
Регулятору в лице Центрального банка часто задают вопрос: не слишком ли высокую цену экономика платит за борьбу с инфляцией? Не пора ли уже радикально снизить ключевую ставку? Как заявила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на заседании Совета Федерации 29 октября 2025 года, снижение инфляции не противоречит задачам экономического роста и национальным целям развития.
«Способна ли экономика совершить рывок, если принести в жертву ценовую стабильность, дать разогнаться инфляции? Да, но на очень короткий период. Экономика не сможет повторять его год за годом, а вот инфляция будет расти день за днем. Такая политика монетарной накачки спроса – гарантированный путь напрямую в стагфляцию, а в худшем случае – в гиперинфляцию и финансовый кризис. Об этом говорит и наш опыт 90-х, который, я уверена, никто повторять не хочет, и опыт других стран», — подчеркнула Эльвира Набиуллина.
Что касается риска так называемого переохлаждения или рецессии. Об этом, отмечает глава ЦБ, можно было бы говорить только при значительном росте безработицы, падении реальных зарплат. Ни того, ни другого сейчас нет, ситуация здесь диаметрально противоположная – рекордно низкая безработица – у людей есть работа, рост зарплат высокий, а вот инфляция пока еще в 2 раза выше цели.
«Столь низкая безработица свидетельствует о том, что экономика использовала практически все доступные трудовые ресурсы. Для нового производства нужны рабочие руки, как и для автоматизации производства, реализации инвестиционных проектов. Если их взять практически негде, то низкая ключевая ставка и взрывной рост кредитования приведут лишь к стремительному росту цен и на станки, и на материалы, и на конечную потребительскую продукцию и повысят бюджетные расходы буквально на все», — акцентирует внимание Эльвира Набиуллина.
При таких жестких ограничениях никто не снимает задач импортозамещения, технологического лидерства. Правительство принимает соответствующие решения, поддерживает приоритетные секторы, работает над повышением производительности труда. Что может сделать Центральный банк в этой ситуации?
«Конечно, базовое условие – не пережать спрос, сохранить простор для роста кредитования, чтобы предприятия могли развиваться, продолжать начатые инвестиционные проекты. Денежно-кредитная политика должна быть сбалансированной. За 9 месяцев 2025 года портфель кредитов предприятиям вырос на 5,4 трлн рублей — в 2 раза меньше, чем за тот же период прошлого года, но это все равно немало. По году мы ожидаем роста кредитования предприятий на 10–13%. Почему важно, чтобы кредитование не разгонялось слишком быстро? Кредитование – это и есть денежная эмиссия, основной источник новых денег в экономике. Если кредитование растет умеренно, оно не приводит к такой высокой инфляции, как в прошлом году. Нас иногда критикуют за то, что мы в дополнение к ключевой ставке зажимаем рост кредита жестким регулированием банков. Это не совсем так. Мы просто свернули те послабления для банков, которые давались, когда вводились санкции, которые заведомо были временными. Нужно возвращаться к нормальному уровню регулирования для того, чтобы сами банки оставались устойчивыми при любом сценарии», — подчеркнула глава ЦБ.


































