Современный менеджмент: идеи для развития

1045

 

 

 

Современный менеджмент: идеи для развития

В рамках конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» было представлено более двухсот докладов и тематических выступлений

В конце апреля 2017 года в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете прошла XII Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». Участники пришли к выводу, что современный менеджмент должен уметь экстренно реагировать на трансформацию мира – нынешняя ситуация нуждается в управлении изменчивостью.

Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский государственный экономический университет, комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, Евразийская ассоциация университетов.

Конференция традиционно становится научно-практической площадкой для конструктивного профессионального обсуждения широкого круга теоретических проблем управления и лучших практик менеджмента в различных функциональных областях и сферах деятельности.

В работе конференции приняли участие руководители вузов, предприятий и организаций, ученые, преподаватели вузов и научных учреждений из Алматы, Берлина, Владивостока, Екатеринбурга, Калининграда, Краснодара, Москвы, Мурманска, Новосибирска, Нью-Дели, Омска, Парижа, Самары, Твери и других городов.

Заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления – проектного офиса, д. э. н. Юлия Лудинова рассказала о новых подходах к государственному управлению. Предпосылкой для внедрения системы управления проектной деятельностью стали проблемы с реализацией проектов – кризис идей, несоблюдение бюджетов, неэффективное использование ресурсов. Юлия Лудинова представила принципы отбора региональных приоритетных проектов Санкт-Петербурга. Речь идет о достижении стратегических целей развития города в соответствии со Стратегией 2030; о соблюдении и сокращении сроков получения результатов; повышении эффективности использования ресурсов; прозрачности, обоснованности и свое­временности принятия решений; повышении эффективности в процессе реализации проектов.

Советник торгово-промышленной палаты Индии Санживан Бажаж представила доклад на тему «Основанная на знаниях модель жизненного цикла устойчивого потребления». Она отметила, что необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в сферу потребления, чтобы сделать их более устойчивыми, это отражено в теории устойчивого развития. Это направлено на то, чтобы будущие поколения также получили высокое качество жизни.

– Если бы люди во всем мире переключились на использование энергоэффективных лампочек, это сэкономило бы им расходы и позитивно влияло на окружающую среду, – подчеркнула Санживан Бажаж. – Аналогично, если бы потребители настаивали на товарах, произведенных из переработанных материалов, это тоже могло бы привести к устойчивому потреблению.

По словам спикера, ситуация, рассмотренная в рамках данной модели, напрямую связана с экономической ситуацией. В Индии такие программы требуют огромных финансовых вложений, в частности, для очистки рек от отходов, но при этом есть политические инициативы, добровольные национальные принципы, которые могут оценить общий ущерб и затраты и помочь их минимизировать. Госпожа Бажаж подчеркнула, что современная реклама побуждает людей все больше тратить на покупки, но, к сожалению, она не настроена на устойчивое потребление, именно это нужно изменить.

Об антропизации менеджмента и становлении социального менеджмента в XXI веке рассказал д. э. н., профессор СПбГЭУ Игорь Федосеев. Он отметил, в частности, что ценностью настоящего времени становится не долгий период осуществления каких‑то планов, а реакция на воздействие внешней среды. В качестве промежуточного вывода спикер отметил, что в основу фундаментальной науки «Менеджмент» нельзя базовым элементом ставить понятие неопределенности, технически изменчивой среды; ее основным элементом может стать только человек. Далее И. Федосеев подробно рассказал о терминологии по социальной экономике и социальному менеджменту, принятым во всем мире, а также о проблемах, типичных для этой сферы в России.

В большинстве стран мира сейчас происходит смена технологических укладов – экономика переходит от пятого к шестому технологическому укладу. В России ситуация менее позитивная – доля пятого уклада составляет примерно 10 процентов, при том, что в развитых странах эта цифра перешла границу 50 процентов.

– При этом Россия занимает четвертое место в области химии, физики, материаловедения, космических сферах, регулярно публикуя десятки интересных статей об этом. Мы являемся одной из лидирующих стран в области математики и в технических науках, но, к сожалению, наши ученые делают небольшой вклад в интенсивно развивающиеся сегменты биологии и биохимии, – сказал И. Федосеев.

– Это подтверждает, что мы немного отстаем от основных игроков на глобальных экономических рынках.



Правильное применение инструментов

Конференция прошла в формате пленарного заседания и одиннадцати круглых столов и секционных заседаний по направлениям: «Менеджмент качества: драйверы роста в современной экономике»; «Менеджмент и инновации: вопросы теории и практики»; «Государственное управление и местное самоуправление в современных условиях: проблемы повышения эффективности»; «Инклюзивное образование»; «Интернационализация бизнеса в нестабильной деловой среде»; «Клиентоориентированные бизнес-модели: модели устойчивого потребления и модели вовлечения потребителей»; «Логистические инновации в современном менеджменте: глобальные и региональные аспекты»; «Перспективы социологического и психологического осмысления проблем современного менеджмента»; «Стратегические проблемы развития предприятий на макро-, мезо- и микроуровне»; «Управление персоналом: современные вызовы и механизм модернизации»; «Развитие общего образовательного пространства государств – участников СНГ».

На пленарном заседании и рамках секций были представлены 220 докладов и тематических выступлений. Научные специалисты рассматривали проблемы теории и практики управления, направления развития современного управленческого знания, а также инновационные образовательные технологии подготовки менеджеров.

В частности, в рамках секции «Стратегические проблемы развития предприятий на макро-, мезо- и микроуровне» научные специалисты представили как теоретические рассуждения о современном менеджменте, так и практические решения локальных проблем в этой сфере.

Как прокомментировал тематику заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, д. э. н., профессор СПбГЭУ Александр Карлик, нового в менеджменте не может быть в чистом виде, есть просто правильное, адекватное применение существующих инструментов, в первую очередь в реальном секторе экономики.

– Мы давно работаем с реальным сектором экономики, – отметил спикер. – Еще в ходе пленарного заседания я подчеркнул, что есть промышленность, а есть все остальное. Так вот на промышленности держится вся экономика, мы не могли бы решить социальные вопросы, не будь промышленности. Например, более 40 процентов поступлений в доходную часть регионального бюджета и бюджета РФ в Петербурге поступает именно от промышленности, Петербург исполняет около 14 процентов всего гособоронзаказа России, и это показатель того, что оборонно-промышленный комплекс – это не только потребитель денег, этот сектор экономики технологически выше, чем все остальные направления, создает мультипликативный эффект для всей российской экономики. Тема секции действительно очень значимая. Несмотря на то что доклады были разными, они связаны между собой, хотя в каждом есть свои особенности.

Александр Евсеевич отметил в качестве наиболее интересных выступления профессора Вадима Волостных «Отраслевое управление в современную эпоху. Судостроение: из рынка в отрасль»; профессора Валентина Галенко и Анны Арфае «О принципах внутриотраслевой ротации трудовых ресурсов предприятия». Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов авторы данной работы предложили разработать систему внутриотраслевой ротации трудовых ресурсов корпораций и развитие системы привлечения трудовых ресурсов в трудодефицитные регионы на основе межрегиональной миграции.

Модератор выделил дебютное выступление аспирантки Нино Хазалии, которая представила презентацию «Особенности формирования и развития кластеров» на примере фармацевтического кластера. Главными целями кластерной политики автор считает обеспечение устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики региона. На кластеры возлагаются такие задачи, как инновационная модернизация производства, активизация инвестиционной активности бизнеса, развитие предпринимательской инфраструктуры, формирование человеческого капитала, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни в регионе.

Выступавшая подробно рассказала о показателях возможности создания и развития кластера, а также обо всех этапах и деталях подобных проектов.

– Соединение усилий администрации региона с федеральными и муниципальными органами власти, работающими в едином правовом поле, с бизнес-сообществом и научно-образовательными структурами – необходимое условие, дополняющее организационно-экономический механизм кластерных инициатив, – подытожила Н. Хазалия. – Именно так может быть решена задача по совершенствованию предпринимательской среды в соответствии с экономическими интересами власти, бизнеса, потребителей, города и страны в целом.

Выступления на секции сопровождались дискуссиями. По словам Александра Карлика, участники отметили, что проблемы, затронутые в выступлениях, особенно актуальны на современном этапе развития предприятий реального сектора экономики в условиях жестких ресурсных ограничений, непосредственно связанных как с общими кризисными явлениями, так и со сложной политико-экономической обстановкой и войной «санкций».

В дальнейшем, полагает Александр Евсеевич, необходимо продолжать исследования в области государственного управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса, разработки реальных стратегий развития судостроительного и нефтехимического комплексов. Кроме того, есть необходимость совершенствования систем управления промышленным комплексом, в частности, кластерных структур на региональном и отраслевом уровнях.

В части инновационного развития предприятия, как основного инструмента повышения их эффективности и конкурентоспособности, обосновано как перспективное направление исследований изучение организационно-управленческих инноваций.



Инновации в потоке

Лейтмотивом работы круглого стола «Менеджмент и инновации: вопросы теории и практики» был поиск ответов на вопросы, касающиеся направлений и механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в изменчивой, непредсказуемой, неопределенной и неподконтрольной среде.

По словам модератора секции д. э. н., профессора СПбГЭУ Юлии Растовой, острота и много­аспектность проблемы стала понятна уже из первого доклада представителя Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Андрея Кулакова. Оценивая риски для экономики города прогнозируемого сокращения гособоронзаказа, докладчик отметил, что «закрытость» крупных предприятий, опасения относительно сотрудничества с малым и средним бизнесом (из‑за низкого уровня дисциплины и ответственности за качество) обернулись для них неготовностью перейти на производство гражданской продукции.

Профессор Финансового университета при правительстве Москвы Маргарита Мельник в своем выступлении подчеркнула значение более четкого регулирования и совершенствования хозяйственных связей между организациями различных форм собственности и масштабов, уделив большее внимание развитию методов сотрудничества крупных корпораций с малыми и средними предприятиями. Это будет способствовать совершенствованию организации бизнес-процессов на основе стандартизации, нормализации, унификации и типизации элементов производства, получению эффекта масштаба и специализации у отдельных участников цепочки создания стоимости инновационных и традиционных продуктов.

Все участники сошлись во мнении, что взаимодействие современных организаций должно строиться на постоянном потоке знаний и инноваций, на непрерывном технологическом развитии воспроизводственной базы, создании высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг с высокой добавленной стоимостью.

В докладе представительницы Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Анны Гороховой акцентировалось внимание на эффективном управлении интеллектуальной собственностью, на распространении результатов исследований и разработок за пределы отдельно взятой организации, их использовании другими экономическими субъектами.

Профессор Азербайджанского государственного университета Гейдар Сардар оглы Гасанов убедительно доказал, что современные организации предпочитают конкуренцию, генерирующую неопределенность внешней среды, координацию своей деятельности для обеспечения синергетического эффекта в результате реализации общих интересов.

Коллегу поддержала профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Юлия Растова, приведя многочисленные примеры недавних решений ряда отечественных компаний о присоединении к отраслевым объединениям.

Участники круглого стола подчеркнули, что в современных условиях эффективное развитие экономики возможно лишь при условии ускорения темпов научно-технического прогресса в промышленности, перехода на новый этап инновационного развития, необходимо активизировать университетско-промышленное сотрудничество, привлечение ведущих ученых вузов к научным исследованиям для ускорения формирования и развития инновационных процессов на предприятиях.

В ходе секции «Интернационализация бизнеса в нестабильной деловой среде» обсуждались проблемы гармонизации профессиональных стандартов. По словам модератора секции к. э. н., доцента, завкафедрой международного бизнеса СПбГЭУ Натальи Трифоновой, эта тема является одной из самых актуальных и востребованных в профессиональной полемике. Во-первых, потому что активно разрабатываются профессиональные стандарты. Во-вторых, ввиду «выжидательной» политики, связанной с развитием образовательных стандартов, что приводит к разработке промежуточных версий стандартов как 3+ или 3++ (образовательная система, развиваясь, словно дает сигнал – «мы ждем новых требований и новых ориентиров»). Участники секции обсудили существующие проблемные вопросы и предложили свои варианты решения.

– Основная цель гармонизации стандартов – реализуемая в логике изменений реального сектора интеграция и адаптация молодых специалистов, – сказала Наталья Трифонова. – В связи с этим обидно не востребован опыт централизованного федерального и регионального распределения молодых специалистов, базирующийся на совокупном академическом результате (выпускник с лучшим средним баллом получал преимущественное право выбора лучших направлений при распределении, лучших с позиции перспектив роста, предоставления жилья и компенсационных возможностей). Наблюдаемый растущий квалификационный уровень выпускника должен инициировать изменения в базовых требованиях к квалификационному уровне в профессиональных стандартах.

Секция «Логистические инновации в современном менеджменте: глобальные и региональные аспекты» в рамках XII Международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» традиционно является опорной площадкой для осуществления информационного взаимодействия и обмена между специалистами в области логистики, что позволяет выработать предложения для совершенствования государственной политики в транспортно-логистической отрасли.

Ключевыми темами обсуждения на секции стали логистические технологии современного менеджмента в условиях развития концепций распределенной экономики и устойчивого потребления. Итогом работы секции стала резолюция с предложениями. К примеру, участники секции считают, что создание единой государственной информационной системы учета отходов строительного производства позволит хранить и оперативно обрабатывать данные о количестве строительных отходов на основных этапах их жизненного цикла (возникновение, сбор, сортировка, переработка, захоронение). Постоянный анализ и контроль направлений переработки отходов будет способствовать выбору наиболее эффективных из них. Разработка интерактивных маршрутных схем вывоза отходов строительства и сноса позволит отслеживать перемещение отходов в режиме реального времени и оптимизировать процессы транспортной логистики. База данных количества отходов, направляемых на переработку, и информация о свободных мощностях приемщиков-переработчиков отходов позволят повысить эффективность загрузки мощностей предприятий-переработчиков.

Развитие аддитивных технологий, индивидуализация продукции и регионализация производства, сопровождающиеся децентрализацией энергопотребления и управления инфраструктурой, создают основу для широкого развития региональной логистики и высокоэффективных логистических решений на «последней миле». Несмотря на то что для логистики это означает снижение спроса на перевозки готовой продукции и полуфабрикатов на большие расстояния, логистические провайдеры в этих условиях организуют всю цепь создания добавленной стоимости, а также управляют потоками зашифрованных данных, используемых в 3D-принтерах. Организация автоматизированного электронного обмена данными между участниками цепочки поставок позволяет не только ускорить принятие управленческих решений за счет унификации электронной документации, но и сократить затраты на товаро­движение и ускорить доставку товаров потребителям в нужном количестве, в нужное время, а также иметь возможность контролировать товародвижение и отслеживать спрос в режиме онлайн по всей цепочке поставок, включая поставщика сырья, дистрибьютора и дилера.

Проблемам формирования новых бизнес-моделей и маркетинговых моделей в период трансформации экономики и зарождения шестого технологического уклада были посвящены доклады секции «Клиентоориентированные бизнес-модели устойчивого потребления и модели вовлечения потребителей».

Д. э. н. Оксана Юлдашева раскрыла специфику формирования маркетинговых моделей в России по результатам эмпирических исследований кафедры маркетинга СПбГЭУ. Жанна Мусатова и Ирина Скоробогатых осветили проблемы трансформации моделей потребительского поведения и управления клиентским опытом. Петр Невоструев продемонстрировал специфику исследований в рамках смарт-маркетинга. Евгений Конников и Ольга Погребова рассказали о становлении новых маркетинговых и бизнес-моделей в условиях внедрения аддитивных технологий.

Вениамин Байков, Надежда Куприк, Екатерина Сидорова и Юлия Буслаева актуализировали проблемы маркетинга вовлечения и взаимодействия с потребителями в условиях диджитализации поведения потребителей.

К заочному участию в секции свой доклад представила к.э.н., профессор, заместитель руководителя Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Наталия Линдер.

Доклад, подготовленный совместно с д. э. н., профессором, руководителем Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральным директором АО «Гознак» Аркадием Трачуком, рассматривает проблемы диффузии мобильных платежных сервисов в России, факторы их восприятия компаниями сети распространения и потребителями. По словам Наталии Линдер, для анализа восприятия платежных сервисов компаниями сети распространения использованы модель POER, позволяющая проанализировать внутриорганизационные факторы, и модель PEER – для анализа внешних факторов. Факторы восприятия мобильных платежных сервисов потребителями проанализированы при помощи модели Ф. Дэвиса. При апробации применен последовательный подход, включающий тестирование модели, на качественном этапе исследования (16 глубинных интервью с представителями компаний сети распространения и 34 глубинных интервью с потребителями) и последующее эмпирическое исследование на базе выборки 128 компаний сети распространения и 429 респондентов – потребителей. По результатам анализа сделаны выводы о влиянии различных факторов на принятие мобильных платежных сервисов российскими компаниями сети распространения и потребителями. На основе теоретических исследований выделены факторы, влияющие на принятие мобильных платежных сервисов потребителями (общие и специ­фические), и компаниями сети распространения (внутриорганизационные характеристики и характеристики внешней среды).

По результатам работы секции было решено, в частности, обозначить в качестве ключевых направлений будущих исследований необходимость формирования и развития теории и методологии российского маркетинга, учитывающего специ­фику российской экономики и национального менталитета потребителей.

Живым интерактивным диалогом стала работа круглого стола «Перспективы социологического и психологического осмысления проблем современного менеджмента», в ходе которого приняли участие преподаватели кафедры социологии и психологии СПбГЭУ. Свои доклады представили специалисты, занимающиеся как научно-теоретической, так и прикладной разработкой социальных и социально-психологических проблем управления. Большинство выступлений затрагивали организационный уровень функционирования современного менеджмента в России.

По результатам работы круглого стола рекомендовано продолжить работу в следующем году, активнее привлекать к участию представителей других вузов города, организаций, сотрудничающих с ППС кафедры психологии и социологии; принять участие в разработке сетевых образовательных программ подготовки кадров для ЕАЭС по актуальным направлениям евразийского сотрудничества; принять участие в разработке и реализации программ по обмену опытом и повышению квалификации преподавателей в рамках Евразийского сетевого университета на основе достижений научно-методических школ кафедры социологии и психологии. Кроме того, принимая во внимание, что современный менеджмент невозможен без знания широкого социального контекста, психологических особенностей и факторов, влияющих на эффективное управление в организациях малого и среднего бизнеса, научные специалисты полагают расширить социологическую и психологическую составляющие в подготовке бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент», а также ходатайствовать перед Минобрнауки РФ об открытии направления подготовки «Социология» (уровень бакалавриата, профили «Экономическая социология», «Социология управления»).

По результатам работы конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» был выработан перечень рекомендаций. Предлагается усилить взаимосвязь с предприятиями, привлечь ведущих ученых для научных исследований и совместной подготовки специалистов, отвечающих по своим компетенциям требованиям рынка труда. Продолжить дальнейшие исследования в области государственного управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса, разработки реальных стратегий развития судостроительного и нефтехимического комплексов. Совершенствовать системы управления промышленными комплексами, в частности кластерных структур на основе разработки методических материалов по обоснованию возможности создания кластеров на региональном и отраслевом уровнях. Рекомендовать разработку системы внутриотраслевой ротации трудовых ресурсов корпораций и развитие системы привлечения трудовых ресурсов в трудодефицитные регионы на основе межрегиональной миграции. Обозначить в качестве ключевых направлений будущих исследований необходимость формирования и развития теории и методологии российского маркетинга, учитывающего специфику российской экономики и национального менталитета потребителей.

 

Ирина КРИВОШАПКА