Эльвира Набиуллина рассказала, когда экономика вернется в безопасную гавань

    Изображение: скриншот из трансляции

    Согласно базовому сценарию Центрального банка, по итогам 2025 года годовая инфляция будет чуть выше цели – 4,5–5%, а в 2026 году стабилизируется вблизи 4%. В пересчете на текущие темпы, месяц к месяцу, инфляция снизится до 4% раньше, к концу следующего года.

    Это будет свидетельством того, что экономика вернулась в так называемую безопасную гавань, производственные возможности, наконец, нагнали спрос и необходимость в жесткой денежно-кредитной политике снижается, отметила председатель Банка России Эльвира Набиуллина 31 октября на совместном заседании комитетов Госдумы по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы.

    «Я хотела бы остановиться на двух опасениях. Они, по сути, взаимоисключающие, но звучат одинаково часто и иногда одновременно. Первое – это то, что высокая ставка вовсе не работает, потому что кредитование не тормозится. Второе – что высокая ключевая ставка полностью остановит кредитование, и экономика начнет снижаться от этого резко. И то, и другое неверно. В увязке с тезисом про остановку кредитования все чаще звучат предложения: а зачем вообще снижать инфляцию до 4%? Смотрите, какой хороший экономический рост при инфляции 8–9%. Почему бы не продолжать так же дальше?», — говорит глава Центробанка.

    Она акцентировала внимание на том, что важно не допустить разгона инфляции, ведь от нее сильно страдают люди, доходы которых не растут или растут незначительно. Бизнес страдает от высокой инфляции ничуть не меньше, поскольку рост издержек – во многом одно из проявлений все той же инфляции.

    «Это отражение острой борьбы между компаниями за все более дефицитные производственные ресурсы: труд, материалы, новое оборудование. Высокая инфляция может быть выгодна только тому бизнесу, чьи товары люди будут вынуждены покупать независимо от роста цен. Этот бизнес сохранит маржу, но за это платят граждане. Для всех остальных предприятий инфляция – огромный фактор неопределенности будущего финансового результата», — отмечает Эльвира Набиуллина.

    При высокой инфляции, констатирует она, рост экономики не может быть устойчивым. За бурным ростом последует спад, и суммарный рост, если и будет незначительным, вряд ли он кого-то устроит.

    «Я подчеркну, что высокая инфляция – еще и непредсказуемая инфляция, опасная иллюзия – считать, что повышенную инфляцию можно надежно удерживать в каком-то коридоре. Поэтому мы не собираемся делать никаких скидок по достижению нашей цели. 4% – на наш взгляд, это максимум того, что можно считать ценовой стабильностью. Инфляция держится выше уже четвертый год подряд. Если в 2022 году и в 2023 году отчасти это было неизбежно, то сейчас это нельзя списывать на санкции и перестройку экономики. Это именно результат того, что возможности предложения не успевают за ростом спроса. В наших силах устранить этот дисбаланс», — резюмировала глава Центрального банка.

    Елена Восканян