В Москве прошел Саммит лидеров рынка инфраструктурных проектов – InfraSummit

421

Организаторами Саммита выступили Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) и сообщество профессионалов рынка инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб» (InfraClub). Партнерами мероприятия стали Газпромбанк, инвестиционная компания InfraONE, Федеральный центр проектного финансирования (группа Внешэкономбанка), «Ростелеком», Freshfields Bruckhaus Deringer, Herbert Smith Freehills, Dentons и адвокатское бюро «Качкин и Партнеры».

Организаторы InfraSummit поставили перед собой задачу создать площадку для продуктивной коммуникации всех его участников. В рамках этой концепции деловая программа мероприятия была проведена в интерактивном формате, что позволило экспертам рынка инфраструктурных проектов высказывать свое мнение, оперативно реагируя на комментарии аудитории. «Острые вопросы, отстаивание собственных позиций, признание совершенных ошибок – это именно тот формат, который необходим растущему рынку проектов ГЧП. Мы за общение, а не вещание», — отметил начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка, председатель «Инфраструктурного клуба» Павел Бруссер.

В дискуссиях приняли участие представители органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления, действующие концессионеры и концеденты инфраструктурных проектов, финансово-банковские организации и ключевые федеральные СМИ. Всего Саммит посетило более 300 гостей.

Пленарное заседание было посвящено итогам рынка инфраструктурных проектов в 2017 году, обсуждению перспектив его развития на ближайшее время, а также обзору достижений инфраструктурных компаний и их влияния на рынок проектов ГЧП. Одним из ключевых вопросов стало определение трендов рынка, а также реальных проблем, с которыми сталкиваются его действующие игроки.

Участники пленарного заседания сошлись во мнении, что 2018 год определит образ будущего рынка инфраструктурных проектов. Этому будут способствовать появление новых финансовых институтов для реализации инфраструктурных проектов и механизмов их финансирования, продолжающаяся настройка законодательства о государственно-частном партнерстве, а также открытие новых для ГЧП сегментов экономики, таких как информационные технологии и связь, сельское хозяйство, вооруженные силы и системы обеспечения безопасности и другие.

В ходе дискуссии заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов рассказал о реализации инфраструктурных проектов за счет долгосрочных инвестиций пенсионных фондов, а также об основных барьерах на рынке и векторах его развития. «За период с 2009 по 2017 год в России 10 компаний-концессионеров разместили на Московской бирже 26 выпусков концессионных облигаций суммарным объемом около 90 млрд рублей. За прошедший период внедрена модель финансирования инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ через инструмент концессионных облигаций. Наибольшее количество таких проектов общим объемом 46,4 млрд рублей реализуются группой «Лидер». К сожалению, сегмент инвестиций в инфраструктуру с участием НПФ развивается медленно, поскольку на рынке нет достаточного количества проектов приемлемого инвестиционного качества», — отметил Юрий Сизов.

По мнению эксперта, развитие рынка существенно осложнялось сохраняющейся неблагоприятной институциональной средой, непоследовательными действиями ФАС, громкими судебными разбирательствами, бесконечным реформированием пенсионной системы.

В пленарном заседании также приняли участие врио директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Екатерина Сороковая, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк, а также глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин. Они подчеркнули необходимость создания единой инфраструктурной политики, которая помогала бы координировать работу различных государственных органов, задействованных в процессе реализации ГЧП-проектов. «Мы будем единым окном, принимающим замечания и предложения рынка, а дальше будем решать вопросы с привлечением других ведомств», – пояснила Екатерина Сороковая.

Управляющий партнер стратегической группы «Гиперион» Артур Щеглов призвал действующих концессионеров и концедентов уделять особое внимание работе с информационно-коммуникационными рисками, так как уже появились прецеденты, когда недостаточная работа с населением и локальными лидерами мнений стала причиной «заморозки» социально-значимых инфраструктурных проектов, как это уже происходит в Новосибирске.

Все эксперты отметили, что необходимо разработать и внедрить широкую линейку инструментов, которые могли бы помочь в объединении маленьких проектов однородных концессий в пулы в соответствии со стандартизированными требованиями.

Большой интерес вызвала деловая игра «Если в России деньги есть, то почему инвестиций нет?». Ее участники, разделившись на две команды («Есть деньги» и «Нужны деньги»), отвечали на вопросы, касающиеся причин ограниченного финансирования инфраструктурных проектов на федеральном и региональном уровнях. «Мы видим на собственном опыте, что практически всем проектам, которые приходят к нам как к инвестору, требуется тщательная и глубокая проработка. Частному партнеру необходима поддержка в виде гарантийных инструментов, помогающих разделять проектные риски на ранних стадиях. Подобные изменения дадут правильный сигнал игрокам, а долговой рынок с его множеством инструментов сразу же подтянется», – ответил на один из вопросов заместитель председателя правления Евразийского банка развития Константин Лимитовский.

В рамках дискуссии «Стратегия сбитых самолетов: как не уничтожить проект?» был проведён анализ основных причин инфраструктурных неудач, а также поднимался вопрос о том, стоит ли давать отбракованным проектам второй шанс. Ведущими сессии выступили старший управляющий директор Федерального центра проектного финансирования (группа Внешэкономбанка) Ремир Мукумов и исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. «Чаще всего проекты закрываются из-за изменения политического курса, смены команды концедента, отвечающей за проект, нехватки бюджетных средств для качественной проработки проектов и отсутствия диалога между органами власти и представителями бизнеса», – отметил Алексей Чичканов.

По итогам Саммита будет подготовлен обзор сценариев развития рынка инфраструктурных инвестиций в Российской Федерации, который будет содержать предложения и комментарии участников рынка по снятию отраслевых барьеров, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы реализации проектов ГЧП.

Участники InfraSummit сошлись во мнении, что данное мероприятие является эффективным инструментом формирования консолидированной позиции действующих участников рынка инфраструктурных проектов и должно проводиться на ежегодной основе.