Трансформация антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование

904


Трансформация антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование

А. Н. РЯХОВСКАЯ
Rectorat_ieay@mail.ru
Доктор экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления. Автор учебников, учебных пособий, монографий в зарубежных и российских изданиях. Член подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ, член научно-консультационного совета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, член подкомитета по формированию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью ТПП РФ. Заслуженный экономист Российской Федерации. Академик Российской инженерной Академии. Член-корреспондент Академии ЖКХ им. К. Д. Памфилова. Вице-президент Национального научно-экспертного совета по саморегулированию и регулированию.

Абстракт: Сегодня существенно изменились требования к антикризисному управлению, само оно осуществляется в значительно больших масштабах. Антикризисные меры разрабатываются и применяются на межстрановом, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также для конкретных хозяйствующих субъектов. Новые требования времени, особенности экономического развития предполагают трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование — совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, для каждого из которых характерны свои цели, функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса.

Ключевые слова: антикризисное бизнес-регулирование, антикризисное управление на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, инструмент, метод воздействия, функция, цель

Актуальность антикризисного бизнес-регулирования

В зависимости от фазы экономического цикла все субъекты рыночной экономики, включая те, что действуют на макро-, мезо- и микроуровнях, применяют различные стратегии, инструменты и системы методов управления в целях обеспечения устойчивости своего функционирования с учетом разных организационно-правовых форм, видов и масштабов деятельности различных организаций, муниципальных и региональных образований и национальной экономики в целом.

В любых экономических условиях, на любой фазе экономического цикла процесс управления должен содержать элементы антикризисного управления. Содержание антикризисного управления, его роль в системе управления существенно меняются в зависимости от стадии развития тех или иных экономических субъектов. Так, возникая в рамках традиционного управления в виде антиципативного управления, оно существенно видоизменяется по мере увеличения финансовых и экономических задач, их усложнения, возникновения кризисных явлений, их развития и в конечном итоге становится самостоятельным видом деятельности – арбитражным управлением.

Необходимость применения антикризисных технологий различными субъектами в стабильных условиях рыночной экономики обусловлена наличием жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Сегодня существенно изменились требования к антикризисному управлению, которое осуществляется в значительно больших масштабах. Антикризисные меры разрабатываются и применяются на межстрановом, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также для конкретных хозяйствующих субъектов. Новые требования времени, особенности экономического развития предполагают трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование.

Антикризисное бизнес-регулирование — это совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, каждая из которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса. По основным параметрам антикризисное бизнес-регулирование экономической системой мегауровня [5] совпадает с макро-уровнем за исключением необходимости валютного и внешнеэкономического регулирования, перераспределения доходов, а также целесообразности решения иных проблем общегосударственного, межстранового масштаба, которые особенно остро проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.

В стабильных условиях функционирования основной целью антикризисного бизнес-регулирования на уровне государства является реализация системы мер для предотвращения кризисных явлений, обеспечения экономического роста, занятости всего трудоспособного населения, стабильного уровня цен, устойчивости национальной валюты, внешнеэкономического равновесия и решения других важнейших задач ради обеспечения материального благосостояния всего общества.

Прежде всего, государство должно обеспечить создание правовой основы функционирования и развития экономической системы, благоприятных условий для субъектов рыночной экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.

Регулирование на макроуровне

Важнейшей задачей антикризисного бизнес-регулирования на макроуровне является обеспечение условий непрерывности развития бизнеса:

• своевременное выявление потенциальных угроз для функциональных направлений бизнеса, нарушение которых приведет к его остановке или разрушению;

• изыскание финансовых, материальных и технических ресурсов для реализации функциональных направлений бизнеса;

• создание системы замещения и резервирования кадров;

• обеспечение постоянной готовности материально-технической базы и персонала организации к выполнению комплекса мер для сохранения бизнес-единицы.

При этом различают основную, высшую цель и цели прикладного характера государственного регулирования. Высшей целью государственного регулирования экономики России [1] является обеспечение материального благосостояния всего общества, достижение которой возможно при условии реализации прикладных целей, к которым относятся:

• обеспечение стабильного роста экономики, доходов и прибыли субъектов экономических отношений, занятости населения, обоснованного уровня цен и устойчивости национальной валюты;

• внешнеэкономическое равновесие;

• предупреждение кризисов и разработка системы антикризисных мер в случае их возникновения.

Состав, значимость и последовательность постановки целей государства обусловлены его экономическими и финансовыми параметрами, уровнем развития, уровнем инфляции и др. При этом важнейшей задачей государственного регулирования бизнес-процессов и развития экономики в целом является формирование гармоничной системы целей и механизма их достижения.

В условиях кризиса экономики на макро-уровне либо мирового финансово-экономического кризиса основными целями государственного регулирования являются:

• ликвидация причин кризиса, негативных социально-экономических последствий;

• стабилизация экономических процессов и выход из кризиса;

• обеспечение дальнейшего развития национальной экономики.

В качестве прикладных целей выступают:

• снижение темпов падения объемов производства реального сектора экономики (на первоначальном этапе);

• стабилизация объемов общественного производства и обеспечение темпов его роста с целью удовлетворения потребности населения в промышленной продукции, жизненно необходимых услугах (медицинских, образовательных, в области культуры, жилищно-коммунального обслуживания и др.).

Важнейшей прикладной целью является предотвращение обнищания населения, а значит, установление жесткого контроля над уровнем цен и решение других важнейших задач.

Главной функцией государственного антикризисного бизнес-регулирования является создание условий для активизации, интенсификации предпринимательской деятельности, прежде всего инвестиционной и инновационной, при условии обеспечения стабильности национальной валюты. Выполнение этой функции государства достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики, в частности для этого была разработана программа антикризисных мер российского правительства, которая предусматривала реализацию комплекса мер социальной защиты населения.

Для выполнения антикризисных программ на макроуровне используются соответствующие инструменты государственного бизнес-регулирования – нормативно-законодательные акты, позволяющие ему реализовывать предусмотренные мероприятия, в том числе в отношении функционирования тарифно-таможенной системы, трудового законодательства, законодательства, регулирующего функционирование института банкротства, и др., а также устанавливать границы госрегулирования и предусматривать делегирование части функций различным профессиональным сообществам (институту саморегулирования).

Важной составляющей антикризисного бизнес-регулирования и его материальной базой является государственная собственность, которая используется в качестве базы для достижения долгосрочных и конъюнктурных целей, в том числе при освоении капиталоемких и рисковых направлений, проведении экономической политики в депрессивных регионах, а также для регулирования социальных процессов. Например, с помощью социальной политики обеспечивается социальная безопасность, относительно справедливое распределение доходов1.

Для достижения поставленных целей, выполнения указанных функций с использованием соответствующих инструментов государство применяет различные методы воздействия:

• прямые методы включают в себя, например, налоговую и амортизационную политику, обеспечивающую стабильные условия функционирования бизнеса и его развитие, обновление основного капитала, системы льгот, преференций;

• методы косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора бизнес-сообществом вариантов, соответствующих целям антикризисной экономической политики государства;

• административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения и принуждения в целях обеспечения выполнения нормативно-законодательных норм, они предписывают строгое соблюдение определенных правил поведения субъектами рыночной экономики;

• экономические методы предусматривают направления достижения целей бизнес-структуры, например получение прибыли, и ограничивают свободу выбора. У этих методов много общего с административными методами, что свидетельствует о невозможности их жесткого разграничения.

Регулирование на мезоуровне

К числу инструментов регулирования экономических бизнес-процессов на уровне региона относятся сформированная нормативная законодательная база, учитывающая необходимость выполнения функций, делегированных с федерального уровня, в том числе:

• формирование тарифной политики в рамках делегированных государством полномочий;

• предоставление населению важных социальных услуг и др.;

• использование региональной и муниципальной собственности как материальной основы рассматриваемых процессов, инструментов реализации антикризисных мероприятий.

Анализ основных инструментов, методов воздействия, используемых в процессах антикризисного бизнес-регулирования, свидетельствует об их значительной схожести с учетом полномочий, делегированных на рассматриваемый уровень управления, выделения институциональных инструментов, позволяющих воздействовать на параметры институциональной среды, применяемых контрактных соглашений, а также на формы экономического поведения субъектов рынка.

Эффективность антикризисного бизнес-регулирования на мезоуровне может быть достигнута при условии, что парадигма, стратегия, инструменты, методы и цели данного процесса соответствуют потребностям развития региональной системы как субъекта экономических отношений. Корректно подобранные инструменты антикризисного бизнес-регулирования на рассматриваемом уровне активизируют бизнес-процессы, повышают инвестиционную привлекательность региона, способствуют реализации концепций его развития. Антикризисное управление экономической системой региона призвано обеспечить согласование интересов основных субъектов, формирование оптимальной комбинации имеющихся ресурсов и их эффективное использование, а также извлечение синергетического эффекта в процессе ее взаимодействия с другими системами социально-экономических отношений, действующими на макро- и микроуровнях.

Регулирование на микроуровне

Главной целью антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне, то есть в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (вне зависимости от видов деятельности, организационно-правовой формы и других параметров), является устойчивое, непрерывное развитие бизнеса, когда добросовестные собственники могли бы заблаговременно и эффективно осуществлять антикризисные меры, восстанавливать утраченную платежеспособность и обеспечить своему предприятию «возвращение» в число эффективно функционирующих организаций. Само общество также заинтересовано в том, чтобы фирмы и компании работали рентабельно, чтобы их имущество использовалось эффективно, чтобы бизнес сохранялся. Следовательно, в проведении эффективного бизнес-регулирования в целях обеспечения стабильного функционирования бизнес-единиц, предупреждения кризиса и преодоления его последствий на микроуровне основными заинтересованными лицами являются государство как субъект отношений, защищающий интересы всего общества, и собственники (учредители, участники хозяйствующих обществ, собственники их имущества), работники, а в ряде случаев (градообразующие организации монопрофильных городов) – все муниципальное сообщество. Для достижения указанных целей фирмы и компании также используют соответствующие инструменты антикризисного управления, методы воздействия, выполняют определенные функции.

К основным функциям антикризисного управления со стороны субъектов экономических отношений на рассматриваемом уровне относятся обеспечение непрерывного процесса производства и реализации продукции, формирование высокопрофессионального персонала, а также комплекта распределительно-регламентирующей документации, регулирующей основные производственные, финансово-бухгалтерские процессы, договорные отношения как внутри фирмы, так и с внешними агентами, партнерами по бизнесу, например формирование учетной политики организации, ее коллективного договора, предусматривающего систему льгот, дополнительных по отношению к тем, что предусмотрены трудовым законодательством, и др.

Инструментом антикризисного бизнес-регулирования, составляющим материальную основу фирмы, считается собственность, факт наличия которой у фирмы обеспечивает ей конкурентные преимущества по сравнению с компанией, берущей собственность в аренду. Кроме того, фирма может использовать собственность для достижения целей и восполнения недостающих финансовых ресурсов, в том числе в качестве залога, обеспечения принимаемых обязательств и т. д.

Основным методом антикризисного бизнес-регулирования этого уровня является действующая на предприятии система запретов, разрешения и принуждения, регламентируемая распоряжениями, положениями, подготовленными в строгом соответствии с действующей нормативно-законодательной базой федерального и регионального уровня.

Основными задачами антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне являются обеспечение стабильного функционирования бизнес-единицы и выполнение комплекса соответствующих мер, направленных на предупреждение и прогнозирование кризисов, реализацию мероприятий превентивного характера, применение особых антикризисных технологий при проведении профилактических мероприятий, своевременное предупреждение и распознавание кризисных явлений.

Арбитражное управление и банкротство

Важнейшей задачей антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне является реализация комплекса мер в целях предупреждения банкротства организаций. Принципиально иные задачи стоят перед субъектами экономики с недостаточной финансовой устойчивостью, низкой рентабельностью, высокой степенью зависимости от внешнего финансирования. В этом случае необходим набор мер антикризисного управления, предполагающих стабилизацию финансового состояния, предотвращение развития и углубления кризисных явлений, обеспечение работоспособности фирмы. Указанные задачи коренным образом отличаются от задач, решаемых в рамках арбитражного управления предприятием-должником.

Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначаемого арбитражным судом субъекта Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих). Действующим законодательством четко регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, определен уровень компетенции, ответственности в каждом деле о банкротстве, поставлены цели для каждого рассматриваемого уровня управления, методы их достижения, режимы антикризисного бизнес-регулирования, каждый из которых имеет свои характерные черты, задачи и функции, которые определяют особенности действий каждой процедуры банкротства. В общем виде режимы финансового оздоровления (ФО) представлены на рисунке. При этом во времени рассмотрены важные события и обстоятельства в хозяйственной деятельности организации, начиная от возникновения финансовых проблем и заканчивая признанием организации банкротом арбитражным судом. Следует иметь в виду, что антикризисное управление предусматривает разделение финансового оздоровления на режим до возбуждения дела о банкротстве и режим, используемый в деле о банкротстве.



В связи с этим в зависимости от реализуемых мер финансовое оздоровление подразделяется на превентивное и проведение процедур банкротства. В состав превентивных мер включена профилактика неплатежеспособности и предотвращения возбуждения дела о банкротстве. Процедуры банкротства проводятся с учетом их целей и делятся на подготовительные и реабилитационные либо ликвидационные.

Государственное регулирование отношений несостоятельности (институт банкротства) является неотъемлемой частью антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне. Его функционирование способствует поддержанию устойчивых экономических связей, финансовой дисциплины, своевременной реорганизации неэффективных субъектов экономики и их цивилизованному уходу с рынка под контролем кредиторов. Именно этим обусловлены основные функции и задачи института банкротства, используемые при этом инструменты и методы регламентированы действующей нормативно-законодательной базой [2].

Саморегулируемые организации

Глобализация мировой экономики и преобразования экономических систем способствовали возникновению нового субъекта рыночных взаимоотношений — института саморегулирования. Саморегулируемые организации в значительной мере сокращают регулирующую функцию государства и способствуют большему проявлению аналогичной функции профессиональных сообществ, рассматриваемой как одна из новых составляющих антикризисного бизнес-регулирования, занимающей промежуточное состояние между макро- и микроуровнями.

Основной целью внедрения института саморегулирования является делегирование части государственных функций субъектам профессиональной или предпринимательской деятельности, формирование зрелого бизнес-сообщества и, следовательно, сокращение численности госаппарата различных уровней власти. Действующим законодательством [3] предусмотрены основные функции, инструменты и методы регулирования деятельности рассматриваемого института.

Особенности регулирования в условиях мирового кризиса

Принципиально иными представляются задачи, функции, инструменты и методы воздействия субъектов экономики на различных уровнях управления в условиях мирового финансово-экономического кризиса и кризиса российской экономики. Важными аспектами антикризисного бизнес-регулирования являются выявление и понимание сущности и причин возникновения кризиса, характера изменений в мировой экономике, направлений развития экономических и других характеристик.

В целях борьбы с глобальным экономическим кризисом многие страны разработали соответствующие программы антикризисных мер. Так, антикризисные программы США, государств Западной Европы были направлены на повышение уровня текущей ликвидности национальных банковских систем, финансовую поддержку реального сектора экономики, предоставление государственной гарантийно-страховой поддержки финансовых операций в целях преодоления кризиса доверия, активизации рынков капитала, осуществления государственных инвестиций в капитал системообразующих финансовых институтов; выкуп у финансовых институтов проблемных активов с низкой текущей ликвидностью. В процессе развития инструменты и методы государственного антикризисного бизнес-регулирования резко менялись, например после появления фактов национализации важнейших для экономики конкретного государства субъектов хозяйствования.

Анализ российской практики антикризисного бизнес-регулирования в условиях мирового финансово-экономического кризиса также свидетельствует об изменении инструментов и методов воздействия, речь идет об увеличении сферы использования амортизационной политики, совершенствовании налоговой политики и снижении налога на прибыль, в том числе для малого бизнеса, увеличении имущественного вычета при покупке жилья, поддержке системообразующих банков (увеличении их уставных капиталов), крупных промышленных предприятий, авиакомпаний, предприятий автомобилестроения, оборонно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, рыболовства, предприятий малого и среднего бизнеса, рынка труда и других сфер экономики.

Отличительной особенностью государственного регулирования в рамках мирового финансово-экономического кризиса является выработка основных принципов регулирования финансовых систем:

• предотвращение краха системно важных финансовых институтов;

• обеспечение возможности привлечения капитала для возобновления кредитных операций;

• гарантирование доступа финансовых институтов к финансированию; обеспечение надежности программ по страхованию депозитов и др.

В ходе кризиса было выявлено, что основной фактор антикризисной устойчивости зависит не столько от структуры производства, сколько от эффективности антикризисной стратегии правительства. По мнению международного экспертного сообщества [4], наиболее важными направлениями антикризисного бизнес-регулирования на уровне государства являются:

• развитие внутренних рынков, в том числе защита национальных интересов;

• поддержка малого и среднего бизнеса, стимулирование внутреннего спроса; долгосрочное комплексное государственное планирование;

• усиление государственного и межгосударственного регулирования, реформа финансовой системы;

• поддержка реального сектора экономики, уход от сырьевой зависимости;

• разумная промышленная политика; развитие технологий и инновационного производства и др.

В процессе своего функционирования субъекты рыночной экономики различных уровней выполняют различные задачи и функции в целях обеспечения стабильного функционирования и предупреждения кризиса, применяют систему соответствующих инструментов и методов, которые имеют существенные различия в зависимости от указанного уровня, внутренних и внешних факторов, то есть разрабатывают соответствующие антикризисные программы. В случае возникновения кризисных явлений, их усугубления, несвоевременности разработки, недостаточной обоснованности и неэффективности реализации антикризисных мер субъекты экономики макро-, мезо- и микроуровня применяют комплекс инструментов и методов, технологий управления, что предопределяет соответствующую трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Принят ГД ФС РФ 27.09.2002; ред. от 07.02.2011.

3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Принят ГД ФС РФ 16.11.2007; ред. от 27.07.2010.

4. Модели посткризисного развития; глобальная война или новый консенсус: Международное исследование. М., 2010. 130 с.

5. Нестерова А. Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград, 1997. 63 с.

Примечания:

1 С учетом сложившейся в России на современном этапе такой дифференциации доходов, когда доходы самых бедных в десятки раз ниже доходов российских олигархов, можно сделать вывод о неэффективном использовании рассматриваемого инструмента.