Цифровые системы могут стать оружием массового манипулирования

1098

 

 

 

Цифровые системы могут стать оружием массового манипулирования

Эксперты обсудили ключевые ИТ-тренды

30 мая в Москве на площадке Digital October состоялся «TAdviser SummIT-2018», основной темой которого стали лучшие ИТ-практики в России. В ходе дискуссии эксперты обсудили особенности цифровой трансформации банков, госсектора, ритейла, а также ИТ-аутсорсинг и пришли к выводу, что одна из главных задач сегодня – организовать продуктивный диалог между заказчиками и поставщиками ИТ.

Критически важный инструмент

Одним из наиболее ярких моментов саммита, организованного аналитическим центром TAdviser, стало выступление политика, лидера партии «Яблоко», д.э.н., профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Григория Явлинского, который поделился альтернативным мнением по обсуждаемой теме. В частности, он отметил, что информационные технологии уже стали критически важным инструментом для целого ряда отраслей промышленности, однако не стоит преувеличивать: пока от них не зависит эффективность экономики или государства.

– Можно провести параллель с автомобилем –

каким бы хорошим он ни был, если не знаешь, куда ехать, добраться до пункта назначения будет непросто. Так же и с цифровыми технологиями: они уже вошли в нашу жизнь и никуда из нее не денутся, но я бы не стал рассчитывать на то, что в один момент они решат задачу создания эффективного государства. Тем более, развитие цифровых технологий и цифровой экономики во многом зависит от качества самого государства. Если оно прозрачное и современное – это одно дело, если же ситуация обратная, то цифровые системы могут стать оружием массового манипулирования, – комментирует политик. – Одна из особенностей цифровых экономик заключается в их стремлении к монополизации. В результате мы видим, как цифровые гиганты уничтожают стартапы. Если и государство будет вести нечестную игру, то вскоре, применяя современные технологии, оно получит тотальный контроль над всем и над всеми, исключительно тонко и умно манипулируя сознанием граждан. Мы не должны этого допустить –

цифровые технологии должны использоваться во благо государства, экономики, общества.



Бизнес-модель будущего

Практически каждый эксперт акцентировал внимание на том, что, для того чтобы быть успешным в современном мире, необходимо на шаг опережать конкурентов. Например, генеральный директор компании DTG, вице-президент ГК «ЛАНИТ» по цифровой трансформации Денис Реймер считает, что будущее за цифровыми экосистемами. Спикер подчеркнул: этот термин появился относительно недавно, в 1993 году, и подразумевает умение участников рынка взаимодействовать между собой таким образом, чтобы появлялась новая ценность для каждого из них и они могли, конкурируя либо взаимодействуя, поставлять эту новую ценность для тех участников экосистемы, которые пользуются ее услугами.

Наглядный пример функционирования экосистемы – успехи компании Alibaba Group, которая вышла на рекордные показатели: 11 ноября 2016 года, в так называемый День холостяка или Всемирный день шоппинга, за восемь минут ее оборот составил $ 1 млрд, а через год эта же отметка была достигнута всего за две минуты.

– Это эффект экосистемы, очевидно, что таких цифр невозможно достичь, действуя в одиночку, – заметил Денис Реймер.

Кстати, по прогнозу Gartner, озвученному в июле 2017 года, число организаций, активно вовлеченных в различные экосистемы, в том числе в индустриях, отличных от их традиционного бизнеса, увеличится почти втрое (с 13% до 38%) в следующие три года.

В связи с этим компании должны научиться решать несколько ключевых задач: взаимодействовать с распределенными разнородными участниками; вовлекать в процесс взаимодействия «умные вещи» (IoT); создавать новые динамичные бизнес-модели; извлекать и быстро применять новые знания; обмениваться знаниями, используя новые формы компенсации и монетизации.

– Хотя новые технологии часто воспринимаются как ураган, который можно заметить заранее и подготовиться к нему, на самом деле это не так: любая новая технология, как маленький росток, прорывается сквозь асфальт, и когда мы замечаем ее, выясняется, она уже затронула и, возможно, изменила какие‑то процессы. Поэтому нужно постоянно тестировать такие технологии, анализировать их влияние на бизнес-среду, – полагает спикер.

Он уточнил, что в марте 2018 года ГК «ЛАНИТ» объявила о создании интегратора цифровых экосистем DTG (Digital Transformation Group), который станет центром компетенции по формированию бизнес-моделей на базе технологий блокчейн, распределенных реестров и цифровых платформ.

– Главная задача DTG – координация внутри группы ЛАНИТ активностей, связанных с проектами построения цифровых экосистем, а также тестирование совместно с клиентами передовых технологий для поиска возможностей роста и оптимизации бизнеса. Поскольку ЛАНИТ обладает огромным опытом внедрения технологий для повышения эффективности бизнеса наших клиентов через построение централизованных решений, следующим шагом станет использование потенциала экосистем и цифровых технологий для выстраивания бизнес-моделей, которые выгодны не одному, а сразу нескольким участникам рынка. Блокчейн как технология доверия, выступающая в качестве основы для распределенных децентрализированных бизнес-процессов, позволит нашим клиентам повысить скорость и эффективность таких процессов, высвободить ценные трудовые и финансовые ресурсы. Одним словом, используя уникальную экспертизу ЛАНИТ, планируем максимально быстро переводить пилотные проекты DTG в промышленный режим, выступая оператором формирующихся цифровых экосистем, – сообщил Денис Реймер.

Тренд формирования экосистем также прокомментировал старший управляющий директор ПАО «Сбербанк» Михаил Хасин:

– За последние десять лет с момента появления смартфона произошли тектонические изменения в поведении пользователя: для большинства из нас телефон стал единым окном в мир – через него мы хотим потреблять все услуги и сервисы, доступные на рынке. В связи с этим компании, независимо от того, какие сервисы они предлагают, переводят их в цифровой формат для удобства клиента. В результате крупнейшие игроки рынка создают собственные экосистемы, а те, кто поменьше, – присоединяются к уже существующим экосистемам. Отличительная особенность крупной экосистемы в том, что она не имеет географических границ, функционирует в режиме онлайн, обслуживая сотни миллионов клиентов, которые находятся в различных часовых поясах. Кроме того, она фактически вынуждена управлять петабайтами данных в режиме реального времени и обрабатывать сотни тысяч транзакций в секунду.

Спикер отметил, что в основе любой экосистемы находится технологическая платформа, причем разные игроки при ее формировании ориентируются на свое конкурентное преимущество. Например, Facebook делает свою экосистему через платформу социального графа, Alibaba – через систему продаж, а Google – через свой поисковик. Ключевая особенность заключается в том, что все эти системы интегрируют в себя огромное количество других участников рынка и, для того чтобы это делать эффективно, они должны обладать достаточно схожими архитектурными или технологическими характеристиками

– Они, безусловно, должны иметь эффективный механизм открытого IP для того, чтобы быстро подключать различные сервисы и перестраивать свои процессы. Они должны иметь очень эффективные механизмы машинного обучения, поскольку в экосистемах, которые обрабатывают такие объемы данных и такие количества транзакций в секунду, не предполагается участие человека, они практически полностью автоматизированы, в том числе главный процесс – обслуживание клиентов и предоставление им предложений из сервисов. Чтобы обрабатывать такие объемы данных в режиме реального времени, необходимо иметь системы, которые обрабатывают эти данные в оперативной памяти. В данном случае речь идет о новом стеке технологий, который появился за последнее десятилетие, – уточнил эксперт.



Цифровизация и оцифровка

R&D Director компании DIRECTUM Артем Пермяков акцентировал внимание на роли ЕСМ-системы (по определению Gartner, ECM – это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов. – Прим. авт.) в цифровой трансформации бизнеса и на том, как искусственный интеллект и машинное обучение влияют на трансформацию самой ЕСМ-системы, а вслед за этим – процессов управления предприятием.

– Современный цифровой бизнес, использующий ИТ-технологии на всех этапах своего жизненного цикла (в производстве, общении с поставщиками, во взаимодействии с клиентами, выстраивании управленческих процессов), получает новый актив – информацию. Этот цифровой актив становится новым конкурентным преимуществом и может являться дополнительным источником прибыли. Именно поэтому важно говорить об ЕСМ-системе как одном из инструментов управления этим новым активом, – комментирует докладчик.

По его словам, современная ЕСМ-система цифрового предприятия должна решать две крупные задачи: обеспечивать цифровизацию контента и цифровизацию взаимодействия.

– Под цифровизацией взаимодействия я понимаю отказ от привычных сущностей, в этом контексте важно разобраться с понятиями «оцифровка» и «цифровизация». Поясню: большинство компаний, в том числе наши клиенты, переводят процесс работы со служебными записками в электронный вид, и если раньше специально обученный человек собирал подписи на служебную записку, утверждал у генерального директора, то возможность электронной подписи значительно упростила процесс. Однако в данном случае речь идет не о цифровизации, а об оцифровке. При этом примером цифровизации является взаимодействие систем разных контрагентов напрямую друг с другом с использованием некой инфраструктуры доверия, в том числе технологии блокчейн, – пояснил Артем Пермяков. – Что касается цифровизации контента, задача ЕСМ-системы – обрабатывать неструктурированный контент без участия специально обученного человека, то есть превращать его в «полуструктурированный» и структурированный для дальнейшей обработки уже внутри ЕСМ-системы и передачи в другие системы.

Таким образом, современная ЕСМ-система должна отвечать вызовам по обработке больших данных, выстраивать сквозные процессы и, что немаловажно, вовлекать в цифровое взаимодействие всех сотрудников предприятия, даже тех, кто не имеет стационарного рабочего места, поскольку трудится на месторождении или в цехе, используя мобильное приложение, мессенджер или чат-боты.



Топ-5 тенденций

– Вне всяких сомнений, будущее за интеллектуальными предприятиями, – заявил управляющий директор департамента «Технологии» Accenture Russia Олег Аэров, представивший результаты отчета Technology Vision 2018, подготовленного специалистами Accenture. – С 2000 года мы проводим исследование об основных технологических трендах, которые будут определять развитие бизнеса в ближайшие годы. На этот раз было опрошено 6,5 тысячи респондентов из 25 стран мира, которые работают в 18 индустриях. Это наши клиенты, партнеры, как правило, топ-менеджеры, руководители, представители ИТ и бизнеса. На основании их ответов определены ключевые технологические тенденции.

В топ-пять вошли такие тренды, как:

• Искусственный интеллект – ответственный гражданин общества. Дело в том, что искусственный интеллект перерастает выполнять функцию только программного обеспечения и инструмента для работы, продолжает усиливать свое влияние на все сферы жизни как внутри компаний, так и вне их деятельности. 81% опрошенных уверены: в течение двух лет искусственный разум станет полноправным «коллегой» и советником человека;

• Дополненная реальность. Технологии виртуальной и дополненной реальности изменяют жизнь человека и работу компаний, стирая расстояния между людьми, устройствами;

• Доверие к достоверности данных. Современный бизнес зависит от данных, и неточная, подверженная манипуляциям информация ведет к неправильным аналитическим выводам и ошибочным решениям. 82% респондентов сообщили, что уже используют технологии анализа достоверности информации для помощи в принятии решений. Принять решение о том, с какой вероятностью можно доверять достоверности данных, компании смогут, только если будут работать над комплексным анализом с минимизацией возможности манипулирования информацией;

• Бизнес без границ: развитие в партнерстве. Партнерствам, использующим единые технологические платформы, необходимо преодолевать ограничения собственных систем и приложений для совместного роста и масштабирования. 60% респондентов отметили, что блокчейн и смарт-контракты станут для их компаний одной из самых необходимых технологий, а 49% указали, что планируют исследования и вывод пилотных продуктов на основе

блокчейна;

• Думающий интернет: создание распределенных интеллектуальных систем. Все большее количество компаний делает ставку на создание интеллектуальной среды, включающей роботизацию процессов, внедрение искусственного интеллекта и интерактивных сервисов. Однако все это требует не только новых навыков от сотрудников, но и общей модернизации технологической структуры предприятий. Почти две трети участников опроса (63%) считают, что важно сделать так, чтобы пользовательские устройства отвечали запросам инфраструктуры при создании общей интеллектуальной среды.

– Безусловно, эти тренды откроют большие возможности для бизнеса, но не стоит забывать и об ответственности, которая накладывается на лидеров рынка за использование, развитие, применение таких подходов, – резюмировал Олег Аэров.

 

Елена Восканян. Фото предоставлено организаторами