Зачастую ключевым стимулом для выхода компаний на внешние рынки является недостаточность национального рынка и стремление увеличить объем продаж, расширить круг клиентов и возможностей. Одновременно с этим, компании заинтересованы в диверсификации рисков, поскольку в разных странах они специфические.
На этом акцентировал внимание д-р экон. наук, заведующий Кафедрой стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Аркадий Трачук на круглом столе «Международная кооперация и экспортный потенциал бизнеса».
Мероприятие состоялось 27 ноября 2024 года в рамках IX Международного форума Финансового университета «Новая экономическая политика 2.0: от адаптации к рывку». Организатором круглого стола выступила Кафедра стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ.
Аркадий Трачук подчеркнул, что в условиях санкционных ограничений, работа на тех или иных рынках может позволить получить доступ к технологиям или возможностям, которые недоступны на национальном. Кроме того, выходя на внешние рынки, компания укрепляет свой бренд, имеет возможность позиционирования там собственных продуктов. Все это может способствовать изменению стратегии компании и изменению векторов ее развития.
«Зачастую выход на другой рынок связан с поиском и заинтересованностью в построении стратегических партнерских связей, в том числе с целью доступа к технологической базе, специфическим навыкам, компетенциям, которые могут существовать у партнеров на зарубежных рынках», — комментирует эксперт.
Однако в любом случае, что подтверждается и практикой, и часто отмечается в научной литературе, экспорт — это способ обучения компании. На каждом рынке существуют специфические требования, условия, традиции, и компания, выходя на него, должна их исследовать, понимать, знать. Это заставляет ее находиться в состоянии непрерывного развития, улучшать свои подходы, правила работы, качество продукции, компетенции на основном национальном рынке, если он основной, да и на других рынках тоже.
«Обмен информацией, работа с зарубежными заказчиками является для абсолютного большинства компаний отправной точкой отсчета для того, чтобы считать, что экспорт — это важно. Это не только деньги, но и компетенции, возможность развиваться. Такой опыт, безусловно, чрезвычайно ценится компаниями», — резюмировал Аркадий Трачук.
Елена Восканян