Риск-менеджмент: как наладить эффективное взаимодействие

1100

 

 

 

Риск-менеджмент: как наладить эффективное взаимодействие

Представители крупнейших российских компаний рассказали о наиболее актуальных рисках и механизмах управления ими

Подробные практические кейсы, касающиеся различных областей управления рисками, представили спикеры ведущих российских компаний – участники десятой конференции «Корпоративные системы риск-менеджмента».

Мероприятие, традиционно вызвавшее большой интерес профессионального сообщества, организовал портал CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров.

Исследование, иллюстрирующее текущую ситуацию в экономике России, представил старший экономист Sberbank CIB Родион Ломиворотов. Спикер заметил, что рост чистого экспорта поддерживает экономику в периоды, когда потребление и инвестиции снижаются. С другой стороны – рост в сельском хозяйстве, транспорте и производстве нивелировался плохой динамикой в строительстве и розничной торговле. При этом одним из основных факторов риска для отечественной экономики являются высокие реальные процентные ставки. И хотя ставки по кредитам и депозитам снижаются в номинальном выражении, но растут в реальном.

Директор по оценке рисков X5 Retail Group Юрий Юрченко поделился опытом интеграции оценки рисков в процесс бюджетирования. Он коснулся общего понимания риска, отметив, что при достижении целей всегда есть некоторый элемент неопределенности и зачастую риск связан с тем, что мы доподлинно не знаем, достигнем ли поставленных целей. Эксперт привел классификацию и основные группы рисков, упомянул о связи между рисками уровня компании, способными повлиять на достижение ее целей, существенной части цепочки создания стоимости или поддерживающих процессов, и бюджетными показателями. По мнению докладчика, риск обладает значительным влиянием на цели компании, если его реализация приводит к недопустимой ситуации или к недопустимому уровню потерь по мнению экспертов в предметной области, оценивающих риск. Если же последствия от реализации риска незначительные по мнению экспертов, оценивающих риск, то и влияние такого риска незначительное.

Тимур
Хасан-Батыров» title=»Тимур

Хасан-Батыров»>Практические рекомендации по управлению комплаенс-рисками коллегам дал комплаенс-менеджер Dr. Reddy’s Laboratories Тимур Хасан-Батыров. По словам докладчика, основа эффективного управления комплаенс-риском – определение риск-аппетита организации. Спикер подчеркнул: управление комплаенс-рисками должно быть интегрировано в систему корпоративного риск-менеджмента, и, соответственно, такие риски должны включаться в реестр рисков компании.

Как сделать эффективным взаимодействие риск-менеджера с различными подразделениями бизнеса, рассказала начальник управления казначейских операций и риск-менеджмента ПАО «Юнипро» Елена Талалаева. Елена обратила внимание на то, что одной из основных задач корпоративной системы управления рисками является создание культуры управления рисками. Именно позитивная культура управления рисками может стать основой эффективного взаимодействия между подразделениями. Однако создание такой культуры – задача многогранная, к реализации которой должны быть привлечены менеджмент компании, члены совета директоров, правления и комитета по аудиту. Немаловажно, что эффективное взаимодействие риск-менеджера и подразделений бизнеса требует четкого распределения ролей, ответственностей и полномочий, а также постоянного повышения качества взаимодействия.

Возможные ошибки при постановке системы управления дебиторской задолженностью обозначил руководитель департамента рисков компании «Электрощит Самара» Павел Корноухов. Докладчик выделил основные разделы кредитной политики – такие, как: определение кредитного комитета, оценка клиента, страхование и иное покрытие, установление лимита, мониторинг, взыскание, отчетность и оценка деятельности. По словам выступавшего, сегодня важна персонифицированная ответственность менеджеров за дебиторскую задолженность покупателей.

Глава отдела по управлению рисками и соблюдению законодательства ИКЕА Retail Россия Георгий Адольф посоветовал применять внутренний аудит для эффективного управления дебиторской задолженностью. Георгий отметил, что именно внутренний аудит помогает организации достигать поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Важный нюанс: внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы – объективными во время всей своей профессиональной деятельности. Причем основной фокус внутреннего аудита сосредоточен на превентивных / предупреждающих мерах и контролях.

Юрий ТрутневЗаместитель директора департамента корпоративных финансов по страхованию ПАО «РусГидро» Анатолий Слюсарь, опираясь на конкретные примеры, представил страхование как способ передачи рисков третьей стороне. А начальник управления риск-менеджмента «Объединенной зерновой компании» Сергей Веретенников остановился на проблемах внедрения на практике такого инструмента, как страхование дебиторской задолженности.

Руководитель департамента по управлению рисками компании «Юлмарт» Алексей Постников считает, что обязательным атрибутом динамичного развития компании является управление непрерывностью бизнеса. Спикер уточнил, что под управлением непрерывностью бизнеса он подразумевает бизнес-процесс, отвечающий за управление рисками, которые могут серьезно повлиять на бизнес. В таком случае не обойтись без плана непрерывности бизнеса, определяющего шаги, необходимые для восстановления бизнес-процессов в случае нарушения их функционирования.

Важную тему – эффективные методы профилактики и особенности борьбы с коррупцией в ритейле – поднял глава отдела антикоррупционной политики и внутренней безопасности компании «O’КЕЙ» Дмитрий Лихов. Он заметил, что в представляемой им компании ведется последовательная работа с рисками, связанными со взяточничеством, коррупцией и внутренними нарушениями, а также привел примеры пресечения фактов коррупции и рассказал о практических методах проверки и оценки благонадежности контрагентов. Кстати, проверка на благонадежность касается и иностранных партнеров.

 

Елена ВОСКАНЯН