Управление современными городами и агломерациями: нужен комплексный подход
Известное различие экономических интересов в пространственном развитии разных хозяйствующих субъектов носит хрестоматийный характер. Одной из форм разрешения противоречий реализации разнонаправленных экономических интересов в пространственных системах является образование городских агломераций, которые по‑особому способствуют взаимоувязке этих интересов. О том, какие проблемы сегодня приходится решать городам и агломерациям и какие требования должны предъявляться к специалистам в области государственного и муниципального управления, говорили на секции «Управление современными городами и агломерациями» в рамках конференции «Управленческие науки в современном мире».
Модератор секции, заместитель заведующего кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., доцент Никита Попадюк отметил, что формат долгосрочного планирования конференции позволяет приглашать ведущих специалистов из разных регионов страны: заблаговременное информирование о проблематике конференции и днях работы секции позволяет и им планировать свое участие.
В этом году в работе секции участвовали представители Омска, Братска, Мордовии и разных вузов Москвы. Многие доклады рассматривали новые формы работы, в том числе со студентами. Так, заведующий кафедрой ГМУ Братского государственного университета, профессор, д.э.н. Алексей Сапожников рассказал об интересных формах обучения, когда практически с первого курса студенты начинают работать в муниципалитетах, а значит, узнают о существующих проблемах не только из теоретического курса, но и знакомятся с ними на практике. Организация Братского форума по согласованию планов всех администраций местных органов самоуправления позволяет координировать совместную деятельность по решению задач области в интересах ее развития. В этой работе активно участвуют студенты. В результате кафедра ГМУ становится действительно базовой, и после окончания университета молодые специалисты устраиваются на работу с определенным багажом знаний и вносят предложения, в том числе по рационализации деятельности самой администрации муниципального образования.
Вызвал интерес доклад, посвященный системе контроля муниципальных органов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, преподавателей кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финуниверситета к.э.н., профессора Ольги Семкиной и к.э.н., доцента Нины Мусиновой. Исследователи представили анализ организации государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Докладчики отметили: действующее законодательство не позволяет провести четкое разграничение полномочий, сферы компетенции и предмета проверок между органами, осуществляющими государственный жилищный надзор, и органами, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, поскольку предмет муниципального контроля определен законодателем лишь в общем виде, а полномочия соответствующих органов в целом совпадают. Это приводит фактически к дублированию их сферы деятельности и компетенции, несмотря на попытку законодателя ограничить муниципальный жилищный контроль только деятельностью, касающейся проверки соблюдения требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Обосновав целесообразность объединения этих двух видов контрольной деятельности в рамках одной службы, Семкина и Мусинова предложили создать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, – Федеральную службу по жилищному контролю и надзору (Росжилнадзор) с территориальными органами в субъектах РФ и наделить ее соответствующей компетенцией, включая лицензионный контроль.
Основные этапы развития управления локальными территориальными образованиями в России рассмотрела соискатель кафедры государственного и муниципального управления Финуниверситета Ольга Борщевская. Она обосновала значение государственной региональной политики, важнейшим инструментом которой является использование особых режимов предпринимательской деятельности в границах локальных территориальных образований. В ходе выступления были охарактеризованы четыре разновидности этого инструмента: свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития, территории опережающего развития.
– Задействование особых режимов хозяйственной и экономической деятельности на определенной территории является одним из приоритетных направлений государственной региональной политики. Есть все основания полагать, что накопленный, в том числе и негативный, опыт в области СЭЗ, ОЭЗ, ЗТР позволит более эффективно использовать потенциал территорий опережающего развития как инновационного инструмента соответствующей госполитики, – резюмировала Ольга Борщевская.
О роли городских агломераций в системе стратегического планирования развития региона говорила профессор кафедры государственного и муниципального управления Финуниверситета, д.э.н., профессор Ирина Рождественская.
– Наличие сложных внутренних и внешних взаимосвязей современных городских агломераций требует формирования комплексных подходов к управлению их стратегическим развитием, которые должны обеспечить сбалансированность различных групп интересов. Наиболее острые управленческие проблемы связаны, прежде всего, с отсутствием системы стратегического пространственного планирования, что ведет к хаотичному росту городских агломераций. В таких условиях отдельные уровни государственной и муниципальной власти самостоятельно не смогут добиться эффективного решения этих сложных задач, – отметила Ирина Рождественская. – Стратегическое планирование городских агломераций должно опираться на комплексный подход, интегрирующий экономические, социальные, экологические, пространственные факторы развития агломерации. Такой подход позволяет рассматривать проблемы развития городских агломераций и городов, во‑первых, с точки зрения места их проявления и тех, для кого они наиболее значимы; во‑вторых, с точки зрения наиболее адекватного уровня управления и охвата территории для решения проблемы стратегического развития агломерации.
При этом масштабность и значимость проблем развития городских агломераций определяют необходимость перехода от управления городом как объектом de jure к управлению городом как объектом de facto, что непосредственно связано с формированием многосубъектной модели стратегического планирования развития городских агломераций, предусматривающей обязательное участие представителей всех групп интересов.
– Новые модели развития городских агломераций должны быть адаптированы к контексту национальных – федеральных, региональных, муниципальных систем стратегического планирования в рамках решения ясно сформулированных целей своего развития, – подвела итог Рождественская.
Городские агломерации как форму разрешения противоречий территориального управления представил в своем выступлении Никита Попадюк.
– Общемировая тенденция образования агломераций проявилась и в России. Их появление не только поставило новые проблемы перед самими агломерациями, но и перед остальными муниципальными образованиями, даже не входящими в городские агломерации. Одной из основных проблем становится эффективное взаимодействие между муниципальными образованиями, входящими в агломерацию. Пока это – трудноразрешимая задача. Новый контекст этого взаимодействия задает корректная идентификация муниципального капитала как основание для поиска форм его эффективного использования, – пояснил исследователь.
В докладе была предпринята попытка выявить формы разрешения противоречий территориального управления на основе использования муниципального капитала и поиска форм на этой основе институционализации средств защиты муниципальных образований от идущего глобального финансово-экономического кризиса. Предпринята попытка показать, что открываются новые возможности эффективного использования муниципального капитала, включая определение новых возможностей муниципально-частного и муниципально-государственного партнерства. Также задачей была конструктивная работа по разработке макротехнологии переформатирования муниципального управления в агломерациях.
Показано, что практика уже выявила ряд организационных форм управления городскими агломерациями. В настоящее время реализуются организационные формы такой централизации, инициируемые либо самими муниципальными образованиями под эгидой города-ядра, как это имеет место в Челябинской агломерации с созданной Ассоциацией муниципальных образований Челябинской агломерации, либо в форме Координационного совета при правительстве субъекта Федерации (правительство Ростовской области), или Комиссии при правительстве региона по комплексному развитию агломерации (правительство Красноярского края), либо через Схему территориального планирования агломерации (правительство Новосибирской области). Тем самым подготавливается централизация муниципальных капиталов муниципальных образований, взаимодействие между которыми в агломерации значительно усиливается. В условиях усугубляющегося глобального финансово-экономического кризиса следует ожидать как завершение указанной подготовительной работы такие неординарные процессы, как процессы слияния и поглощения.
Отмечено сообщение заведующего кафедрой ГМУ Омского государственного университета, профессора, д.соц.н. Олега Роя о роли государственных и муниципальных органов власти в развитии корпоративного сектора.
– Одним из недооцененных квалификационных требований к специалисту в области государственного и муниципального управления является его градостроительная культура, воплощаемая в умении налаживать деловые отношения в области застройки общественных и деловых пространств. Основу такой подготовки должны составлять знания в области технологий обустройства общественных пространств, нормативно-правового регулирования вопросов возведения и эксплуатации зданий, а также объектов инженерной и социальной инфраструктуры, – уверен докладчик.
По его мнению, отрицательным проявлением современной практики градостроительства является подтверждаемое действующим Градостроительным кодексом РФ преимущество застройщика перед муниципальными органами власти, не позволяющее последним выполнять в полной мере свои обязательства по соблюдению необходимых требований к обеспечению качества городской среды. Опасаясь отрицательных исходов судебных решений, а иногда и вступая в сговор с застройщиком, органы местной власти принимают решение о возведении на подведомственной территории объектов, нарушающих права граждан на комфортную и благоприятную для проживания городскую среду. Последствиями этой порочной практики становятся вырубки зеленых насаждений под коммерческую застройку, необоснованный перевод земельных участков из одной зональной категории в другую, бесконтрольная точечная застройка.
– Таким образом, актуальной задачей становится повышение градостроительной культуры не только у представителей публичных органов власти, но и общественности, а также застройщиков, вынужденных вести диалог на «разных языках», без учета взаимных интересов и целей. Образовательное направление «Государственное и муниципальное управление» в этом контексте начинает выполнять свою важнейшую просветительскую роль, не ограниченную интересами публичной власти, а является основой для гармонизации интересов различных групп населения на локальных территориях, – заключил Олег Рой.
Анализ действующей в России системы нормативно-правового регулирования правоотношений, складывающихся в сфере функционирования ситуационных центров, представил доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финуниверситета, к.ю.н., доцент Константин Лукичев.
Докладчик уточнил: под ситуационным центром принято понимать помещение, оснащенное средствами коммуникации (видеоконференцсвязь, конференцсвязь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций. Их использование осуществляют федеральные органы государственной власти, региональные органы субъектов РФ и местного самоуправления; крупные промышленные предприятия в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и других; образовательные учебные учреждения.
Среди основных задач ситуационных центров: мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации; моделирование последствий управленческих решений на базе использования информационно-аналитических систем; экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация; управление в кризисной ситуации.
– В сфере функционирования ситуационных центров как объектов эффективного государственного управления сложилась ситуация, которую условно можно назвать «днем Д», поскольку отсутствие правовой регламентации ряда ключевых элементов, составляющих механизм правоотношений в данной области, уже не позволяет обеспечивать их поступательное развитие, – комментирует Лукичев. – В российском законодательстве мы не найдем определения, раскрывающего понятие «ситуационный центр». При этом в подзаконных и ведомственных актах данный термин можно встретить в совершенно различных формах и интерпретациях.
По мнению исследователя, инфраструктурой глобального цифрового пространства страны может стать система распределенных ситуационных центров, которая позволит обеспечить трансформацию процессов стратегического, оперативного и проектного управления в цифровую среду, обеспечив информационное взаимодействие федеральных, региональных и корпоративных ситуационных центров в мощную распределенную вычислительную систему. СРСЦ способна будет взять на себя функции информационно-технологической платформы модернизации отечественной экономики, широкого внедрения в нее различных электронных сервисов, моделей и методов принятия решений.
Рассмотрели на заседании и эффективность государственного управления транспортной отраслью – приоритетные направления развития транспортной системы города Москвы. Доклад на данную тему подготовила магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финуниверситета Дарья Кузнецова под руководством профессора кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финуниверситета, д.э.н. Любови Плотицыной.
Дарья Кузнецова осветила вопрос развития транспортной системы страны, на примере Москвы рассмотрев процесс успешного внедрения программно-целевого подхода как механизма государственного управления и перечислив приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры столицы. Докладчиком сделан вывод о том, что развитие транспортной системы Москвы остается приоритетным направлением в системе государственного управления транспортной отраслью в целом и будет осуществляться посредством разработки и реализации транспортных инфраструктурных проектов, главным результатом которых должно стать обеспечение соответствия Московской транспортной системы лучшим мировым стандартам.
Не остался без внимания зарубежный опыт. Профессор Департамента экономической теории Финуниверситета, д.пед.н., профессор Евгений Плисецкий и доцент кафедры государственного и муниципального управления Финуниверситета, к.э.н., доцент Юрий Шедько рассмотрели зарубежный опыт устойчивого развития «умных городов», обосновав целесообразность применения комплексного подхода при разработке и реализации стратегии развития Smart City.
Исследователями отмечено: концепция умного города связана с технической и аллокационной эффективностью городской экономики и повышением качества жизни населения. Она нацелена на устойчивое развитие и предполагает восприятие населением инноваций, создание благоприятной экологической обстановки, нововведения в социальной сфере, широкое внедрение информационных технологий во все сферы городского хозяйства. Город превращается в «умный», если он содействует развитию образовательной среды, росту интеллектуального капитала, привлекает квалифицированных специалистов, всячески пропагандирует целесообразность использования интеллектуальных и энергосберегающих технологий, становится привлекательным для туристов. Наряду с развитием в смарт-городах интеллектуальных технологий в систему «умный город» следует включать и подсистему, связанную с обеспечением безопасности жизнедеятельности.
Реализация комплексного подхода подразу-мевает также умение руководителей предвидеть, как изменения в одной подсистеме повлияют на другие; ориентированность на межотраслевое взаимодействие; навыки работы с факторами сопротивления переменам.
В завершение работы секции модератор Никита Попадюк поблагодарил участников заседания и отметил высокий уровень представленных докладов, а также выразил надежду на то, что многое из представленного практического опыта и предложений докладчиков найдет применение в практике муниципальных служащих и материалах лекций и семинаров со студентами, обучающимися по направлению «Государственное и муниципальное управление».
– В рамках секции мы рассмотрели ряд актуальных проблем развития городов и отладки городской инфраструктуры в межмуниципальном взаимодействии, познакомились с полезным опытом, в том числе региональных коллег, по вовлечению студентов в практику муниципальной работы. Нам предстоит большая работа в области развития управления городами и агломерациями с учетом осмысления возрастания их роли в условиях глобального финансово-экономического кризиса и особенно – в посткризисный период, когда, как мы услышали в докладах, во многом изменится формат функционирования городов, – резюмировал модератор.
Лучшими признаны доклады Алексея Сапожникова, Олега Роя и Ольги Борщевской.
Е. Восканян