Единая комплексно-правовая система саморегулирования как инновационный фактор повышения эффективности деятельности сро и арбитражных управляющих

938

 

 

 

Единая комплексно-правовая система саморегулирования как инновационный фактор повышения эффективности деятельности сро и арбитражных управляющих

Н. Г. АКУЛОВА
rectorat_ieay@mail.ru
К.э.н., доцент, завкафедрой «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления

 

С. О. ВОРОНКОВ
voronkovsergey@mail.ru
Консультант отдела ведения государственных реестров Управления по контролю и надзору в сфере СРО Росреестра, аспирант кафедры «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления.

 

Абстракт: В статье анализируются проблемы деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на современном этапе развития экономики. Сформулированы предложения по созданию комплексно-правовой системы как инновационного механизма повышения эффективности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их членов.

Ключевые слова: Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, арбитражный управляющий, обучающие организации, государственные органы по контролю и надзору за деятельностью СРО АУ

Реабилитационная направленность института банкротства становится тяжелым испытанием для арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций ввиду сложности планирования и организации оздоровительных процедур (формирования плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбора эффективных форм и видов бизнеса на инновационной рисковой основе, организации взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, обеспечения конкурентной стратегии бизнеса), что обусловлено рядом причин. Так, для вывода предприятий из кризиса, их финансового оздоровления необходима совокупность знаний и уникальных компетенций в области экономики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей права. Кроме этого, у арбитражных управляющих за годы применения законодательства о банкротстве возникли так называемые управленческие стереотипы поведения и мотивации, ориентированные на ликвидационный характер процедур, применяемых в делах о банкротстве.

Рост количества нарушений, допускаемых арбитражными управляющими в ходе проведения дел о банкротстве, в сочетании с падением уровня профессиональных знаний заставляет искать инновационные пути решения указанных проблем, и в первую очередь в механизмах повышения эффективности деятельности СРО как основного органа контроля за деятельностью их членов.

Необходимо отметить, что развитие саморегулирования в социально-экономических отношениях, которое выражается в самостоятельной инициативной деятельности субъектов гражданских правоотношений, является общей тенденцией в современном мире. Саморегулирование и государственное регулирование при этом выступают как взаимодополняющие механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный правопорядок в процессах арбитражного управления. Мировой опыт показывает, что саморегулирование во многих случаях является эффективным дополнением к государственному регулированию. В большинстве экономически развитых стран создаваемые саморегулируемые организации становятся мощной движущей силой экономического роста, обеспечивающей повышение эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства, учет и согласование интересов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации общегосударственной социально-экономической политики.Поддержка саморегулирования является одной из целей административной реформы, проводимой государством в Российской Федерации.

Использование саморегулирования как субъекта регулирования системы арбитражного управления в РФ требует определенных условий для эффективного его функционирования и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование должно стать необходимой и общественно оправданной организационной основой института несостоятельности с точки зрения всех участников процедур, применяемых в делах о банкротстве.

Согласно действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» одной из основных функций саморегулируемой организации арбитражных управляющих является обеспечение соблюдения каждым из своих членов законодательства РФ, прежде всего, через работу механизмов контроля [1], ведь профессиональная работа арбитражного управляющего – важнейшая составляющая для достижения положительного социально-экономического результата процедур банкротства.

За допущенные нарушения в зависимости от их тяжести и с учетом обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность за их совершение, и в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации к арбитражному управляющему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

Административный аппарат СРО зарывается в бесконечных переписках с членами партнерства, арбитражными судами, заявителями и подателями жалоб, регулирующими и уполномоченными органами и т. д. В большинстве случаев кадровые ресурсы саморегулируемой организации, а также информационное обеспечение ее деятельности не позволяют квалифицированно и оперативно регулировать отношения, возникающие между членами саморегулируемых организаций и упомянутыми выше заинтересованными лицами.

Кроме этого, в настоящее время актуальной и важной задачей является необходимость повышения эффективности реабилитационных процедур, применяемых в делах о банкротстве. Для этого необходимо не только дальнейшее совершенствование законодательства и устранение противоречий между различными отраслями права, но и развитие на новой качественной основе системы подготовки и повышения квалификации кадров [2, с 88–93].

Обеспечить высокий уровень квалификации арбитражных управляющих через непрерывное их образование по принципу «учеба в течение всей жизни» невозможно без качественного информационного сопровождения этого процесса. Однако теорией и практикой доказано, что в настоящее время налицо противоречие между насущной необходимостью повышения эффективности функционирования института банкротства и несовершенством системы информационного обеспечения профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. Высокий динамизм законодательно-нормативной базы в области несостоятельности требует соответствующего изменения содержания. Однако сообществу арбитражных управляющих приходится сталкиваться с существенными недостатками в правилах проведения финансового анализа арбитражным управляющим, несовершенной методикой выявления наличия (отсутствия) признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства, отсутствием современных подробных рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления и внешнего управления неплатежеспособных организаций – и это далеко не полный перечень проблем информационного обеспечения.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, становится очевидным, что формирование полноценной информационной базы арбитражного управления нуждается в разработке единой комплексно-правовой информационной системы на базе программного продукта, ориентированного на потребности арбитражных управляющих и СРО.

Вышеуказанная информационная система должна базироваться на проведенных исследованиях в области антикризисного управления с учетом практических рекомендаций ведущих экспертов в данной области.

В настоящее время существуют три структуры, чей накопленный опыт при условии тесного сотрудничества способен решить указанные выше проблемы и предотвратить возникновение многих других:

1) государственные органы, исполняющие контрольную и надзорную функцию за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
2) саморегулируемые организации арбитражных управляющих;
3) обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих по программе Росреестра.

Результатом исследования должна стать комплексно-правовая система, максимально адаптированная к российскому законодательству, предназначенная как для саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, так и для арбитражных управляющих, – Единая комплексно-правовая система саморегулирования (далее – ЕКСС).

Основная научно-практическая нагрузка в ЕКСС безусловно должна быть возложена на приведенные выше организации, что позволит обобщить уникальный опыт, накопленный этими структурами и на сегодняшний момент не используемый комплексно.

Для систематизации и эргономичности ЕКСС необходимо создание ряда органов, позволяющих из миллиона разрозненных голосов и мнений путем глубокого анализа сформировать необходимые решения сложных экономических и правовых задач в сфере несостоятельности.

В рамках ЕКСС необходимо создание Совета обучающих организаций, в который войдут лучшие представители 40 вузов, заключивших соглашение о сотрудничестве с Росреестром и осуществляющих подготовку арбитражных управляющих по программе Росреестра. Проверенное временем качество работы данных организаций даст хорошую теоретическую основу.

Также возникает необходимость создания Совета СРО, включающего представителей всех 43 некоммерческих партнерств, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Обобщение разрозненного опыта деятельности СРО и их арбитражных управляющих в сочетании с не менее актуальным опытом государственных органов по контролю и надзору за деятельностью СРО АУ (представители Минэкономразвития и Росреестра) позволит справиться с любой практической задачей. Следовательно, укрупненная модель функционирования и информационного обмена в ЕКСС может иметь такой вид, как показано на рисунке.

ЕКСС может стать инструментом автоматизации деятельности СРО: автоматизации как внутри самой организации, так и взаимодействия с филиалами и арбитражными управляющими посредством электронного обмена информацией.

На практике арбитражный управляющий формирует защищенный пакет данных на своем компьютере в специализированной программе для экспорта и отправляет его в СРО по электронной почте или через страницу на веб-сайте СРО. Данный пакет автоматически попадает в ЕКСС, распаковывается и распределяет всю поступившую информацию по управляющему, его процедурам и должникам, аккредитованным организациям, с которыми он работал, и так далее – все содержимое отчета попадает в систему. В итоге в распоряжении СРО всегда имеются реальные сведения по своим управляющим, по процедурам, что избавляет их от большой рутинной работы, переложив ее на компьютер.

ЕКСС должна обладать следующими возможностями:

– формирование всей информации СРО в одной базе;

– сопровождение списка арбитражных управляющих информацией о соответствии исполнения обязательств по взносам, отчетам, общему стажу, наличии страховки, жалоб, количестве привлеченных аккредитованных организаций и так далее;

– сопровождение списка аккредитованных организаций с указанием заключенных договоров и сумм за отчетный период, а также их задолженности за предыдущие;

– учет и мониторинг жалоб на деятельность арбитражных управляющих и мониторинг всех этапов проверки деятельности;

– формирование и отслеживание заявлений на предоставление кандидатур с формированием всех необходимых документов;

– формирование списка процедур управляющих;

– формирование списка предприятий-должников с расчетом рейтинга привлекательности;

– автоматический прием отчетности арбитражных управляющих (импорт данных) через сайт СРО или по электронной почте;

– сопровождение списка контрагентов – организаций и физических лиц, с которыми работает СРО;

– автоматическое формирование необходимых документов для СРО с настройкой шаблонов под пользователя;

– полная автоматизация документооборота СРО – письма, уведомления, приказы, протоколы советов, общих собраний и т. п., которые используются в практике вашей СРО.

Необходимо отметить, что интерфейс ЕКСС должен быть понятным, т. е., несмотря на большую функциональность, она должна быть легка и эргономична в использовании.

Система ЕКСС позволит управлять огромным массивом информации, с которым работает СРО, – представительства, управляющие, аккредитованные организации, запросы, платежи, должники, отчеты, жалобы и другие. Поэтому для того, чтобы сделать ежедневную работу с ЕКСС более удобной и эффективной (особенно это важно для решения текущих, оперативных задач), все основные сведения должны быть сконцентрированы на главной странице: управляющие, за которыми есть задолженность, новые назначения, новые и текущие жалобы, обработка запросов на предоставление кандидатур, регистрация, контроль отчетов и т. д. Также список любого раздела должен быть снабжен богатыми функциями группировки и гибкой фильтрации. Так, к примеру, обычный список всех управляющих можно представить в разбивке по регионам или показать только тех, у кого есть задолженность, и так далее.

Таким образом, система ЕКСС за счет своих функциональных возможностей практически полностью автоматизирует работу внутри СРО и облегчает взаимодействие и обмен информацией с арбитражными управляющими, филиалами и другими организациями. Позволяет автоматизировать процессы решения таких задач, как предоставление списка кандидатур, отслеживание отчетности, контроль финансовых взаимоотношений, предоставление отчетов в контролирующие организации.

Компания-разработчик должна иметь собственную службу поддержки и осуществлять грамотную законодательную и техническую поддержку всех своих программных продуктов. Грамотные юристы компании должны постоянно отслеживать изменения законодательства и незамедлительно вносить необходимые коррективы в содержание всех программных продуктов. Специалисты службы технической поддержки должны оказывать любую помощь и консультации по вопросам работы с программами.

Учитывая заинтересованность государственных органов в совершенствовании механизма саморегулирования на принципиально новом уровне, на первых этапах своего развития ЕКСС может иметь источники финансирования за счет государственного бюджета.

Предложенный инновационный механизм как один из элементов системы модернизации экономики должен стать эффективным инструментом сохранения и накопления интеллектуального потенциала для преодоления сложившихся негативных тенденций в области антикризисного управления.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 №127ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 22, п. 2.

2. Ряховская А. Н., Акулова Н. Г. Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению//Эффективное антикризисное управление: научно-практический журнал. – М.: №2 (61), 2010.