Экономика проходит тест на состоятельность

851

 

 

 

Экономика проходит тест на состоятельность

Участники пленарной дискуссии «Реальный сектор экономики: путь к эффективности» предложили рассматривать кризис как своего рода лакмусовую бумажку

Одним из центральных событий второго дня Гайдаровского форума стала пленарная дискуссия «Реальный сектор экономики: путь к эффективности». Впрочем, участники дискуссии не ограничивались обозначенной в названии динамикой, то и дело возвращаясь к более широкой экономической проблематике.

По словам председателя Государственной думы РФ С. Е. Нарышкина, открывшего пленарную дискуссию «Реальный сектор экономики: путь к эффективности», одним из приоритетов государственной антикризисной политики должна стать поддержка промышленности. На обсуждение был вынесен вопрос: «Кто эффективнее – бизнес или государство?» Эта проблема по-разному решается в разных секторах экономики. В России высока доля государства в экономике, возможно, именно это является одним из резервов для экономического развития. Не пора ли госкомпаниям и госкорпорациям активнее заниматься аутсорсингом, то есть передавать часть своих функций и активов, особенно инфраструктуры, частному бизнесу? Это, по мнению экспертов, могло бы стать еще одним стимулом для развития как самих компаний, так и малого и среднего предпринимательства.

Президент ОАО «Российские железные дороги» В. И. Якунин заявил, что водораздел между частными и государственными компаниями зачастую проводится искусственно, а эффективность тех или иных форм собственности зависит от конкретных отраслей. Например, в сфере ИТ более эффективны малые динамичные компании, но в странах ОЭСР 70% инноваций все же приходится на индустриальную сферу, где нужны масштабные рисковые инвестиции и фундаментальные исследования. «Никакой бизнес в этом отношении не может конкурировать с государственной научно-технической политикой», – считает Якунин.

По мнению главы РЖД, хорошим примером антикризисной политики может служить Япония, где после падения ВВП в 2013 году на 1,5% было принято решение о более раннем начале строительства высокоскоростной железнодорожной системы. Похожие меры были приняты в Чехии, Германии, Испании и Норвегии. «Нам также удалось доказать необходимость проектов высокоскоростного движения, проекта модернизации Восточного полигона. Однако сейчас мы слышим, что министр финансов говорит о сокращении государственных расходов. На зарплатах бюджетников не сэкономишь, поэтому будут резать расходы на развитие, модернизацию, инновации», – отметил Якунин. Он также пожаловался на излишний государственный контроль над возглавляемой им компанией. По его мнению, государство не всегда обладает необходимой квалификацией и объемом информации, чтобы адекватно оценивать экономические планы и инвестиционные проекты РЖД.

Затрагивая тему аутсорсинга, Якунин подчеркнул, что РЖД занимается соответствующей работой более 10 лет. «Мы начали осторожно, с областей, которые не связаны с обеспечением безопасности движения. Это уборка помещений, содержание домов отдыха локомотивных бригад, развитие комплекса услуг на вокзалах, охрана, содержание полосы отвода. Затем мы последовательно передали на аутсорсинг содержание всего локомотивного парка, фактически создав новый рынок объемом 80 млрд руб. Решение оказалось весьма эффективным», – рассказал глава РЖД.

Министр промышленности и торговли Д. В. Мантуров отметил, что в определенных случаях государство может быть эффективным собственником. «В 90-е годы вертолетные активы были в частных руках, разбросаны и неэффективны. А сегодня «Вертолеты России» как консолидированная компания, принадлежащая госкорпорации «Ростех», входит в тройку мировых лидеров по производству вертолетной техники», – пояснил он.

В государственном секторе экономики, в первую очередь на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, сегодня стоит задача оптимизации издержек. Один из возможных путей – создание казначейств и систем кэш-пулинга на предприятиях, что помогло бы сократить расходы по уплате банковских процентов. «Есть примеры, когда завод размещает свободные средства на депозитах или просто оставляет их в виде свободных остатков на счетах, а другое предприятие из той же интегрированной структуры мучается с привлечением банковских кредитов. В сегодняшних условиях это просто кощунственно», – рассказал Мантуров.

Предприятиям ОПК предстоит поработать и над совершенствованием системы корпоративного управления. Уже сегодня государство требует от них активного внедрения менеджмента качества и технологий бережливого производства. Кроме того, оборонным предприятиям, получающим бюджетную поддержку, установлен минимальный 10-процентный уровень оснащенности российским технологическим оборудованием. К 2020 году эту планку планируется поднять до 60%. По мнению министра, это даст стимул к развитию российского станкостроения.

Одним из немногих докладчиков, попытавшихся вернуться к обсуждению наиболее острых проблем реального сектора, стал президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов. По его словам, сигналы от татарстанских промышленников говорят о наличии серьезных проблем в сфере промпроизводства. «Необходимо принять срочные действенные меры, причем в первую очередь в банковской сфере. При уровне учетной ставки ЦБ 17% даже в идеальном случае ставки по кредитам будут составлять 20–22%. Например, на посевные работы по республике требуется 15 млрд руб., из них 9–10 млрд это заемные средства. Даже если найти эти деньги, какие последствия будут для стоимости продуктов питания?» – заявил Минниханов.

Впрочем, глава Татарстана верит в позитивные перспективы своей республики. По итогам 2014 года ВРП Татарстана достиг 1,63 трлн руб., причем инвестиции в основной капитал составили более 520 млрд руб. Только в текущем году в республике должно быть запущено 9 новых заводов. По словам Минниханова, ключевую роль в привлечении инвесторов в любой регион является наличие высокопрофессионального персонала и инженерной инфраструктуры. Поэтому в Татарстане уделяется значительное внимание созданию ресурсных центров подготовки кадров для промышленности (за 5 лет будет создано 25 таких центров, в том числе совместно с промпредприятиями), а также развитию особых экономических зон и индустриальных парков.

«Мы говорим о финансовом кризисе, необходимости сокращения расходов, проблеме дефицита федерального бюджета. Однако регионы давно живут в этом состоянии, для них ничего нового не происходит», – отметил директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России В. С. Назаров в ходе экспертной дискуссии «Российская экономика в условиях санкций и дешевеющей нефти». По его мнению, наиболее тяжелым для регионов стал 2013 год, когда общий дефицит их бюджетов достиг 1% ВВП, а доходы оказались самыми низкими с начала 2000-х годов в результате сокращения федеральных трансфертов и поступлений по налогу на прибыль. В 2014 году ситуация улучшилась, наметился рост поступлений по налогу на прибыль, доходы выросли на 0,3–0,4% ВВП. В свою очередь, дефицит бюджетов сократился до 0,5% ВВП. Тем не менее ситуация остается сложной.

Один из главных вызовов наступившего года для регионов – нехватка ликвидности. Регионы уже «подъели» все, что у них имелось (так, многие использовали для финансирования дефицитов остатки на счетах бюджетных учреждений), при этом долговые рынки закрыты, доходов пока нет, а расходы необходимо осуществлять «здесь и сейчас».

Другой риск первого квартала 2015 года – возвраты по налогу на прибыль. «Слишком уж хороши прошлогодние поступления. Не исключено, что здесь есть какие-то скелеты в шкафу. Такое уже случалось: в 2008 году были высокие поступления, а в 2009 году многие пришли за возвратами», – объяснил Назаров.

По мнению эксперта, серьезной проблемой для региональных бюджетов остается необходимость исполнения указов президента. Многие субъекты РФ фактически перевыполнили их, поскольку в реальном секторе рост зарплат прекратился, а в бюджетном – продолжился. Обсуждалось предложение заморозить зарплаты в таких регионах, а в остальных ограничиться повышением на 5,5%, однако в итоге эта идея не нашла отклика в правительстве. Косвенно касается регионов и проблема с системой ОМС. Назаров предвидит массовый дефицит территориальных программ госгарантий, что в сочетании с дорожающими лекарствами может представлять для региональных систем здравоохранения серьезную проблему.

Руководитель Экономической экспертной группы Е. Т. Гурвич попытался дать общую характеристику экономической ситуации в стране. Главной проблемой он считает «наркотическую» зависимость России от нефтегазовых доходов и неуспех всех программ диверсификации. Вторая проблема – необоснованно оптимистичные ожидания экономического роста. «Еще в середине 2012 года официальный прогноз правительства предусматривал рост за 2013–2015 годы примерно на 13%. Сейчас мы понимаем, что по факту будет спад на 1–2%. То есть даже в таком коротком прогнозе была допущена ошибка на 15%. Неверные прогнозы стали основой для неадекватного роста обязательств по госрасходам, в том числе социальных и оборонных», – пояснил Гурвич.

Фундаментальные трудности проявились в экономике не сегодня. В 2013 году, несмотря на беспрецедентно дорогую нефть, экономический рост оказался почти в 3 раза ниже, чем предполагало правительство. «На это замедление, на сохраняющийся устойчивый отток капитала оно ответило довольно поверхностными мерами – например, реализацией инфраструктурных проектов, которые не соответствовали масштабам и глубине проблем», – подчеркнул экономист.

По мнению Гурвича, сейчас оперативные действия властей в любом случае будут сосредоточены на удержании ситуации. Однако после завершения острой фазы кризиса правительство вновь встанет перед выбором – плыть по течению или вносить серьезные изменения в экономическую политику и систему управления. Как подчеркнул экономист, исследования показывают, что кризисы выступают в роли лакмусовой бумажки, теста на конкурентоспособность институтов государства и экономики.

Ближайший год покажет, насколько сильными оказались стимулы к переменам и насколько эффективно российское правительство способно реагировать на новые вызовы.

 

Марк ЦУЦИЕВ