работах, выполнявшихся Финансовым университетом в интересах Правительства РФ, Минэкономики РФ, Минсельхоза РФ, Департамента науки и промышленности г. Москвы и других учреждений и организаций. Аккредитован АНО «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» в качестве лица, осуществляющего консалтинговую деятельность при проведении процедур банкротства организаций.

 

Абстракт: Рассматривается задача повышения эффективности функционирования и обеспечения платежеспособности организаций ЖКХ. Систематический анализ и оценка финансового состояния, мониторинг таких организаций являются важным инструментом для принятия своевременных управленческих решений, предотвращения их неплатежеспособности. В статье определены основные задачи и принципы проведения мониторинга коммунальных предприятий.

Ключевые слова: Мониторинг финансового состояния организаций, жилищно-коммунальное хозяйство, анализ платежеспособности, предупреждение банкротства, финансовая устойчивость

Мониторинг финансового состояния представляет собой метод оценки настоящего и перспективного финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики финансовых показателей. Мониторинг финансового состояния и платежеспособности предприятий любой отрасли является важнейшим инструментом диагностирования кризисной ситуации, основной целью которого является осуществление непрерывного контроля за состоянием экономической системы, а индикаторами являются различные финансовые показатели [2].

Главная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих по возможности объективную и точную картину финансового состояния организации, ее финансовых результатов (прибылей и убытков), изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Результаты финансового анализа показывают, по каким конкретным и приоритетным направлениям надо вести работу, направленную на улучшение финансового состояния организации, т. е. служат основой для принятия управленческих решений.

В зависимости от групп пользователей различают внешний и внутренний финансовый анализ, в ходе проведения которых осуществляется оценка финансовых результатов, имущественного положения, анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности, анализ эффективности вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли и т. д.

В зависимости от конкретных задач финансовый анализ целесообразно осуществлять в следующих видах:

• экспресс-анализ (предназначен для получения в короткие сроки общего представления о финансовом положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчетности)

• комплексный финансовый анализ (предназначен для получения комплексной оценки финансового положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.)

• ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы организации, например повышения платежеспособности)

• регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами организации на базе представления в определенные сроки, например ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

Для предприятий и организаций, которые давно функционируют в сфере ЖКХ, целесообразно проведение регулярного финансового анализа ежеквартально, а для вновь создаваемых управляющих организаций (УО) – ежемесячно.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы, в сущности, всегда одни и те же. Главный инструмент – выведение и интерпретация различных финансовых показателей (коэффициентов).

Методика финансового анализа и система оценки финансового состояния организаций и предприятий позволяют провести градацию финансового состояния, диагностировать основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы оперативно реагировать на изменение обстановки и принимать необходимые управленческие решения.

Неотъемлемой частью финансового анализа является анализ платежеспособности организации. Платежеспособность – это возможность организации в полном объеме и в установленные законодательством сроки рассчитываться по своим обязательствам перед кредиторами и фискальной системой государства. Это внутреннее, характерное для данной организации свойство финансово-экономического состояния. При ухудшении платежеспособности могут возникать признаки банкротства организации, т. е. просроченная задолженность.

Исходными данными для анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации в целях оценки ее платежеспособности являются бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При этом общая структура форм 1 и 2 является единой как для производственных организаций, так и для организаций ЖКХ. Структура отчета о прибылях и убытках представлена на рис.1.

Удовлетворительная структура финансовой деятельности организации для обеспечения ее платежеспособности определяется следующими факторами:

– положительный финансовый результат, то есть организация формирует положительную чистую прибыль;

– финансовый результат в преобладающей части должен быть получен по основной деятельности, а не прочей деятельности, так как только в этом случае положительный результат имеет в перспективе долговременный характер.

Важным аспектом анализа финансового результата является вопрос о достаточности финансовых средств, остающихся в распоряжении организации для обеспечения ее потребностей.

Финансовые потребности определяются объемом необходимых инвестиций, которые используются для поддержания имеющихся производственных мощностей и создания новых производственных и непроизводственных объектов для коммунальных предприятий, а также производства капитального и других видов ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД), проведения иных работ капитального характера для управляющих организаций.

Источниками внутреннего самофинансирования хозяйственной деятельности наряду с чистой прибылью являются амортизационные отчисления. Однако амортизационный фонд в большинстве случаев используется для пополнения оборотных средств, для финансирования текущей деятельности предприятия. Возможны ситуации, когда все потребности организации в инвестициях покрываются за счет внутренних источников. В жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом его современного технического состояния и других факторов это исключается полностью. В этой связи в целях обслуживания текущих финансовых потребностей коммунальных предприятий и УО необходимо привлечение внешних источников финансирования, к числу которых относятся бюджетные ассигнования, кредиты, займы, целевое финансирование и средства, полученные за счет эмиссии и размещения акций.

Если организация не формирует прибыль, а из внутренних источников финансирования есть только амортизация, то это в значительной степени ограничивает возможности развития бизнеса. Снижается его инвестиционная привлекательность, из-за чего возникают трудности с получением кредитов или других инвестиций [1].

При недостатке прибыли для финансирования хозяйственной деятельности или при наличии убытка целесообразно провести диагностику финансовых результатов по факторам, влияющим на финансовый результат. Подробное исследование факторов, повлиявших на формирование финансового результата, позволяет выявить причины негативных явлений и определить направления, по которым необходимо задействовать меры антикризисного характера.

Особое внимание при проведении анализа финансового состояния предприятия ЖКХ следует уделять формированию расходов, соотношению расчетной цены, определяющей верхнюю границу их затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание, и фактических затрат. Систематический мониторинг финансового состояния предприятия ЖКХ должен своевременно выявить и исключить случаи, когда отдельные организации не смогут уложиться в пределы расчетной стоимости, что вызовет появление и рост кредиторской задолженности и в конечном итоге необходимость реализации процедуры банкротства либо прекращения деятельности (в случае УО). В данной ситуации лица, заключившие договоры с УО на предоставление коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг, оказываются в роли ее кредиторов, требования которых, как показывает практика функционирования института банкротства в России, удовлетворяются в среднем в размере 5–7 копеек на 1 рубль долга [1].

Именно в целях недопущения такой ситуации необходим систематический, целенаправленный мониторинг финансового состояния и уровня платежеспособности организаций ЖКХ. При этом целесообразен более подробный анализ отдельных разделов и статей бухгалтерского баланса, в том числе структуры активов и источников их формирования – пассивов, внеоборотного и оборотного капитала (оборотных активов). Источниками для создания этих видов имущества являются как собственный капитал, так и капитал заемный, с привлечением которого у жилищно-эксплуатационных организаций имеются значительные трудности.

В составе внеоборотных активов коммунальных предприятий наибольшую долю имеют основные средства (здания, сооружения, оборудование). Также в группу внеоборотных активов входят незавершенное строительство, нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т. п.), долгосрочные финансовые вложения и доходные вложения в материальные ценности, величина которых у рассматриваемых предприятий невелика. Оборотные активы отражены в балансе по мере возрастания их ликвидности (возможности реализации). К наиболее ликвидным активам принято относить денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. К быстроликвидным активам относятся краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К оборотным активам, реализация которых затруднена, относят дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, и налог на добавленную стоимость. В эту же группу включают также и производственные запасы, отсутствие которых приводит к остановке хозяйственной деятельности.

Ниже перечислены основные направления анализа структуры баланса, изображенной на рис. 2.

При подробном анализе внеоборотных активов необходимо обратить особое внимание на изменения сумм по строкам «незавершенное строительство» и «долгосрочные финансовые вложения». Эти активы не участвуют в производственном обороте, но требуют финансирования и отвлекают на себя часто значительные финансовые ресурсы, что в условиях ухудшения платежеспособности может быть объективно недопустимо.

При анализе состояния запасов основное внимание должно быть уделено их изменению. Увеличение запасов в целом может свидетельствовать:

• об увеличении производственного потенциала предприятия или объемов оказания услуг, его развитии (при этом следует помнить, что объемы услуг коммунального предприятия жестко регламентированы численностью населения и нормой потребления услуг, а УО — наличием общего имущества многоквартирных домов (МКД), его техническим состоянием, утвержденным перечнем услуг по его содержанию)

• о неправильной политике управления запасами, что приводит к выводу финансовых ресурсов в запасы, ликвидность которых относительно невелика

• о том, что при наличии инфляции предприятие стремится защитить ресурсы от обесценивания, покупая впрок.

Перечисленные явления по сути взаимоисключающие и требуют дополнительного анализа для выявления истинных причин изменения запасов. Оптимальная величина запасов зависит от специфики деятельности предприятия. Однако для обеспечения финансовой устойчивости целесообразно, чтобы запасы покрывались собственным оборотным капиталом организации, т. е. были меньше разности между стоимостью капитала и резервов и стоимостью внеоборотных активов.

Дополнительную информацию дает сравнение запасов с нормативами, введенными в организации (что характерно для коммунальных предприятий), или с аналогичными показателями базового периода, в качестве которого может быть принят период относительного финансового благополучия. При этом целесообразно выявить сверхнормативные остатки запасов.

При анализе дебиторской задолженности следует обращать внимание на ее динамику и ликвидность. Рост дебиторской задолженности может свидетельствовать о недостаточной работе по истребованию долгов потребителей и клиентов. Наличие неликвидной и безнадежной задолженности и их рост резко увеличивают риски неплатежеспособности организации.

Проведение диагностики финансового состояния предприятия является необходимым условием для обоснованного принятия управленческих решений в целях реализации принятой тактики и стратегии ведения бизнеса. Диагностика финансового состояния предприятия – антикризисная процедура, цель которой – найти «болевые точки» финансового механизма, предсказать на основе наблюдаемых тенденций возможное развитие событий, разработать необходимые управленческие механизмы для снижения, предупреждения и устранения негативного влияния различных факторов на деятельность предприятия.

Диагностика финансового состояния и платежеспособности предприятий ЖКХ осуществляется в интересах государства и муниципального сообщества. В нормальном функционировании таких предприятий заинтересованы все граждане страны, федеральные, региональные и местные органы власти, муниципальное сообщество, предприятия различных форм собственности и направлений деятельности, пользующиеся услугами ЖКХ. Государство поддерживает жизнеспособность таких предприятий путем оказания финансовой помощи в форме дотаций и субсидий, предоставления гарантий и т. д. При этом предусмотренные действующим законодательством критерии для отнесения предприятий к числу неплатежеспособных представляются в данном случае неприменимыми, так как рассматриваемые предприятия действуют в неконкурентной рыночной среде, оказывают жизненно необходимые услуги, получают поддержку государства, имеют отраслевую специфику. Учитывая особенности предприятий ЖКХ, многими специалистами признается необходимость корректировки законодательства о банкротстве в части организаций жилищно-коммунального сектора.

В определении истинного финансового состояния заинтересованы, прежде всего, государственные и муниципальные органы, что, в свою очередь, является спецификой функционирования отрасли. Кроме того, целесообразно проводить систематический мониторинг деятельности новых субъектов экономических отношений в жилищной сфере – управляющих компаний. Исследование финансового состояния и платежеспособности управляющих организаций необходимо проводить в целях своевременного предотвращения их банкротства. Инструментарий диагностики должен быть подобран таким образом, чтобы заблаговременно обнаружить признаки кризисной ситуации и иметь возможность для их устранения.

Диагностика является исходным пунктом прогноза развития предприятия, средством получения информации о его реальных возможностях. Она позволяет выявить проблемы на начальной стадии экономического кризиса, выявлять причинно-следственные связи возникновения кризисных явлений, а затем перейти к построению прогнозной модели функционирования и развития организации, осуществляя при этом предупреждение банкротства. Проведение диагностики позволяет решить три взаимосвязанные задачи: распознавание стадии кризиса, устранение причин, препятствующих оздоровлению, и применение антикризисных мер.

Для оценки финансового состояния исследуемого предприятия и постановки диагноза необходима система критериев и классификация возможных отклонений базовых параметров исследуемых объектов от их нормативных значений, определение характера отклонений и вызвавших их причин.

Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, а также рекомендуемые значения этих показателей. Вместе с тем, все имеющиеся рекомендации относятся в основном к производственным предприятиям и не учитывают особенности деятельности и состояния организаций ЖКХ.

Считаем необходимым провести адаптацию имеющихся методов и рекомендаций к деятельности предприятий рассматриваемой отрасли.

Основой диагностики является анализ финансовых показателей, наиболее чувствительных к изменению финансового состояния предприятия. Диагностика финансового состояния предприятий основана на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. При проведении диагностики финансового состояния очень важна методика, на основе которой производится расчет основных показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности, а также интерпретация этих показателей.

При диагностике причин неплатежеспособности делают акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов, контроле целевого расходования средств товариществ собственников жилья (ТСЖ) и УО. Такой подход к диагностике несостоятельности позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления. Своевременное распознавание признаков и природы кризиса, его локализация, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей диагностики [3].

Анализ практики проведения внесудебных процедур и мониторинга неплатежеспособных предприятий позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России не существует целостной концепции финансового оздоровления. Особенность финансового оздоровления предприятий ЖКХ заключается в том, что в данном случае требуется принятие немедленных мер в сжатые сроки. Важным шагом на этом пути является введение системы экономического мониторинга состоятельности указанных предприятий, выявление кризисных явлений.

Внедрение экономического мониторинга предприятий ЖКХ предполагает использование информационных технологий. Усиление коммуникационных связей между государственными и муниципальными структурами в значительной степени повысило бы эффективность применения системы такого мониторинга. Получение оперативной информации по предприятиям ЖКХ от налоговых, финансовых и других органов позволило бы ускорить работу по оздоровительным процедурам. Финансовое оздоровление российских предприятий ЖКХ требует создания специальной системы наблюдения и контроля.

Экономический мониторинг является элементом системы диагностики и финансового оздоровления, обеспечивает входящие потоки в эту систему, а на выходе должны предлагаться конкретные стратегии, механизмы оздоровления, рекомендации предприятиям.

Система экономического мониторинга как инструмент диагностики должна выполнять следующие функции:

1) отслеживание и формирование перечня предприятий ЖКХ для проведения наблюдения и контроля за их деятельностью;

2) систематическое (регулярное) обследование финансового состояния предприятий ЖКХ в целях контроля за их финансовой устойчивостью и платежеспособностью, недопущения банкротства, перевода на принципы самофинансирования;

3) выявление финансово неустойчивых и неплатежеспособных предприятий с целью обеспечения сохранности средств населения и других потребителей для проведения комплекса работ по предоставлению коммунальных услуг, эксплуатации и содержанию жилищного фонда, а также оказания в случае необходимости государственной поддержки;

4) контроль за формированием финансово устойчивых УО (на стадии их создания и становления), а также за ходом реализации процедур финансового оздоровления (при необходимости);

5) обеспечение информацией государственных и муниципальных органов, регулирующих деятельность анализируемых предприятий, объединений собственников многоквартирных жилых домов, создание единой информационной системы взаимодействия заинтересованных органов всех ветвей государственной власти и ТСЖ;

6) поиск инвесторов, консультирование предприятий при ухудшении финансового состояния, оказание другой помощи.

Важно проводить не только мониторинг финансового состояния, но и изучать комплекс внутренних факторов, способных вызвать кризисное состояние предприятия, разработать систему соответствующих мер по его предотвращению. Органам, ответственным за проведение финансового мониторинга, при использовании комплекса показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности целесообразно провести работу по углублению и расширению системы показателей, необходимых для анализа УО и ТСЖ.

Система мониторинга должна быть многогранной с точки зрения максимальной ее жизнеспособности и полезности; иметь направленность на предупреждение банкротства предприятий ЖКХ, УО и ТСЖ. Она должна стимулировать участие в процессе оздоровления и заинтересованность во взаимодействии с местными органами власти самих предприятий, подлежащих мониторингу [3].

Кроме того, система мониторинга должна носить сигнализирующий, предупреждающий характер, сущность которого состоит в выявлении в результате систематической диагностики финансового состояния вероятности неплатежеспособности или банкротства предприятий. Результатом экономической экспертизы является постановка задачи для разработки плана финансового оздоровления или рекомендаций по повышению экономической состоятельности предприятия.

При анализе деятельности предприятий наряду с финансовыми показателями необходимо учитывать и качественные факторы, что позволит определить направления деятельности предприятия, повлекшие кризисное положение, в соответствии с этим разрабатывать оздоровительные процедуры и отслеживать происходящие изменения.
Важной целью проведения мониторинга финансового состояния организаций является не только получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности, но и обоснование порядка принятия решений представителями органов власти различных уровней относительно дальнейшей судьбы кризисного предприятия и тактики их действий в отношении этого предприятия. Вариантами тактических действий государственных и муниципальных органов власти могут быть:

• оказание финансовой помощи

• реструктуризация задолженности

• предоставление отсрочки, рассрочки по обязательным платежам, иных налоговых льгот

• предоставление государственных и муниципальных гарантий выполнения обязательств перед кредиторами при условии сокращения ими долговой нагрузки (сокращения процентных ставок, основного долга, изменения сроков уплаты)

• восстановление платежеспособности в процедурах финансового оздоровления или внешнего управления

• продажа имущественного комплекса в конкурсном производстве.

По результатам проводимого мониторинга целесообразно формировать соответствующую базу данных, содержащую информацию по каждой контролируемой организации, ее учетную карту, а также ежеквартальные (ежемесячные) данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее деятельность и состояние платежеспособности.

Введение соответствующих диагностических процедур позволит существенно повысить эффективность управления, устойчивость функционирования предприятий ЖКХ.

 

Список литературы:

1. Антикризисное регулирование низкорентабельных и убыточных организаций в интересах города (муниципального сообщества). Под ред. А. Н. Ряховской. Коллективная монография. М.: Магистр, 2009.

2. Кован С.Е. Предупреждение банкротства организаций. Монография. М.: Инфра-М, 2009.

3 Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография. Авторский коллектив: Ряховская А. Н., Арсенова Е. В., Кириллова А. Н., Кован С. Е., .Крюкова О. Г. и др. – М.: Финакадемия, 2008.