Высшее образование: время узкопрофессиональных вузов проходит

957

 

 

 

Высшее образование: время узкопрофессиональных вузов проходит

6 июня в Москве состоялся VI Международный форум вузов «Глобальная конкурентоспособность». Лейтмотивом мероприятия, организованного рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), стало обсуждение возможности совмещения международной конкурентоспособности вузов с решением ими практических задач, стоящих перед страной. Кроме того, руководители ведущих университетов, составители рейтингов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ, компаний-работодателей обменялись мнениями относительно роли вузов в технологическом прорыве, повышения уровня образования в регионах, перспективных траекторий развития специализированных вузов и качества подготовки педагогов.

Исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Алексей Ходырев, представивший итоги седьмого ежегодного рейтинга вузов RAEX, отметил, что ведущие вузы страны ежегодно доказывают свою конкурентоспособность: об этом свидетельствует тот факт, что состав первой двадцатки рейтинга практически не изменился. При этом рейтинг зафиксировал моноцентричность высшей школы: 50% лучших вузов России сконцентрированы всего в трех регионах, а это может нести угрозу развитию региональных экономик.

– К счастью или к сожалению, время узкопрофессиональных вузов проходит, – заявил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – И мы должны реагировать на события, которые происходят у работодателей и на рынке, поэтому мы меняемся. Если говорить о подготовке кадров финансистов, то уже в большей степени сегодня занимаемся подготовкой, связанной с финтехом. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами. У нас даже была попытка поглотить один неплохой технический университет, чтобы объединить техническую и гуманитарную подготовку. Попытка не удалась, но нам никто не мешает вернуться к этой идее, и если кто‑то из вузов готов объединиться с нами, мы с удовольствием это сделаем. Меняется рынок, будем меняться и мы.

А ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев поднял тему сбалансированности развития вузовской науки:

– Что такое сильная вузовская наука? В нашем университете мы различаем лаборатории, которые в основном дают публикации, то есть занимаются фундаментальной наукой, и тех, кто дает меньше публикаций, но дает больше патентов и приносит ресурсы, получая гранты от промышленности. В Физтехе сейчас около 70% научного финансирования, которое резко увеличилось в последние четыре года, приходит от конкретных проектов промышленности. Есть некий баланс, который в каждом университете должен быть своим. Поэтому если мы говорим о публикациях, всегда имеем в виду какой‑то сегмент науки, который не охватывает всю науку, есть еще прикладные исследования.

Ректор МАИ Михаил Погосян убежден, что современное инженерное образование невозможно без решения студентом реальных практических задач. Следовательно, нужна тесная интеграция между индустрией и вузом в процессе подготовки кадров, который сегодня невозможен без практикоориентированности.

– В МАИ мы в полтора раза увеличили объем научно-исследовательских работ за 2017 год и вышли на уровень более двух миллиардов рублей. В эту работу вовлекаем студентов. Кроме того, достаточно широко используем привлечение студентов к работе на предприятиях в процессе обучения. Цифровая трансформация приводит к тому, что предъявляются принципиально новые требования к специалистам, – заявил Михаил Погосян.

На важности плотного участия региональных вузов в решении локальных задач акцентировал внимание ректор Государственного университета «Дубна» Дмитрий Фурсаев. Он подчеркнул, что есть ниши, которые никто, кроме региональных университетов, заполнить не может. Например, в городе существует только педагогический вуз и рядом появляется крупная компания-работодатель, которая нуждается в кадрах. Они заключают соглашение, начинают лицензировать совсем не педагогическую специальность, возникают новые направления. Еще одна тенденция – это то, что в региональных вузах возник довольно большой блок профессионального образования. В Московской области пятая часть колледжей теперь находится в вузах. Педагогические вузы вдруг стали готовить специалистов среднего звена по совершенно непедагогическим специальностям. Это региональная специфика.

Вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Сивински признал:

– Трудно сказать, какие вузы будут востребованы через пять лет, все меняется. Это вопрос национальных политик, потому что в разных странах разные нужды, а рейтинги сегодня все чаще играют в мире роль инструмента, который помогает убедить население и власть в том, что нужно выделять деньги на высшее образование.

В рамках форума состоялась церемония награждения ведущих университетов по результатам седьмого ежегодного рейтинга вузов. В номинации «Востребованность крупным бизнесом» победу одержал Финансовый университет при Правительстве РФ, а за высокое качество подготовки управленческих кадров отметили Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В номинации «Высокая репутация в бизнес-сообществе» лучшим стал Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Московский физико-технический институт наградили за успехи в привлечении талантов, а Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого вручили диплом за высокий уровень научно-исследовательской деятельности. За инновационную активность награжден Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского.

В номинации «Востребованность выпускников работодателями» отмечен Московский авиационный институт; Южному федеральному университету вручили диплом за развитие инфраструктуры для научных исследований. В номинации «Рост конкурентоспособности» награждены Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет и Государственный университет «Дубна».

Награду за успехи в международной интеграции получил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Лауреатом в номинации «Ответственное лидерство» стал Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Дипломом за весомый вклад в совершенствование практики рейтингования университетов награждена Международная ассоциация IREG Observatory.

 

Подготовила Алена Бехметьева Фото предоставлено организаторами мероприятия