Открывая заседание, руководитель Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Стратегические решения и риск-менеджмент», д.э.н., профессор Аркадий Трачук напомнил, что целью данного семинара является свободное обсуждение теоретических и практических аспектов влияния энергетики на развитие страны в экономической, социальной, технологической и политической сферах.
Семинар был посвящен основным проблемам совершенствования государственного регулирования цен. С подробным докладом на эту тему выступил начальник отдела стратегии ПАО «ФСК ЕЭС» Виктор Дрель. Он рассказал о принципах построения системы регулирования цен в разных странах. В качестве примера была приведена Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики (Federal energy regulatory commission), которая является полноценным отраслевым регулятором в США. При этом организация регулирования в России, по мнению докладчика, требует особенно тщательной настройки взаимоотношений вследствие глубокой специализации органов регулирования.
В.Дрель упомянул о трех законопроектах, которые неоднозначно воспринимаются профессиональным сообществом: «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях»; «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Позицию Министерства экономического развития РФ по единому закону о тарифах озвучил представитель ведомства Павел Горкин. Он пояснил, что, как показало недавнее заседание рабочей группы Минэкономразвития, к доработанной редакции законопроекта есть существенные замечания и у министерств, и у бизнес-сообщества (причем как у регулируемых компаний, так и у потребителей). По словам П. Горкина, нужно отразить в законопроекте возможности обеспечения реальной долгосрочности и стабильности тарифов, включение механизмов стимулирования роста операционной и инвестиционной эффективности регулируемых инфраструктурных компаний. Это – одно из важнейших условий устойчивого экономического роста. При этом единый тарифный закон не должен подменять действующее отраслевое законодательство о тарифах, которое сегодня работает вполне надежно. Задача единого закона — определить методологические основы, создать систему базовых принципов регулирования инфраструктурных компаний, отвечающих долгосрочным целям развития экономики.
Подводя итоги, Аркадий Трачук поблагодарил коллег за интересную дискуссию и пригласил к участию в следующих семинарах.