С санкционным комплаенсом сегодня сталкивается большинство крупных компаний, попавших под санкции. Но он актуален и для среднего бизнеса, и для крупных компаний, которые не попали под санкции, но вынуждены работать в различного рода ограничениях. Соответственно, для работы в текущих условиях им также необходимо внедрять риск-ориентированный подход.
Сегодня мы находимся в условиях большой неопределенности мировой экономики, когда никто не знает успешного сценария. Поэтому, как обычно, в своих действиях руководствуемся основными принципами ведения бизнеса и опытом, который нам помогал выстоять в трудные времена 90-х и во время кризисов 2000-х годов.
Почему-то у нас принято считать, что комплаенс – это такой внутренний прокурор, который все запрещает. Наоборот – это поиск возможностей во время запретов.
Россия сегодня является страной, против которой введено рекордное количество санкций. И этот рекорд нам нужно пережить и при этом еще и развиваться. В данных условиях необходимо концентрироваться на рисках, которые никогда раньше не ощущали. Инструмент, необходимый для законного ведения бизнеса в условиях западных санкций и российских контрсанкций,– санкционный комплаенс. Это система бизнес-процессов, направленных на выявление и локализацию потенциальных рисков, связанных с введением санкционных ограничений.
Это инструмент, который помогает в текущей ситуации неопределенности и неизвестности находить ту зеленую дорожку, по которой можно идти либо с допустимыми рисками, либо почти без рисков.
Особенно он необходим для корпораций, которые ведут бизнес в разных странах. Или в тех случаях, когда одна из компаний-партнеров входит в «черный» список.
Изначально санкционный комплаенс появился в США, его поддержала Великобритания, страны Европы. Компании хотели уберечь себя от рисков сотрудничества с фирмами, находящимися под какими-либо межгосударственными ограничениями.
В России есть своя специфика системы. Например, после того как в 2014 году к территории России добавился Крым, против страны было введено определенное количество санкций. Но, по признанию представителей бизнеса, в том числе дочерних компаний зарубежных фирм, комплаенс-специалистов, после Крыма на соблюдение санкций смотрели сквозь пальцы. Тогда как сейчас очень серьезно к ним относятся.
Например, в соответствии с российским законодательством юридическое лицо не может отказаться от сотрудничества с какой-либо организацией из Крыма только на основании ее санкционной территориальной принадлежности. Но если это юрлицо входит в международную группу компаний, то ему следует избегать таких контрагентов, так как их санкционные риски для топ-менеджмента группы компаний будут слишком высоки.
У нас принято считать, что комплаенс – это такой внутренний прокурор, который все запрещает. Наоборот – это поиск возможностей во время запретов.
Тщательно продуманная система комплаенса позволяет прописать в локальных документах такие действия сотрудников, которые одновременно будут соответствовать и российскому законодательству, и блокировать «опасных» контрагентов.
Сейчас бизнесу нужен новый выход на рынки, нужно решать вопросы логистики, расчетов. И речь идет не только о юридических лицах. Страдают граждане, которые хотели обосноваться в Европе, но встретились с ограничениями, не позволяющими им тратить свои деньги. Преодоление этих вопросов и запретов – сейчас очень серьезная работа с точки зрения риск-ориентированного подхода.
Внедрение системы комплаенс необходимо для законного ведения бизнеса в условиях западных санкций и российских контрсанкций. Но я бы не отказывался от других направлений риск-ориентированного подхода. Например, прогностического. В ассоциации мы разработали 22 направления комплаенса по методике нашего экспертного совета.
Тщательно продуманная система комплаенса позволяет прописать в локальных документах такие действия сотрудников, которые одновременно будут соответствовать и российскому законодательству, и блокировать «опасных» контрагентов.
Чем может помочь комплаенс сейчас:
-
- • Поиск возможностей редомициляции бизнеса (полный перенос компании из одной страны в другую).
- • Реструктуризация бизнеса и открытие филиалов в других странах.
- • Способы выхода на новые, ранее не использовавшиеся рынки.
- • Проверка новых контрагентов и изучение правовой специфики ведения бизнеса в разных дружественных странах.
- • Поиск законных способов налаживания поставок.
Конечно, мы как организации используем некоторые контенты-интеграторы, которые помогают нам определить, есть ли в списках ограничений те или иные физические и юридические лица.
Но есть такие вещи, которые скрыты. Например, «правило 50», которое подразумевает, что компания попадает под санкции, если она на 50 процентов и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках, то есть их проверка не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.
При проверке компании-контрагента при заходе на новые рынки также важно изучить его структуру, чтобы выявить ее реальные связи. Проверять своих контрагентов в первую очередь должны: банки, филиалы зарубежных организаций, компании с выручкой в иностранной валюте, участники ВЭД, то есть все те, кто ведет бизнес на международном рынке.
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам также требуется соблюдать ограничительные правила.
Первые шаги организации при попадании под санкции:
-
- • Минимизировать риск распространения на компанию «вторичных» санкций.
- • Закрепить возможность расторжения договорных отношений без негативных последствий для компании.
- • Минимизировать риски неисполнения контрактных обязательств
- • Минимизировать риски привлечения к ответственности лиц, на которых распространяются требования санкционного законодательства США и ЕС. Вы знаете примеры наших олигархов, крупных собственников бизнеса, которые ограничили свое присутствие в собственных бизнесах. Это как раз не что иное, как следование санкциям: уменьшение доли или формальный выход из дела, для того чтобы бизнес не страдал.
- • Идентифицировать все санкции, которые могут распространяться на бизнес. Иначе это риск потерять капиталы и войти в такие ограничения, которые могут заблокировать работу компании.
Для выявления этих рисков мы рекомендуем карту рисков как инструмент комплаенс-системы.
Это визуальный документ, наглядно систематизирующий выявленные при анализе бизнеса риски, отражающий уровень вероятности срабатывания каждого из них, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния.
Карта может быть составлена по компании в целом, по конкретным бизнес-процессам, определенным направлениям.
Важно выделять риски на ранних стадиях, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Поэтому необходимо разработать и внедрить рабочие механизмы по устранению и предотвращению возникновения проблем в будущем.
Рекомендации для бизнеса в условиях санкций:
-
- • Внимательно отнестись к форс-мажорам. Нужно учитывать, что его нужно доказать в суде. Также нужно иметь в виду, что при включении санкции в форс-мажор любая из сторон может отказаться от выполнения договорных обязательств ввиду санкций.
- • Включить в договор страхования санкционных рисков и обозначить, кто будет нести расходы в случае введения санкций против одной из сторон.
- • Санкционная оговорка – часть договора, которая обязывает контрагентов следовать выбранным ограничениям. Например, в соглашение можно включить обязательство сообщить партнеру о внесении в санкционный список.
- • Каждой компании обязательно нужно ввести санкционный комплаенс. Сейчас следует внимательно проверять контрагентов и партнеров в отношении наложенных на них санкций. Иначе сотрудничество с такими организациями может принести массу проблем, начиная от невозможности выполнить обязательства по договору, заканчивая банкротством.
Владимир БАЛАКИН, президент Национальной ассоциации комплаенса