
Текущие темпы роста цен постепенно замедляются, и это во многом результат нашей жесткой денежно-кредитной политики. На снижение инфляции также повлияли улучшение настроений на рынках и укрепление рубля. Тем не менее ценовое давление остается высоким, а инфляционные ожидания — повышенными, отметила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции 21 марта.
«Это означает, что нам требуется в течение длительного времени сохранять жесткие денежно-кредитные условия. Наши дальнейшие решения будут зависеть от того, достаточно ли скорости и устойчивости снижения инфляции для ее возвращения к 4% в 2026 году. Если они будут недостаточными, мы можем сделать дополнительный шаг по повышению ставки, хотя вероятность этого уменьшилась», — подчеркнула Эльвира Набиуллина.
Она сообщила о принятом решении сохранить ключевую ставку на уровне 21% годовых, приведя несколько аргументов.
Первый — инфляция остается высокой. В значительной степени она отражает сохраняющееся давление со стороны спроса. Прежде всего, об этом можно судить по показателям ее устойчивой части. Базовая инфляция хотя и замедляется, но находится вблизи 10%.
Второй — экономика. В начале года экономическая активность немного замедлилась по сравнению с концом прошлого года. Это соответствует нашему февральскому прогнозу.
При этом потребительская активность в январе оставалась высокой. Дополнительный импульс потреблению придал ускоренный рост зарплат в конце года. Он связан с тем, что некоторые компании из-за налоговых изменений выплатили бонусы раньше — в декабре прошлого года вместо первого квартала текущего.
Третий — денежно-кредитные условия. Ценовые условия несколько смягчились, а неценовые — оставались жесткими. Кривые денежного рынка и облигации федерального займа (ОФЗ) сдвинулись вниз. На это повлияли ожидания участников рынка о возможном улучшении геополитической ситуации. Также произошло значительное снижение номинальных ставок во многих сегментах, но, учитывая одновременное снижение инфляционных ожиданий, реальные денежно-кредитные условия изменились не сильно.
Упомянула Эльвира Набиуллина и о внешних условиях. В последние месяцы динамика экспорта была достаточно стабильной, а импорт замедлялся под влиянием жесткой денежно-кредитной политики. В результате сальдо торгового баланса возросло, что, в том числе способствовало укреплению рубля. В целом привлекательность рублевых активов увеличивалась благодаря сохраняющимся высоким доходностям в рублях и переоценке рынком геополитических рисков. Однако пока преждевременно судить об устойчивости изменения внешних условий.
«Перейду к рискам для нашего базового сценария. Их баланс в целом не изменился — проинфляционные факторы преобладают. На первом месте по-прежнему риски со стороны рынка труда и инфляционных ожиданий. Среди дезинфляционных факторов стоит отметить риск более выраженного замедления кредитования. Ключевой зоной неопределенности являются внешние условия. Их дальнейшее изменение может быть как проинфляционным, так и дезинфляционным. Проинфляционные факторы — это усиление протекционизма, а дезинфляционные — снижение геополитической напряженности и закрепление позитивных настроений на финансовых рынках», — сказала глава Центрального банка.