С чего начинается успех

856

 

 

 

С чего начинается успех

Эксперты считают: перед тем как выходить на глобальный уровень, нужно понять – для чего это вообще нужно

Российские компании, нацеленные на выход за рубеж, должны быть готовы реструктуризировать свою деятельность так, чтобы соответствовать международным требованиям. Однако не всегда маркетинговые и инновационные стратегии, развитие кадровых ресурсов и финансовые меры, обеспечивающие рост компании на внутреннем рынке, позволяют быть успешной на глобальном рынке.

О том, что предпринимают российские компании для выхода на внешний рынок и какие трудности сопровождают бизнес в этом процессе, рассказали участники панельной сессии «Наращивание капитала для конкуренции на глобальном рынке», прошедшей в ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне 2013 года.

Павел Теплухин, Орит Гадиш, Николай Лебедев– Существуют ли прямые российские инвестиции за границей? – открыл дискуссию старший партнер венчурного фонда Runa Capital Сергей Белоусов. – В 2000 году инвестиции из России составили порядка 20 миллиардов долларов, в 2011-м – 360-миллиардов долларов. В этом отношении стоит отметить, что Россия является формирующимся и перспективным рынком по наращиванию экспорта капитала. В структуре денежных потоков с 1998 года три четверти инвестиций направлялись в ТЭК, это отражало природу российской экономики и хозяйства, спрос со стороны крупных корпораций. С 2010 года ситуация резко поменялась: около 18 процентов инвестиций осуществлялись в телекоммуникации, еще 18 – в банковский и финансовый сектор, и инвестиции России в ТЭК других стран упали до 40 процентов. Но с учетом активного развития машиностроения стоит говорить о перспективах диверсификации инвестиций в разные сферы, включая машиностроение и промышленные отрасли, создающие высокую стоимость.

Что подразумевается под диверсификацией инвестиций и куда российские компании вкладывают за границей? В чем сильные стороны российских компаний и чем они привлекают иностранных партнеров?

– В 2008 году инвестиционные возможности России были очень привлекательными, но при наступлении глобального кризиса оказалось, что вложения России в зарубежные страны получились такими же, как внутренние инвестиции, – сказал главный исполнительный директор в России Deutsche Bank Павел Теплухин. – И сейчас наблюдается практически уникальная ситуация: российские корпорации имеют средства, правительство не препятствует бизнесу, и стало меньше барьеров, чем раньше.

Эксперты полагают, что сейчас, скорее, не так важно, куда вкладываться – во внутренний или внешний рынок, важнее осознать, в какую отрасль необходимо инвестировать.

– Мы вкладываемся за пределами России в те отрасли, которые нужны нам, – сказал председатель совета директоров ОАО «Русские машины» Зигфрид Вольф. – Это хай-тэк. Я когда-то был главой совета директоров компании с капиталом порядка 30 миллиардов долларов, в которую инвестировал Олег Дерипаска. В кризис в компании возникли определенные трудности, и Дерипаска предложил мне переехать в Россию и помочь восстановить бизнес компании. Теперь мы партнеры и делаем все, начиная от авиационной техники до объектов строительства. Мы серьезно реструктуривали компанию и сейчас стали полноценным партнером для ряда предприятий, включая автомобильный бизнес. Можно сделать вывод: если ты конкурентоспособен, то можешь задумываться об экспорте своей продукции. В России я наблюдаю слабость с точки зрения бренда, имиджа, но не везде. Если взять, к примеру, «Газель», этот бренд занимает 60 процентов рынка аналогичной техники. Мы провели реструктуризацию совместно с привлеченными профессионалами, и нам удалось снизить себестоимость продукции на 20 процентов. Что мы сделали? Мы полностью поменяли менталитет наших людей, интегрировав нашу работу с международными стандартами по работе с кадровым ресурсом, это абсолютно новый подход в России. Итак, мы добились успеха на внутреннем рынке и созрели для того, чтоб выйти на международный уровень. Мы стали экспортировать наши продукты.

История успеха у каждой компании своя. Группа компаний «Транзас» в начале 1990-х годов начинала в условиях развала экономики, поставив при этом очень смелую задачу – выйти на международный уровень.

– В течение двух лет после начала работы нам удалось выйти на международный уровень, при этом мы начинали не с малых рынков, а стали работать с передовыми странами – Великобританией, Германией, Францией, Швецией, США, Сингапуром. Это стало нашим первым этапом и площадками для открытия первых предприятий, – сказал президент ГК «Транзас» Николай Лебедев. – Этим мы доказали самим себе конкурентоспособность и наличие потенциала. Сейчас наш внутренний оборот составляет 60 процентов, внутренний – 40.

Думаю, нужно сначала сформировать свою конкурентоспособность, включиться в реальную конкуренцию и после этого наращивать успех компании, используя преимущества, включая интеллектуальные. В Санкт-Петербурге мы нашли все эти ресурсы, создав те продукты, которые оказались более передовыми и конкурентоспособными, чем предлагают другие участники этого рынка. Мы начали с потребительских товаров – с тех ниш, в которых видели наибольший спрос, потом стали их расширять с учетом других элементов спроса. В целом, нам удалось создать на международных рынках несколько ниш и занять первые позиции. Сейчас это дает синергетический эффект.

Создавая компанию, каждый руководитель надеется на успех. Удастся ли при этом приобрести и сохранить привлекательный бренд?

– Когда ты выходишь на глобальный уровень, нужно четко определить, зачем ты выходишь, – отметил главный исполнительный директор группы по управленческому консультированию Accenture Plc Зандер вант Нурденде. – А потом пытаться разграничить приоритеты, найти свою нишу и конкурентные преимущества. Важное направление – инвестировать в сам бренд.

– Я начал свой бизнес 20 лет назад, – продолжил председатель All Capital Пекка Вильякайнен. – Ставки на инновации – это несомненное условие. Я был в 22 городах России, общались с новыми предприятиями. И многие говорили: Россия большая, зачем нам выходить за границу, разве недостаточно быть известными в России? Мой ответ такой: даже если зарабатываешь миллиарды, ты должен идти дальше, развивать свою команду и подтверждать свои позиции не только на отечественном, но и на зарубежном рынке. Будущее России – в инновациях, молодых компаниях и новых брендах.

Все чаще компании нацелены на международную деятельность, не ограничиваясь масштабами своей страны.

Сергей Белоусов, Пекка Вильякайнен– У нас в портфеле много компаний, которые даже не задумывались, стоит ли начинать бизнес за рубежом, – сказал Сергей Белоусов. – Сейчас эти компании – мировые лидеры в своих секторах, и технологические центры их находятся в России. Реальность заключается в том, что в мире техники и технологий почти нет границ.

– Нефть и газ – традиционные, но истощаемые источники энергии в России, и на них нельзя положиться последующие 20 лет, – сказала председатель совета директоров Bain & Company Орит Гадиш. – На Ближнем Востоке этих ресурсов тоже достаточно, но там начали довольно агрессивно от этого отходить, потому что только нефтегазовый сектор не дает возможности развития.

– Россия становится глобальным игроком, хотя это не просто – большинство российских компаний сталкивается с барьерами, – высказался Павел Теплухин. – Недавно «Газпром» предлагал хорошие инвестиции Греции, но эта операция не прошла – все крупные инвестиции, к сожалению, завязаны на политике. Многие зарубежные компании боятся преобладания (влияния) со стороны российских компаний. В технологиях, безусловно, нет границ и политики. Половина глобальных торговых платформ разработаны российскими программистами, и это развитые финансовые технологии на самом глобальном уровне.

По мнению Орит Гадиш, несмотря на то что Россия отстает по конкурентоспособности, очевидно, что здесь много активных людей, заинтересованных в развитии современных технологий.

Если молодому поколению бизнесменов оказать содействие в участии в потребительском рынке, помочь с финансами, то это откроет огромные возможности для России в целом. Такое содействие может оказать государство.

– Мне кажется, что правительство России пыталось управлять всем процессом, и такой подход со стороны правительства надо изменить, – ответил коллеге Николай Лебедев. – Государство пыталось дать определенные льготы предпринимателям. С другой стороны, когда правительство пытается инвестировать в технологии, оно делает это не так тонко, как мог бы сделать реальный инвестор. Мне кажется, что попытки управлять промышленностью – не совсем правильные. Сектор госуправления должен сосредоточиться на инфраструктуре, разработать политику в области технологий, чтобы российские компании могли заявить о своем интересе и стать конкурентоспособными на международном рынке.

– Для любой экономики выход на глобальный уровень сопровождается наличием квалифицированных специалистов и инвестициями в НИОКР, – сказал Сергей Белоусов. – К сожалению, в науку Российской Федерации в последние годы стали вкладывать все меньше. Представители государства думают о коммерциализации, но не о науке.

Специалисты справедливо утверждают, что для полноценного участия российских компаний в развитии глобального рынка потребуется время и средства. Трудно сказать, о каком периоде идет речь – 10 или 20 лет. Но в средствах нет ограничения. Одни эксперты говорят, что единственная корпорация, которая может создавать новое, – это государство, оно может позволить финансировать образование, науку, технологии. Другие утверждают, что если нынешняя элита будет готова вложить средства в новых руководителей, то добиться успеха Россия сможет еще быстрее. Третьи полагают, что наиболее приемлемым средством будущей интеграции в мировую экономику для России станет развитие отраслей, например ядерной. В любом случае, сошлись во мнении эксперты, в России есть огромный человеческий потенциал, его развитие и станет главным курсом.



 

Ирина КРИВОШАПКА