Литература
Эволюция розничной торговли
и формирование ее интегрирующей роли в XXI веке
Вероника Панюкова. М.: Креативная экономика, 2017. – 194 c.
Это монография о розничной торговле. Ее автор Вероника Панюкова изучила научные работы и эмпирические исследования, посвященные розничной торговле в России, и пришла к выводу: до сих пор эволюцию российской торговли исследовали фрагментарно и неконцептуально.
А исследовать, в каком состоянии находится наша торговля, – надо, потому что еще Фрэнсис Бэкон сказал: три вещи делают нацию великой и благоденствующей. Во-первых, плодоносная почва. Во-вторых, деятельная промышленность. В-третьих, легкость передвижения людей и товаров. Последнее как раз про торговлю.
Розничную торговлю давно и серьезно изучают на Западе. Европейские и американские ученые разработали много теорий развития розницы. Но насколько они применимы к российской действительности?
Например, есть теория «Колесо развития торговли». Она выделяет три основных цикла деятельности розничных торговых организаций. Первая стадия – выход на рынок инновационных торговых объектов, в которых сначала потребителям предлагают ограниченное число товаров по низким ценам и с минимальным сервисом. В ответ на это конкуренты тоже начинают заниматься инновациями и адаптировать свои технологии к новым временам.
Вторая стадия – роста цен. Торговые организации из инновационных превращаются в традиционные, повышается качество сервиса, растут операционные расходы и, соответственно, цены на продукцию.
Третья стадия – уязвимости. Ставшие традиционными, предприятия торговли постепенно теряют долю на рынке. Это заставляет их снова заниматься инновациями. Тут «колесо розничной торговли» начинает работать с первой стадии.
Однако, считает Вероника Панюкова, эта теория применима не всегда. Она не применима для бутиков, магазинов-салонов, супермаркетов премиум-класса и т. п. Кроме того, эта концепция не всегда действует в развивающихся странах.
А еще она не применима для рынков, на которых произошли коренные изменения, – как на постсоветском пространстве с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике – в этом случае наблюдается не эволюционный, а революционный процесс развития: большинство торговых форматов появляется на рынке одновременно. Плюс туда же приходит иностранная торговля.
Другая западная теория – «Теория аккордеона» (цикличность развития в ней связывается с ассортиментом товаров). Но и эта концепция, говорит автор, действует не всегда и не везде. Скажем, теория не работает, если торговая сеть развивается по франчайзингу. Или в любом другом случае, при котором предприниматели не могут принимать самостоятельные решения об изменении ассортиментной политики. Также теория не работает для фирменных торговых сетей. И для предприятий шаговой доступности, потому что их владельцы ограничены в финансах.
Есть «Теория конфликта», рассматривающая изменения розничной системы под воздействием технического прогресса. В соответствии с этой теорией, торговые организации разных форматов приспосабливаются друг к другу. Формируются адаптационные форматы. И такое преобразование происходит непрерывно.
Но, пишет автор монографии, и эта и другие теории, не идеальны – они не учитывают региональных факторов. И практически никто не рассматривает вопрос влияния государственного администрирования на развитие торговли. А в России не учитывать это невозможно.
Историю развития российской розничной торговли автор делит на три стадии развития. Первая –
«зарождение» при переходе от государственной к частной торговле. Четкие правила работы в то время отсутствовали, открывалось и закрывалось большое число торговых объектов, уровень концентрации был низким, а предприятий современных форматов практически не было.
Вторая стадия – «пик». Начался «пик» в 2006 году, когда в городах-миллионниках стала увеличиваться доля сетевой торговли и шел постоянный рост количества российских и иностранных предприятий современных форматов.
Третья стадия – «стабилизация». Идет с 2010 года по настоящее время. На этой стадии наблюдается увеличение доли торговых сетей и торговых объектов современных форматов, развитие электронной торговли, использование мультиформатности федеральными торговыми сетями. «Стабилизация» не обходится без сложностей – так, в 2014‑м российская торговля столкнулась с неожиданной проблемой: введенными российскими властями ограничениями на ввоз ряда иностранных товаров. Одновременно усилилось государственное регулирование этой сферы. Впрочем, это не помешало увеличению доли розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли в РФ, что автор считает позитивной тенденцией.
Однако по‑прежнему наблюдается неоднородность развития торговли по федеральным округам, более 50 % оборота розничной торговли приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (причем на долю Центрального федерального округа приходится треть оборота).
Несмотря на отечественные особенности, российские торговые компании развиваются, используя опыт европейских и американских коллег. Степень корреляции в развитии российского и зарубежного рынка усиливается, говорит автор. А увеличение числа предприятий, проводящих бенчмаркинг деятельности зарубежных компаний, приводит к тому, что тенденции развития становятся похожими и нововведения, внедряемые на одном региональном рынке, быстро становятся общеупотребимыми везде.
Все это, по мнению автора, хорошо. А особый интерес представляет сотрудничество между сельскохозяйственными производителями и торговыми организациями. Международные торговые сети (ALDI, M&S The Cooperative, Lidl, Sainsbury’s, Tesco и др.) усиливают взаимодействие с местными фермерами (одновременно усиливая контроль за производством). И это вовсе не приводит к удорожанию продуктов – заключение договоров о сотрудничестве с местными сельхозпроизводителями оказывается эффективно для торговых предприятий почти всех форматов – от дискаунтеров до гипермаркетов, и различных ценовых категорий – от «эконом» до «премиум-класса». Это опровергает тезис, фигурирующий в российской бизнес-литературе, о том, что фермерская продукция отечественного производства продается только по высоким ценам на предприятиях премиум-сегмента. Кроме того, в этом случае торговая отрасль выступает донором для развития сельского хозяйства.
Автор считает, что и России надо идти по пути усиления интеграции между производителями и торговыми организациями. Это приведет к многочисленным плюсам: увеличению степени охвата рынка и узнаваемости российских производителей. Формированию региональных российских брендов за счет их продажи в федеральных и региональных торговых сетях. Росту объема оборота компании (зарубежный опыт показывает, что в среднем наблюдается рост продаж на 15–20 % при расширении линейки товаров под собственной торговой маркой торговой сети, выпускаемых национальными производителями). Увеличению скорости выхода в новые регионы у российских производителей за счет использования возможностей дистанционной торговли.
А в целом автор к основным тенденциям развития потребительского рынка относит:
– интернационализацию розничной торговли,
– все большее проникновение сетевой розничной торговли в регионы и небольшие города (с населением до 50 тыс. чел.),
– поглощение местных сетей международными и федеральными сетевыми компаниями,
– вытеснение традиционных форматов современными,
– развитие интернет-торговли (это приводит к сокращению числа стационарных магазинов, но к развитию сети почтамтов).
Лидеры зарубежной розницы, говорит автор, сейчас находятся в стадии «Ритейл 4.0» – когда появляется возможность применения одной торговой организацией одновременно всех возможных каналов продаж и коммуникаций. На этой стадии продажи посредством применения мобильных приложений частично вытесняют продажи в интернет-магазинах, но создаются дополнительные возможности для действующих стационарных объектов розничной сети. В связи с этим делается вывод, что остаться конкурентоспособными в ХХI веке российские торговые предприятия могут только в случае пересмотра своей рыночной стратегии в части расширения своего участия в интернет-торговле, а в дальнейшем в организации трансграничной торговли. Для успешного развития торговые организации должны развивать омниканальные продажи и применять принципы «зеленого» маркетинга и логистики.
И это вполне вероятно – существенное влияние на развитие торговли в России должно оказать расширение использования франчайзинговых отношений в регионах.
Таким образом, с третьей частью постулата Френсиса Бэкона о великой и благоденствующей нации все обстоит неплохо. Стоит заняться почвами и промышленностью.
Введение в фондовую и банковскую логистику:
очерки и размышления.
Под ред. профессора О. А. Кролли
Кролли О. А., Парфенов А. В., Синяков Р. В. СПб: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2015–392 с.
Логистика на финансовом рынке
Новые для российской науки и бизнес-практики понятия: «финансовая логистика», «банковская логистика», «фондовая логистика» зародились на стыке сразу нескольких областей исследования – логистики, финансов, денежного обращения и кредита, банковского дела, рынка ценных бумаг и др.
До сих пор в научной среде не сформировалось единого мнения, есть ли необходимость развития отдельных научных направлений «финансовая логистика» и «банковская логистика». Весьма часто у специалистов в области финансов можно встретить определенный сарказм по этому поводу. Такое отношение объясняется непониманием, зачем связывать финансовые отношения и понятие «логистика».
Кролли О. А., Парфенов А. В., Синяков Р. В. определили вид своей научной работы как «очерки и размышления», что дает им возможность оценить различные точки зрения в процессе определения сущности и специфики фондовой и банковской логистики, а в ряде случаев высказать гипотезы, которые требуют дальнейшего исследования.
Традиционно изучение вопросов развития логистической системы сопряжено с проведением исследований в области материально-технического снабжения. В таких работах объектами исследований выступают производственные и торговые организации, в то время как проблема логистизации деятельности финансовых институтов практически не исследуется.
Достаточно сделать запрос в научной электронной библиотеке Elibrary.ru «финансовая логистика», и мы увидим, что подавляющее число авторов публикаций под «финансовой логистикой» понимают отрасль логистики, направленную на оптимизацию финансовых потоков, но напрямую не связанную с деятельностью финансовых институтов. В свою очередь, по запросу «банковская логистика» включено только около 50 статей, а по запросу «фондовая логистика» находятся всего 6 публикаций. Что еще раз доказывает: вопрос развития логистики на финансовом рынке российскими учеными недостаточно изучен.
История банковской логистики
Авторы констатируют, что в последней трети XX века крупнейшие европейские и американские банки стали применять логистические принципы работы при организации внутренних бизнес-процессов.
В этот же период в зарубежной научной литературе появляются статьи, посвященные финансовой и банковской логистике, которые можно считать теоретической базой современных исследований в сфере финансовой логистики.
Бесспорно, говорить о современной логистической системе и не характеризовать финансовые потоки невозможно.
Авторы монографии одними из первых в России приступили к изучению вопросов финансовой логистики и начали продвигать результаты своих исследований на научно-практических мероприятиях.
Логистическая инфраструктура
К числу основных вопросов, рассматриваемых в книге, относятся развитие логистической инфраструктуры финансового рынка, а также формирование и последующее развитие логистических инфрасистем в финансовом секторе.
Авторы подразделяют логистическую систему на две подсистемы: государственную и коммерческую. При рассмотрении банковской и фондовой логистики требуется определить специфику функционирования обеих подсистем. К примеру, государственные логистические системы включают систему государственных резервов, государственные банковские системы. В свою очередь, коммерческие логистические системы охватывают биржевые и банковские системы. Перспективным направлением дальнейших исследований является формирование государственно-коммерческих логистических систем, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства.
В условиях постоянно возрастающего влияния цифровой экономики на движение финансовых потоков несомненный интерес представляет анализ состояния и развития высокочастотной торговли.
Логистизация криптовалют
Развитие рынка криптовалют также формирует необходимость исследования финансовых потоков и организационно-правовых отношений, связанных с движением нового типа финансовых средств.
Авторы выделили три основные группы преимуществ биткойнов: «саморазмножающаяся» информационная программа; высокая скорость транзакций; анонимность. С другой стороны, все эти преимущества могут стать существенными угрозами для финансового сектора, если посмотреть на них с точки зрения обеспечения безопасности и высокой степени волатильности. Авторы приводят примеры, демонстрирующие высокую рискованность операций с криптовалютами. Так, канадская биткойн-биржа Flexcoin, у которой в результате хакерской атаки были похищены биткойны, была объявлена банкротом, поскольку не смогла отвечать по своим обязательствам. С ростом популярности и вовлеченности населения в операции с криптовалютами различного типа вопрос безопасности логистических процессов на этом рынке будет приобретать все большую остроту и потребует проведения более глубоких исследований. Именно поэтому изучение логистической системы криптовалют является наиболее актуальным.
Авторами доказывается гипотеза, что одним из направлений реформирования банковской системы России может стать логистизация банковской деятельности. В связи с этим в монографии рассматриваются основные потоковые процессы в банковской логистической системе. Одним из инструментов оптимизации логистической банковской системы, способствующих поддержанию потоков денежных средств, является моделирование финансовых потоков внутри логистической банковской системы с применением математико-статистических методов. Авторы подробно рассматривают данный вопрос на примере построения обобщенной схемы возможных маршрутов инкассации.
Дальнейшие исследования
Представленные информационно-справочные материалы содержат результаты рейтингов банков и финансовых инструментов 2012–2013 гг., что позволяет, с одной стороны, совершить исторический экскурс по тематике, а с другой – дает возможность сопоставить эти данные с актуальными данными рейтингов, результаты которых читатели смогут найти на сайтах рейтинговых агентств, журналов и т. д.
Особо следует остановиться на глоссарии терминов рынка ценных бумаг, который сформировали авторы. В этот глоссарий вошли как широко известные термины, так и те, которые стали использоваться при развитии финансовой логистики.
В рамках предложенной авторами концепции направлениями дальнейших исследований могут стать:
• изучение особенностей построения логистической системы на различных финансовых рынках (банковском, страховом, факторинговом и др.);
• методы логистизации финансовых потоков в финансовых институтах в условиях становления и развития цифровой экономики;
• развитие высокочастотной торговли в России и в мире;
• обеспечение безопасности логистической системы криптовалют и др.
Несомненно, каждый ученый и практик решает самостоятельно, выделять «финансовую логистику» в отдельную отрасль исследования или рассматривать как элемент науки о финансах и банковском деле. В любом случае, монография позволит читателю получить более глубокие знания о финансовой системе. Ведь именно междисциплинарные исследования позволяют разрабатывать новые подходы к организации предпринимательской деятельности и оптимизации существующих бизнес-процессов.