НЭП 2.0: от обороны к рывку

Изображение: от vectorjuice на Freepik
Изображение: от vectorjuice на Freepik

Российская экономика показала свою устойчивость в условиях санкционного давления. Однако время обороны прошло – настало время для экономического рывка. Сегодня на разных площадках все чаще поднимается вопрос формирования новой экономической политики – НЭП 2.0, концепция которой предполагает не просто повторение исторического опыта, а необходимость выработки новых стратегий, призванных помочь России достигнуть устойчивого роста и успешных изменений. Какие принципы должны лечь в основу НЭП 2.0, разбирались участники пленарного заседания IX Международного форума Финансового университета, состоявшегося 26 ноября 2024 года. Его тема была обозначена как «Новая экономическая политика 2.0: от адаптации к рывку».

 

Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации
Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации

Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации:

– В настоящее время в России речь не идет ни о какой новой экономической политике. Мы реализуем национальные цели развития, обозначенные в Послании Президента.

В последние годы бюджет занимался стимулированием экономики, когда ей действительно была необходима «подпитка»: в условиях пандемии COVID-19 и ограничения деятельности ряда предприятий требовалась помощь гражданам. После ввода санкций в поддержке нуждались предприятия, и мы оказывали ее за счет бюджета. За три года так называемый бюджетный импульс составил порядка 10% валового внутреннего продукта (ВВП).

Дальше такая политика продолжаться не может, тем более что устойчивый рост всегда обеспечивается частными деньгами. Государство не может постоянно увеличивать дефициты и через бюджет перераспределять забираемые ресурсы, будь то налоги или источники финансирования. Есть ли у частного сектора деньги? Да, есть. По итогам 2024 года прибыль предприятий значительно превысила показатели предыдущего года и составила более 50 трлн рублей.

Не стоит ожидать, что бюджетная политика будет постоянно стимулирующей и импульсной. В условиях, когда цены растут и Центральный банк охлаждает экономику, мы не можем идти друг против друга, то есть бюджет не может стимулировать, а банк охлаждать. Это приведет к тому, что банку придется повышать ставки. Нам это не нужно.

В следующие три года мы намерены проводить очень взвешенную, сбалансированную бюджетную политику. Продолжим стимулировать отдельные отрасли и направления, такие как технологическое развитие, за счет бюджетных средств, преференциальных режимов, льгот и различных инструментов, например субсидирования.

 

Есть ли у частного сектора деньги? Да, есть. По итогам 2024 года прибыль предприятий значительно превысила показатели предыдущего года и составила более 50 трлн рублей.

 

Сбалансированная бюджетная политика однозначно приведет к снижению инфляционного давления на экономику, а значит, Центральный банк будет снижать ставки, у предприятий появится ресурс для того, чтобы вкладывать в свой бизнес. Такова логика модели экономического развития на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Важнейшей задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу является развитие финансового сектора. Чтобы справиться со сложностями, которые возникли после ухода иностранных инвесторов, мы создаем инструменты аккумулирования и перераспределения ресурсов в экономике – программы долгосрочных сбережений, индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) и так далее. Необходимо развивать финансовый сектор России с тем, чтобы у нас были длинные деньги, которые бы работали как на сберегающих их собственников, так и на развитие экономики.

 

Андрей Костин, президент – председатель правления ПАО «Банк ВТБ»
Андрей Костин, президент – председатель правления ПАО «Банк ВТБ»

Андрей Костин, президент – председатель правления ПАО «Банк ВТБ»:

– В настоящее время происходит глобальная трансформация мира. Я сравниваю текущую ситуацию с 1917 годом, когда мир разделился на две системы, или с послевоенным временем, когда начала рушиться колониальная система.

Россия находится в абсолютно уникальных условиях. Несмотря на то что уже три года идет специальная военная операция (СВО), защита страны в 2024 году обошлась почти в 40% всех трат бюджета, против РФ введено огромное количество санкций, российская экономика развивается. Темпы ее роста даже выше, чем были в последние годы.

Да, звучат жалобы на инфляцию, но другого выхода не было. В целом, политика, проводимая государством, взвешенная, адекватная, в какой‑то степени новая, это обусловлено возникновением новых проблем. Если в 1990‑е годы мы просто подключились к мировым экономическим связям, которые были созданы Западом, то сейчас вынуждены создавать их сами на новой основе, в том числе на базе Глобального Юга.

Центральный банк, в свою очередь, использует имеющиеся инструменты. Не стоит рубить сгоряча, критикуя принимаемые решения, нужно посмотреть, насколько эффективными они окажутся. Даже при высокой ключевой ставке в 2025 году, по нашим оценкам, планируется двухпроцентный рост. Рекордная прибыль предприятий по итогам 2024 года – 50 трлн рублей тоже должна быть использована на дальнейший рост, на вложение в капитал и так далее. При всех сложностях считаю политику ЦБ осознанной. Другое дело, что традиционные методы, такие как ключевая ставка, могут работать не в полной мере в силу условий, в которых мы оказались. В целом, я бы в панику не впадал, думаю, мы справимся.

 

Игорь Щеголев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Игорь Щеголев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

Игорь Щеголев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе:

– Экономические дискуссии, которые сегодня ведутся, напоминают, на мой взгляд, не разговор про НЭП 2.0, а пересказ сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» в тех или иных вариациях. Я попробую задать немного другой вектор.

За последние пять лет на территории Центрального федерального округа объем производства в обрабатывающей промышленности вырос в два раза. У нас сейчас главный ограничитель – нехватка людей. По округу на одного безработного приходится девять вакансий, а по стране пять на одного. Эта проблема носит не оперативный, а стратегический характер, поскольку в конечном счете скажется на объемах производства и потребительском спросе. Если посмотреть чуть дальше, опыт многих стран показывает, что старение населения вызывает серьезные дисбалансы, в частности в пенсионной системе.

 

Мы видим возвращение к тем традициям, которые были в дореволюционной России, особенно широко они развились в Советском Союзе, когда предприятие отвечало не только за прибыль.

 

Российское государство уделяет большое внимание этой тематике: реализуется национальный проект «Демография», принимаются меры для поддержки семей, но, учитывая глобальность и серьезность проблемы, понятно, что только силами государства с ней не справиться. Все больше предпринимателей задумываются о своей роли в ее решении. Есть примеры, когда компании, и это не единичные случаи, выплачивают сотрудникам корпоративный материнский капитал за рождение детей. Суммы разные, максимально мы зафиксировали один миллион рублей. Вводятся и другие поощрительные меры: создаются корпоративные детские сады, увеличивается социальный пакет, появляется дополнительное медицинское страхование.

По большому счету, мы видим возвращение к тем традициям, которые были в дореволюционной России, особенно широко они развились в Советском Союзе, когда предприятие отвечало не только за прибыль. В те годы хозяйственники, руководители предприятий видели свою задачу не только в достижении определенных экономических показателей, но и в заботе о трудовых коллективах, о территориях развития. Сейчас вопрос стоит точно так же. Очень трудно привлечь новые кадры в города, если это не административные центры, не столичные округа, где скромные условия для жизни, где после работы с семьей некуда сходить. Многие предприятия начинают в это вкладываться. На наших глазах рождается новая корпоративная этика, формируется новое отношение бизнеса к территориям, где он работает, к своим нынешним кадрам и к будущим поколениям, к решению задач и достижению национальных целей.

 

Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»
Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»

Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»:

– По итогам 2022 года доля выпускаемой нами гражданской продукции составила 45,4%, то есть была близка к целевому показателю – 50%, поставленному Президентом. В 2023 году, в связи с резким ростом гособоронзаказа, этот показатель уменьшился до 35%, а в абсолютных цифрах выручка от продаж гражданской продукции достигла практически триллиона рублей. То есть независимо от того, что перед нами стоит основная задача производства вооружения, все‑таки мы занимаемся развитием и созданием новых видов продукции гражданского назначения. Понимаем, что после завершения СВО такой объем военной продукции нашему государству уже не потребуется. Тем не менее я не думаю, что будет резкое падение – армию в любом случае нужно будет обеспечивать новым, современным вооружением.

 

Андрей Воробьев, губернатор Московской области
Андрей Воробьев, губернатор Московской области

Андрей Воробьев, губернатор Московской области:

– Мы со своей стороны, как и каждый регион нашей страны, стараемся сделать все для того, чтобы было место малому и среднему бизнесу. В Подмосковье доля доходов такого бизнеса составляет 30% бюджета и четверть валового регионального продукта (ВРП). Поэтому внимание, поиск, забота, клиентоориентированность на малый и средний бизнес имеют принципиально важное значение.

Очень эффективно себя показали наши индустриальные парки. Смысл 70 индустриальных парков, которые работают в разных городских округах, заключается в том, что инвестор приходит, по сути, на все готовое. У него есть полное представление о том, сколько здесь электричества, какой газ, какие дороги, а также удобная инфраструктура. Все это является весомым конкурентным преимуществом. Когда существуют государственные программы, в том числе поддерживаемые правительством в рамках национальных проектов, тогда в индустриальные парки «приземляются» компании, которые обладают высокой добавленной стоимостью. В частности, заметное количество компаний наращивает производство микроэлектроники и различной компонентной базы в Дубне. В 2025 году в Подмосковье откроется первый государственный индустриальный парк «Ленинский» в формате «все включено». Все программы, которые сегодня направлены на импортозамещение, поддерживаются 5−9%-ной ставкой и, безусловно, дают заметный эффект.

 

Очень эффективно себя показали наши индустриальные парки. Смысл 70 индустриальных парков, которые работают в разных городских округах, заключается в том, что инвестор приходит, по сути, на все готовое.

Важным слагаемым для каждого, кто начинает бизнес, является прохождение всех бюрократических согласований, получение разрешения на строительство, технических условий и так далее. Мы перевели эти процессы в цифровой формат, что позволяет увеличить скорости – благодаря Центру содействия строительства в Подмосковье сократился срок выхода на производственную площадку с трех лет до восьми месяцев.

Традиционно Московская область обладала высоким бизнес-потенциалом. Еще в советское время она имела три ордена Ленина, два из них были за передовое сельское хозяйство. То есть технологичность и инновации всегда служили таким джокером, конкурентным преимуществом. Люди, которые работают в наших городах и наукоградах, дают хорошие результаты.

В Московской области серьезно представлена обрабатывающая, космическая, оборонная промышленность. Традиционно у нас работали иностранные компании, их подразделения были одними из самых прибыльных по миру. По данным на 26 ноября 2024 года, в Подмосковье находится около 200 иностранных компаний.

Подчеркну: мы ждем инвесторов и стараемся делать все, чтобы компании, которые ведут у нас бизнес, работали с прибылью.

 

Оксана Лут, министр сельского хозяйства Российской Федерации
Оксана Лут, министр сельского хозяйства Российской Федерации

Оксана Лут, министр сельского хозяйства Российской Федерации:

– Сейчас благодаря в том числе поддержке государства и частным инвестициям сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей российской экономики. Мы находимся на хорошей стадии развития – научились производить все, что можно, с учетом российского климата. С точки зрения товарного обеспечения нам удалось достичь практически всех показателей доктрины продовольственной безопасности.

Сельское хозяйство – крайне высокотехнологичная отрасль. Ярким примером является Московская область, где, несмотря на климат, за счет использования передовых технологий удается успешно развивать сельское хозяйство.

В 2014 году Президент РФ ввел продовольственное эмбарго. За эти 10 лет сельскохозяйственное производство выросло на 30%, производство пищевых продуктов на 40%. Мы полностью обеспечили себя всеми необходимыми социально важными продуктами питания. С 2020 года фактически являемся нетто-экспортером продовольствия, поставляем продукцию в 160 стран мира. У нас хороший отрыв между экспортом и импортом. Продолжаем его увеличивать. По поставкам в тоннаже продовольствия Россия является третьим поставщиком в мире и вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности не только нашей страны, но и мира в целом.

Планов у нас много. Стоит вопрос повышения производительности, роботизации – передовые технологии можно применять для увеличения производимой продукции. В соответствии с указом Президента № 309, к 2030 году запланировано увеличение объема производства продукции агропромышленного комплекса (АПК) не менее чем на 25%. Кроме того, нам предстоит в 1,5 раза увеличить экспорт, то есть приблизиться к тому, чтобы стать одним из основных поставщиков продовольствия в мире. Уверена, мы справимся.

 

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку:

– Я считаю так: если бы не было санкций против нашей страны, то их надо было бы придумать. Сравнивая весь период своей работы в Госдуме, могу сказать, что в последние годы мы наиболее интенсивно трудились над внедрением в нашей стране интересных финансовых инструментов, провели реформу негосударственных пенсионных фондов (НПФ), включили стимулы, чтобы людям было интересно их использовать. Уже можно говорить о триллионе рублей, привлеченных через НПФ. По сути, у людей появилась возможность накопить средства для своей будущей жизни, необязательно пенсионного периода – деньгами можно будет воспользоваться уже через 15 лет.

С 1 января 2024 года в России появился индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3), который тоже включает в себя стимулы для людей, инвесторов. В экономику уже привлечено около 300 миллиардов рублей частных инвестиций.

Мы предложили рынку новые инструменты – такие, как цифровые финансовые активы, криптовалюты. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Недавно я встречался с одним из банков из дальнего азиатского зарубежья, коллеги рассказали про интересный кейс по выпуску платежной карты, которая позволяет пользоваться обычными банковскими счетами, то есть проводить переводы, накапливать средства на этих счетах, а также может применяться для работы с криптовалютами. Карта привязана к определенному реестру. Почему бы такой инструмент не внедрить у нас? Он бы позволил преодолеть многие санкционные ограничения.

Я считаю, что мы очень неплохо продвинулись по цифровизации финансовой сферы. Россия, возможно, является лидером в этом направлении, хотя товарищи из этой южноазиатской страны показали, что нам есть куда развиваться.

 

Мы предложили рынку новые инструменты – такие, как цифровые финансовые активы, криптовалюты. Но не стоит останавливаться на достигнутом.

 

 

Витторио Торрембини, президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa)
Витторио Торрембини, президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa)

Витторио Торрембини, президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa):

– Мне сложно комментировать текущую экономическую политику России. Ситуация до конца не ясна. Мы видим очень сильные, очень высокие ставки от Центробанка, тяжело получить кредиты на инвестиции. Из-за этого, на мой взгляд, многие предприниматели еще не решили, куда ивестировать. Надо выбирать какие‑то направления, потому что заместить весь импорт нельзя.

 

Александр Мурычев, вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики Российского союза промышленников и предпринимателей
Александр Мурычев, вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики Российского союза промышленников и предпринимателей

Александр Мурычев, вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики Российского союза промышленников и предпринимателей:

– Я как экономист прекрасно понимаю политику правительства и Центрального банка, связанную с подавлением инфляции, но, общаясь с промышленными кругами, вижу, что 100% с ней не согласны. Фактически ежемесячно мы делаем замеры сотен предприятий. Последние замеры показывают, что больше половины готовы вкладывать инвестиции в ближайшие три года, но после 2025‑го будут смотреть, как будет складываться цена ресурсов, без которых инвестиции невозможны.

Проблема с инфляцией, по‑моему, еще не изучена до конца. Мы исходим из того, что сама по себе ключевая ставка складывается из номинальной и реальной ставки. Формула понятна: 8,5% – инфляция, все, что больше этого, реальная базовая ставка, из которой исходит Центральный банк. Она складывается с учетом процессов, которые происходят в экономике: наличного денежного оборота, кредита и прочих.

Что касается координации правительства и ЦБ. Мы предложили внести изменения в закон № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и обязать регулятора согласовывать денежно-кредитную политику с правительством. Это позволит контролировать соответствие ее ключевых параметров целям социально-экономического развития страны.

 

Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ

Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:

– Финансовый университет только что завершил большое исследование инвестиционной среды. Мы изучали эффективность мер государственной поддержки регионам, инвестиционные кредиты субъектам Федерации, инвестиции в рамках госпрограмм, точечные проекты по развитию регионов и специальные режимы, связанные со стимулированием инвестиционного процесса.

Как один из позитивных примеров, который действительно хорошо работает, я бы отметил такой инструмент, как Фабрика проектного финансирования – проект, реализуемый совместно правительством, институтом развития в лице ВЭБ.РФ, коммерческими банками и реальным сектором экономики. Фабрика позволяет диверсифицировать риски, мультиплицировать экономический эффект. Именно в этом проекте мы обнаружили наиболее весомый мультиплицирующий эффект, когда на один рубль финансирования из бюджета или квазибюджетного через ВЭБ.РФ привлечены 22 рубля частных инвестиций. Это работает, поскольку банки уверены, что представляется комплексная мера поддержки, будет обеспечена страховка рисков банка от повышений в том числе ключевой ставки через механизм ее субсидирования. Таким образом, этот проект, который реализуется на протяжении нескольких лет, очевидно, нуждается в масштабировании и переосмыслении на предмет его реализации в отдельных крупных регионах, мегаполисах, крупных городских агломерациях.

 

Как один из позитивных примеров, который действительно хорошо работает, я бы отметил такой инструмент, как Фабрика проектного финансирования – проект, реализуемый совместно правительством, институтом развития в лице ВЭБ.РФ, коммерческими банками и реальным сектором экономики. Фабрика позволяет диверсифицировать риски, мультиплицировать экономический эффект.

 

Проанализировали мы и функционирование ряда особых экономических зон и территорий опережающего развития. Здесь общий вывод такой, что, в первую очередь, идет наибольший приток инвестиций в расчете на одного жителя региона в крупных мегаполисах и городских агломерациях. Действительно, если взять за основу Москву и Московскую область, в целом объем инвестиций даже при высокой населенности обоих регионов вдвое больше, чем в среднем по России. А, например, если внутри московского мегаполиса взять особую экономическую зону «Технополис Москва», то там объем инвестиционных ресурсов еще в четыре раза выше, создано 15 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.

Эти точки роста в рамках действующей политики правительства заслуживают самого пристального изучения, масштабирования, развития внутри нашей страны.

Проанализировали отношения потенциальных участников к новому проекту Министерства финансов РФ – программе долгосрочных сбережений, провели анкетирование более 11 тысяч ее потенциальных участников, которые готовы вложить от миллиона рублей и больше. Констатируем, что из опрошенного контингента порядка 7% уже участвуют в этой программе, 52% выразили желание принять в ней участие в ближайшее время. Потенциально готовы участвовать порядка 90%. Такая разница обусловлена ожиданием сигнала в виде тренда на снижение ключевой ставки.

Также проанализировали интересы двух групп физических лиц – квалифицированных и неквалифицированных инвесторов в потенциальном инвестировании в фондовый, в первую очередь, рынок.

Неквалифицированные инвесторы проявляют в большей степени интерес к коллективному инвестированию. Их интересует, прежде всего, такой инструмент, как ПИФ. Препятствием является то, что банки и инвестиционные институты не предоставляют ту линейку инструментов, которые были бы нужны неквалифицированным инвесторам. В частности, речь идет о возможности изменения базового актива при коллективном инвестировании в зависимости от изменения макроэкономической ситуации. Респонденты говорят, что для них невыгодно вложение в облигации из‑за высокой ключевой ставки, но нужны инструменты, связанные, например, с инвестированием через те же ПИФы в недвижимость, аренду, драгоценные металлы. Тогда инвесторы готовы вкладывать с тем, чтобы потом менять базовые активы, перекладывать уже их в том числе в акции, когда макроэкономическая ситуация будет благоприятная.

Еще более сложные требования выдвигают те, кого мы называем квалифицированными инвесторами, то есть крупные институциональные инвесторы. Многие из них, а речь идет о нескольких миллионах наших граждан, попали в неприятную ситуацию, когда крупнейшие депозитарии Clearstream, Euroclear сделали невозможным их доступ к активам, зарегистрированным в этих депозитариях. Тем не менее, обжегшись на этом инструменте, при восстановлении некой возможности инвестирования уже в современных условиях, ставятся задачи расширения линейки инструментов инвестирования. В частности, очень мало используется в нашей стране такая методика, как Seed, когда инвестор вкладывает деньги в проверенную гипотезу развития того или иного вида бизнеса и, соответственно, ведет его от предварительной стадии, так называемого Pre-seed, до IPO. В этом плане следует подумать о взращивании новых технологий.

Не могу не коснуться темы, о которой говорят квалифицированные инвесторы, – недостаточном количестве и охвате отраслевых ценных бумаг, которые обращаются на рынке. По нашим оценкам, на российском рынке сегодня обращаются порядка 150 видов ценных бумаг различных отечественных эмитентов. Они представляют всего 15 отраслей российской экономики. Практически не представлены на этом рынке целые мега-отрасли, такие как медицина, фармацевтика, мало представлен агропромышленный комплекс. Создание эффективных стимулов для предоставления подобных эмитентов на российском фондовом рынке нам видится одной из важнейших задач.

 

Елена ВОСКАНЯН