Лизинговый рынок России: исторический максимум вновь превышен

945

Лизинговый рынок России: исторический максимум вновь превышен

Эксперты подвели итоги функционирования отрасли в 2018 году и выделили проблемные точки

В 2018 году объем лизингового рынка превысил 1,35 триллиона рублей, а объем нового бизнеса топ-100 лизинговых компаний составил 1276 миллиардов рублей. Таким образом, рынок второй год подряд превышает исторический максимум. Поддержку рынку обеспечили сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга, их совокупная доля в общем объеме нового бизнеса – 61,1 %. Более 80 % совокупного прироста объема нового бизнеса участников рэнкинга крупнейших лизинговых компаний России обеспечили 10 государственных компаний, упрочивших доминирование на рынке. Впервые проведенный анализ практики закупок лизинговых услуг корпоративными заказчиками показал, что наиболее часто неценовые критерии оценки лизинговых компаний используются для закупок лизинга оборудования, строительной техники и автомобилей. Результаты тематического исследования, проведенного рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), представили на круглом столе «Рынок лизинга: итоги 2018 года», прошедшем в Москве 20 марта 2019 года.

Рассмотрели по критериям

В фокусе внимания аналитиков было два вопроса. Первый традиционный – динамика рынка, основные факторы его изменения. Второй носил инновационный характер: исследователи попытались оценить, какими факторами и критериями руководствуются клиенты лизинговых компаний при их выборе, если не считать главного фактора – цены.

Про динамику – заместитель генерального директора рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Кабалинский подчеркнул: второй год подряд рынок лизинга бьет рекорды. По итогам 2018‑го суммарная выручка ста крупнейших лизинговых компаний составила 1 триллион 275 миллиардов рублей. По отношению к прошлому году, по сопоставимым данным, темпы прироста составили 26%. Это несколько ниже динамики, которую можно было ожидать по данным за 9 месяцев 2018 года, но четвертый квартал вышел для лизингового рынка не слишком удачным.

Главные драйверы рынка – традиционные. Второй год подряд ключевым является рост лизинга железнодорожной техники. Активно растет сегмент грузового автотранспорта и легковых автомобилей. В итоге весь транспортный сегмент лизинга составляет сейчас почти 85% рынка – абсолютное доминирование.

– Самым динамичным сегментом оказался лизинг морских и речных судов. Сегмент вырос более чем в два раза, отыграв серьезное падение прошлого года. Наиболее проблемный сектор – лизинг авиатехники, объемы которого снизились на 15%. В этом сегменте распространен операционный лизинг – отчасти этот фактор привел к снижению доли оперативного лизинга до 9%, то есть фактически до уровня 2014 года, – пояснил Дмитрий Кабалинский.

Количество сделок на рынке лизинга возросло до 224 тысяч. Средний объем сделки фактически не изменился и составляет 8,6 миллиона рублей, против прошлогоднего показателя 8,5.

Дмитрий КабалинскийОтвечая на вопрос, какими критериями руководствуются клиенты лизинговых компаний, эксперт заметил: для анализа использовались данные из Единой информационной системы госзакупок, прежде всего – госзакупок государственных компаний по № 223‑ФЗ.

В сегментах автолизинга, лизинга производственного оборудования, телекома и информационно-компьютерной техники неценовые критерии достаточно значимы. Порядка 50% всех закупок предполагают использование неценовых критериев, а их вес в общей формуле цены, по которой определяется победитель закупок, по автолизингу доходит иногда почти до 50%.

Пока неценовые критерии выбора клиентами более характерны для средних и небольших сделок, то есть объемом до 1 миллиарда рублей. Например, в сегменте телекома этот показатель достигает практически 60%. Доминирует такой подход в приобретении небольших объемов строительного оборудования. Есть и исключения: авиализинг, железнодорожный лизинг, лизинг оборудования, где предметы лизинга достаточно дорогостоящие.

– Наиболее часто в качестве неценовых критериев используются такие показатели, как опыт поставки аналогичного оборудования, срок поставки, а также обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору. При этом в качестве критериев обеспеченности финансовыми ресурсами могут выступать или объем выручки, или соотношение собственного капитала и заемных средств, или балансовая стоимость активов. Словом, консенсус по этому поводу пока не достигнут, – заметил докладчик.

Ольга Енькова и Ирина НестероваЧто касается наиболее весомых неценовых критериев, то это срок поставки, качество технического предложения участника закупки и наличие кредитного рейтинга или рейтинга качества риск-менеджмента. Больше всего неценовых критериев применяется при закупке производственного оборудования, специального высокотехнологичного оборудования и автолизинга.

– Стоит отметить, что единая точка зрения на наиболее эффективно применяемые неценовые критерии пока отсутствует. В лизинге спецтехники, автотехники, производственного оборудования общее количество неценовых критериев, которые в принципе применяются, иногда превышает 10, а иногда – и 20. Видимо, клиенты не имеют единой точки зрения на то, какие именно критерии наиболее важны, и руководствуются, скорее, своими представлениями о наиболее важных критериях, нежели едиными стандартами, – комментирует Дмитрий Кабалинский. – Между тем единые стандарты крайне важны. Круг сторон, заинтересованных в объективной оценке деятельности лизинговых компаний, в их эффективности, включает и потребителей, и акционеров, и регуляторов рынка.

Чего хотят от рынка?

С этим тезисом согласился финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг» Алексей Киркоров:

– Если посмотреть на пользователей оценки рынка, то глобально их три – акционеры, потребители и регулятор. Сейчас он еще законодательно не утвержден, но тем не менее уже ведет наблюдение за рынком. У разных потребителей нашей информации разные цели. Акционеры интересуются тем, как растет компания, какую она дает доходность, насколько устойчива, то есть какова вероятность того, что они не потеряют свои вложения. У потребителей классические критерии – цена, срок, качество. Регулятора интересует масштаб рынка, насколько он влияет на стабильность финансовой отрасли и страны в целом, уровень рисков и устойчивость этого рынка.

В основном наши контрагенты – акционеры, которые запрашивают какие‑то внутренние показатели. Они хотят, чтобы росла доходность на собственный капитал, была доходность активов, задают нам соответствующий уровень расходов, рисков и просрочки, как некоторый индикатор. Часто внутренние показатели являются нашими KPI. Это одна сторона взаимоотношений с акционером. Вторая – то, чем мы сравниваемся с рынком. Поясню: когда акционер растит какую‑то компанию, он воспринимает ее как ребенка. У нас даже термины такие – «мама», «дочка», «дочерние компании». Когда ребенок растет, возникает ощущение, что нужно не только посмотреть, каков он сам по себе, но и каков по сравнению с другими детьми. Все оценивается в сравнении. Поэтому возникает необходимость сравнения с рынком.

АО «Сбербанк Лизинг» оценивает рынок по количественным показателям, постоянно измеряя его объем, сегментацию, портфели, смотрит источники финансирования. У некоторых эти показатели есть даже во внутренних KPI. Однако количественные показатели не дают информации о том, как работает компания.

– Часто между компанией и акционером возникают дискуссии: «Почему вы не заняли такое‑то место в таком‑то сегменте?» Компания говорит: «У нас другая бизнес-модель. Мы работаем немного в другом сегменте, с другим клиентским продвижением, с другой бизнес-моделью». С моей точки зрения, сейчас появился запрос на то, чтобы мы, как компании, могли сравнивать себя с рынком не только по количественным, но и по качественным показателям – таким, как: доходность, уровень рисков, уровень расходов. У акционера тоже есть на это запрос, – подчеркнул Алексей Киркоров.

Регулятор, в свою очередь, собирает данные об участниках рынка, делая акцент на количественные показатели. Многие компании заполняли соответствующие анкеты. Регулятора интересуют данные об объеме рынка, о его темпах, о концентрации, достаточности капитала, уровне просрочки и резервов. На основании этих данных по рынку делаются выводы.

– Самый печальный вывод, который мы получили в конце прошлого года, он звучал даже в Государственной Думе при представлении первой версии закона о лизинге – это то, что лизинговый рынок системно убыточен. Для нас это страшный вывод. Нам, как рынку, сложно что‑то сказать в ответ, потому что не собираем о себе качественные показатели уровня прибыли, доходности. Точно так же каждый из нас может сказать, например, что лизинговый рынок системно прибыльный, – рассуждает докладчик. – Поэтому необходимость сбора данных, для того чтобы выстраивать диалог с регуляторами, тоже есть, поскольку дальше, исходя из того, что оценивается рынок в целом, выдвигаются индивидуальные требования к компаниям. В проекте закона о лизинге есть требования о наличии внутреннего контроля, минимального капитала. Дальше появится вопрос влияния уровня господдержки – сколько денег вливается в лизинговый рынок, какая прибыльность, какая концентрация портфеля. Эти показатели немного пересекаются с тем, что требует акционер, но пользователь уже другой, с другими выводами.

Не стоит забывать про третьего участника – потребителя.

– Чаще всего мы им ничего не даем с точки зрения качественных показателей – ни индивидуальных особенностей компании, ни сведений о компании на фоне рынка. Им это не так интересно, поскольку они пытаются разобраться, какая компания лучше? Если по цене и по скорости заключения сделки у нас могут быть какие‑то исследования, то для клиента они могут быть не так релевантны, поскольку он сделал запрос нескольким компаниям, получил ценовые предложения и выбирает между ними для своей конкретной ситуации, а не для рынка в целом. Сегодня каждый верит в себя, понимает, что он может отторговать у лизинговой компании лучшие условия, – прокомментировал представитель АО «Сбербанк Лизинг», заметив, что качественные критерии начали приобретать все большее значение. – Нас спрашивают о том, каков опыт компании в том или ином сегменте.

Сейчас источник, который мы можем дать, – это количество сделок компании в данном сегменте, а также ее доля в нем. Возникает потребность еще в какой‑то аналитике. Мы еще не отреагировали на потребность в качественных критериях, не сформировали соответствующие подходы. Но запрос есть, нужно будет постепенно двигаться в направлении того, чтобы эту информацию собирать и раскрывать по рынку.

Резюмируя, Алексей Киркоров подчеркнул: сегодня на рынке лизинга происходят достаточно серьезные изменения, как внешние – с точки зрения регулирования, перестройки рынка, так и с точки зрения отношения клиентов

к компаниям.

С лизинговых компаний спросили

В ходе круглого стола представителям лизинговых компаний предложили поучаствовать в интерактивном опросе. В частности, был задан вопрос – какие факторы могут оказать наибольшее давление на рынок в 2019 году? 41% уверен, что сыграет роль снижение спроса во всех ключевых сегментах рынка в связи с неблагоприятной макроэкономической обстановкой, а 27% полагают, что не стоит недооценивать все перечисленные факторы (сокращение объемов господдержки в сегменте автолизинга; снижение динамики сегмента лизинга железнодорожной техники; низкие темпы роста сегмента авиализинга; рост ставок; снижение спроса во всех ключевых сегментах; рынка в связи с неблагоприятной макроэкономической обстановкой).

Владимир ГамзаЕще один вопрос – какие показатели деятельности лизинговых компаний, помимо показателя объема нового бизнеса, необходимо использовать для адекватной оценки текущего состояния потенциала лизинговой отрасли? 45% проголосовали за интегральный показатель, но 35% все‑таки за чистые инвестиции в лизинг.

На вопрос, какой из применяемых корпоративными заказчиками критериев оценки наиболее адекватно позволяет оценить квалификацию лизинговой компании, 43% ответили «опыт поставки аналогичного имущества», 24% – «ни один из перечисленных» (опыт выполнения контракта с лизингополучателем или аналогичной компанией; опыт поставки аналогичного имущества; стаж на рынке; качество технического предложения участниками закупки; объем лизингового портфеля), а 19% выбрали вариант – «опыт выполнения контракта с лизингополучателем или аналогичной компанией».

Владимир ДобровольскийОдин из ключевых вопросов – какой из применяемых корпоративными заказчиками критериев наиболее адекватно позволяет оценить деловую репутацию лизинговой компании? 48% убеждены, что «наличие позитивных отзывов клиентов», 39% – «ни один из перечисленных» (наличие позитивных отзывов; аффилированность с крупными банками, госкорпорациями; наличие сертификата, например менеджмент качества ISO; наличие у лизингодателя полиса страхования профответственности).

– В кулуарах перед началом круглого стола мы обсуждали позитивные отзывы. Важно понимать, где их взять. Должна быть либо отдельная структура, собирающая эти отзывы, либо единый стандарт сбора отзывов в компаниях, – подчеркнул генеральный директор рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков.

Последний вопрос – какой из применяемых критериев наиболее адекватно позволяет оценить финансовую устойчивость лизинговой компании? 35% выбрали вариант ответа «кредитный рейтинг или рейтинг качества риск-менеджмента», а 26% – пессимисты, считают, что «ничто не может отразить».

Среднюю температуру не измерить

Также в рамках мероприятия состоялась дискуссия с участием представителей лизинговой сферы. Генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов отметил, что качество лизингового портфеля меняется.

– Мы оцениваем эти изменения как достаточно существенные, поэтому система риск-менеджмента нашей компании сейчас пересматривает свои критерии оценки проектов в сторону ужесточения. К сожалению, может быть, для рынка, для клиентов, мы более строго оцениваем клиентов, и количество отказов от сделок у нас растет, – заявил он.

Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Енькова полагает, что рост кредитного или лизингового портфеля не всегда связан с ухудшением его качества. Все зависит от общей экономической ситуации, от того, растет ли сам рынок.

– Если говорим о росте лизинга с той же динамикой, что и у роста инвестиций в активы, то не приходится вести речь о серьезном ухудшении качества. Если бы он рос намного быстрее, имела бы место закредитованность или лизинга было бы больше, чем нужно компаниям или чем они могли бы обслужить, тогда – конечно. Что касается качества портфеля, нельзя рассуждать в критериях средней температуры по больнице или среднего качества по рынку, потому что в каждой компании свой уровень оценки и принятия рисков. Если в одной портфель будет очень качественный и рисковая составляющая в нем ниже 1%, то в другой он будет совершенно иным. Мы для себя сейчас проводим анализ и смотрим, как выглядит риск-профиль компании в розничном и корпоративном сегментах. Видим, что разница колоссальная. Поэтому, совершенно точно, говорить о средней величине по рынку нельзя. Cоглашусь с коллегами: нам катастрофически не хватает корректной и полной информации по рынку. Мы пытаемся сравнить себя с конкурентами, чтобы понять качество, объем портфеля, его перспективы, но этой информации, к сожалению, нет. Наверное, «Эксперт РА» – для нас фактически единственный источник, который дает хоть какую‑то информацию, но и этого недостаточно. А если сравниваем себя с банковским рынком, то там качество и объем информации просто несопоставимы с лизингом. На мой взгляд, это, конечно, наша слабая сторона.

Спрос зависит от риск-аппетита

Заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский рассказал о перспективах развития рынка лизинга железнодорожной техники. К слову, динамика, отраженная в докладе, несколько искажена за счет того, что крупных сделок в четвертом квартале 2018 года не было, а в первом была крупнейшая сделка, которую заключила ГТЛК.

– Я бы разделил рынок железнодорожной техники на два больших сегмента: закупка нового подвижного состава и перепродажа подвижного состава б / у. Эти два рынка друг с другом сильно не связаны, – отмечает спикер. – По закупке нового подвижного состава все упирается в мощности заводов, поэтому количество сделок здесь ограничено. Если мы в 2018 году заключали сделки на 2019‑й, соответственно, в 2019‑м никто не может произвести больше определенного количества. Если же говорим о подвижном парке б / у, все зависит от того, какими будут темпы консолидации рынка, ведь достаточно крупные или сравнительно новые игроки на рынке стараются консолидировать определенные типы подвижного состава на себе. Соответственно, все зависит от того, какими будут аппетиты игроков на рынке в отношении консолидации парка. Рост рынка в ближайшие год-два, скорее всего, будет, но не глобальный, поскольку рынок уже и так достаточно монополизирован определенными игроками, закупки будут в большей степени точечными.

Отдельный новый сегмент – сделки по подвижному составу, связанные с электричками. В этом году Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) объявила большие закупки. Данный сегмент, если рассматривать его в общем рынке как железнодорожный, будет большим драйвером, ведь только по ЦППК закупки в 2019 году будут на десятки миллиардов рублей.

– Мы видим спрос со стороны других пригородных компаний, ни одна из которых ранее не работала через лизинг. Единственным сильным драйвером железнодорожного рынка являются как раз закупки электричек. В этой связи потребности ОАО «РЖД» расписаны по годам, – уточнил Владимир Добровольский.

О ситуации в сфере льготного автолизинга говорила руководитель департамента рисков ГК «ВТБ Лизинг» Ирина Нестерова, напомнив, что программа льготного автолизинга действует с 2015 года. За эти годы она доказала свою эффективность, востребованность, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса. Однако выделенный в 2019 году бюджет в 1,4 раза меньше, чем в предыдущий год. Рынок показывает, что эти программы крайне важны, они увеличивают продажи коммерческой техники, оказывают поддержку производителям отечественной спецтехники и в конечном итоге снижают транспортные издержки в экономике.

– В 2018 году «ВТБ Лизинг» профинансировал по программе 3728 единиц колесной техники. Быстрое исчерпание этого ресурса, безусловно, негативно повлияет на рынок, по нашим экспертным оценкам, – от 5% до 15%. Поскольку видим со стороны клиентов накопленные ожидания и крайнюю востребованность программы, мы в рамках НП «Лизинговый союз» направили вице-премьеру Дмитрию Козаку соответствующее обращение с инициативой увеличения финансирования по данной программе, – заявила она.

Реформе быть

Андрей ВоронцовЗаместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Андрей Воронцов напомнил: еще в январе Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, регулирующий деятельность лизинговых компаний.

– Основные тезисы, которые по нашей оценке должны быть изменены в законопроекте ко второму чтению, касаются критериев вхождения в реестр. В частности, предложено исключить такой критерий, как прямая или косвенная аффилированность с государством той или иной лизинговой компании. Единственным критерием вхождения в реестр и побудительным мотивом вхождения в него для лизинговых компаний может стать заинтересованность в получении мер господдержки лизинговой компании. Иными словами, если эту схему перевернуть наоборот, то условием получения господдержки в виде субсидий или в какой‑то другой форме должно быть включение компании в реестр, – комментирует представить Минфина. – В целом законопроект направлен на увеличение прозрачности лизингового рынка для регулятора. Побудительным мотивом, который дал старт реформе лизингового рынка и поручения подготовить законопроект, были известные события, связанные с крахом некоторых негосударственных лизинговых компаний. Кроме того, надо отдать должное – лизинговый рынок занимает довольно заметное место по объемам в финансовом секторе в целом. Поэтому в свое время был сделан следующий вывод: нет информации и достаточного представления о том, какого рода риски концентрируются на балансах лизинговых компаний, банков или других госкорпораций, владеющих этими лизинговыми компаниями, и как эти риски мигрируют с одного баланса на другой. Это, в частности, привело в ряде случаев к масштабным банкротствам, необходимости использовать бюджетные средства для урегулирования данных проблем. Кроме того, государство является значительным участником лизингового рынка не только как собственник, но и как потребитель услуг лизинговых компаний, например в виде субсидирования лизинга. Все эти мотивы легли в основу и определили цель подготовки законопроекта.

Наиболее значимыми поправками, рассматриваемыми сейчас в Минфине и в Центральном банке (с участниками рынка – в том числе), являются реформирование переходных положений в плане принципов и сроков формирования СРО на лизинговом рынке.

Алена Бехметьева. Фото: Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика)