Цифровизация экономики: влияние на управление

875

 

 

 

Цифровизация экономики: влияние на управление

30 ноября – 1 декабря 2016 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В ней участвовали около 450 представителей научного сообщества, приехавших не только со всей России, но и из других стран: Польши, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь. Лейтмотивом конференции стала цифровизация экономики.

Приветствуя участников симпозиума, руководитель Департамента «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук отметил, что рассматриваемые на конференции темы охватывают широкий спектр исследований в области управленческих наук.

Современные тенденции в области управления были в центре внимания пленарной сессии, в этот раз – с акцентом на влияние цифровой экономики на управление. Эксперты обсудили, какие изменения сегодня происходят в сфере государственного управления, как они влияют на управление в коммерческом секторе; обозначили направления взаимодействия в части различных секторов бизнеса, а также рассмотрели влияние цифровой экономики на образование.

Валерий Цветков– Мы хотим, чтобы Финуниверситет позиционировался как многопрофильное учреждение высшего образования, и посвящение наших студентов в вопросы менеджмента является одним из шагов в этом направлении, – отметил проректор Финансового университета, д.э.н., профессор РАН Валерий Цветков. – Современный уровень развития производства и экономики все настойчивее требует дальнейшего углубления знаний в области управления производством и в области управления устойчивостью социально-экономических систем, поэтому немудрено, что опора на науку останется одним из главных факторов эффективности управления и совершенствования всех направлений народного хозяйства.

Олег КачановО том, как выделяется цифровая экономика с позиции регулятора от государства, рассказал заместитель директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ Олег Качанов. Он отметил, что понятие «цифровая экономика» очень часто обсуждается общественностью, однако единого определения все еще нет.

– Цифровая экономика, точнее цифровая трансформация экономики госуправления, – это некая совокупность социальных, экономических отношений между субъектами, где происходит преимущественное использование электронных каналов взаимодействия для снижения транзакционных издержек, – подчеркнул Олег Качанов. – Таким образом, привычные отношения теперь заменяются электронным аналогом. Эти перемены сопровождает необходимость трансформации классических общественных институтов для того, чтобы обеспечить уровень доверия к электронной сфере.

По словам Качанова, при переходе к электронным сервисам необходимо получать подтверждение участника этого процесса, проводить его идентификацию. Таким образом, появляется целый пласт посредников, которые с правовой точки зрения являются доверенными лицами, и они должны сформировать доверенные сервисы, которые, в свою очередь, станут глобальными и защищенными в трансграничном плане, то есть обеспеченными международными сертификатами, универсальными для России и других стран.

Стабильно функционирующая система цифровой экономики создается не за один год. Хотя у нее есть все предпосылки стать одним из главных инструментов в бизнесе и повседневной жизни людей.

Светлана КриворучкоДиректор Центра платежных систем, д.э.н., профессор Департамента финансовых рынков и банков Светлана Криворучко рассказала о влиянии цифровой экономики на платежную индустрию и о внедрении финансовых инноваций на рынке.

Началом таких цифровых революций стал экономический кризис 2008 года, который спровоцировал последующие изменения в мировой финансовой системе. В то время банки концентрировались на управлении капиталом, функциях комплаенс, снижении расходов и операционных рисков, а уровень доверия клиентов к банкам стал падать вследствие высокой стоимости услуг, непрозрачности и низкой скорости операций, отсутствия удобных мобильных приложений и, самое главное, кризиса.

– Все это заставило разработчиков новых цифровых решений начать внедрять свои разработки в секторе финансовых услуг, – сказала Светлана Криворучко. – Так появился термин «финтех» – инновационные решения для оказания традиционных финансовых услуг. В узком смысле – это стартапы, которые предоставляют финансовые услуги. В широком – все финансовые инновации, внедряемые на рынке большими и малыми компаниями.

Так, например, Amazon и Aliexpress поменяли наше представление об электронной торговле, AirBnb создали более эффективный и безопасный рынок аренды жилья, а Uber и Яндекс.Такси – трансформировали отрасль такси. В финансовом секторе появились совершенно новые бизнес-модели (Р2Р-кредитование, новые механизмы взаимодействия с потребителем через специальных операторов-агрегаторов), что радикально изменило пользовательский опыт клиентов.

– Сегодня банки предлагают нам разнообразные платежные услуги, но мы начинаем влиять на этот процесс путем выбора, – подчеркнула Светлана Витальевна. – Сформировались новые направления, ориентированные на конечного потребителя и составляющие конкуренцию традиционным поставщикам финансовых услуг, например В2С, и направления, обеспечивающие софт и услуги финансовым сервисам, такие, как В2В. Они не конкурируют с банком, но позволяют повышать эффективность работы банков за счет снижения транзакционных издержек, снижения рисков при оценке заемщиков и т.п. Тем не менее банки сохраняют свои преимущества на рынке, и говорить о быстром падении популярности банков пока преждевременно. Обычный гражданин скорее положит деньги в банк, чем отдаст стартапу-финтех, появившемуся меньше года назад. И неважно, что он проверен и надежен, – играет роль привычка.

Финтех, в свою очередь, тоже обладает преимуществами, позволяющими ему конкурировать с традиционными участниками финансового рынка, – новое поколение технологий позволит перейти к совершенно иному качеству финансовых услуг. Так, например, для открытия финтех-бизнеса не надо покупать сервер и строить большую инфраструктуру – все располагается в «облаке». С каждым годом коммерческий интернет развивается, люди все чаще пользуются мобильными устройствами для получения услуг, которые раньше оплачивали в офисе. Так что рано или поздно наличие отделений в городах перестанет быть весомым преимуществом для банков.


В 2016 году на рынке платежных услуг наблюдались десять трендов, так или иначе связанных с платежными инновациями. Первый тренд – продолжение сбытовой цепочки платежей свидетельствует об инновациях платежного интерфейса. Второй – показывает, что органы регулирования увеличат фокус на стимулирование инноваций и поощрение конкуренции на рынке платежей. Третьим трендом является то, что обработка платежей будет трансформироваться для постройки инфраструктуры нового поколения. Четвертый – в том, что реализация мгновенных розничных платежных систем продолжит ускоряться во всем мире. Пятый тренд – банки и небанковские учреждения будут уделять больше внимания применению технологии – блокчейн. Шестой – в перспективе ускорение роста объема скрытых платежей. Тренд седьмой говорит о том, что поставщики платежных услуг увеличат фокус на использовании идей для предложения услуг с добавленной стоимостью. Восьмой – показывает рост объема глобальных трансграничных платежей. Девятый тренд – это увеличение инвестиций в меры безопасности и аутентификации во избежание мошенничества и нарушения данных. И наконец, десятый тренд гласит, что страны с развивающейся экономикой перепрыгивают развитые страны при использовании инноваций.

Как отметила Светлана Криворучко, переход от инновационных бизнес-моделей к технологическим инновациям повлиял на мотивацию потребителей. Сегодня доказано, что около 68 процентов людей, которые планируют что‑то купить в интернете, завершают свои поиски кнопкой «платить», остальные 32 процента пользователей просто уходят, не завершив покупку. Основная идея сегодня в том, чтобы момент принятия решения о покупке совпадал с решением о платеже.

При этом стоит учесть, что огромное число приложений позволяет пользователям совершать транзакции одним-двумя кликами. Именно эта простота делает транзакции более незащищенными, а вопросы идентификации личности пользователя и защиты от мошенничества становятся куда более сложными.

По прогнозу консалтинговой компании PwC, к 2025–2030 годам мир будет существовать без банков в традиционном понимании. Насколько это реально, покажет время. Но то, что финтех окажет на эти процессы свое влияние, – несомненно. Известно, что в 2015 году общая сумма инвестиций в финтех составила около 50 млрд долларов. Наибольшие средства в развитие отрасли вкладываются в США, Европе и Азии. Однако интересен и очевиден тот факт, что появляются новые центры инноваций: Африка и Австралия. Кроме того, появляются новые игроки отрасли. Технологические компании, которые до этого не занимались финансами, обратили внимание на растущую популярность финансово-технологического сектора и без лишних промедлений начали продвигать собственные инициативы в отрасли. Такие IT-гиганты, как Microsoft, Intel и Google, тоже интересуются финтех-сектором, подкрепляя его немалыми инвестициями. Интерес к финтеху со стороны IT-гигантов и банков повлек за собой новые потоки инвестиций и появление инкубаторов. Рука об руку с финтех-индустрией идут и другие игроки рынка (компании из сферы социальных медиа, как Facebook и WeChat).

Сергей ЧернышевГлава научного совета Лаборатории институционального проектного инжиниринга, координатор рабочей группы по преобразующему инвестированию Сергей Чернышев в своем выступлении рассказал об инновации, которая станет, а возможно, уже стала одной из важных в политическом, экономическом, финансовом мире. В докладе «Кому и зачем нужен блокчейн?» Чернышев обратил внимание на инструмент, который был замечен, но не стал обсуждаемой инновацией, хотя мог отследить появление новых альтернативных тенденций в политической и экономической системах стран мира и почувствовать первые намеки на кризисные явления.

– У нас отсутствует институт научного мониторинга важнейших событий в зарубежных странах, которые могли бы стать предсказаниями гораздо больших и серьезных событий, – сказал докладчик – Когда в сентябре 2008 года крупнейшие инвестиционные банки США испытали крах, его сопровождали менее заметные события, которые предопределили бы кризис.

Спикер отметил, что новый технологический уклад в мире уже сформирован, перевооружение лидеров глобальной экономики идет полным ходом. Задача России – не остаться в стороне от этого процесса.

– На наших глазах происходит третья банковская технологическая революция, которая полностью изменит представление о банковской индустрии в ближайшие годы, – отметил С. Чернышев. – Смартфон стремительно превращается не только в виртуальный кошелек, но и в банковское окошко. Почти треть респондентов по всему миру используют телефон для изучения и покупки банковских услуг, в Китае эта доля превысила 50 процентов пользователей.

Кроме того, подчеркнул выступающий, если раньше банки могли сосредоточиться на игре в собственной «песочнице», то теперь им приходится считаться с интернет-предпринимателями. Гигантское количество финансовых стартапов, не обремененных унаследованной громоздкой IT-инфраструктурой, организационной негибкостью и банковским регулированием, выводит на рынки продукты, еще пару лет назад бывшие исключительно банковской вотчиной.

– В результате стартапы атакуют банки, претендуя на все большую долю объемов операций и снижая маржинальность для традиционных конкурентов, – сказал Сергей Чернышев. – Неудивительно, что банки пристально следят за компаниями Кремниевой долины, такими, как LendingTree, Betterment и Apple Pay. Хотя смотрят они, возможно, не в ту сторону. Пока западные инновационные финансисты только пробуют силы перед вторжением в традиционное банковское поле, их китайские конкуренты уже демонстрируют миру в полном масштабе, чего стоит опасаться банкам. 600 миллионов активных пользователей китайского мессенджера WeChat уже сегодня могут платить за электричество и газ, посылать деньги друзьям, класть их на депозит, покупать билеты, инвестировать в акции и брать кредиты всего за пару кликов. А сколько переводов между частными лицами прошло по всей банковской системе России с помощью мобильных телефонов за весь год? По нашей оценке, примерно в 10 раз меньше, чем у WeChat за день. Ну и наконец, самая пугающая для банкиров деталь. У WeChat уже больше 100 млн пользователей за рубежом. Учитывая, с какой скоростью Aliexpress становится главным российским онлайн-ритейлером, российским банкам стоит задуматься о том, чтобы в один прекрасный день не оказаться в тени игрока, который никем не регулируется и гораздо эффективнее банков в поддержании базовых банковских продуктов.

Игорь БелоусовДиректор Университетского альянса SAP в России и СНГ, д.ф.‑м.н. Игорь Белоусов отметил, что тренд цифровой трансформации наиболее ярко прослеживается в последние несколько лет: через этот процесс проходят клиенты SAP, и он заставляет изменяться саму компанию. При этом запросы, поступающие сегодня от клиентов – известных во всем мире компаний, кардинально отличаются от тех, что были ранее. Сегодня крупные игроки рынка в разных отраслях заинтересованы в экспоненциальном росте, их интересуют бизнес-приложения, отвечающие актуальным тенденциям времени. Эксперт привел пять таких тенденций, позволяющих бизнесу развиваться и достигать новых высот: гиперподключенность (потребителей, поставщиков, физических машин и устройств, процессов, систем), суперкомпьютеры (суперскоростные вычисления в оперативной памяти в режиме реального времени превратились в реальность), облачные технологии (обеспечивают скорость, дешевизну и простоту инноваций в бизнесе), умная среда (интернет вещей стал нормой) и кибербезопасность (цифровая сеть уязвима для цифровых атак и злоупотреблений).

Аудиторию заинтересовал пример «умного» автомобиля – совместного проекта SAP и BMW. Смысл данного проекта в том, что система автомобиля знает о водителе абсолютно все и подсказывает ему базовые вещи. Например, если видит, что скоро нужно будет заправляться, подсказывает, на какой колонке лучше цена или по специальному предложению можно получить бесплатный кофе. Когда водитель садится в машину, с большой долей вероятности известно, куда он поедет, и во время движения система обменивается информацией с магазинами, встречающимися по дороге. Они в свою очередь «анализируют» профиль водителя и, зная, что он занимается, допустим, гольфом, делают специальные предложения на клюшки для гольфа. Такая таргетированная реклама, как правило, всегда достигает своей цели.

Также Игорь Белоусов рассказал о программе SAP Next-Gen Consulting – глобальной стратегической инициативе Университетского альянса SAP, направленной на привлечение молодых дарований в экосистему SAP на этапе обучения в вузе, создающей ценность как для студентов, так и для заказчиков SAP, которые являются постановщиками задач для студенческих проектов. Деятельность в рамках SAP Next-Gen Consulting направлена на развитие у студентов предпринимательских, дизайнерских и проектных навыков за счет участия в уникальных студенческих проектах и выполнения прикладных исследований в центрах на базе ведущих вузов по всему миру. До конца 2016 года в российских вузах откроется два центра SAP Next-Gen Labs, а в 2017 году – еще несколько центров.

Игорь ГиркинМенеджер Cisco по развитию новых технологий Игорь Гиркин заметил: значительное увеличение роли информационных технологий обусловлено тем, что тенденция цифровизации вызывает интерес не только у специалистов в области IT, но и у руководителей компаний, а также у управляющих финансовыми и кадровыми потоками в организациях.

– Казалось бы, зачем нужна цифровизация предприятия? Почему, как и прежде, не использовать привычный документооборот? Проблема в том, что сегодня наиболее слабым звеном при передаче информации является человек: он может исказить ее как преднамеренно, так и непреднамеренно, – говорит докладчик. – Цифровизация же призвана по возможности максимально исключить человека из цепочки передачи информации. Именно передачи информации, но не принятия решения – на текущем этапе развития технологий принимать решения все равно будет человек. Если обеспечить полностью автоматический процесс передачи информации и ее обработки внутри одного предприятия, удастся выстроить эффективный обмен данными с поставщиками и клиентами.

В ходе своего выступления докладчик привел несколько примеров проектов, реализованных Cisco совместно с другими компаниями для различных производственных предприятий мира, и рассказал, как проекты, связанные с цифровизацией, информационными технологиями, повлияли на бизнес-процессы внутри конкретной компании.

Один из примеров касался заграничного нефтеперерабатывающего завода.

– Мы потратили много усилий на убеждение руководства завода в том, что технологии, связанные с цифровизацией, безопасны как с точки зрения передачи информации от людей, так и передачи информации непосредственно с технологического участка – то есть от датчиков, сенсоров, которые там находятся, – комментирует эксперт. – Начав работу над этим проектом, выяснили, что огромная роль отводится человеческому фактору: оператор должен был периодически ходить между установками, производить регламентное техобслуживание. Раз в год-полтора технологические линии на месяц выводили в плановый ремонт, и в это время завод производил в два раза меньше нефтепродуктов. При этом оператор зачастую игнорировал свои прямые обязанности – технологические установки могли месяцами не обслуживаться. Когда такая установка выходила из строя, выяснялось, что «отремонтировали» ее только на словах. Перед нами стояли задачи оптимизации плановых работ и обслуживания. Совместно с компаниями SAP и IBM мы перевели завод на электронный документооборот, что потребовало серьезного переосмысления со стороны руководителей компании: речь шла об использовании беспроводных технологий на критически важном объекте инфраструктуры некой страны. В результате удалось снизить операционные затраты на 10% благодаря получению информации в оперативном режиме, сократить затраты на 90% при добавлении новых устройств мониторинга и контроля, повысить производительность труда с выходом на двукратный рост, существенно улучшить безопасность труда и сократить на четыре дня время на плановые ремонтные работы.

Александр БухваловБольшой интерес аудитории вызвал доклад заведующего кафедрой финансов и учета Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, главного редактора «Российского журнала менеджмента» Александра Бухвалова, который в ходе своего выступления рассмотрел реальные опционы с двух точек зрения: как управленческий инструмент и методология стратегического менеджмента.

Исследователь напомнил, что под реальным опционом понимается возможность принятия гибких решений в ходе управления компанией или проектом в неопределенном и непредсказуемом окружении, предпосылки к использованию которой специально создаются заранее – до того, как соответствующее решение придется применять.

Говоря о методологической роли концепции реальных опционов, докладчик акцентировал внимание на том, что важны не формулы, а ключевые принципы: опцион имеет ценность, однако никогда не нужно реализовывать опцион, если нет уверенности в необходимости этого.

Александр Бухвалов указал на ряд особенностей применения реальных опционов в отрасли ИТ, где существенным является переход от использования одного рискованного актива к использованию другого (например – от одной платформы к другой). Эти идеи были продемонстрированы на монографическом кейсе американской компании Quantum Corporation, которая долгое время была вторым по величине производителем жестких дисков в мире и лидером в области инноваций. Исполнение реального опциона прекращения производства жестких дисков в 2000–2001 годах в результате продажи этого бизнеса компании Maxtor привело к потере компанией лидирующих позиций в отрасли хранения информации и катастрофическому снижению капитализации.

В завершение пленарной сессии состоялась презентация учебника «Операционный менеджмент», подготовленного под редакцией профессора, д.э.н. Аркадия Трачука. В учебнике рассмотрены основные теоретические аспекты операционного менеджмента и их практическая значимость в управлении организацией. Учебник соответствует ФГОС ВО 3+ и может быть использован в учебном процессе в программах подготовки магистров по направлению «Менеджмент» в организациях высшего образования России и стран СНГ.

 

Елена Восканян, Ирина Кривошапка