Каталлактический подход к регулированию кредитного рынка

975


Каталлактический подход к регулированию кредитного рынка

Н. Е. БРОВКИНА
nbrovkina@inbox.ru
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ. Более 15 лет работала в банковской системе, более 10 лет преподает в Финансовом университете. Область научных интересов: тенденции и перспективы развития кредитного рынка в экономике России.

Абстракт: В статье предлагается каталлактический подход к регулированию кредитного рынка – создание условий, обеспечивающих возможность рынку работать везде, где он может работать. Регулирование рынка рассматривается как система, включающая в себя объект, субъекты регулирования, цели, принципы, методы регулирования. В основе регулирования находится корректное определение цели развития кредитного рынка, обеспечивающей его интегрирование в перспективную модель экономического роста. Предлагается привести принципы и методы регулирования кредитного рынка в соответствие с рыночными отношениями.

Ключевые слова: кредитный рынок; метод, принцип, система регулирования, объект и субъект регулирования, цель развития кредитного рынка

Термин «каталлактика» применяется для исследования рыночных отношений. «Предметом каталлактики являются все рыночные отношения со своими корнями, ответвлениями и следствиями» [4, с. 220]. Каталлактический подход к регулированию кредитного рынка предполагает создание условий, обеспечивающих рынку возможность работать везде, где он может работать. Несмотря на характерную для рынка способность к саморегулированию, рыночный механизм далеко не всегда может быть эффективным. В первую очередь это относится к развивающимся рынкам, где рыночные институты еще не сформированы. Регулирование рынка делает «конкуренцию более эффективной и благотворной по сравнению с тем, какой она была бы без регулирования вообще» [11, с. 133–134]. Кредитный рынок, имеющий значительную социальную составляющую, более чем какой-либо другой нуждается в регулировании.

Регулирование – это воздействие на объект управления, предназначенное для того, чтобы устранить отклонения в движении объекта к заданной цели.

В настоящее время отсутствует системный подход к регулированию кредитного рынка. Между тем регулирование целесообразно рассматривать как систему, существующую вне рыночных отношений, однако очень тесно взаимодействующую с ними. В системе регулирования кредитного рынка существуют объекты, субъекты, цели, принципы и методы регулирования.

Объектом регулирования являются отношения, отражающие процесс взаимодействия интересов кредиторов и заемщиков при установлении конкурентного равновесия между предложением и спросом на кредитные услуги. Объект регулирования можно представить как совокупность отношений между банками, между банками и предприятиями, между банками, с одной стороны, и малыми фирмами и индивидуальными заемщиками – с другой, между банками и домашними хозяйствами, между микрофинансовыми организациями и их клиентами, между другими кредиторами и заемщиками. Одна из задач регулирования состоит в поддержании пропорций между сегментами рыночных отношений. В настоящее время недостаточно развиты кредитные отношения между банками, с одной стороны, и малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями, домашними хозяйствами – с другой. Регуляторам стоит обратить особое внимание на наименее защищенных участников рыночных отношений.

Субъекты регулирования. Единый субъект регулирования отношений между кредиторами и заемщиками по поводу установления конкурентного равновесия между предложением кредитных услуг и спросом на них отсутствует. К субъектам регулирования кредитного рынка следует отнести Банк России, Правительство РФ, прежде всего Министерство финансов. Субъектами косвенного регулирования кредитного рынка являются президент РФ, Федеральное собрание РФ, а также другие федеральные и региональные органы власти. Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и банковского сектора в целом. В сфере его компетенции – часть кредитного рынка, а именно отношения между кредитными организациями. Министерство финансов регулирует деятельность микрофинансовых организаций. Путем законотворчества и принятия подзаконных нормативных документов субъекты косвенного регулирования влияют на темпы развития кредитного рынка и его пропорции.

Цель регулирования кредитного рынка состоит в корректирующем воздействии на участников рынка, направленном на достижение цели развития кредитного рынка в соответствии с объективными законами и закономерностями, а также приоритетными направлениями развития национальной экономики. Таким образом, цель регулирования кредитного рынка задается целью его развития.

Поскольку единый регулятор кредитного рынка отсутствует, стратегические цели его развития не определены. Можно предположить, что цели развития кредитного рынка соответствуют вектору развития банковского сектора, так как коммерческие банки являются важнейшими участниками кредитного рынка.

Цели банковского регулирования определены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», конкретизированы в стратегиях развития банковского сектора, в частности в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.», «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики…» и других нормативных документах.

В федеральном законе в качестве главных целей банковского регулирования выдвигаются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов [1, ст. 56, абз. 2].

В «Стратегии развития…» сформулирована цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу – активное участие в «модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития» [9, с. 4]. К ожидаемым результатам развития банковского сектора отнесены «качественные характеристики развития: характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций, предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повышении эффективности инвестиций» [9, с. 6].

В «Основных направлениях…», которые, в частности, призваны информировать общественность о целях, стоящих перед Банком России в области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей, отмечается, что «в 2012–2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций» [6, c. 29].

Сформулированные в законе цели – поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов находят прямое отражение в «Основных направлениях…». В самом деле, повышение качества банковской деятельности является необходимым условием защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а обеспечение устойчивости кредитных организаций – поддержания стабильности банковской системы.

В «Стратегии развития…» цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу предполагает его активное участие в модернизации экономики. Однако остается неясным механизм, с помощью которого повышение уровня и качества банковского обслуживания обеспечит банковскому сектору активное участие в модернизации экономики, а в дальнейшем будет способствовать переходу национальной экономики на инновационный путь развития.

Таким образом, среднесрочная цель развития и регулирования, которая ставится в настоящее время перед банковским сектором, ограничивается повышением уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечением устойчивости кредитных организаций.

Поставленные цели, несомненно, важны для устойчивого развития кредитного рынка. Однако они не могут рассматриваться в качестве стратегических целей развития банковского сектора, как и кредитного рынка. Повышение качества банковской деятельности и обеспечение устойчивости кредитных организаций формируют основу деятельности банковского сектора и являются одним из условий достижения стратегических целей.

В «Стратегии развития…» и «Основных направлениях…» определены намерения Банка России по совершенствованию банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы, содержатся конкретные мероприятия для совершенствования методов регулирования кредитного рынка. Однако не определены границы взаимодействия кредитного и национального рынков в решении стратегических экономических задач, отсутствуют сформулированные цели, связывающие развитие кредитного рынка с приоритетами российской экономики.

Кредитный рынок является надстроечным понятием, интегрирован в экономику и должен участвовать в реализации стратегических целей национальной экономики за счет собственного устойчивого развития. Поэтому цели регулирования кредитного рынка, во-первых, должны определять вектор развития кредитного рынка в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед национальной экономикой, а во-вторых, обеспечивать доверие участников к рынку.

В промежуточном докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» целью государственной социально-экономической политики признано «повышение благосостояния, т. е. содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, росту удовлетворенности граждан жизнью» [10, с. 7].

Для достижения поставленной цели ставится задача выхода на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества [10, с. 4]. Новая модель экономического роста предусматривает переход от стимулирования инноваций к росту на их основе.

Таким образом, стратегическая цель развития кредитного рынка должна быть увязана с созданием новой модели экономического роста национальной экономики на основе модернизации и инноваций. Исходя из этого в качестве стратегической цели развития кредитного рынка можно рекомендовать следующую: создание эффективного кредитного рынка, интегрированного в новую модель роста на основе модернизации и инновационного развития экономики, имеющей устойчивые конкурентные позиции на глобальном рынке и обеспечивающей доверительные отношения участников рынка. Регулирование кредитного рынка должно осуществляться в русле стратегической цели его развития.

Составной частью стратегической цели является обеспечение взаимного доверия участников рынка. Формирование и поддержание доверия к рынку – это непрерывный процесс, который является объектом постоянного регулирования. Доверие к рынку может быть достигнуто при реализации следующих мероприятий:

— обеспечение финансовой устойчивости кредитных организаций как основных участников рынка;

— принятие комплекса непротиворечивых и конкретных законов и подзаконных актов, способствующих реализации кредитным рынком присущих ему функций, обеспечение выполнения этих законов всеми участниками рынка;

— развитие инфраструктуры кредитного рынка, соответствующей поставленным целям и задачам на среднесрочную перспективу;

— спецификация и защита прав собственности как кредитных организаций – продавцов кредитных услуг, так и потребителей кредитных услуг;

— создание рыночных институтов, сопровождающееся формированием мышления рыночного типа, правил поведения, принятых в условиях развитых рынков, готовностью соблюдать законодательство;

— снижение транзакционных издержек;

— стимулирование кредитных организаций к участию в кредитовании модернизации производства и инноваций;

— развитие и поддержание здоровой конкуренции при наличии равных стартовых условий и прозрачных отношений участников рынка.

Принципы регулирования кредитного рынка. Определение стратегических целей обуславливает принципы регулирования кредитного рынка, то есть основные требования, в соответствии с которыми строится система регулирования кредитного рынка. К принципам регулирования кредитного рынка следует отнести:

принцип государственного контроля, в соответствии с которым система регулирования кредитного рынка создается государством в лице уполномоченных органов, которые формируют нормативно-правовую базу, обеспечивают контроль исполнения и в необходимых случаях принуждение к исполнению установленных требований и обязательств;

принцип социальной ответственности кредитных организаций, предполагающий приоритет в защите интересов населения и других, наименее защищенных участников рынка;

принцип равных возможностей, означающий отсутствие преференций для отдельных кредитных организаций;

принцип единства нормативно-правовой базы, методов регулирования;

принцип метауправления (управления самой системой управления), обеспечивающий согласованную и эффективную работу подсистем системы управления, четкое распределение регулирующих функций между уполномоченными органами и постоянное развитие самой системы управления в соответствии с требованиями кредитного рынка;

принцип невмешательства органов регулирования рынка в рыночные отношения;

принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики, предоставлении возможности адаптации участников рынка к изменению требований регулятора;

принцип интеграции российского кредитного рынка в мировой означает необходимость учитывать тенденции глобализации рынков, использовать международный опыт при формировании нормативно-правовой базы и методов регулирования кредитного рынка.

На практике регулирование кредитного рынка не всегда соответствует приведенным принципам. Это относится, прежде всего, к принципам равных возможностей, метауправления и невмешательства органов регулирования рынка в рыночные отношения.

Кредитный рынок разнороден. Его участники занимают различные позиции на рынке, поэтому социально-экономические последствия их банкротства различны. В сложных ситуациях, например во время кризиса, регулирующие органы, не имея возможности помочь всем участникам рынка, помогают крупнейшим, прежде всего тем, в составе учредителей которых имеются государственные структуры. Таким образом, нарушается принцип равных возможностей в регулировании рынка. Соблюдению данного принципа будут способствовать требования регулятора к проведению крупнейшими банками более консервативной политики. Центральный банк РФ намерен выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору совместно с Советом финансовой стабильности в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую Базельским комитетом по банковскому надзору и Советом финансовой стабильности адаптацию предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков [6, с. 30–31].

Следует отметить нарушение принципа метауправления. Отсутствие единого регулятора предполагает создание четкой иерархической системы субъектов регулирования кредитного рынка, закрепление за ними функций в отношении всей системы объектов регулирования. Регуляторы должны вести согласованную работу в соответствии с объективными рыночными законами и закономерностями развития кредитного рынка, подчинять ее стратегическим целям развития национальной экономики. Метауправление необходимо строить на основе каталлактического подхода к регулированию кредитного рынка, постоянно развивать его с учетом импульсов от меняющегося рынка и осуществлять корректирующие воздействия на рынок.

С принципом метауправления тесно связан принцип невмешательства органов регулирования рынка в рыночные отношения. Кредитный рынок каждой страны специфичен. Особенности рынка определяются условиями исторического развития, менталитетом участников рынка, проводимой экономической политикой и рядом других факторов. Это отражается на участниках рынка и отношениях между ними. Защищая участников рынка от мошенничества, принуждая к выполнению договорных отношений, властные регулирующие структуры не должны заниматься так называемым ручным управлением рынком, например искусственно регулировать количество участников рынка, так как это неизбежно будет приводить к искажениям объективных экономических процессов и тормозить развитие рынка.

Степень вовлечения государственных органов управления в регулирование рыночных отношений является предметом детального обсуждения для экономистов. На основе различных мнений формируются теории, которые полностью или частично реализовывались либо реализуются в проводимой различными государствами экономической политике.

Наибольшее распространение получили теории, в соответствии с которыми рынку должна быть предоставлена максимальная свобода, а регулирующая роль государства максимально ограничена, государство рассматривается как «ночной сторож» рыночного хозяйства. Например, М. Ротбард утверждал, что «подлинно свободный рынок абсолютно несовместим с наличием государства – института, позволяющего себе «защищать» личность и собственность при одновременном собственном существовании за счет одностороннего насилия над частной собственностью, именуемого «налогообложением». На свободном рынке защита от насилия была бы такой же услугой, как и любая другая, которую можно получить от свободно конкурирующих частных организаций» [7, c. 13].

Оппонентом такой теории стал немецкий экономист Вальтер Ойкен, исследования которого, в частности, показали наличие следующих явлений:

— Уже на начальной стадии формирования так называемого нерегулируемого рынка были введены строгое право собственности, договорное право, совокупность правовых норм, касающихся деятельности компаний, патентное право [5, с. 30]. Таким образом, в экономиках, где рыночные отношения сформировались десятилетия назад, процесс регулирования, включая законотворчество, формирование менталитета общества, происходил постепенно, в соответствии с развитием рынка, стабилизировался и получал поддержку со стороны следующих поколений.

— Развитие рынка неизбежно приводит к созданию монополий. «Повсеместно существует склонность к созданию монополий – факт, с которым должна считаться любая экономическая политика. Так обстояло дело и во времена либеральной экономической политики… <…> Известно много случаев, когда монополист не осуществляет капиталовложения, поскольку отсутствие конкуренции не вынуждает его рационализировать производство: железная дорога с полностью устаревшим вагонным парком, химическая фабрика с оборудованием из добрых старых времен, которое давным-давно было бы обновлено, если бы существовало давление конкуренции. В таких случаях инвестируется относительно мало, а комбинация средств производства не является оптимальной и не соответствует достигнутому уровню технических знаний.

Это означает, что монополия порождает частичное недоинвестирование» [5, c. 84, 91].

В. Ойкен сформулировал государственно-политические принципы экономической политики:

— политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции;

— политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса.

Таким образом, по мнению В. Ойкена, государству необходимо задавать форму рынка, используя соответствующие правовые рамки, то есть те правила игры, по которым ведется хозяйство. Ключевым вопросом является создание конкурентного рынка. Исследования В. Ойкена нашли отражение в конституции ФРГ, которой были закреплены принципы социального рыночного хозяйства, главным из которых был следующий: «…свободы и конкуренции столько, сколько возможно, регулирования и вмешательства государства столько, сколько необходимо» [5, с. 429].

Идеям В. Ойкена в той или иной мере созвучны исследования других экономистов [2, 8], в которых, в частности, были сформулированы экономические функции государства в рыночной экономике:

— увеличение эффективности за счет борьбы с монополиями;

— обеспечение равноправия с помощью налогов и расходов для перераспределения доходов среди определенных групп;

— поощрение макроэкономической стабильности и роста экономики [8, с. 74].

Выдвинутый В. Ойкеном принцип государственного регулирования рынка целесообразно применять при регулировании как российского национального, так и кредитного рынка.

Методы регулирования кредитного рынка представляют собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Среди методов регулирования, которые Банк России применяет как орган непосредственного регулирования кредитного рынка, можно выделить:

— методы институционального лицензионного регулирования (прямого ограничения);

— методы нормативно-правового регулирования;

— методы функционального регулирования;

— административные методы регулирования.

Методы институционального лицензионного регулирования связаны, прежде всего, с контролем вхождения кредитных организаций на рынок. Организация лицензирования деятельности кредитных организаций проводится в целях предварительного контроля путем выполнения установленных лицензионных требований к профессиональному уровню, компетентности, добросовестности и финансовой состоятельности руководителей и учредителей кредитных организаций. В процессе выдачи лицензий на осуществление определенных видов деятельности определяется ответственность за нарушения лицензионной дисциплины, обеспечивается контроль выполнения требований, обусловленных выданной лицензией, и в случае их нарушения применяются предусмотренные законодательством санкции.

Методы нормативно-правового регулирования – это способ применения юридических норм к отношениям участников кредитного рынка, который обеспечивается государственным принуждением. Методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

— дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

— предоставление определенных прав участникам общественных отношений, урегулированных нормами права;

— предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Методы функционального регулирования связаны с необходимостью воздействия на финансовое положение кредитных организаций и качество управления ими.

Таким образом, функциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования и по этой причине охватывает все аспекты деятельности кредитных организаций с точки зрения их влияния на собственное финансовое положение.

Административные методы регулирования – это прямые указания по поводу необходимости осуществления определенных действий. Административные методы регулирования не являются атрибутом регулирования рынка, в том числе кредитного. Однако в условиях несформировавшегося рынка, отсутствия развитых рыночных институтов оправдано использование данных методов для оперативного регулирования в кризисных ситуациях. Например, в условиях кризиса в ноябре 2009 года более чем 30 банкам были даны рекомендации снизить процентные ставки по депозитам. К банкам, которые данные рекомендации не выполнили, были применены различные меры воздействия.

В процессе своей деятельности Банк России использует весь арсенал методов регулирования кредитного рынка. Так, принимая решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливая действие лицензий либо отзывая их, Банк России применяет метод институционального лицензионного регулирования (прямого ограничения) деятельности кредитных организаций. Устанавливая правила проведения банковских операций, осуществления расчетов в стране, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, Центральный банк РФ использует методы нормативно-правового регулирования. При этом отношения между Банком России и кредитными организациями регулируются императивными методами, а отношения кредитных организаций между собой – диспозитивными методами. Для осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организации системы их рефинансирования, регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами Банк России использует методы функционального регулирования.

Как известно, инструментами регулирования кредитного рынка являются:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы, установленные Банком России;

— условия рефинансирования кредитных организаций;

— прямые количественные ограничения.

«Основными направлениями…» предусматривается последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы формирования ликвидности банковского сектора. Политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования. В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России намерен использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение дает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса на денежные ресурсы в экономике. Решения в области процентной политики Банк России планирует принимать ежемесячно.

Методы регулирования кредитного рынка должны соответствовать заявленным целям и принципам, обеспечивая равные условия для развития здоровой конкуренции, ограничивая монопольное поведение отдельных участников рынка. По мере создания зрелых формальных и неформальных рыночных институтов основными станут нормативно-правовые методы регулирования. Ввиду высокой социальной значимости кредитного рынка найдут применение и методы институционального лицензионного и функционального регулирования. Применение методов административного регулирования как не соответствующих рыночным отношениям должно быть ограничено и постепенно прекращено. В рамках нормативно-правового поля императивный метод будет уступать диспозитивному как способу регулирования отношений между равноправными сторонами, самостоятельно решающими вопросы своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями на 19 октября 2011 года), глава Х «Банковское регулирование и банковский надзор».

2. Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. 296 с.

3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике/Пер. с нем. М.: Дело ЛТД, 1994. 398 с.

4. Мизес Л., фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории/Пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряква. Челябинск: Социум, 2005. 878 с.

5. Ойкен В. Основные принципы экономической политики/Пер. с нем.; общ. ред. Л. И. Цедилина, К. Херрманн-Пилата. М.: Прогресс, 1995. 469 с.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012(2013-2014).pdf.

7. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика/Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Г. Сапова. Челябинск: Социум, 2010. 417 с.

8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика/Пер. с англ. М.: Бином, 1997. 800 с.

9. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. // Деньги и кредит. 2011. № 5. С. 4–20.

10. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика: Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года // Коммерсантъ. ru: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf.

11. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок/Пер. с англ. О. А. Дмитриевой; под ред. Р. И. Капелюшникова. Челябинск: Социум, 2011. 393 с.