МФК-2017: финансы для развития
В Международном финансовом конгрессе приняли участие около 1300 делегатов из 35 стран
Задача адаптации к внешним шокам, решением которой в последние годы занималась мировая финансовая система, сменилась дискуссией о том, как запустить мотор развития экономики, как найти баланс между задачами развития, обеспечения финансовой стабильности и значимостью роли центральных банков в создании условий для устойчивого роста. Это нашло отражение в общей тематике – «Финансы для развития» – и деловой программе XXVI Международного финансового конгресса, прошедшего в июле этого года в Санкт-Петербурге.
В рамках конгресса участники сделали попытку продвинуться в осмыслении происходящих и в российской, и в глобальной финансовой системе изменений, а также постарались найти решения ряда актуальных локальных проблем.
Обсудить вклад финансовой системы в экономическое развитие страны, меры, которые возможно принять в этой области, собрались около 1300 участников из 35 стран, в том числе стран ЕАЭС, Китая, США, Японии, Великобритании, Германии, Италии и других. Это представители банков, страховых компаний, пенсионных фондов, центральных банков разных государств и международных финансовых институтов, а также СМИ.
Участниками международных сессий в этом году стали экс-главы и действующие топ-менеджеры центральных банков Малайзии, Польши, Финляндии, Хорватии, Чехии, Израиля и других стран.
Российский финансовый сектор представили председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина; министр экономического развития РФ Максим Орешкин; председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков; президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф; президент, председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин и другие.
Деловая программа конгресса затронула все аспекты работы финансового рынка. В фокусе дискуссий Международного финансового конгресса 2017 года оказались вопросы развития экономики и финансов, денежно-кредитной политики, банковского бизнеса, платежной системы, рынка пенсионных накоплений, страхования, микрофинансирования, финансовых технологий, финансовой доступности и финансовой грамотности и многие другие.
В своем выступлении председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сделала акцент на стратегических задачах и планах Банка России на предстоящие пять лет.
– Российская экономика вернулась к положительным темпам роста, правда, пока невысоким, – отметила она. – В этом году мы ожидаем рост на 1,3–1,8 процента. Повестка стабилизации и адаптации к внешним шокам сменилась дискуссией о том, как запустить мотор развития экономики.
Глава Центробанка также подчеркнула, что обсуждения и дискуссии в рамках конгресса позволяют продвинуться в осмыслении происходящих и в российской, и в глобальной финансовой системе изменений.
– Сейчас, когда в экономике и в финансовой системе ситуация стабилизировалась, у нас есть больше возможностей фокусироваться на вопросах развития, – сказала глава Центробанка. – И мы будем отдавать больший приоритет вопросам конкуренции, новых технологий, финансовой доступности, развития инструментов длинных денег и рынка капитала.
Обеспечение экономического развития – одна из наиболее сложных общественных задач, которая зависит от слаженности работы всех заинтересованных участников, включая регулятора финансовых рынков. Политика Центробанка должна способствовать созданию атмосферы доверия среди участников рынка, обеспечению экономики ценными ресурсами, в том числе «длинными» сбережениями, развитию технологических инноваций. В то же время надо учитывать возрастающую зависимость ситуации на финансовых рынках от влияния внешних факторов. Как Центральный банк должен учитывать все эти факторы при формировании своей политики, чтобы достигать своих целей и создавать условия для устойчивого экономического роста, об этом, в частности, говорили участники основной панельной сессии МФК «Финансы для развития».
– Инфляция сама по себе не способствует экономическому росту, напротив, наносит ему вред, – сказал Джейкоб Френкель, председатель JP Morgan Chase International. – Тогда почему мы обсуждаем этот вопрос? Часть ответа заключается в необходимости различать долговременные и краткосрочные цели. Центральные банки имеют и возможность, и ответственность работы в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе можно обеспечить иллюзорные эффекты – можно напечатать деньги. Но по прошествии времени это будет неправильным. Мы должны говорить, благоприятствует ли инфляция устойчивому развитию, высокая инфляция связана с высокой волатильностью, значит, и нестабильностью. Необходима уверенность работы с инвестициями. Кроме того, нельзя уделять слишком много внимания инфляции, иначе население и политики будут учиться жить в условиях без инфляции. Будут изобретаться новые механизмы, аналогичные индексации, а это затрудняет механизмы борьбы с инфляцией. Инфляция – это самый недемократичный элемент, за нее будут платить самые незащищенные слои. Снижение инфляции это хорошо, но можно получить и какие‑то выгоды от роста инфляции.
По словам Марека Бельны, экономиста, экс-президента Национального банка Польши (2010–2016 гг), в Польше фонды из бюджета появились только с членством в ЕС, с частным капиталом проводилось много проектов с рисками и ошибками. Стране пришлось развернуться к денежно-кредитной политике к 2000‑м годам, чтобы снизить инфляцию до 2 процентов.
– На протяжении полутора лет мы достигли 2,5 процента уровня инфляции, и он сохранялся около 15 лет, инфляция очень дорого стоила экономике, но если у вас есть нацеленность на результат, то результаты будут устойчивыми, – сказал Бельна.
По мнению участников сессии, баланс между строгостью регулятора и развитием экономики можно найти несколькими способами.
– Тема инфляции тесно связана с регулированием, – отметил Джейкоб Френкель. – Нужна гибкая плавающая ставка. Когда этот вопрос решен, возникают вопросы с регулированием. Нужно укреплять надзорную часть. Если вы хотите сократить число аварий, то, может быть, стоит ставить ограничения скорости, вводить соблюдения правил. Нужно увязать регулирование с реальными нашими пожеланиями. Мы признаем, что сейчас финансовая система стала безопасней, чем до кризиса.
Не должно быть ограничений для доступа к финансовым услугам, и необходимо создавать соответствующую инфраструктуру, чтобы все игроки могли эффективно участвовать в этом бизнесе. Так считает Зети Ахтар Азис, экономист, председатель Центрального банка Малайзии (2000–2016 гг). Потребители тоже должны знать, на каких условиях предоставляются финансовые услуги.
– Никто не говорит, что ЦБ не зависит от закона, он подчиняется закону, но законодатели должны понимать, что ЦБ должен получить инструменты и автономию, чтобы добиться успеха, – отметил Джейкоб Френкель. – ЦБ перегружают многими функциями. А его основная задача – стабильность цен и инфляции.
Стивен Чеккетти, профессор международной экономики Бранденской международной школы бизнеса, подчеркнул, что ЦБ обеспечивает стабильность темпов инфляции, а это фундамент для устойчивого роста экономики и основа финансовой стабильности.
Марек Бельна высказал мнение о том, что надо воспитывать и образовывать людей, используя положение ЦБ, его репутацию, и обращаться к людям. Разъяснять, абстрагируясь от политики, постоянно работать с людьми.
Свои прогнозы о независимости политики банков высказал глава Минэкономразвития Максим Орешкин в ходе диалога с Эльвирой Набиуллиной.
– Мы находимся в такой точке, когда у нас закончился тренд на снижение внешнего долга, связанный с санкционными историями и невозможностью занять на внешних рынках, – отметил Орешкин. – И начинается новый тренд, когда крупнейшие российские компании будут уже по экономическим причинам все больше переходить к рублевому финансированию.
По словам М. Орешкина, сейчас долгосрочные ставки по кредитам для российских компаний снижаются, а ставки по валютным кредитам увеличиваются. Такая ситуация приведет к постепенному переходу российских компаний от валютных займов к рублевым.
– Например, по долгосрочным кредитам: у нас ОФЗ уже имеет 7,5 процента ставку на 10‑летней перспективе, – сказал глава Минэкономразвития. – При этом если посмотреть на долларовые кредиты, то они как раз идут в другую сторону и ставки здесь повышаются.
В ходе панельной сессии «Судьба банков: как выжить между вызовами финтеха и прессингом регуляторов» участники обсудили, действительно ли есть серьезные риски в том, что банки испытывают возрастающую конкуренцию со стороны финтех-компаний, находясь в невыгодных конкурентных условиях из‑за повышенных рисков и усиливающегося регуляторного давления.
По словам Дмитрия Тулина, первого заместителя председателя ЦБ Российской Федерации, регулятор защищает банки и следит, в частности, за платежными системами.
– Если они начнут аккумулировать и приносить денежные остатки, то потребуются технические возможности, в том числе в законодательстве, регулировании, чтобы создавались мощные платежные системы – автономные, частные, государственные, совместные, которые будут предлагать процентные накопительные продукты, выплачивать доходы, инвестировать в ценные бумаги, оттянут на себя часть пассивов из банковского сектора, – сказал Тулин.
Михаил Алексеев, председатель правления АО «ЮниКредит Банк» сказал, что костяк банковской системы сохранился, но важно, чтобы сохранилась честная и справедливая конкуренция. И угрозы нет ни со стороны финтеха, ни со стороны регулятора, главное, чтобы была устойчивая модель, где всем было бы место для ведения бизнеса.
Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка России, отметил, что нет проблемы в том, что в банки никто не хочет идти. Реальный риск в том, чтобы бояться самих себя, своих страхов и ограничений.
Бизнес-модели могут быть разными, и для всех есть возможности реализовать задуманное, – отметил Сергей Монин, председатель правления АО «Райффайзенбанк».
В свою очередь, Олег Тиньков, председатель совета директоров АО «Тинькофф Банк» отметил, что будущее за интернет-банками.
Серьезные риски для банкиров представляет хакерское вторжение в финансовые системы государств. Об этом говорили на панельной сессии «Информационная безопасность», обсуждая современные вызовы и методы обеспечения, представители секторов финансовой и банковской безопасности. Было высказано мнение, что сколько будет технологий, столько будет и рисков.
– К 2020 году нам будет не хватать и полутора миллионов специалистов в сфере кибербезопасности, – отметил Абдул Вахаб Амирудин, генеральный директор CyberSecurity Малайзия.
По результатам интерактивного опроса в ходе дискуссии, 62 процента респондентов считают, что количество хакерских атак увеличится, несмотря на все обсуждения и практически меры по улучшению безопасности.
Проблема проницаемости экономики, способная дестабилизировать финансовую систему, является острой для всех стран мира. Но особенно актуальной она становится для государств с развивающейся экономикой. Эту тему обсуждали участники панельной сессии «Глобальные экономические вызовы для центральных банков».
Известно, что поддержание низкой инфляции, как показала глобальная рецессия, должно идти рука об руку с финансовой стабильностью. Опыт развивающихся стран по проведению политики низкой инфляции и финансовой стабильности индивидуален, но в нем имеются закономерности, и он требует осмысления. Углубление финансовой интеграции – путь, по которому идут страны с развитыми экономиками, – повышает уровень взаимовлияния финансовых систем всех государств.
По словам Ксении Юдаевой, первого заместителя председателя ЦБ РФ, если существует несколько целей политики, то нужны и несколько инструментов, причем эти инструменты должны быть хорошо таргетированы к тем проблемам, которые нужно решать.
– Это очень важно для Банка России: мы пишем специальный нормативный акт по макропотенциальным мерам и видим, что есть определенные проблемы, связанные с финансовой стабильностью, причем даже не в системе в целом, а на отдельных рынках, и нам нужны дополнительные инструменты для этого.
Многие проблемы финансовой системы способна помочь решить цифровая экономика. В ходе круглого стола «Цифровая экономика и инновации в финансовом секторе» участники говорили, что государство и бизнес планирует делать в этом направлении, чувствует ли бизнес эту поддержку и чего он все еще ждет?
По мнению выступавших, необходимо найти баланс между тем, как правильно создать национальную инфраструктуру в интересах государства, граждан и финансового сообщества, при этом учитывать, что должны делать компании, самостоятельно развивая свой бизнес. Главное – не уйти ни в одну, ни в другую сторону – это всегда очень опасно.
– Цифровая экономика для нас задает главный вопрос: как найти эту золотую середину, – отметила Ольга Скоробогатова, заместитель председателя ЦБ Российской Федерации. – Пока ответ не найден. Но, действительно, не нужно развивать параллельно несколько систем – все согласны с тем, что национальная инфраструктура эффективно решит общие задачи. Как пример – единая система биометрии и идентификации. Но это не значит, что мы запретим банкам заниматься своими инновациями – это был бы шаг назад. Нужно строить систему, которая позволит и гражданам, и государству иметь единый источник информации и пользоваться услугами, но при этом банки в своих целях, которые не противоречат единой платформе, должны развивать технологии и использовать их в рамках своих бизнес-моделей. Кроме того, мы не способны и не должны регулировать технологии – это бессмысленно. Как регулятор и как государство мы должны выявлять новые зоны риска и понять, как именно регулировать и минимизировать риски в той или иной области. И, наконец, нужно понять, как в рамках цифровой экономики обеспечить надежность данных и безопасность людей с точки зрения использования информации, находящейся в системах.
По мере очищения рынка от недобросовестных банковских собственников и управляющих должны меняться подходы к банковскому надзору. О том, как сделать отношения между банками и органом надзора партнерскими, шла речь на круглом столе «Роль регулятора в повышении доверия финансового рынка к результатам работы аудиторов».
Теме качества аудита сегодня уделяется первостепенное внимание, так как в своем большинстве акционеры, потребители финансовых услуг и даже регуляторы не имеют возможности самостоятельно проверять достоверность и полноту раскрываемой информации, оценивать качество корпоративного управления и работы систем управления рисками.
Именно институт внешнего аудита призван выполнять на финансовом рынке данную функцию, обеспечивающую доверие к информации, на основе которой инвесторы и регуляторы принимают свои решения. В рамках круглого стола участники выясняли, что такое аудит, для кого он существует, а также какие инновации существуют в этой сфере.
Одним из достижений в инновационном развитии финансовой системы стало внедрение новых технологий в расчетах между разными странами. Эту тему обсуждали на круглом столе «Развитие трансграничных расчетов в национальных валютах».
Потенциал развития расчетов в национальных валютах является актуальным на пространстве СНГ с 1990‑х годов. В последние годы эта тематика широко обсуждается и в контексте развития торгово-инвестиционного сотрудничества России со странами дальнего зарубежья. Традиционно акцент делается на макроэкономические условия и барьеры, ограничивающие увеличение доли национальных валют, включая действующее национальное законодательство в сфере валютного регулирования.
– Интернационализация валют – это не столько самоцель, сколько барометр, индикатор того, насколько успешна экономическая политика и насколько она позволяет валюте той или иной страны играть растущую роль за рубежом, – резюмировал дискуссию Ярослав Лисоволик, главный экономист, член правления Евразийского банка развития (ЕАБР). – Дискуссия показала, что есть определенные сегменты, в том числе и в области совершенствования инфраструктуры, координации макроэкономической политики и развитии новых инструментов на финансовом рынке, которые могут ускорить этот процесс.
В рамках МФК было подписано Соглашение о создании и функционировании Сетевого финансового института в рамках Евразийского сетевого университета. Сетевой финансовый институт создан шестью вузами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в целях организации сотрудничества в сфере образования и науки в области финансов, направленного на кадровое и научное обеспечение эффективного сопряжения национальных финансовых систем в рамках ЕАЭС и включения их в общий евразийский финансовый рынок. Соглашение подписали Российско-Армянский университет (Республика Армения); Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь); Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина (Кыргызская Республика); АО «Финансовая академия» (Республика Казахстан); Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Российская Федерация).
Сетевой финансовый институт является первым пилотным структурным объединением, сформированным в рамках Евразийского сетевого университета, и открыт для присоединения к нему других образовательных и научных организаций, банков и финансово-кредитных организаций стран ЕАЭС. Инициатором его создания выступил Евразийский сетевой университет, меморандум о котором подписан в 2016 году в рамках Евразийской ассоциации университетов.
– Наряду с организацией образовательной деятельности в рамках концепции непрерывного образования особый акцент будет сделан на программах дополнительного образования и повышения квалификации, – отметила Наталья Коржова, президент АО «Финансовая академия» Министерства финансов Республики Казахстан. – Предполагается проведение масштабной работы по разработке и актуализации профессиональных стандартов на финансовых рынках, гармонизации квалификационных требований к специалистам финансовых рынков. Особое внимание будет уделено разработке отраслевой рамки квалификаций как инструменту сопряжения квалификационных требований рынков труда стран Евразийского союза, а также механизмов признания уровней образования и квалификаций.
В целом деловая программа Конгресса включала четыре панельные сессии и 25 круглых столов, конкурс финтех-стартапов Innotribe Startup Challenge. Дополнительная программа мероприятия была представлена летней макроэкономической школой для студентов, магистрантов и аспирантов.
Ирина КРИВОШАПКА