Цифровая трансформация: переход к экономике платформ

463

 

 

 

Цифровая трансформация: переход к экономике платформ

Сложность и масштаб преобразований, происходящих во время четвертой промышленной революции, требуют новых инструментов и стратегий

Четвертая промышленная революция за последние два десятилетия изменила компании, отрасли, потребительские рынки, создала принципиально новые модели. Темп появления и распространения прорывных технологий только возрастает, поэтому впереди нас с большой вероятностью ждут еще более существенные изменения, которые коснутся и компаний, и государственного управления, и частной жизни. Как крупные компании могут ускорить глобальный прогресс? Какой должна быть роль государства в четвертой промышленной революции? Ответы на эти вопросы искали участники сессии «Тяжеловесы революции. Крупный бизнес и государство в эпоху технологических прорывов», состоявшейся в рамках форума «Открытые инновации».


Цифровизация коснется каждого

Технологические изменения, которыми сопровождается четвертая промышленная революция (развитие облачных сервисов, внедрение интернета вещей, искусственного интеллекта, Big Data), все сильнее сближают государства, корпорации и обычных граждан, считает партнер, руководитель направления цифровых преобразований в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Bain & Company Лоран-Пьер Бакулар. По его мнению, эти перемены важны для государств, в особенности для России, поскольку позволяют формировать новую экономику, в основе которой – автоматизированные процессы. Однако нужно учитывать, что в цифровую эпоху мы идем не по привычному пути из точки А в точку Б, а хаотично мигрируем между точками А, Б, С, Д. Это значит, компании должны стать более гибкими и легко выстраивать отношения с коллегами из других сфер.

Господин Бакулар убежден: цифровизация повлияет на каждого из нас: мы будем постоянно делиться информацией, знаниями, сотрутся границы между поколениями. По оценкам аналитиков, к 2020 году 85% общения с клиентами в разных сферах будет происходить в цифровой среде, а 65% нынешних детей будут работать в тех областях, которых сегодня не существует.

– Цифровизация меняет ландшафт мировой экономики, – говорит Лоран-Пьер Бакулар. – Если посмотреть статистику относительно процента ВВП в цифровой экономике, заметим, что страны демонстрируют очень разный результат. По данным 2017 года, в России этот показатель находился на уровне 3–5%, в то время как Китай вышел на 16%, Европейский Союз – на 27%, США достигли 35%. Хорошая новость: Россия обладает потенциалом роста процента ВВП в цифровой экономике, вопрос в том, сможет ли она расти в два раза быстрее, чем другие страны, чтобы воспользоваться всеми преимуществами цифровой экономики?

В книге о четвертой промышленной революции, написанной основателем Всемирного экономического форума Клаусом Швабе, отмечается важный нюанс – несмотря на огромные возможности, которые открывает новая технологическая реальность, у нее есть целый набор рисков: компании могут не справиться с необходимым объемом изменений, правительствам будет сложно регулировать и внедрять новые технологии, возникнет целый ряд экономических и социальных дисбалансов. Очевидно, в корпоративном мире сложность и масштаб преобразований, происходящих во время четвертой промышленной революции, требуют новых инструментов и стратегий.

– Все большее число компаний решается на кардинальную трансформацию. Причем, как показывает статистика, при традиционной трансформации только 12% компаний достигают поставленных целей; 20% не справляются с задачей и реализуют планы топ-менеджмента на 50%; 68% ставят перед собой средние цели, они не хотят или боятся прыгнуть «выше головы». Если же речь идет о цифровой трансформации, то только 1% компаний достигает или перевыполняет намеченные планы, – уточнил эксперт.



Методом проб и ошибок

– Цифровые технологии могут полностью изменить российскую экономику, поскольку напрямую влияют на повышение производительности труда, позволяют создавать новые продукты, снижают зависимость от нефти и газа, изменяют конкурентные преимущества, а самое главное – меняют принципы работы людей. Полагаю, со временем работодатели будут делать ставку не на полную занятость сотрудника, а на качество и скорость выполненной работы, – говорит главный экономист Регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ханс Тиммер. – Кроме того, в будущем у небольших компаний будет больше возможностей вносить свой вклад в изменения на глобальном уровне, причем без каких‑либо посредников. В этой связи придется изменять правовые нормы, ведь существующие законы не всегда соответствуют принципам новой цифровой экономики.

К слову, в середине октябре Всемирный банк опубликовал доклад «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для РФ». Аналитики отмечают: если приверженность правительства России цифровой трансформации как национальному приоритету будет дополнена реализацией эффективной стратегии развития ключевых отраслей экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, наша страна сможет войти в число лидеров цифровой трансформации и подготовиться к технологическому прорыву со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными дивидендами.

По мнению экспертов банка, с точки зрения трансформации госсектора Россия учла лучшие глобальные практики и добилась определенных успехов в разработке надежной национальной инфраструктуры широкополосного доступа. В то же время отечественный бизнес в целом отстает в использовании цифровых технологий – в меньшей степени, чем коллеги из других стран, использует робототехнику, искусственный интеллект, интернет вещей. В противовес этому Россия демонстрирует хорошие показатели с точки зрения навыков, которые приобретают люди. Аналитики советуют нашей стране взять на вооружение цифровые инструменты для укрепления конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности, в том числе посредством цифровой трансформации ведущих госкорпораций «сверху вниз».

– Россия является хорошим примером с точки зрения продвижения внутри страны цифровых реформ, – считает Ханс Тиммер. – Тем не менее вашему правительству предстоит большая работа, чтобы реализовать потенциал страны в плане цифровизации.

Генеральный директор компании IBS Светлана Баланова заметила, что в России наблюдается колоссальный разрыв между лидерами, уже находящимися на острие цифровой трансформации, и огромным пластом компаний, еще не достигших даже базового «гигиенического» уровня автоматизации.

– Перескочить из «каменного века» в цифровое будущее невозможно, как невозможно избежать этапа базовой автоматизации: предприятия, которые через него не пройдут, достаточно быстро прекратят свое существование, – уверена она. – Сегодня нет никаких технологических ограничений для автоматизации любого бизнес-процесса. Это вопрос исключительно стоимости и желания. Кроме того, говоря о цифровой трансформации, многие забывают, что создание промышленности 4.0 и дигитализация – история не про автоматизацию и даже не про цифровизацию, а про цифровые бизнес-модели. Значит, придется ломать привычные бизнес-модели.

Еще одно существенное отличие автоматизации от цифровизации в том, что в случае с автоматизацией было понятно, как ее делать: были соответствующие дорожные карты, можно было опираться на опыт других отраслей. Цифровизация – более сложный процесс: на данный момент нет понятных и применимых для всех дорожных карт, поэтому каждая отрасль, каждое предприятие будут искать подходящие именно им цифровые бизнес-модели методом проб и ошибок.

– При проведении автоматизации фокус был на самой компании. Теперь же мы переходим к экономике платформ – ни одна компания не сможет существовать в цифровом безвоздушном пространстве. Поэтому когда речь идет о цифровой трансформации, имеется в виду построение больших цифровых платформ, включающих и потребителей, и поставщиков, и партнеров; выстраивается совершенно новая парадигма. Безусловно, важна роль государства. В России органы власти в последнее время значительно продвинулись с точки зрения цифровизации, но все же главная их задача – задавать тренды, которым будут следовать все остальные, – резюмировала Светлана Баланова.



Проводники новых технологий

Внедрение инновационных технологий – залог успешной цифровизации, но проблема в том, что в России инновации не получают должной финансовой поддержки. На этом аспекте акцентировал внимание председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, отметив, что весь цифровой мир можно разделить на две части. Первая включает проекты крупных корпораций; вторая предполагает взаимодействие технологического предпринимателя и инвестора. В России есть технологические предприниматели, развивающие перспективные стартапы и предлагающие инновационные решения, но с их инвестированием большие проблемы.

– Современная инвестиционная система в хайтеке, инновациях – сложнейшая индустрия, центральным звеном которой является LP – limited partner, инвестор. Во всем мире LP – своего рода базовый источник финансирования венчурных и Private Equity фондов, у нас же такой институт на данный момент отсутствует, – говорит Анатолий Чубайс. – Для справки: если сравнить всю российскую Private Equity индустрию в долях к ВВП с Великобританией, то увидим, что мы отстаем не в 10 и даже не в 100 раз, а в 200. Это означает, что собственный источник финансирования, откуда должны черпать средства наши венчурные и Private Equity фонды, просто заперт на замок. Можно провести аналогию с бассейном, в который забыли налить воду. Это фундаментальный системный изъян, впрочем, его можно устранить путем привлечения средств негосударственных пенсионных фондов. Стоит проработать эту возможность.

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров заметил: ежедневно каждое предприятие задается вопросом, как оно может улучшить свои сервисы.

– Мы перешли к цифровизации не потому, что это модный тренд, а потому, что понимаем: на сегодняшний момент без цифровизации, без лучшего сервиса, самое главное – без понимания того, что нужно нашему клиенту – пассажиру, грузоотправителю, не сможем сдвинуться с места, – подчеркнул он. – В рамках внедрения цифровых технологий начала меняться наша бизнес-модель, уже под нее начали меняться технологические процессы. К примеру, у нас появилась электронная площадка, на которой грузоотправитель может заказать услугу перевозки, выбрать комфортные для него условия. К этой платформе планируем подключить другие сервисы, в том числе автоперевозки.

Тема цифровизации актуальна и для «Почты России».

– Тотальный успех цифровизации в нашей стране наступит тогда, когда такие компании, как наша, будут полностью цифровизированы. Я убежден, что для нас цифровизация – абсолютно необходимый процесс, который уже запущен, и та «гигиена» бизнеса, о которой упоминали коллеги, безусловно, нужна. Поэтому задача первой важности – обеспечить построение цифровой платформы управления «Почтой России». Мы достаточно успешно продвигаемся по этому пути, запущены конкретные программы цифровизации. Допустим, нами создана компания «Почтовые технологии», сейчас в ней работают около 300 человек, и благодаря ей время внедрения цифровых продуктов сократилось с 15 до 5 месяцев. Цель – уменьшить этот срок до 3 месяцев; если выполним это, существенно повысим скорость внедрения таких продуктов, – сообщил генеральный директор ФГУП «Почта России» Николай Подгузов. – Вторая по значимости задача – в течение нескольких лет перевести 50% взаимодействия с клиентом в цифровые каналы. Уже сейчас 40 миллионов человек ежемесячно пользуются цифровыми каналами «Почты России». Мы запустили простую электронную подпись, и 20% выдачи посылок происходит с помощью простой смс или push-уведомления. Понятно, что в больших городах люди быстрее адаптируются к цифровым технологиям, а в сельской местности проводниками цифровизации будут почтальоны.

Выслушав коллег, Светлана Баланова отметила: международный опыт показывает, что высокие технологии развиваются в конкурентной среде. Например, китайская компания Huawei, которая сейчас является одним из уважаемых и ведущих глобальных вендоров, резко повысила качество своей продукции, выйдя на мировой рынок и начав конкурировать с известными компаниями. Следовательно, игрокам отечественного рынка тоже стоит расширять кругозор, быть готовыми транслировать инновационные решения в масштабах мира.

 

Алена Бехметьева. Фото ТАСС /  «Открытые инновации»