
Цель корпоративного обучения – не просто передать информацию, а сформировать безопасное поведение. Электронные курсы решают эту задачу системно: масштабируются, быстро обновляются и дают аналитику по ошибкам и пробелам. В результате обучение становится частью системы управления рисками: не «все прошли», а «инцидентов стало меньше». Например, по данным OSHA (Управления по охране труда, Occupational Safety and Health Administration) за 2022 год, e-learning снижает число происшествий в сфере охраны труда до 59%.
Как через e-learning можно предупредить правовые, репутационные и операционные риски, порталу «Риск-менеджмент. Практика» рассказал руководитель Knomary Production (входит в «Группу Астра») и Линда Иван Прищепо.

Правовые и регуляторные риски
Ошибки в документах, незнание норм и формальный подход к требованиям регуляторов ведут не только к штрафам, но и к остановке процессов: от возврата документов до заморозки сделок. Поэтому в обучении мы моделируем риски с их реальными последствиями.
В работе над курсом по противодействию коррупции для крупной энергетической компании мы для начала выявили слабые зоны целевой аудитории. Под словом «коррупция» нередко понимают только взятки и не проявляют осторожности в других ситуациях: когда сталкиваются с мошенничеством, конфликтом интересов, недопустимыми подарками.
Мы развеяли эти мифы через кейсы: пользователь применял корпоративные правила к рабочим ситуациям и искал корректные решения. Живой сторителлинг помог всех вовлечь и показать, что коррупционные действия не всегда очевидны.
Другой пример – курс про инсайдерскую информацию для клиента из отрасли телекома. Мы разбили сложный юридический материал на короткие блоки, выделили главное и визуально зафиксировали рисковые зоны.
К ключевым вещам подводили через рабочие ситуации, например, пояснив, что «инсайдером по долгу службы» является бухгалтер, поскольку ему раньше других доступны финансовые показатели. А также дополняли громкими примерами из истории.
В предупреждении правовых и регуляторных рисков хороши следующие форматы:
- диалоговые тренажеры с выбором решения и последствиями;
- обсуждение кейсов персонажей;
- кейсы-примеры из реальной практики.
Репутационные и этические риски
Иногда достаточно одного конфликта с клиентом – и скандал уже в сети. Обучение должно формировать не знание скриптов, а поведение, основанное на понимании и принятии ценностей компании.
В курсе про кодекс деловой этики для одной из крупнейших мировых площадок частных объявлений мы погрузили пользователя в диалоговые анимационные кейсы.
Сюжет строился вокруг конфликтов интересов и сложных коммуникаций. Мы добавили выдержки из кодекса, но не как формальность, а как инструмент, который помогает принять верное решение.
Такой подход помогает разобраться в принципах поведения, приучает сотрудников обращаться к внутренним документам в сложных или спорных ситуациях.
А в курсе по корпоративному кодексу для одного из лидеров российской нефтегазовой промышленности усилили эффект геймификацией: пользователь проходил карту с кейсами, принимал решения и получал награды.
Что помогает снизить репутационные риски:
- эмоционально заряженные кейсы с развилками, когда сюжет зависит от выбора пользователя;
- видео с лидерами мнений или героями от лица компании, например, признанными экспертами и ТОП-менеджерами;
- тренажеры «что делать, если все пошло не по плану».
Операционные риски
Многие ошибки связаны с тем, что люди неуверенно работают с корпоративным программным обеспечением (ПО), не знают новых процессов или действуют по привычке. Особенно это актуально для тем по ИТ, безопасности и рабочим инструкциям. Мы помогаем изменить поведение: показываем схемы, интерфейсы и учитываем разные роли, ведь задачи у руководителя и линейного сотрудника могут отличаться.
В курсе по цифровой грамотности для одной из ведущих нефтегазовых компаний страны мы сделали лаконичный дизайн, визуальные схемы и объяснили цифровые процессы так, чтобы каждый понял их смысл и увидел выгоду от цифровизации. Пользователь познакомился с трендами, программами и разобрал рабочие ситуации.
В проекте по информационной безопасности для одной из ключевых площадок частных объявлений перед нами стояла цель отработать с персоналом самые распространенные ошибки в ИБ. Для этого мы собрали цикл микрокурсов с примерами из практики. Человек попадал в знакомые ситуации: фишинг, подозрительное письмо, использование флешки. Каждый эпизод короткий, визуальный, с фокусом на действия и их последствия.
Что работает в таких темах:
- A/B-форматы: разный уровень сложности для начинающих и продвинутых;
- сценарные мини-курсы с наглядными последствиями неверного выбора;
- мобильные и интегрируемые в рабочие процессы решения: чек-листы, подсказки, памятки.
Подведем итог
В работе над обучением мы всегда начинаем с главного вопроса: в каком действии проявляется риск? От него отталкиваемся при выборе сценария, формата и логики курса. В разработке участвуют эксперты и риск-менеджеры – те, кто знает реальные кейсы и уязвимости.
Наша цель – чтобы ошибок и инцидентов стало меньше. Это можно отследить через внутреннюю аналитику, обращения в поддержку, результаты проверок или те же BI-отчеты.


































