Опыт саморегулирования, почерпнутый на просторах Интернета

884

 

 

 

Опыт саморегулирования, почерпнутый на просторах Интернета

Сама по себе идея переложить контрольные и надзорные функции в определенных сферах экономики на самих участников рынка не нова. Более того, если в России о необходимости комплексного подхода к решению этого вопроса, включая проработку законодательной базы, подошли только к началу 2000-х годов, в экономиках Европы и США принцип саморегулирования существует уже несколько десятков лет, имеет свою историю, опыт и наработки.

Теме саморегулирования в целом и саморегулируемых организаций в различных областях экономики в частности, путей и проблем их развития посвящено множество литературы и научных исследований. Вниманию читателей мы предлагаем некоторые доклады, которые прозвучали на II ежегодной конференции, посвященной институту саморегулирования, организованной Гарвардской школой бизнеса в феврале 2007 года.

Изучая эффект саморегулирования в сфере коммунального обслуживания

Совместное исследование Майкла Тоффеля (Michael W. Toffel), сотрудника Гарвардской школы бизнеса, и Джоди Шорт (Jodi L. Short), сотрудницы кафедры социологии Калифорнийского университета, Беркли, посвящено результатам функционирования различных государственных программ по саморегулированию в национальной экономике в части взаимоотношения контрольных органов и субъектов экономики. Ученые изучили мотивы, сопутствующие проблемы и последствия добровольного участия компаний в программах по саморегулированию той или иной деятельности, а также отношение к таким компаниям органов, наделенных полномочиями контроля такой деятельности. В качестве примера исследования были взяты программы саморегулирования в сфере коммунального обслуживания.

Так, Федеральным агентством по защите окружающей среды была запущена программа «Политика ревизии». Принимающие участие в такой программе компании обязуются самостоятельно заявлять о нарушениях в сфере коммунального обслуживания, в обмен освобождаясь от ряда проверок со стороны контрольных органов и получая возможность консультирования по тому, как избежать нарушений в будущем. При этом учеными рассматривается прежде всего вопрос использования компаниями в рамках своей деятельности двух законов, распространяющихся на как можно большее количество коммунальных хозяйств, – закона о чистом воздухе (Clean Air Act), а также закона сбережения энергии и других ресурсов (Resource Conversation and Recovery Act).

В результате проведенного исследования, подробно описанного авторами в своем докладе, последним удалось выявить реальное положительное влияние программы саморегулирования. Причем следует отметить, что преимущества такой программы реально ощущаются как для компаний-участников, которые освобождаются от ряда репрессивных мер и проверок со стороны органов контроля, так и для самих контрольных органов, для которых существование подобных программ по саморегулированию облегчает задачу контроля за соблюдением компаниями федерального законодательства.

Исследование доступно к скачиванию и прочтению по следующей ссылке:

http://www.hbs.edu/units/tom/conferences/docs/Toffel_Short.pdf

Качественное управление и саморегулирование в цепочке производства пищевой продукции на примере голландских фирм

Именно с такой темой доклада взял слово Вийнанд Ван Плаггенхеф (Wijnand van Plaggenhoef), кандидат наук, студент кафедры менеджмента Университета и Исследовательского института в Вагенингене, Нидерланды.

Его исследование посвящено влиянию деловой среды, узконаправленных инвестиций, использования информационно-коммуникацион-ных технологий (ICT), управленческой поддержки, а также добровольного обязательства компаний по самостоятельному контролю за соблюдением высоких стандартов производства на качество производства пищевой продукции на рынке Королевства Нидерланды. Статистические данные для исследования были предоставлены голландской системой «Стол одиннадцати», творением Министерства юстиции Нидерландов, являющимся по сути списком факторов, в рамках которых рассматривается тот или иной нормативный акт на предмет фактической актуальности и осуществимости. В ходе исследования для проверки модели измерения автором был применен метод структурного моделирования.

Основным вопросом, на который описываемое исследование должно дать ответ, Ван Плаггенхеф считает вопрос: «Насколько сильное влияние имеют институты внешнего контроля на производство пищевой продукции, а также насколько сильным в данном случае является влияние саморегулирования компании?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, ученый поставил в ходе своего исследования ряд локальных вопросов:

– Продиктован ли текущий уровень интеграции качества производства каждой отдельно взятой фирмы в сфере пищевой продукции страны внешним давлением бизнес-сообщества?

– Продиктован ли такой уровень узконаправленными инвестициями, управленческой поддержкой, добровольной приверженностью поддерживать высокий уровень качества изготавливаемой продукции, использованием новейших технологий?

– Действительно ли рост доходов фирмы – поставщика пищевой продукции продиктован ее интеграцией в систему высоких стандартов производства?

В результате проведенного исследования автор приходит к следующему выводу: саморегулирование в сфере производства пищевой продукции может быть успешным и принести ожидаемый положительный результат. Именно общая деловая среда влияет на высокий уровень управления и качества производства компанией своей продукции, а в случае каких-либо нарушений такая среда имеет собственные возможности применения рычагов давления на нарушителя.

Исследование доступно к скачиванию по ссылке:

http://www.hbs.edu/units/tom/conferences/docs/Van_Plaggenhoef.pdf

Конкуренция посредством сотрудничества: опыт мирового рынка беспроводной связи

В своем исследовании Айя Лейпонен (Aija Leiponen), сотрудник, описывает возможности и важность совместной разработки технических стандартов связи путем вступления компаний – производителей высокотехнологичной продукции в саморегулируемые организации, различного рода консорциумы и комитеты. Все это рассматривается в контексте участия компаний в организации под названием «Проект партнерства третьего поколения» (Third Generation Partnership Project).

Представленное в докладе автора исследование показывает, что участие фирм-производителей в международных консорциумах значительно увеличило уровень требований спецификаций производимой продукции на рынке беспроводной связи. Став одним из ключевых участников того или иного технического комитета, компания имеет возможность влиять на уровень стандартизации, посылая запросы на изменения в будущих спецификациях.

При этом предполагается, что, если компания-производитель намерена оказывать влияние на развитие отрасли в дальнейшем, она должна принимать участие как в саморегулируемых, формирующих стандарты комитетах и иных подобных организациях, так и в других внешних предприятиях, в рамках которых они должны обсуждать и определять позиции по техническим особенностям.

Описываемое исследование призвано указать ключевым участникам процесса формирования политики технических требований на необходимость сохранения открытости процессов обсуждения стандартов производства высокотехнологичной продукции в рамках саморегулируемых организаций. Следует сохранять возможность для всех игроков рынка телекоммуникаций участвовать в обсуждении технических стандартов качества производимой продукции.

О возможных формах участия в различного рода консорциумах и комитетах, о возможностях влияния таких организаций на выработку стандартов, а также о конкретной пользе такого участия для отдельно взятой фирмы и для всей отрасли в целом читайте в докладе автора, размещенном в Сети по адресу:

http://www.hbs.edu/units/tom/conferences/docs/Leiponen.pdf

 

Глеб РУДЕНКО