Полюсы риска

944

Полюсы риска

Регионы оценили с позиций инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска

Анализ результатов XXIII ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, подготовленного агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), показывает, что постепенное снижение инвестиционных рисков, отмеченное по итогам предыдущего исследования, продолжается. Задача, которую государство ставит перед значительно обновленным губернаторским корпусом, – поступательное сокращение разрыва в развитии территорий. Однако этот разрыв в последние годы, как видно из рейтинга, только увеличивается.

В новой системе координат

Результаты рейтинга были представлены на Российском региональном инвестиционном конгрессе, состоявшемся в Москве 14 декабря 2018 года.

– Наше исследование не случайно называется «Полюсы риска», поскольку мы рассматривали регионы с двух сторон. Прежде всего, оценили емкость региона с точки зрения прямых инвестиций, условно говоря, его долю на общероссийском рынке. Данную константу называем инвестиционным потенциалом. Вторая координата – инвестиционный риск, то есть вероятность и надежность региона как кредитора, как партнера для инвестора, – комментирует заместитель генерального директора рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика») Дмитрий Кабалинский. – Лидерами рейтинга стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. При этом рейтинг достаточно стабильный, больших изменений ни по инвестиционному риску, ни по инвестпотенциалу не произошло. Состав «десятки» лидеров по минимальному инвестиционному риску остался неизменным, лишь внутри нее регионы меняют свои позиции. Что касается «десятки» лидеров по инвестиционному потенциалу, она осталась точно такой, какой была в прошлом году.

На предыдущем конгрессе аналитики предсказывали, что регионы вышли на траекторию снижения инвестиционных рисков, и прогноз подтвердился: общий интегральный инвестиционный риск в 2017‑м (рейтинг отражает результаты деятельности регионов в 2017 году. – Прим.авт.) снизился примерно на 3,5 %. Эта тенденция наблюдается уже второй год.

– Что касается динамики отдельных частных инвестиционных рисков, здесь видим рост управленческого риска на фоне снижения остальных видов частного риска. Это новая тенденция. Например, в прошлом году снижение рисков носило фронтальный характер. Если задуматься, в этом нет ничего удивительного: за последние два года в России сменилась, по меньшей мере, половина губернаторского корпуса. Дело даже не в качестве новых назначенцев – всем известно, что смена губернатора в регионе означает дестабилизацию работы администрации, по меньшей мере, на полгода, – уточняет Дмитрий Кабалинский. – Главным фактором снижения общего инвестиционного риска стало развитие крупнейших экономических центров страны. Первые семь мест в «десятке» занимают регионы, которые либо снизили уровень риска, либо, как в случае Санкт-Петербурга, их уровень остался неизменным. Иными словами, самые крупные регионы являются бенефициарами сегодняшней ситуации. Этот факт, с нашей точки зрения, достаточно негативный, поскольку ведет к поляризации регионов, в том числе по уровню социально-экономического развития. Посчитав разрыв в уровне интегрального риска между десятком регионов, занимающих первые десять мест в нашем рейтинге по инвестриску, и десятком аутсайдеров (десять последних регионов), мы пришли к выводу, что разрыв между ними ежегодно увеличивается. Если в 2016 году средний показатель риска по десяти лидерам был на 2,9 % меньше, чем у аутсайдеров, то в 2018 году данный показатель достиг 3,4 %.

Несмотря на то что общероссийская динамика промышленного производства вышла в положительную зону, количество регионов, которые сохраняют отрицательные темпы роста промпроизводства, по результатам девяти месяцев 2018 года, существенно увеличилось по сравнению с 2017‑м – сейчас в России таких регионов чуть меньше 30 %.

Еще более негативная картина в сфере инвестиций в основной капитал. По итогам девяти месяцев 2018 года Росстат говорит о росте инвестиций на 4,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Можно по‑разному относиться к этому показателю, но факт остается фактом – порядка 45 % регионов до сих пор имеют отрицательную динамику инвестиций.

Не планируют брать кредиты

Генеральный директор «РАЭКС-Аналитика», президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков заметил, что в последнее время наблюдается целенаправленное замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными заимствованиями. Вопрос в том, насколько это касается регионов и помогло ли оздоровить финансовую ситуацию на местах.

Заместитель главы администрации Липецкой области Дмитрий Аверов заявил:

– У нас в регионе в целом структура долга достаточно комфортная: он небольшой как для внутреннего регионального продукта, так и для бюджета региона. Поэтому мы не занимаемся активным замещением коммерческих кредитов бюджетным финансированием. Наращивать заемные средства также не планируем. Бюджет 2019 года у нас сверстан хоть и с дефицитом, но полностью покрывается остатками 2018‑го.

Несколько иная ситуация в Саратовской области:

– Порядка восьми лет назад доля заемных средств к нашим налоговым и неналоговым доходам составляла около 85 %, и была большая доля от общего объема банковских кредитов (примерно 35 %). Для обслуживания долга это были большие расходные обязательства, которые мы отвлекали из бюджета развития, – говорит первый заместитель председателя правительства Саратовской области Вадим Ойкин. – На сегодняшний день доля банковских кредитов составляет порядка 23 %. Основную часть мы уже перевели на бюджетные кредиты. Наша задача состоит в увеличении налоговых и неналоговых доходов, за семь лет данный показатель вырос в 1,5 раза. Мы уже три года не берем кредиты и не планируем их брать. Более того, в связи с положительной финансовой политикой за счет собственных средств гасим кредитную задолженность. Сейчас доля задолженности к налоговым, неналоговым доходам составляет порядка 73 %, что говорит о финансовой стабильности региона. За 7 лет мы сократили расходы на 16 млрд рублей за счет оптимизации численности учреждений, обслуживания долга, снижения заработной платы и т. п.

Беспрецедентное решение

Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Румяна Свистунова обозначила другую проблему: не секрет, что один из основных факторов успеха региона с финансовой точки зрения – доходы населения, но реальные доходы граждан с 2014 года сильно упали по всей стране.

– Экономический рост затормозился, доходы населения уменьшаются, наш резерв уже исчерпан, в том числе по причине снижения доли трудоспособного населения: в 2009–2013 годах этот показатель в Подмосковье составлял 64 %, а сейчас сократился примерно до 50 %. В результате Московская область приняла беспрецедентное решение о наращивании государственного долга с нынешних 17 % до 30 % для стимулирования реального сектора производства и получения высокого бюджетного эффекта с так называемых точек роста. Кроме того, поставлена задача – с 2018 года налоговые поступления к долгу должны расти опережающими темпами. Так, в 2018 году налоговые поступления составили 623 млрд рублей, а в 2024‑м ждем 1 трлн 37 млрд рублей. Долг, который наращиваем, и те налоговые поступления, которые получаем, будем в дальнейшем реинвестировать в реальный сектор экономики. По расчетам, 1 рубль инвестиций в основные фонды дает 5,2 рубля прироста к ВРП, это хороший показатель, позволяющий развивать реальный сектор экономики. Второй шаг – выбрать отрасли, требующие наиболее эффективного воздействия и поддержки. У нас таких отраслей оказалось восемь, потенциально высокий интенсивный рост имеют: гостиницы, рестораны, здравоохранение, аутсорсинг, образование и финансовая деятельность, они, как ни странно, дают большой налоговый доход при небольшом росте ВРП. Приоритетно заемные деньги и бюджетные средства в качестве субсидий и поддержки будут вкладываться в стабильные отрасли – торговлю, обрабатывающее производство, производство пищевых продуктов, транспорт и связь.

Директор по коммуникациям и общественным связям Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Татьяна Репина сообщила, что за время существования Фонда малый и средний бизнес столицы получил 135 млрд рублей в виде реальных денег.

– Сегодня наш портфель составляет приблизительно 20 млрд рублей. В планах на 2019 год – как минимум сохранить этот объем, – уточнила она. – Если говорить о дальнейшем развитии системы, то, например, рынок кредитования малого бизнеса Москвы сейчас имеет объем 1,2 трлн рублей. Если хотим, чтобы гарантийная система существенным образом влияла на этот рынок, нужно поднять капитализацию и московского, и региональных фондов. Мы для себя определили, что влияние на рынок может быть оказано, если хотя бы 10 % будут составлять кредиты с гарантийной поддержкой. Я имею в виду только региональные фонды. Но для этого капитал, например, нашего фонда должен быть поднят в 10 раз. Главным методологом в национальной гарантийной системе выступает Корпорация развития МСП. Мы со своей стороны готовы делиться методиками оценки рисков и работы с заемщиками. Видим, что в 2019 году курс взят на унификацию требований в разных регионах, чтобы предприниматель имел практически одинаковые или очень схожие условия доступа к господдержке. Для этого необходимо унифицировать документы, что особенно важно для многофилиальных банков, которые должны иметь возможность работать на территории всей страны практически на одинаковых условиях.

Инвестиционная «витрина» России

Заместитель директора по стратегии Городского агентства управления инвестициями г. Москвы Владимир Чернявский заметил, что по многим направлениям Москва является драйвером инвестиционного и экономического развития страны. Столица остается одним из ключевых центров потребления, стимулируя в том числе производство соответствующей продукции на территории регионов. В то же время активно развиваются кооперационные торговые связи между Москвой и внешними рынками. Кстати, за последние семь лет объем инвестиций в столице вырос практически на 70 %, достигнув в 2017 году отметки в 2 триллиона рублей.

– Москва по многим, в том числе международным, индикаторам является некой витриной России, стимулируя интерес к инвестициям в Россию в целом. В последнем рейтинге Financial Times FDI Москва заняла шестое место, впервые попав в «десятку» наиболее привлекательных европейских городов для прямых иностранных инвестиций, – комментирует Владимир Чернявский. – Немаловажно, что город развивается: ежегодно в развитие городской инфраструктуры вкладываем более 500 млрд рублей, стимулируя экономическую интеграцию, спрос на товары, услуги, сервисы, сложное оборудование, которое требуется при создании такой инфраструктуры. Достигается мультипликативный эффект – по нашим оценкам, на каждый рубль инвестиций, направляемых в инфраструктуру, получаем порядка пяти рублей частных инвестиций. Это способствует инвестиционной активности в регионах внутри агломерации и в ближайших регионах, имеющих торговые, инвестиционные связи с Москвой. Большое внимание уделяем развитию государственно-частного партнерства. Один из новых инструментов, который будет иметь весомый практический эффект в целом для российской экономики и других регионов, – механизм офсетных контрактов, он предусматривает заключение долгосрочных договоров поставки между регионом и поставщиком, который предполагает инвестиционные обязательства по локализации производства на территории субъекта РФ. Уже заключены два офсетных контракта, в рамках которых на территории Москвы будут созданы современные производства. Безусловно, мы готовы обмениваться опытом с другими регионами.

Спикер подчеркнул: с одной стороны, город – это действительно большой потребительский рынок, большой кадровый потенциал, большая численность и другие преимущества, но без целенаправленной инвестиционной экономической политики, которую в последние годы проводит Москва, не удалось бы достичь такой динамики в инвестициях и индексе промышленного производства.

Елена Восканян Фото: Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС – Аналитика)