ТОП-5 бизнес-трендов 2023 года

Владимир Коровкин
Владимир Коровкин

В октябре 2022 года журнал Forbes опубликовал прогноз пяти ключевых бизнес-трендов на 2023 год. Сейчас, когда год перевалил за середину, интересно провести своего рода ревизию этого прогноза и его применимости к российской ситуации. По просьбе журнала «Риск-менеджмент. Практика» это сделал старший преподаватель бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.

 

Тренд № 1. Ускоренная цифровизация.

Безусловно, ключевым прорывом здесь стал генеративный искусственный интеллект. Возможности ChatGPT нового поколения действительно впечатляют. Все большее распространение получают и изображения, генерируемые искусственными нейросетями. Пока сложно говорить о том, что новое поколение ИИ прочно входит в основные бизнес-процессы, но на условной периферии его присутствие уже становится реальностью — например, в создании рекламных кампаний.

 

Тренд № 2. Инфляция и нарушение цепочек поставок.

Любопытный пример того, как проецирование в будущее текущего тренда оказывается в корне ошибочным. Осень 2022 года — пик феномена глобального всплеска инфляции, заслужившего даже отдельной статьи в Википедии.

Однако к настоящему моменту инфляция вернулась к уровню весны 2021 года и продолжает снижаться. Рынки в целом «отыграли» эффекты геополитического кризиса, причем пока что на них воцарилась не некая «новая нормальность», а просто довольно привычный и комфортный уровень цен. Глобальная логистика, проходившая очень турбулентный период с начала пандемии, в целом тоже возвращается в более спокойное течение.

 

Тренд № 3. Устойчивость.

Здесь, пожалуй, турбулентность продолжает нарастать. Геополитические события привели к кардинальным изменениям на энергетической карте мира. Совершенно неожиданно для всех уголь стал стремительно возвращать позиции в качестве топлива (хотя современные угольные электростанции, в том числе в России, могут использовать мощные фильтры, существенно снижающие их воздействие на экологию). Вероятно, в энергетике как раз следует ожидать появления «новой нормы», которую во многом определит предстоящая зима. С другой стороны, в сельском хозяйстве по всему миру продолжаются успешные опыты по созданию искусственных животных белков, уходу от химических удобрений в сторону инновационных биологических решений (в том числе — с использованием бактерий), эффективному использованию воды и микро-генерации электроэнергии солнечными батареями. Также продолжается быстрый рост доли электромобилей.

 

Тренд № 4. Иммерсивный потребительский опыт.

Этот тренд был явно навеян шумихой вокруг темы «метавселенных» и является еще одним примером того, как непросто продолжать текущую повестку в будущее. Середина 2023 года ознаменовалась серией публикаций о том, что «метавселенная» умерла преждевременной смертью. Что, разумеется, не отменяет стремления соединить лучшее из онлайнового и офлайнового потребительского опыта для создания нового ценностного клиентского предложения. Скажем, кассы самообслуживания или оплата «улыбкой» (с распознаванием лица) становятся частью розничного мейнстрима — в том числе и в России.

 

Тренд № 5. Нехватка человеческого капитала.

Несмотря на стремительный рост эффективности цифровых систем (а может, и вследствие), мы видим все больший спрос на человеческий интеллект. Вместе с ним приходит осознание того, что глобальная образовательная система морально устарела и не справляется с созданием знаний и компетенций, востребованных в XXI веке. Нехватка «новых талантов» остро чувствуется и в России, ее стремятся быстро восполнить многочисленные образовательные платформы.