Платформенные сервисы меняют финансовый рынок

Цифровизация экономики затронула в том числе и финансовый рынок. У бизнеса растет потребность в привлечении денежных средств с использованием альтернативных финансовых инструментов. Такие инструменты интересны и инвесторам как один из вариантов получения повышенного дохода. Можно ли считать платформенные сервисы конкурентами для существующей традиционной инфраструктуры или они являются ее органичным дополнением? Какие цели преследуют финансовые посредники, создавая собственную платформенную инфраструктуру? Об этом шла речь на сессии «Цифровые дизрапторы: как меняют финансовый рынок платформенные сервисы?», организованной в рамках Финансового конгресса Банка России, прошедшего в начале июля 2024 года в Санкт-Петербурге.

 

Кирилл Пронин
Кирилл Пронин, директор Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России:

– Прошло четыре года с момента создания предпосылок для появления цифровых сервисов (краудфандинг, финансовый маркетплейс и цифровые финансовые активы (ЦФА)). Не секрет, что финансовые платформенные сервисы стартовали буквально с нуля. Приведу несколько цифр, которые характеризуют степень развития этого рынка.

Свыше 100 платформенных сервисов уже вошли в наши реестры, более двух миллионов клиентов стали пользователями этих платформ и сервисов. С помощью цифровых платформ привлечено активов и реализовано продуктов на сумму свыше 550 млрд рублей.

Казалось бы, в соотношении с цифрами, которые характеризуют активность на инвестиционном рынке, сумма небольшая, но на самом деле динамика достаточно интенсивная. Двукратный рост отмечаем практически каждый год, поэтому очевидно, что это направление будет достаточно бодро развиваться. Мы видим, что и крупнейшие корпорации, малый и средний бизнес, финансовые компании, банки – все заинтересованы в том, чтобы использовать новый платформенный сервис. На маркетплейсах отмечаем активное присутствие, прежде всего, кредитных организаций. Порядка 70 банков уже продают через финансовые платформы свои продукты. Интересно, что речь идет не только о региональных банках, не имеющих широкой розничной сети по всей стране, но и о системно значимых кредитных организациях, которые тоже быстро вышли на рынок финансовых маркетплейсов.

Про цифровые активы в последнее время мы очень много говорим в разном преломлении. Порядка 180 миллиардов рублей уже привлекли эмитенты через выпуск ЦФА. На платформах цифровых активов находятся свыше 140 тысяч клиентов.

В общем, все указывает на то, что эти направления бурно развиваются. По моему мнению, появление цифровых финансовых платформ – это шаг в сторону модели построения открытых финансов. На всех платформах клиент имеет прямой доступ к продукту. Свобода клиента, возможность выбора продукта увеличивается. Конечно, это можно считать шагом в будущее.

Похоже, что сегмент цифровых платформ, с одной стороны, формирует новые клиентские ценности, а с другой – платформы потихоньку начинают набирать рыночную власть. Особенно, наверное, это будет характерно для маркетплейсов, которые смогут объединять продукты большого количества участников рынка. Соответственно, можно предположить, что это окажет влияние на траекторию развития финансового рынка в дальнейшем.

 

Руслан Вестеровский
Руслан Вестеровский, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:

– В конце прошлого года Сбер утвердил стратегию на 2024 год. В ней две магистральные темы – клиентоцентричность и искусственный интеллект. Сейчас идет формирование новой стратегии wealth management.

Многие компании в России предлагают широкую линейку цифровых финансовых активов. И очень важно ничего не прозевать, чтобы потом не быть в догоняющих.

Лично я всегда покупаю продукты, которые выпускает Сбер, особенно в своем направлении. У меня в кошельке тоже есть ЦФА на Домклик и так далее. Хочется почувствовать, как это работает на самом деле. Здесь важно, чтобы был правильный клиентский путь, потому что иногда в ЦФА могут завернуть какие‑то вещи, которые не являются максимально прозрачными, понятными для клиента.

Важна также и тема финансовой грамотности, и не только в области классических инструментов, но и в части появляющихся новых продуктов, которые нужно активно двигать.

Хотел бы коснуться еще одной темы. ЦБ запустил пилот, и, наверное, в ближайшее время будет масштабирование цифрового рубля. Для рынка это тоже серьезная история. Большая локация ресурсов происходит на стороне регулятора. Мы недавно были с коллегами в Китае, посмотрели крупнейшие банки, платформы и увидели там сдержанный оптимизм по поводу внедрения цифровых валют в центральные банки. Но у России свой путь, и у Китая – свой. Мы будем готовы присоединиться по мере готовности успешных пилотных проектов и предлагать клиентам все необходимые каналы доступа.

 

Николай Каторжнов
Николай Каторжнов, председатель правления ПАО «Московский кредитный банк»:

– Когда мы разрабатывали стратегию банка, решили, что не хотим тратить огромный бюджет на маркетинг и быть еще одним банком, который занимает время людей предложением депозитов по очень выгодной ставке. Вместо этого решили, что имеет смысл распределить средства в ценности для клиента, стараться давать лучшие ставки, лучший сервис. Сейчас движемся именно в данном направлении.

Это отлично работает в корпоративном сегменте, где квалифицированные клиенты, которым легче понять, когда ты им даешь какую‑то добавленную стоимость. И сила бренда не так важна, большую важность имеет сила репутации.

С розничными клиентами оказалось сложнее, потому что если не тратить десятки миллиардов рублей в течение нескольких лет, то клиент не узнает, что ты умеешь делать самый классный, нужный для него, востребованный продукт. В этом случае все твои усилия пропадут впустую.

Мы думали над решением проблемы. Один из вариантов – зарплатные проекты. Но это все равно очень ограниченный путь. А вот идея маркетплейса показалась весьма интересной, потому что его основная стратегия – платформа. А это маркетинг и привлечение к себе клиентов. То есть ровно то, что мы не хотели делать, тратя большие средства, является основной функцией платформы. Мы решили, что надо попробовать. И стали первым или одним из первых банков, кто сделал депозит на платформе.

Получили немного противоречивые результаты. С одной стороны, продажи превысили наши ожидания. То есть мы привлекли больше средств, чем ожидали. Но при этом нельзя сказать, что мы сметали рынок и брали по любым ставкам, нет. Однако мы смогли привлечь достаточно существенные суммы, несмотря на то что тогда это все только начиналось. С другой стороны, клиенты, пришедшие через платформу, оказались существенно менее доходными для нас. Потому что это были клиенты, которые ищут лучшую ставку, соответственно, они достаточно волатильны. Но мы четко понимаем, что это клиенты, которых так бы мы вообще не увидели. То есть для нас это новый поток. И это мы сейчас говорим про самый простейший базовый продукт депозита.

Вторая интересная специфика заключается в том, что здесь существенно повышается прозрачность общего рынка. Потому что на платформе есть список депозитов от банков, где указано – с допусловиями или без них. В первом варианте клиент должен заинтересоваться, что же это за допусловия. Он найдет хороший интерфейс и удобный калькулятор. Соответственно, если ты смог придумать продукт, который действительно дает клиенту ценность, платформа сама поможет это акцентировать, проартикулировать и помочь клиенту выбрать твой продукт.

Если нет допусловий, то нет. Но это конкуренция по качеству продукта, а не искусство маркетинга и каких‑то сложных механизмов продаж. Подобного рода конкуренция нам понятна и нравится. Пока ограничиваемся простыми продуктами, поскольку развиваемся вместе с платформой.

Впрочем, надеюсь, что и более сложные продукты впоследствии можно будет использовать и продавать на платформе. В нашей стратегии платформа – союзник, то, что поможет нам достичь успеха и донести до клиента ценность новых продуктов, которые планируем делать.

Мы продуктовая фабрика, предоставляем клиенту понятный, конкретный продукт, удерживаем его. Мы не считаем, что платформа каннибализирует клиентскую базу. Те, кого мы можем привлечь и удержать, это клиенты, кто доверяет нашему бренду, кто с нами давно или те, кто пришел к нам от работодателей. Других клиентов мы, скорее всего, и так бы не привлекли. Мы привлекаем качественным продуктом. Пока продукты хорошие, клиенты с нами. Если мы сможем через платформу продавать разные продукты, мы будем лучше удерживать клиентов.

 

Сергей Пивень
Сергей Пивень, управляющий партнер по поддержке бизнеса Авито:

– Мы самый большой классифайд в мире по трафику и один из самых технологичных. А чтобы понять нашу позицию по финтеху, стоит пару слов сказать о том, откуда и как мы пришли.

Несколько лет назад мы поняли, что рост сдерживают две проблемы. Первая – локальность. То есть для совершения сделки участники должны были физически встретиться в каком‑то месте, и это сильно ограничило наше развитие, поскольку все сделки проходили в пределах одного города. Вторая – доверие. Всегда вставал вопрос – сначала товар, потом деньги или сначала деньги, потом стулья? Проблемы привели к рождению двух сервисов: Авито Доставка и безопасная сделка. Когда покупатель с Авито оплачивает товар и доставку, деньги не сразу переводятся – они резервируются до получения посылки покупателем. Средства будут перечислены, когда покупатель заберет посылку.

Потребности клиента – ценность номер один в Авито. Поэтому к финтеху стараемся подходить с этих же позиций.

У нас появился и успешно развивается кошелек – внутренний платежный инструмент, пополнение которого на 97% происходит через СБП.

У финтеха Авито есть три принципа, в соответствии с которыми и дальше будем развиваться. Первое: мы понимаем и очень довольны тем, что можем предложить пользователю финансовую услугу ровно в тот момент и в том месте, когда она ему нужна – перед решением о покупке.

Еще один принцип, который мы тоже очень глубоко разделяем, это бесшовность. Клиенту должно быть максимально удобно – пришел, нажал одну или две кнопки, и услуга получена. Для этого хотим выстраивать клиентский путь так, чтобы он нигде не прерывался и было меньше переходов с нашей на другие платформы.

Также важна безопасность средств клиента, и поэтому мы все делаем для ее обеспечения.

В общем и целом, все наши алгоритмы настроены на максимизацию вероятности сделки. И финтех – это, собственно говоря, один из тех факторов, которые помогают увеличить вероятность сделки.

Как мы будем реализовывать наши планы? Будет ли у нас свой банк или финансовая организация? Очень долго размышляли, обсуждали и пришли к выводу, что банк не нужен. Есть хороший инструмент, который регулируется ФЗ-211. Это ОФП. Мы бы хотели дальше строить наши финансовые инструменты в сотрудничестве с банками, с финансовыми организациями.

 

Александр Смирнов
Александр Смирнов, директор департамента корпоративных финансов и казначейства МТС:

– Более 30% общих доходов бизнеса приносят наши экосистемные продукты. Конечно, их развитие требует вовлечения капитала. Для меня как для практика важно уменьшать стоимость вовлечения капитала. В последнее время сделать это сложно. При этом мы видим, как растут комиссии – за организацию выпуска облигаций, банковские и так далее. И, конечно, важны альтернативные источники финансирования, с которыми мы экспериментируем. Около пяти лет назад у нас был первый выпуск в мире на блокчейне совместно с коллегами из Национального расчетного депозитария (НРД) и Сбера.

После этого у нас появилась финансовая платформа по верификации дебиторской задолженности. Мы думали о том, как наращивать экспертизу в блокчейне и как автоматизировать процессы для снижения стоимости финансирования. Итогом стала покупка компании Factorin – сейчас около триллиона дебиторской задолженности верифицировано.

Главная наша ценность – клиенты. Стратегию последних лет ориентировали как раз на клиентоцентричность и предоставление клиенту максимального количества цифровых удобных сервисов. В этом плане финансовые услуги, финансовые сервисы не остаются в стороне.

У нас есть банк и банковские продукты, которые мы предлагаем клиентам. Есть управляющая компания и инвестиционные продукты, предлагаемые на наших платформах и в рамках управляющей компании. В конечном счете, мы видим себя здесь одним из ключевых эмитентов, с целью, в первую очередь, большей диверсификации источников финансирования, сокращения последней мили и возможности предложить кастомизированные продукты для организации некоего мани-маркета для физических лиц, чтобы они пользовались не только банковскими депозитами, но и двигались в сторону покупки консервативных инвестиционных продуктов.

Проект, сделанный вместе с коллегами из НРД, это первый корпоративный выпуск облигации без использования банковской инфраструктуры, где инвестор (физическое лицо) может буквально за пару минут открыть счет и купить наши облигации на маркетплейсе.

Считаем это направление перспективным и в ближайшее время анонсируем несколько интересных выпусков для физических лиц. Думаем над тем, как предоставить нашим абонентам возможность в один клик вложить часть денег, реинвестировать средства и получать доход с понятным риском, с понятной лояльностью компании.

 

Аркадий Трачук
Аркадий Трачук, генеральный директор АО «Гознак»:

– У Гознака на протяжении примерно 20 лет сформировалась достаточно внятная инфраструктурная история работы в информационных технологиях. Это собственные центры обработки данных; поддержка, создание и разработка ряда государственных информационных систем; наличие у дочерней компании собственной инфраструктуры в сфере безналичных платежей; собственные клиенты среди федеральных органов государственной власти, крупных коммерческих структур в сфере частных облаков, гибридных решений и так далее.

Рынок ЦФА нам также интересен, но не как непосредственному игроку на этом рынке, а в несколько ином ключе. Мы предлагаем платформенные решения, то есть готовы выступать в качестве инфраструктурной базы для тех компаний, которые хотят выйти на рынок ЦФА, но не готовы вкладываться в эту самую инфраструктуру, разрабатывать собственные информационные системы, и так далее. Тем самым мы предлагаем сэкономить солидные средства на создание инфраструктуры и в какой‑то мере на подготовку к выходу на рынок. С нашей точки зрения, подобный вариант вполне допустим при заинтересованности банков (а мы ее видим у средних банков) и поддержке регулятора. Такое платформенное решение может быть полезно, но, скорее, не со стороны конечного клиента, а в сегменте В2В. Это важный момент, поскольку наши клиенты могут совсем не опасаться каннибализации клиентской базы, поскольку мы в этой истории не являемся их прямым конкурентом.

Сегодня есть поддерживаемый внутренний спрос в рознице на инструменты, основанные на золоте. И имеющийся на рынке набор инструментов, связанных как с физическим золотом, так и с его производными в виде тех же металлических счетов, большую часть этого спроса закрывает. Но интерес к золоту достаточно большой, и мы видим желание попробовать какие‑то новые производные инструменты, основанные на этом драгметалле. На мой взгляд, потенциал здесь имеется.

Мы уже сегодня предоставляем сервис – кастодиальное хранение золота. У крупных банков, тех, кто давно работает с металлом, есть достаточные условия для этого, но другие игроки, которые выходят на рынок, нуждаются в инфраструктуре по хранению, обработке. А поскольку речь идет о кастодиальном хранении, очень важно предоставление сопутствующих услуг: переработка стандартных золотых слитков в мерные по желанию владельца, выдача золота третьим лицам по соответствующему поручению, удобный доступ к хранящемуся металлу, страхование, транспортировка и так далее. У Гознака большой опыт надежного хранения и обращения с золотом, и мы в этой связи видим себя возможным инфраструктурным партнером для новых игроков на этом рынке. Считаем, что подобные предложения точно создадут дополнительные условия для обращения цифровых финансовых активов на драгметаллы.

 

Любовь БЫКОВА

Фотографии предоставлены оргкомитетом Финансового конгресса Банка России